Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии

Аннотация

В статье делается попытка рассмотреть историю психологии в перспективе ее парадигмальных сдвигов. Опираясь на трансспективный анализ, автор выявляет основания прогрессивного развития психологической науки как открытой самоорганизующейся теоретической системы. Трансспективный анализ рассматривается также как методологическое средство изучения самоорганизующихся психологических систем. Утверждается, что современная психология движется к постнеклассической парадигме, в рамках которой психика и сознание получают новое объяснение.

Общая информация

Ключевые слова: типы научной рациональности, постнеклассическая парадигма, самоотбор, теория психологических систем, трансспективный анализ, объяснение в психологии

Рубрика издания: Перспективы психологического объяснения

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Клочко В.Е. Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии // Методология и история психологии. 2008. № 1. С. 165–178.

Литература

  1. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.
  2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  3. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 3. М., 1958.
  4. Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология: от классической – к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 99–115.
  5. Гусельцева М.С. Культурная психология и методология гуманитарных наук // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 3–18.
  6. Гусельцева М.С. Типы методологических установок в психологии // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 98–103.
  7. Гусельцева М.С. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 1. С 3–15.
  8. Зеленкова Т.В. О сетевой парадигме в психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 18–28.
  9. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск, 2005.
  10. Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки // Методология и история психологии. 2007. Вып. 1. С. 5–19.
  11. Кун Т. Логика открытия или психология исследования? // Философия науки. Вып. 3: Проблемы анализа знания. М., 1997. С. 20–48.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  13. Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология. 2005. № 1.
  14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  15. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
  16. Мясоед П.А. Психология в аспекте типов научной рациональности // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 3–18.
  17. Поппер К. Мир предрасположенностей // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.
  18. Постнеклассическая психология. 2004. № 1. 2005. № 2.
  19. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8.
  20. Психология и новые идеалы научности (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 3–43.
  21. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  22. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101–108.
  23. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // [http://filosof.historic.ru/books/c0026_1.shtml]
  24. Теплых Д.А. Концепция предметности психологии в контексте типов научной рациональности // Методология и история психологии. 2006. Вып. 1. С. 85–99.
  25. Узнадзе // Антология гуманной педагогики. Вып. 5. М., 2000.
  26. Хакен Г. Принципы работы головного мозга. М., 2001.

Информация об авторах

Клочко Виталий Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор факультета психологии Томского государственного университета, Томск, Россия, e-mail: root@klo.tsk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2076
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4