Медитация как неопосредствованное познание*

Аннотация

Статья посвящена медитации как форме достижения измененных состояний сознания через концентрацию внимания и «успокоение ума» практикующего. Сопоставляются буддистские психопрактики и современная психотерапия в рамках работы с образами воображения. Рассматривается буддистская тантрическая практика медитации на Йидам (образы божественных сущностей), позволяющая через идентификацию с божеством осуществлять трансформацию личностных качеств практикующего. Утверждается, что в процессе медитации происходит изменение форм категоризации практикующего, вплоть до полной остановки процесса категоризации в нирване.

Общая информация

* Исследование проводится при финансовой поддержке РФФИ, гранты № 05-06-80510а и № 07-06-10045к

Ключевые слова: медитация, буддизм, личность, принцип Анатман (иллюзорность «Я»), эриксоновский гипноз, категоризация, духовность

Рубрика издания: В поисках метода психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как неопосредствованное познание // Методология и история психологии. 2007. № 1. С. 164–189.

Литература

  1. Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989.
  2. Альбедиль М. Буддизм. СПб.: Питер, 2006.
  3. Андросов В.Н. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М.: Восточная литература, 2001.
  4. Андросов В.Н. Нагарджуна и его учение. М., 1990.
  5. Асмолов А.К. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.–Воронеж, 1996.
  6. Ашвагоша. Шастра о пробуждении веры в Махаяне / Пер. Н.В. Абаева. Махаяна-шраддхотпада-шастры // Чань-Буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. С. 247–256.
  7. Аюшева Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.
  8. Базаров А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме. СПб.: Наука, 1998.
  9. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-Пресс, 1998.
  10. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.,1980.
  11. Борхес Х.Л. Вкус спасения // Культурно-экологический журнал «Байкал». Улан-Удэ, 1995.
  12. Буддизм. Каноны, История, Искусство: научное издание. М.: ИПЦ «Дизайн, Информация, Картография», 2006.
  13. Бхикку Квантипалло. Секреты медитации. М.: Беловодье, 2005.
  14. Бэндлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. М.: Изд-во «Независимая ассоциация психологов-практиков», 1995.
  15. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М.: Смысл, 2005.
  16. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  17. Витгенштейн Л. Языки как образ мира. М., 2003.
  18. Волкова А.Н. Феноменология мистического опыта. СПб., 2002.
  19. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. 2-е изд. М.–Л., 1930; М.: Педагогика, 1993.
  20. Гостев А.А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. М., 1998.
  21. Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. М.: Каас, 1995.
  22. Гроф С. Холотропное сознание. М., 2002.
  23. Грязева В.А., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. М., 1993.
  24. Дандарон Б.Д. Письма о буддийской этике. СПб.: Алетейя, 1997.
  25. Джампа Тинлей. Значение мантры Будды Шакьямуни «Ом Муни Муни Маха Муние Суха» // Культурно-экологический журнал «Байкал». Улан-Удэ, 1995.
  26. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
  27. Дхаммапада. Рига: УГУНС, 1991.
  28. Ело Ринпоче. Боевая чакра. Махаяноское преображение мышления. Комментарии к тексту Дхармаракшиты. Улан-Удэ: Ринпоче-Бакша, 2006.
  29. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа // Исследование деятельности зрительной системы. М.: Изд-во МГУ, 1969.
  30. Карицкий И.Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик. М.–Челябинск: Социум, 2002.
  31. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М.: Изд-во Института психиатрии, 2005.
  32. Козлов В.В., Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние. М., 2000.
  33. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М., 1997.
  34. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 70–78.
  35. Кюльпе О. Современная психология мышления // Новые идеи в философии. № 16. СПб., 1914.
  36. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
  37. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  38. Лепехов С.Ю., Донец А.М., Нестеркин С.П. Герменевтика буддизма. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра СО РАН, 2006.
  39. Лосский Н.В. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.: Прогресс, 1992.
  40. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. М.: Изд-во МГУ, 1968.
  41. Луц У., Михаэльс А. Иисус или Будда. Жизнь и учение в сравнении. Серия «Диалог». М.: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2005.
  42. Минделл А. Сновидение в бодрствовании. М., 2004.
  43. Моаканин Р. Психология Юнга и буддизм. М.–СПб., 2004.
  44. Ньянапоника. Внимательность как средство духовного воспитания (буддийский метод сатипаттхана) // Медитация. М.: ОлмаПресс, 1994.
  45. Ню Сэн-жу. Путешествие в далекое прошлое // Танские новеллы (VII–IX вв.). М., 1970.
  46. Ожиганова Г.В. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования // Психологический журнал. 2004. Том 25. № 3. С. 5–17.
  47. Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды. СПб., 1919. (2-е изд. Новосибирск, 1994).
  48. Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон +, 2005.
  49. Парибок А.В., Эрман В.Г. Перевод и предисловие к «Джатаки: избранные рассказы о прошлых жизнях Будды». СПб., 2003.
  50. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 113–121.
  51. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В., Вяльба Ю.А. Психосемантика измененных состояний сознания // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 16–27.
  52. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  53. Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. 3-е изд. М.: Издательский дом Международного университета в г. Москве, 2006.
  54. Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Сост. В. Хохлов. Минск: Вида-Н, 1998.
  55. Пятигорский А.М. Непрекращающийся разговор. Лекции по буддийской философии. М.: Азбука-классика, 2004.
  56. Райков В.Л. Гипноз и постгипнотическая инерция как модель исследования творчества // Психологический журнал. 1992. № 3.
  57. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.
  58. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1935.
  59. Рудой В.И. Отечественная историко-философская школа буддологии: вклад в проблему научного истолкования буддийских философских текстов // Буддизм. Проблемы истории, культуры, современности. М., 1990.
  60. Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 29–38.
  61. Топоров В.Н. Введение и комментарии к Дхаммападе // Дхаммапада. Рига: УГУНС, 1991.
  62. Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб.: Амфора, 2005.
  63. Тулку Тондуб Ринпоче. Тайные учения Тибета: объяснение тибетской буддийской традиции терма. СПб.: Культурный центр «Уддияна», 2006.
  64. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. М.: АСТ, 2004.
  65. Уолш Р. Основания духовности: семь главных практик для пробуждения сердца и ума. М.: АСТ, 2004.
  66. Хараш А.У. Принцип деятельности в исследовании межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980. № 3.
  67. Хоружий С.С. Православная аскеза – ключ к новому видению человека. М.: Омега, 2000.
  68. Цыбиков Г.Ц. К антропологической модели третьего тысячелетия // Избранные труды. В 2-х т. Новосибирск: Наука, 1991.
  69. Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект). Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 2006.
  70. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997.
  71. Шэток И.Х. Опыт внимательности // Медитация. Практика буддийского метода духовного воспитания. М.: Олма-Пресс, 1994.
  72. Чаттерджи А.К. Идеализм йогачары. М.: Изд-во Центра буддологических исследований «Шечен», 2004.
  73. Чоки Нима Ринпоче. Единство Махамудры и Дзогчена. Казань: Бланкиздат, 2002.
  74. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
  75. Эриксон М. Мой голос останется с вами. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.
  76. Юнг К.Г. Синхроничность. М.: Рефл-Бук; Киев: Ваклер, 1997.
  77. Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965.
  78. Cognitive Models and Spiritual Maps // J. of Consciousness Studies. Special issue / Ed. by J. Andresen and R.K.C. Forman. 2000. Vol. 7. N 11–12.
  79. The view from within. First-person approaches to the study of consciousness / Ed. by F.J. Varela and J. Shear. Published in the UK by Imprint Academic. UK, 1999.

Информация об авторах

Петренко Виктор Федорович, доктор психологических наук, Профессор, Заведующий лабораторией факультета Психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент Российской Академии наук, Москва, Россия, e-mail: victor-petrenko@mail.ru

Кучеренко Владимир Вилетарьевич, научный сотрудник лаборатории психологии общения и психосемантики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, гипнотерапевт, практикующий психолог, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1899
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 12