Прагматика несобственно вопросительных предложений в тематических блоках «Литературной газеты»

3

Аннотация

Язык массовой периодической печати является наиболее ярким транслятором намерений пишущих. Цель исследованияпроанализировать прагматику несобственно вопросительных конструкций (НВК) на страницах «Литературной газеты» в текстах контрастирующих тематических блоков общественно-политической и культурологической направленности. Выявлено, что жанровое своеобразие публикаций «Литературной газеты» обусловливает и структурно-семантическую специфику употребляемых НВК, подчиненных авторскому намерению.

Общая информация

Ключевые слова: язык, СМИ, прагматика речи, несобственно вопросительное предложение, общественно-политический блок текстов, культурологический блок текстов, газета

Рубрика издания: Общее и сравнительно-историческое языкознание

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2025120102

Получена: 13.02.2025

Принята в печать:

Для цитаты: Губина О.Э. Прагматика несобственно вопросительных предложений в тематических блоках «Литературной газеты» [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2025. Том 12. № 1. С. 13–22. DOI: 10.17759/langt.2025120102

Полный текст

Введение

В XXI веке получает новый виток развития система измененных культурных ценностей, которые в полной мере отражают общественно-политические изменения. Трансформация общественной мысли стала основой для преобразований в том числе и периодических изданий. «Даже в пределах возрастных или профессиональных интересов аудитория дифференцирована. Газета не может не учитывать это обстоятельство, она пытается искать разные интонации в диалоге с предполагаемыми потребителями информации» (Кройчик, 2000).

Помимо информационной составляющей для текстов массовых периодических изданий характерны эмоциональная и воздействующая (суггестивная) функции. Ряду жанров свойственен художественный характер, предполагающий определенное соотношение объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Одним из ключевых трансляторов суггестивности на страницах газетных текстов являются вопросительные конструкции – «операторы движущей мысли нарратора» (Вяткина, 2022, с. 154). Среди них особое место занимают несобственно вопросительные конструкции (НВК), которые «служат для выражения сообщения, побуждения или активизации реакции адресата» (Клокова, 2002, с. 6).

На сегодняшний день одним из главных проводников «мысли народной» является «Литературная газета», на страницах которой гармонично отражаются сложившиеся, традиционные представления социума об основных составляющих общественно-политической, культурной жизни, системе нравственных ценностей и вызовы XXI века. «“Литературка” была и остается неотъемлемой частью истории, культуры и духовной жизни России, её национальным достоянием»1.

«Литературная газета» как зеркало эпохи

«Литературная газета» – еженедельное государственное литературное и общественно-политическое издание. Жанровая наполненность издания довольно разнообразна: на страницах газеты регулярно публикуются аналитические статьи, колонки, рецензии, заметки, а также художественные тексты. Периодичность выхода газеты обусловила освещение событий «здесь и сейчас». Идеологическая приверженность издания до конца неоднозначная: «Мы, в общем, конечно, государственники по своей программе. Но, естественно, нам никто не запрещает критиковать те начинания власти, которые мы считаем вредными. Это и есть конструктивная оппозиция, которая критикует и предлагает свои пути решения»2.

Место данного издания в структуре газетного блока публицистических текстов является, по нашему мнению, уникальным, так как оно, «будучи общественно-политическим еженедельником, воспринимается читателями все-таки как литературная газета, информирующая об основных литературных проблемах, и как источник оперативной информации по всем актуальным проблемам современной социальной действительности» (Васильева, 2017, с. 103).

Общественно-политический блок

Одной из главных черт «нового» времени стало повышенное внимание общества к обсуждению и решению социально значимых проблем. На сегодняшний день события в мире занимают центральное место во всех СМИ, в том числе и в узконаправленных газетных изданиях.

Материалом для нашего анализа стали тексты «Литературной газеты» 2023-2024 гг., поднимающие проблемы не только культурной жизни современного общества, но и общественно-политические.

Цель проанализированных публикаций общественно-политического блока – привлечение аудитории к диалогу на самые острые и злободневные темы современной жизни, мнения о которых противоречивы и неоднозначны. Одним из ведущих жанров газетно-публицистического текста, призванным акцентировать внимание аудитории на полемике вопроса, является колонка. По мнению И.С. Тимченко, «колонка — это место, где автору позволительно высказать частное мнение, опубликовать результаты осмысления своего личного опыта, при этом направив взгляд вглубь себя» (Тимченко, 2011, 13). Именно в тексте колонки ярко выражена позиция автора, на первый план выдвигается субъективная оценка той или иной ситуации. В общегосударственных изданиях наиболее ярко представлен тип социальной колонки, призванной «искоренять зло социальной безответственности и несправедливости» (Там же). Иллюстрируя как мировые события, обращая внимание реципиентов на проблемы местного характера, автор использует экспрессивные ресурсы языка. По мнению Т.В. Шмелевой, «жанр авторской колонки активизировал круг оценочных конструкций» (Шмелева, 2022, 82). Ярким оценочным средством выражения полемики являются несобственно вопросительные конструкции, под которыми понимаются предложения, внешне оформленные как вопросительные, но направленные не на запрос информации, а отражающие позицию автора в эмоционально-экспрессивной вопросительной форме (далее – НВК).

Например, в колонке, посвященной противоречивой политической обстановке в мире, политический аналитик Вероника Крашенинникова использует цепочку НВК, говоря о несоизмеримости некоторых точек зрения по вопросу применения ядерного оружия. Точки зрения, транслирующиеся на некоторых федеральных телеканалах, нередко значительно отличаются от позиции, высказанной Президентом:

Как эти две реальности существуют бок о бок? Может быть, вторая – лишь японский театр кабуки, где персонажи в жутких масках делают устрашающие движения в отношении друг друга? Но есть ли гарантия, что это только театр и спектакль скоро закончится? Есть ли гарантия, что «актёры» не перепутают игру с реальной жизнью? Где то самое плато, на котором они остановятся, решив, наконец: ну, попутали и хватит? Такое сцепление несобственно вопросительных предложений, в определении А.В. Канафьевой, образует «риторический блок», который «представляет собой группу риторических высказываний, когда следующее логически вытекает из предыдущего. Между единицами риторического блока существует определённая взаимосвязь и иерархия» (Канафьева, 2011, с. 126). Риторические блоки позволяют автору публикации подытожить изложенное, аргументировать его, выразить собственное отношение к проблеме, вынести соответствующие оценки. В приведённом риторическом блоке опасение, предостережение автора выражено НВК с прономинальными компонентами как, где и модально-вопросительной частицей ли, придающими эмоционально-экспрессивный характер всему суждению: «Модальные значения вопросительных наречий и частиц сказываются в их яркой экспрессивной окраске» (Виноградов, 1947, с. 742).

Помимо колонки, яркими экспрессивными ресурсами обладает и жанр аналитической статьи. В отличие от колонки, где на первый план выходит субъективная оценка автором того или иного события, аналитическая статья ставит перед собой цель представить лаконичное по структуре описание темы с привлечением фактологического материала. По мнению А.Н. Моревой, которое представляется нам справедливым, «подбор фактов, их взаимное расположение, оценка, прямое или косвенное выражение собственной позиции позволяет автору сформировать у читателя нужное видение ситуации. Таким образом, автор является творцом не только текста, но и образа действительности в сознании читателя» (Морева, 2016, URL).

Цепочка НВК в композиционной структуре аналитической статьи, как показало наше наблюдение, может занимать практически любую позицию. НВК может быть как вводящим компонентом (заголовочный комплекс), так и заключать выводы пишущего, обращенные к аудитории. Так, например, в статье «Судьи не хотят иметь друзей» Евгений Мысловский уже в подзаголовке Может быть, глава Верховного суда РФ поддержит Amicus curiae? с помощью модального оператора может быть имплицитно выражена субъективная позиция относительно поднятой проблемы. Цепочка НВК образует обособленную микротему, в которой автор ограничивает целевую аудиторию непосредственно своими коллегами:

Немалое число коллег задаются вопросом: почему высшая судебная власть, видимо, идя на поводу у исполнительной власти, стала вдруг опасаться публичного оглашения исходящего снизу профессионального «мнения, отклоняющегося от главной линии»? И почему пытаются обосновать это желание не допускать подрыва «стабильности судебных решений»?

Использование полилога вновь расширяет аудиторию анализируемого газетного дискурса. Евгений Мысловский не только ставит ключевые для решения проблемы вопросы, но и делает предположения, касающиеся возможностей ее разрешения:

Какой тут подрыв? Если суду представляют для осмысления авторитетное мнение профи, он, скорее всего, не сможет его не учесть, а это значит, что осложнится протаскивание через суд абсурдных и необоснованных решений. Разве это плохо? <…> Не говорит ли это о полной и безоговорочной капитуляции судебной власти перед здравомыслием?

Диалогизация как основная черта современных СМИ проявляется и в использовании НВК в структуре лида, цель которого – «рекомендация, руководство к действию для любого, кто берет в руки газету, быстро пролистывает ее, не имея времени надолго задержать свое внимание на чем-то определенном, вдуматься в содержание, — т.е. для подавляющего большинства целевой аудитории» (Ленкова, 2023, URL). В статье, описывающей украинскую политику в наши дни, НВК используется автором лишь единожды в лиде с целью акцентирования внимания реципиентов на неоднозначности ситуации:

Когда читаешь, как в украинском сегменте интернета радуются смертям на российских территориях, задаешься вопросом: каким образом удалось сформировать подобные настроения, укоренить такую степень агрессии?

Вопросно-ответные формы сближают газетный дискурс с риторикой, где подобные структуры образуют субъекцию – «фигуру, с помощью которой оратор вопрошает себя и отвечает на свои собственные вопросы или спрашивает слушателя, оставляя ответ за собой» (Грановская, 2004, с. 79).

Владимир Сухомлинов, описывая миграционную политику, вводит субъекцию с целью не только описать масштаб проблемы, но и гиперболизированно обобщить предыдущий опыт:

Что, всё это новости? Об этом не говорят в эфире, не пишут в газетах? Не дискутируют на конференциях? Да нет же, слов произнесено множество – наверное, на каждого мигранта не по одному десятку. А дело сдвигается медленно. <…> Для начала, чего не надо делать? <…> Не отказываться от проведения показательных процессов над нарушителями трудового законодательства… <…> А что надо? Следовало бы, отмечает депутат, «пересмотреть Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг.

В другой статье, посвященной описанию неоднозначной политики европейских стран в отношении России, Владимир Сухомлинов включает НВК для создания эффекта «живого» диалога с аудиторией:

Ну нормально, да? Сначала созвать к себе в кабинет на конфиденциальный разговор с Путиным кучу журналистов, устроить для них показательное шоу (рубаха-парень), а потом сделать вид, что ничего не случилось. Разве не следовало бы для начала извиниться? Или это не в европейской манере – извиняться перед «азиатами»? Или, может быть, перед спичем о «телефонном номере» Эммануэль просто шампанского хлебнул? Рождество же на носу!

Вопросительная частица да не только сближает автора и аудиторию, но и создает в оценке гиперболизированное чувство предвзятого отношения к нашей стране со стороны Европы. Вопросительная форма конъюнктива, организованная, кроме частицы бы, участием частиц разве и не, выражает побуждение в ненавязчивой форме. Анафора создает эффект замкнутого круга.

Итак, различные структурно-семантические типы НВК используются авторами в числе других языковых средств для воздействия на массового адресата в формировании его общественно-политической позиции.

Культурологический блок

Специфика издания обусловила тематику ключевого тематического блока публикаций. Культурологический блок «Литературной газеты» представляет собой обращение к разнообразным пластам искусства, в которых гармонично сочетают традиции настоящего и прошлого.

Традиционно многие выпуски «Литературной газеты» открываются и в данном блоке колонкой. Как правило, она обращена или к злободневным вопросам, или же посвящена значимой дате в мире культуры. По нашему мнению, именно тематическая направленность описываемого жанра на первой полосе является отправной точкой для номера в целом. Так, например, предпоследний номер 2023 г. открывается размышлениями писателя Платона Беседина. Утвердительный заголовок с имплицитной коннотацией ‘призыва’ «Быть людьми» характеризует одно из главных предназначений человека в мире. Текст колонки посвящен 95-летию со дня рождения научного фантаста Филипа Дика. На страницах своих книг Филип Дик размышлял о границах мира реального и мира иллюзорного:

Блестящий текст о хрупкости не только человеческого сознания, но и мира вокруг. Да и есть ли это сознание, мир? Есть ли то, на что действительно можно опереться? Где точка сборки?

Автор обращается к аудитории, используя цепочку НВК. Что есть мир? Неоднозначность ответа на этот вопрос подчеркивается вводом модальной частицы ли со значением сомнения, неуверенности. Прономинальный компонент где означает явное отсутствие конкретного локуса, имеет свойство эфемерности.

Отсутствие какой-либо точки опоры описывается автором и в другой цепочке НВК:

А теперь оглянитесь вокруг, если ещё можете оглядеться. Что вы видите? Или что предлагает вам видеть матрица? Это ли не мир Филипа Дика? Реальность действительно ирреальна, с какой стороны к ней ни подступись.

Повторяющийся прономинальный компонент что – указание на неопределенный объект, на который направлено действие, – усиливается модальной частицей ли. Частица ли является наиболее частотной в цепочках НВК анализируемого текста. Можно сказать, что она выступает лейтмотивом отсутствия констант. Таким образом, цепочки НВК в колонке характеризуют не только обращенность к аудитории, но и метания как тему творчества Филиппа Дика.

Центральное место в средствах массовой информации в 2024 году занимают юбилейные даты: 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина и 210 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова – масштабные культурные события, которые побуждают не только обратиться снова к творчеству классиков русского слова, но и заставляют по-новому взглянуть на уже знакомые произведения. Наиболее ярко данная тема представлена в аналитических статьях, которые сквозь призму оценки творчества акцентируют внимание аудитории на глубоких аспектах внутреннего «я».

Ольга Муравьёва, заместитель председателя Пушкинской комиссии РАН, ставит вопрос о проблеме адресата в любовной лирике А.С. Пушкина. В форму вопросов обрамляются ключевые позиции в литературоведческой статье. Автор приводит иную трактовку широко известного проблемного положения: Зададимся вопросом: кто этот «я», от имени которого написаны пушкинские стихотворения? И кто эта «она», к которой они обращены? На первый взгляд все ясно. «Он» – это Александр Сергеевич Пушкин, «она» – одна из его возлюбленных. Облекая ключевую идею статьи в вопросительную форму, Ольга Муравьёва не только подчеркивает амбивалентность сложившейся за долгие годы позиции, но и невербально воздействует на аудиторию, привлекая ее к диалогу.

Противоречивость общепринятой трактовки гиперболизируется автором с помощью включения в НВК разговорного фразеологического оборота с какой стати, который становится транслятором абсурдного, по мнению адресанта, положения: Однако нет оснований считать, что Пушкин поднёс Марии Смит это стихотворение, какой поступок выходил за все рамки приличия. С какой стати юноша стал бы выставлять себя грубым невежей и оскорблять милую умную женщину? Аффективный план НВК усиливается их суггестивностью.

Творчеству М.Ю. Лермонтова посвящена статья Максима Замшева «Брат всем гонимым». В центре внимания «термоядерная художественная сила» поэта. Цель автора не столько сфокусировать внимание аудитории на творчестве Лермонтова, сколько донести свое мироощущение. Для более глубокого воздействия на реципиентов используются средства различных языковых уровней, в том числе и синтаксические.

В отличие от текстов общественно-политического блока, диалогизация как одна из характерных черт языка СМИ представлена иначе. Вопросы, обозначенные в статье, носят дуалистический характер. С одной стороны, адресант подчеркивает собственные переживания: В каких текстах такого рода катарсис испытал я? Конечно, «И скучно, и грустно». С другой стороны, на первый план выходит имплицитный диалог с читателями. С помощью НВК автор не только задает вопросы, но и сам же на них отвечает, тем самым высказывая свою точку зрения как единственно правильную:

Лермонтов все запутал, смешал по времени, но никаких инструкций не оставил. Не уважал читателя? Уважал. Поэтому и не разжёвывал. Отсюда, видимо, и упорство в «из пламя и света». Ведь указывали же? Верно «из пламени». Да какое тут пламя?

Экспрессивность, как ключевая черта современных СМИ, за ключена в использовании модальных частиц различных оттенков. Обращая внимание аудитории на глубинные смыслы творчества Лермонтова, автор использует так называемые «сенсационные» вопросы, целью которых является демонстрация несогласия со сложившимся общественным мнением. Формантом таких вопросов выступает модально-персуазивная частица не…ли, она не выражает однозначную, вполне определённую позиции автора, а является мнением «с оглядкой»:

Кто-то легко выстроит, что под Мцыри он метафорически выводил свою долю. <…> Я полагаю, здесь Лермонтов создает новый миф. Мцыри, посланник небес, которого не признает мир, и он умирает? Ничего не напоминает? И не видел ли поэт в жадной толпе, стоящей у трона, и людей в рясах? Не настаиваю на однозначном ответе. Но на вопрос имею право.

Обращенность к широкому кругу читателей подчеркивается введением операторов субъективной модальности:

Весь Лермонтов направлен внутрь, и вытаскивать его оттуда – сладостная задача для умных читателей, для тех, кто за смыслы, кто распознал и отверг чад современной и активной навязываемой нам бессмыслицы. ИИ (искусственный интеллект), говорите, будет писать книги? Возможно. Книги, лишенные личного.

В завершении статьи автор имплицитно воздействует на аудиторию, подталкивая к мысли, что его точка зрения является истинной.

Итак, тексты культурологического блока НВК нередко несут в себе лингвистические показатели уверенной позиции автора, которую он транслирует широкому кругу реципиентов.

Заключение

Таким образом, в ходе нашего исследования проанализировано использование НВК в двух контрастных тематических блоках текстов «Литературной газеты». Было выявлено, что в текстах общественно-политического блока на первый план выдвигается суггестивная функция НВК, в то время как в культурологическом блоке газеты НВК имеют дуалистический характер и сочетают в себе воздействующую и субъективно-оценочную функции. В публикациях общественно-политического блока авторы вводят НВК с целью найти поддержку своей позиции у аудитории. Важно отметить, что вопросительная форма становится формой поиска солидарного мнения среди читателей. Тексты же второго, культурологического, блока отличает использование НВК как ярких экспрессивных маркеров, использующихся лишь для привлечения внимания как «своего» читателя, так и массовой аудитории в целом. Цель автора – представить собственную точку зрения относительно той или иной темы. Интерпретация проблемы читателями, на наш взгляд, остается за рамками внимания адресанта.


[1] https://lgz.ru/about/history/

[2] https://lgz.ru/about/history/

Литература

  1. Архив «Литературной газеты». URL: https://lgz.ru/about/archive/ (дата обращения 01.02.2025)
    Archive of Literaturnaya Gazeta (In Russ.). URL: https://lgz.ru/about/archive/ (viewed: 01.02.2025)
  2. Васильева, С.С. (2017). Типологические особенности "Литературной газеты". Вестник ВолГУ. Серия 8: Литературоведение. Журналистика, 1, 100—106
    Vasilyeva, S.S. (2017). Typological features of the Literary Gazette. Bulletin of the Volga State University. Series 8: Literary Criticism. Journalism, 1, 100—106 (In Russ.)
  3. Виноградов, В.В. (1947). Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М.; Л.
    Vinogradov, V.V. (1947). Russian language. (Grammatical teaching of the word). Moscow; Leningrad.
  4. Вяткина, С.В. (2022). Вопросительное предложение в художественном тексте (на материале рассказов последних пяти лет). В: XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019): Избранные доклады, Санкт-Петербург, 16–24 ноября 2020 года (с. 152—167). СПб: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета. https://doi.org/10.21638/11701/9785288062353.09
    Vyatkina, S.V. (2022). A question sentence in a literary text (based on the stories of the last five years). In: XLIX International Scientific Philological Conference dedicated to the memory of Lyudmila Alekseevna Verbitskaya (1936-2019): Selected reports, St. Petersburg, November 16-24, 2020 (pp. 152—167). Saint Petersburg: St. Petersburg State University Publ. https://doi.org/10.21638/11701/9785288062353.09 (In Russ.)
  5. Канафьева, А.В. (2011). Риторическое высказывание: формы, семантика, функции. Монография. М.: Изд.-во МГОУ.
    Kanafyeva, A.V. (2011). Rhetorical utterance: forms, semantics, functions. The monograph. Moscow: Moscow State University Publ. (In Russ.)
  6. Клокова, О.В. (2002). Формальные и функционально-семантические особенности несобственно-вопросительных предложений в современном русском литературном языке: Автореферат дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь.
    Klokova, O.V. (2002). Formal and functional-semantic features of non-interrogative sentences in the modern Russian literary language: Extended abstr. Diss. Cand. Sci. (Philol.). Stavropol State University. Stavropol. (In Russ.)
  7. Кройчик, Л.Е. (2000). Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» (С.Г. Корконосенко, ред.). СПб.: Знание, 2000. URL: https://evartist.narod.ru/text5/64.htm (дата обращения: 10.09.2024)
    Kroichik, L.E. (2000). The system of journalistic genres // Fundamentals of creative activity of a journalist: a textbook for students of higher education institutions in the specialty "Journalism" (S.G. Korkonosenko, ed.). St. Petersburg: Znanie. URL: https://evartist.narod.ru/text5/64.htm (viewed: 10.09.2024) (In Russ.)
  8. Ленкова, Т.А. (2023). ЛИД - структурный элемент статьи и самодостаточный текст. Филология и человек, 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lid-strukturnyy-element-stati-i-samodostatochnyy-tekst (дата обращения: 13.12.2024). https://doi.org/10.14258/filichel(2023)1-14
    Lenkova, T.A. (2023). The LEAD is a structural element of the article and a self-sufficient text. Philology and man, 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lid-strukturnyy-element-stati-i-samodostatochnyy-tekst (viewed: 13.12.2024). (In Russ.). https://doi.org/10.14258/filichel(2023)1-14
  9. Морева, А.Н. (2016). Коммуникативные стратегии и тактики в медиажанре литературной рецензии (на материале «Литературной газеты»): дис. ... канд. филол. наук. Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
    Moreva, A.N. (2016). Communicative strategies and tactics in the media genre of literary review (based on the material of Literaturnaya Gazeta): Diss. Cand. Sci. (Philol.). N.I. Lobachevsky National Research University. Nizhny Novgorod. (In Russ.)
  10. Словарь структурных слов русского языка (1997) (В.В. Морковкин, ред.). Москва: Изд-во альм. "Лазурь".
    Dictionary of structural words of the Russian language (1997) (V.V. Morkovkin, ed.). Moscow: alm. Lazur Publ. (In Russ.)
  11. Тимченко, И.С. (2011). Авторская колонка в современных СМИ: учеб.-метод. пособие. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ.
    Timchenko, I.S. (2011). The author's column in modern media: textbook. St. Petersburg: Philological Faculty of St. Petersburg State University. (In Russ.)
  12. Шмелева, Т.В. (2022). Грамматика языка медиа: фактор жанра. В: Медиалингвистика: Материалы VI международной научной конференции, Санкт-Петербург, 30 июня – 02 июля 2022 года (с. 80—83). Санкт-Петербург: ООО "Медиапапир".
    Shmeleva, T.V. (2022). Media sinful Grammar: a genre of factors. In: Media Linguistics: VI International Conference of Scientific Materials, St. Petersburg traveled, June 30 – July 02, 2022 (pp. 80—83). St. Petersburg: Mediator LLC (In Russ.)

Информация об авторах

Губина Ольга Эдуардовна, ассистент кафедры современного русского языка имени профессора П.А. Леканта, Государственный университет просвещения (ФГАОУ ВО «Просвет»), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0000-7627-863X, e-mail: o_gubina@internet.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 12
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 3
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

!
Портрет читателя
Пройти опрос