Светлая триада личности: обзор зарубежных исследований

70

Аннотация

Актуальность проблемы обусловлена значимостью выделения интегрированных характеристик личности, в которых бы отражались ее типические способы поведения, деятельности и отношений к окружающему миру. К таким характеристикам принадлежат понятия черт Темной (макиавеллизм, нарциссизм, психопатия) и Светлой (вера в человечество, гуманизм, кантианство) триад личности. И, если Темная триада черт уже более 20 лет активно исследуется в психологии, то Светлая триада совсем недавно получила статус самостоятельной психологической проблемы. Тем не менее она вызвала живейший интерес в современной психологии, что обусловило появление на свет значительного числа публикаций. В статье представлен обзор ряда современных зарубежных исследований черт Светлой триады личности в период 2018—2024 гг. Рассматриваются различные подходы к выделению черт Светлой триады и к разработке диагностического инструментария. Выделяются и характеризуются основные направления исследования Светлой триады: изучение проявлений черт Светлой триады в зависимости от экономических, политических и культурных условий; исследование взаимосвязи черт Светлой триады с различными типами ценностей и удовлетворенностью жизнью; изучение взаимосвязи черт Светлой триады с поведением людей, в том числе и с поведением в Интернете; черты Светлой триады и проблема лидерства и др. Обсуждаются дискуссионные вопросы, выявленные в ходе анализа исследований черт Светлой триады личности.

Общая информация

Ключевые слова: Темная триада, Светлая триада, макиавеллизм, нарциссизм, психопатия, вера в человечество, гуманизм, кантианство

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130302

Благодарности. Автор выражает благодарность редакции журнала и рецензентам за ценные замечания по статье.

Получена: 27.03.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Маралов В.Г. Светлая триада личности: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 3. С. 18–30. DOI: 10.17759/jmfp.2024130302

Подкаст

Полный текст

Введение

Для психологии всегда была привлекательной идея выделения в человеке таких интегрированных характеристик его как индивида или как личности, которые бы описывали типические способы поведения и взаимодействия с окружающим миром. К ним можно отнести классическое разделение людей по типам темперамента, по проявлениям экстраверсии и интроверсии, экстернальности и интернальности, по выраженности качеств личности, составляющих пяти- или шестифакторную модель личности, по выраженности психологического капитала и мн. др. К этой же категории следует отнести идею выделения черт Темной и Светлой триад личности.
Темная триада была «открыта» Д. Паулхусом и К. Уильямсом в 2002 г. (D. Paulhus, K. Williams) [36]. Она включает в себя три черты: нарциссизм, макиавеллизм и психопатию. Нарциссизм проявляется в представлениях индивида о себе как о выдающейся личности, которая достойна признания и уважения. Макиавеллизм — это стремление манипулировать другими людьми для достижения собственных целей. Психопатия — выражение черствости, холодности к людям, импульсивности, что может сопровождаться проявлениями враждебности и агрессивности. Позже к ним была добавлена еще одна черта — садизм (получение удовольствия от страдания других) [10]. Открытие Темной триады вызвало значительный интерес в психологии, что породило огромное число публикаций. И этот интерес продолжает расти.
Выделение черт Темной триады привело к постановке вопроса о существовании некоторой альтернативной личности, обладающей противоположным, т. е. «светлым» набором качеств, которые бы характеризовали ее просоциальную направленность. И такая триада была открыта. Заслуга «открытия» Светлой триады личности приписывается С.Б. Кауфману, Д.Б. Ядену, Э. Хайд, Э. Цукаяма (S.B. Kaufman, D.B. Yaden, E. Hyde, E Tsukayama). Они в 2019 г. опубликовали статью под названием «Светлая и темная триада личности: противопоставление двух очень разных профилей человеческой природы» [52]. Затем эти идеи были развиты в 2020 г., когда авторы в расширенном составе опубликовали работу под названием «Светлые и темные подтипы человеческой личности — личностно-ориентированный подход, основанный на нескольких исследованиях» [30]. В них они выделили и подробно описали три черты «светлой» личности: веру в человечество, гуманизм, кантианство (происходит от фамилии немецкого философа И. Канта). Точка зрения С. Кауфмана с коллегами на проблему выделения черт «светлой» личности получила широкое распространение и поддержку. Однако она не является единственной.
Анализ публикаций по различным проблемам Светлой триады личности на современном этапе порождает целый ряд вопросов исследовательского характера. Каковы подходы к выделению черт Светлой триады личности? Каковы основные направления изучения проявления этих черт в различных сферах жизни и деятельности? Какое значение они имеют для развития современной психологии? Как могут быть использованы результаты этих исследований в практической работе?
Необходимость ответа на некоторые из этих вопросов и определила цель настоящего исследования — осуществить обзор исследований черт Светлой триады личности в современной зарубежной психологии в период с 2018 (первое исследование черт Светлой триады) по первую половину 2024 г.
В качестве методологии исследования использовался систематический поиск литературы в основном на английском языке в различных поисковых системах, преимущественно в «Академии Googl» в период с 2018 по первую половину 2024 г. Область поиска: заголовки, аннотации и ключевые слова. Поисковый запрос: «Dark Triad», «Light Triad», «Belief in humanity», «Humanism», «Kantianism». Было просмотрено более 250 публикаций различного рода, в которых есть упоминание о чертах Темной и Светлой триад личности, сюда же вошли работы, где идет сопоставление черт Светлой и Темной триад личности. В конечном итоге было отобрано 56 работ, в которых есть упоминание о Светлой триаде личности. Проведенный анализ дал возможность выделить ряд направлений, по которым проводятся современные исследования черт Светлой триады личности.

Дискуссия по проблеме выделения черт Светлой триады личности

Подход С. Кауфмана, Д.Б. Ядена, Э. Хайд, Э. Цукаяма. Итак, как было отмечено, считается, что первыми Светлую триаду описали С. Кауфман с соавторами в 2019 г. [52]. Они выделили три составляющие черты Светлой триады: веру в человечество, гуманизм и кантианство. Вера в человечество предполагает оптимистичный взгляд на природу человека, веру в фундаментальную доброту людей. Гуманизм характеризует веру в достоинство людей, подчеркивая доброжелательность, сопереживание и помощь другим. Наконец, кантианство рассматривает человека как самоценность, а не как средство достижения чьих-то целей.
Для диагностики этих черт авторами разработан специальный опросник, состоящий из 12 вопросов-утверждений, который получил широкое распространение во всем мире. Приводятся сведения о валидности и надежности опросника. Его использование позволило авторам дать развернутые характеристики «темной» и «светлой» личности. Дополнительные сведения о структурной, конструктивной и прогностической валидности этого опросника представлены в работе П. Лукича и М. Живановича (P. Lukić, M. Živanović) [31]. К настоящему времени имеются: польский вариант опросника [20], португальская версия [42], персидская версия [41], испанская версия [50], филиппинская версия [5], две турецкие версии [37; 47], бразильско-португальская версия [7]; две российские версии [1; 2]. В ближайшее время этот перечень будет только возрастать.
Справедливости ради, следует отметить, что концепция Светлой триады С. Кауфмана с коллегами не является единственной. Имеются и другие подходы.
Подход Л. Джонсон. Годом раньше выхода статьи С. Кауфмана с соавторами, в 2018 г., Лаура Джонсон (L. Johnson) [25] в Канаде защищает магистерскую диссертацию, в которой выделяет также три черты личности, которые называет Светлой триадой, это эмпатия, сострадание и альтруизм. Автором дается подробная характеристика этих черт, предлагается свой вариант опросника их диагностики, дается развернутая характеристика его валидности и надежности.
Необходимо отметить, что у Л. Джонсон в современной психологии нашлись последователи. В частности, предложенный ею опросник прошел успешную адаптацию в Иране [56]. В Саудовской Аравии Х. Аль-Доусари с соавт. (H. Al-Dowsari et al.) [9] изучали особенности Светлой триады как показателя эмоциональной толерантности между супружескими парами. И.У. Хан, У.К. Сафдар и М.З. Дуррани (I.U. Khan, U.K. Safdar, M.Z. Durrani) [28] применили концепцию Л. Джонсон для доказательства влияния Светлых черт руководителей на инновационную деятельность сотрудников ряда предприятий Пакистана. А.С. Бэлан, М.С. Ионеску и А. Стэн (A.S. Bălan, M.S. Ionescu, A. Stan) [6] использовали опросник Л. Джонсон с целью изучения просоциальных черт личности с когнитивно-эмоциональными стратегиями преодоления стресса у румынских учителей.
Подход Дж. Мусекa и Д.К. Грум. Дж. Мусек и Д.К. Грум (J. Musek, D.K. Grum) [34] в качестве альтернативы чертам Темной триады выделяют три черты, заимствованные из арсенала пятифакторной модели личности, которые они отнесли к чертам Светлой триады — это эмоциональная устойчивость (низкий нейротизм), доброжелательность и добросовестность. Авторами было установлено, что черты Светлой триады положительно связаны с общей удовлетворенностью жизнью и традиционными, социальными, когнитивными, демократическими ценностями и, как правило, отрицательно связаны с ценностями статуса или власти. Такой же концепции черт Светлой триады придерживаются К.М. Таджил и Х. Аль-Абрроу (K.M. Thajil, & H. AL-Abrrow) [48], которые изучали влияние черт Светлой триады — эмоциональной устойчивости, доброжелательности и добросовестности — на отношение к позитивным инновациям среди людей, работающих в сфере здравоохранения.
Подход В.В. Гувейа с соавторами. В.В. Гувейа с соавт. (V.V. Gouveia et al.) [49] предлагают свой вариант Светлой триады — это альтруизм (благотворительностьэгоизм), прощение (прощение—обвинение) и благодарность (признание—невыразительность). Разработан специальный опросник для диагностики просоциальной личности. Делаются выводы о возможности его практического использования.
Ряд исследований Светлой триады так или иначе связаны с различными религиями и выполнены в рамках психологии религии.
Подход Л.Дж. Фрэнсиса и Г. Креа. Л.Дж. Фрэнсис и Г. Креа (L.J. Francis, G. Crea) [19] изучали психологические предикторы профессионального выгорания у священников, монашествующих братьев и монашествующих сестер в Италии. В качестве исследуемых черт личности выступили три черты Темной триады (выделяются традиционно) и три черты Светлой триады, к которым авторы отнесли цель в жизни, эмоциональный интеллект и религиозную веру. В результате было установлено, что три «светлых» фактора были связаны с более высоким уровнем удовлетворенности служением, чем три «темных» фактора, а цель в жизни являлась хорошим показателем низкого эмоционального выгорания в служении.
Подход Х. Нильссона и А. Каземи. Х. Нильссон и А. Каземи (H. Nilsson, A. Kazemi) [35], опираясь на буддийскую психологию, в роли личностных качеств осознанного лидерства выделяют Светлую триаду черт, к которой отнесены этичность, любящая доброта и сострадание. Доказывается, что развитие этих трех черт будет способствовать эффективности функционирования лидера.
Подход К.В. Селезнева. В российской христианской психологии попытку выделить и описать Светлую триаду личности предпринял К.В. Селезнев [3], занимавшийся проблемой создания специального опросника, который бы включал в себя черты Темной триады, черты Светлой триады и веру. В качестве черт Светлой триады у автора выступают смирение, любовь и преданность. Такой опросник был разработан и апробирован на контингенте испытуемых, которые были отнесены к трем категориям: «верующие», «агностики», «неверующие». Наибольшие различия по чертам Светлой триады были выявлены у респондентов, отнесенных к группе «верующих» и к группе «неверующих».
Как видим, в современной психологии имеется целый ряд подходов к выделению черт Светлой триады личности, которые получили различную известность и распространенность в мире. Доминирующим, как было уже указано, является подход С. Кауфмана с соавторами [52]. Именно на его основе проводится большинство исследований. В то же время нет никаких оснований отвергать другие подходы, которые могут быть применены при определенных условиях и при решении своих специфических задач.

Исследование распространенности черт Темной и Светлой триад в мире

Хорошо известно, что гендерные, языковые, политические, экономические и экологические факторы влияют на проявления личности, в том числе и на проявления черт Темной и Светлой триад. Исследования, проведенные в разных странах, показали, что существуют определенные закономерности в том, как эти черты проявляются у людей в разных культурных и экономических условиях.
Во-первых, было установлено, что мужчины чаще, чем женщины, набирают высокие баллы по темным чертам характера, особенно по психопатии, за которой следуют макиавеллизм и нарциссизм, но эти разрывы могут быть большими или меньшими в зависимости от страны [53].
Во-вторых, делается вывод, что нарциссизм был ниже в более демократических, менее коррумпированных и более мирных странах; макиавеллизм был выше в странах с меньшим гендерным неравенством и более высоким социально-политическим развитием, таких как Новая Зеландия и Сингапур, в то время как психопатия была выше у мужчин из более мирных стран с большим гендерным равенством, таких как Хорватия и Германия [13].
В-третьих, в культурах, отдающих приоритет индивидуализму, черты Темной триады могут быть более преобладающими и терпимыми, тогда как в культурах, делающих упор на коллективизм, в большей степени развиваются черты Светлой триады. В частности, в исследовании, проведенном С. Рамос-Вера с соавторами (S. Ramos-Vera et al.) [15] в ряде стран Европы, Америки и Африки, было установлено, что макиавеллистские черты в большей степени характерны для стран Латинской Америки и Европы, тогда как в Африке (Нигерия) ведущую позицию занимает гуманизм.
В целом следует отметить, что исследований распространенности Светлой триады в мире еще очень мало. Это обусловлено, с одной стороны, трудностью и затратностью такого рода исследований, с другой стороны, — сложностью оценки и интерпретации полученных данных. Кроме того, вопрос упирается в этику. Насколько этично, например, сравнивать уровень проявления гуманизма у жителей Африки или Америки?

Исследование взаимосвязи черт Темной и Светлой триад личности с различными типами ценностей, психологическим благополучием и удовлетворенностью жизнью

Ценности — это те ориентиры, на которые опирается человек в своей деятельности и в поведении. Поэтому после «открытия» Светлой триады сразу же возник вопрос, насколько она связана с ценностными ориентирами людей. Тем более что к этому времени был наработан определенный материал относительно ценностей людей с преобладанием Темной триады. Здесь исследования велись по ряду направлений.
Например, целью работы Г.К. Укар с соавторами (G.K. Ucar et al.) [38] было изучение связей черт личности Темной и Светлой триад с проэкологическим поведением и ценностными ориентирами. В результате было установлено, что Темная триада коррелирует с увеличением эгоистических и снижением альтруистических и биосферных ценностных ориентиров, а Светлая триада, наоборот, — с усилением альтруистических и биосферных ценностных ориентиров. Б. Алипур Гуран с соавторами (Alipour Gourand et al.) [23] исследовали опосредующую роль ценностей в прогнозировании удовлетворенности жизнью на основе «темных» и «светлых» черт личности.
Ряд исследований был посвящен выявлению взаимосвязей черт Темной и Светлой триад с универсальными ценностями, выделенными Ш. Шварцем. Согласно результатам исследования П.Дж. Кайониуса с соавторами (P.J. Kajonius et al.) [26], макиавеллизм и нарциссизм положительно коррелируют с ценностями достижения и власти, а психопатия — с ценностями гедонизма и власти. В. Лим и Г. Фельдман (V. Lim, G. Feldman) [55] выявили, что черты Темной триады демонстрируют положительную корреляцию с самоутверждением (властью, достижениями, гедонизмом) и открытостью к изменениям (самостоятельностью, стимуляцией) и отрицательную — с самоопределением (универсализмом, доброжелательностью) и с сохранением (конформизмом, традициями, безопасностью). Согласно данным С. Кауфмана с соавторами (S. Kaufman et al.) [52], Светлая триада положительно коррелировала с ценностями самоопределения и смирения и отрицательно — с самоутверждением. Кроме того, она обнаружила слабую положительную связь с сохранением и отрицательную — с открытостью изменениям.
Что касается связи Светлой триады с психологическим благополучием и удовлетворенностью жизнью, то здесь в основном установлены умеренные положительные связи. Например, А. Мевара (А. Mewara) [33] установила взаимосвязь уровня удовлетворенности жизнью, осознания смысла жизни с чертами Светлой триады среди студентов-медиков и медицинских работников в Индии. В работе А. Скрумеды (А. Skrumeda) [46] изучалась взаимосвязь между чертами Светлой триады, внутренней религиозностью и психологическим благополучием во время пандемии Covid-19 в Румынии. Результаты показывают, что как черты Светлой триады, так и внутренняя религиозность достоверно предсказывают более высокий уровень психологического благополучия людей, несмотря на сложные жизненные условия.

Исследования взаимосвязи черт Темной и Светлой триад с поведением людей

Большая группа работ посвящена изучению влияния черт Темной и Светлой триады на поведение людей в различных сферах жизнедеятельности. Остановимся только на некоторых наиболее интересных из них.
Исследование, проведенное Р.Д. Петерсоном и К.Л. Палмером (R.D. Peterson, C.L. Palmer) [39], было посвящено изучению политических амбиций людей с Темной и Светлой триадами личности и их участию в общественно-политической жизни. В частности, было установлено, что амбициозность, соперничество и темные черты личности являются важными предикторами политических устремлений. Из черт Светлой триады только вера в человечество оказалась связанной с политическими амбициями людей. Несколько иные данные были получены авторами по второй части исследования, связанной с изучением участия в общественно-политической жизни. Респонденты, набравшие более высокие баллы по макиавеллизму, были настроены участвовать во всех сферах общественной жизни, респонденты с чертами нарциссизма ориентированы на политику и благотворительность, а с чертами психопатии — на политику. При изучении черт Светлой триады были получены неоднозначные результаты. Вера в человечество оказалась связанной с участием в политической и благотворительной деятельности, гуманизм — с участием в социальной жизни и в благотворительности. Кантианство не обнаружило значимых связей.
Р.М. Константин и С.Д. Флорин (R.M. Constantin, S.D. Florin) [11] изучали особенности взаимосвязи черт Светлой триады с контрпродуктивным поведением на работе (поведением, связанным с нарушениями норм и правил) и организационным гражданским поведением (добровольными обязательствами, которые берут на себя работники). Результаты выявили значимые отрицательные корреляции между Светлой триадой и контрпродуктивным рабочим поведением и положительные корреляции между Светлой триадой и организационным гражданским поведением.
М. Грежо и М. Адамус (M. Grežo, M. Adamus) [21] исследовали поведение людей во время пандемии COVID-19 с той точки зрения, насколько они поддерживают ограничительные мероприятия, связанные с соблюдением мер предосторожности. Оказалось, что такая поддержка была прямо связана с чертами Светлой личности при опосредующей роли мотивации подчинения. Темная же триада оказалась отрицательно связана с поддержкой противоковидных мер.
Оригинальное исследование было проведено К. Холидия, Б. Басуки и Х. Хамида (K. Kholidiah, B. Basuki, H. Hamidah) [29], которые изучали стиль обучения преподавателей в системе университета, готовящего специалистов в области бухгалтерского дела, в зависимости от степени выраженности черт Темной и Светлой триад личности. Результаты исследования показали следующее. Бухгалтеры-педагоги, которые ориентированы на предоставление образцов и примеров, как правило, имеют нарциссические черты личности. Бухгалтеры-педагоги, которые ориентированы на дисциплинарную сторону обучения, обладают психопатическими чертами. Преподаватели, ориентированные на морально-этическую сторону обучения или создание комфортной обстановки, обладают выраженной верой в человечество. Преподаватели, ориентированные на развитие у студентов самостоятельности и независимости, обладают психопатическими чертами. Преподаватели, ориентированные на развитие эмоционального интеллекта у студентов, обладают верой в человечество.
Д.Л. Дикинсон (D.L. Dickinson) [17] изучал проявления неэтичности у людей с чертами Темной и Светлой триад личности. Участники эксперимента выполнили три задания: задание на оценку просоциальности, задание, представляющее денежный соблазн быть нечестным, и задание на гипотетическую моральную дилемму. Результаты в целом подтвердили гипотезу о том, что «темные» черты личности предсказывают более низкий уровень просоциальности, более высокую вероятность нечестности и повышенную готовность делать аморальный выбор в целом, чем светлые черты.
Аналогичное исследование было проведено Г.Дж. Кертисом (G.J. Curtis) [14] на контингенте студенческой молодежи, который изучал связь черт Темной и Светлой триад личности с проявлениями академических проступков студентами (различные формы обмана, списывание и др.). В результате оказалось, что психопатия и макиавеллизм были прямо связаны с академическими проступками, а из черт Светлой триады только кантианство предсказывало меньшую вовлеченность в академические проступки.
В работе Н.Х.Дж. Джохар с соавторами (N.H.J. Johar et al.) [24] предпринимается попытка выявить роль черт Светлой триады в эффективности командной работы в строительной отрасли. В итоге делается вывод о том, что гуманизм и вера в человечество оказывают существенное влияние на эффективность командной деятельности, роль же кантианства в этом процессе признана незначительной.
П. Бичаксыз и Б. Текеш, (P. Bıçaksız, B. Tekeş) [8] изучали связи Светлой триады со стилем вождения автомобиля и выражением гнева за рулем. В результате была обнаружена отрицательная связь черт Светлой триады с нарушениями правил во время вождения, положительная связь — со способностью сдерживать гнев и проявление негативных эмоций.

Исследование влияния черт Светлой триады на поведение в Интернете

На современном этапе развития общества, в эпоху Интернета большое значение приобретают исследования поведения человека в Интернете, в том числе исследования, связанные с выявлением причин интернет-зависимости людей, а также причин антисоциального и просоциального поведения. Так, в работе Э. Марч и Дж. Маррингтон (E. March, J. Marrington) [32] было установлено, что все черты Темной триады выступили в роли положительного предиктора антисоциального онлайн-поведения, кроме нарциссизма. Вера в человечество и гуманизм, за исключением кантианства, предсказывали доминирование просоциального поведения.
С.Х. Мехия-Суасо с соавтрами (C.J. Mejía-Suazo) [16] изучали взаимосвязь черт Темной и Светлой триад с зависимостью людей от мобильных телефонов, видеоигр и Интернета. Результаты показывают, что макиавеллизм и психопатия оказывают существенное влияние на показатели расстройств, связанных с интернет-играми. На внутриличностные конфликты, связанные с потреблением Интернета, негативно повлияли показатели нарциссизма и положительно — показатели макиавеллизма. Показатели же психопатии хорошо объясняют межличностные конфликты, связанные с потреблением Интернета. На конфликты, связанные с использованием мобильных телефонов, негативно повлияли нарциссизм и кантианство.
Несколько работ посвящены проблеме изучения особенностей проявления черт Светлой триады у людей, которые пользуются специальными сайтами для знакомств. Например, Б. Севи и Б. Догрюол (B. Sevi, B. Doğruyol) [44] обнаружили тот факт, что у людей, которые не пользуются сайтами знакомств, как правило, выше уровень кантианства. А люди со Светлой триадой, которые пользуются этими сайтами, в большей мере ориентированы на долгосрочное знакомство. В другой работе Л. Туцакович, Л. Бойич и Н. Николич (L. Tucaković, L. Bojić, N. Nikolić) [54] эти выводы были подтверждены: нарциссизм, психопатия и садизм положительно коррелировали с краткосрочными знакомствами, а вера в человечество и кантианство — отрицательно. Вера в человечество, гуманизм и кантианство были значимыми факторами долгосрочных знакомств при использовании специальных сайтов.
К этим исследованиям примыкают работы, посвященные проблемам взаимосвязи черт Темной триады и Светлой триады личности с отношением людей к неверности. В частности, Б. Севи, Б. Урганчи и Э. Сакман (B. Sevi, B. Urganci, E. Sakman) [45] на основе эмпирического исследования установили, что психопатия и кантианство были значимыми предикторами положительного или отрицательного отношения к неверности, а психопатия — предиктором поведения, связанного с проявлениями неверности. Аналогичные результаты были получены на женском контингенте И. Григоропулосом (I. Grigoropoulos) [22].

Светлая триада личности и проблема лидерства

В отличие от исследования черт Темной триады в контексте проблемы лидерства, где имеется большое число работ, изучение лидеров со светлыми чертами и их влияние на последователей еще не получило широкого распространения. Тем не менее имеются несколько работ, в которых предпринимается попытка дать характеристику этому феномену. Обратимся к некоторым из них.
Результаты исследования, проведенные Э. Эбрахими (E. Ebrahimi) [18], показали, что кантианская личность лидера и его гуманизм вызывают признательность со стороны подчиненных, включая воспринимаемую ими организационную поддержку. С. Лихи с соавторами (S. Leahy et al.) [51] свою работу посвятили проблеме изучения деятельности менеджеров по внедрению новых технологий. Оказалось, что сотрудники организации, характеризующиеся такими чертами личности, как гуманизм и кантианство, в большей степени склонны к принятию новых технологий, по сравнению с сотрудниками, не обладающими чертами «светлой» личности. О.Ф. Малик c соавторами (O.F. Malik et al.) [4] изучали влияние повышенного контроля руководителя на поведение подчиненных, в данном случае на поведение младших врачей, работающих в клиниках Пакистана. Результаты показали, что подчиненные с чертами Светлой триады личности продуктивнее справляются с неадекватно повышенным контролем по отношению к себе, в меньшей степени способны негативно реагировать на необоснованные обвинения, по сравнению с коллегами с Темными чертами личности.

Обсуждение и заключение

Приступая к обсуждению результатов обзора исследований по проблемам выделения черт Светлой триады личности, необходимо отметить, что сама идея выделения черт просоциальной, так называемой «светлой» личности, заслуживает внимания, тем более что в реальной жизни мы имеем образцы поведения такого рода людей, достаточно вспомнить имена М. Ганди, Н. Манделы, Матери Терезы и др. Несмотря на то, что с момента «открытия» Светлой триады личности (2018—2019) прошло совсем немного времени, в зарубежной психологии появилось значительное число публикаций, посвященных различным аспектам ее изучения, что свидетельствует о возрастании к этим проблемам научного интереса, обусловленного запросами теории и практики на позитивную просоциально-ориентированную личность, которая является антиподом так называемой «темной» личности [43].
В то же время анализ этих работ показывает, что существует немало вопросов, которые носят дискуссионный характер и нуждаются в дальнейшем обсуждении. Обратимся к некоторым, наиболее значимым из них.
Во-первых, вызывает сомнение выделение именно этих трех черт «светлой» личности, на которых настаивают авторы. Ни у одного из них мы не нашли достаточного логического обоснования, почему, например, это должны быть гуманизм, кантианство, вера в человечество [52] или альтруизм, сострадание и эмпатия [25]. Кроме того, качества, выделенные и С. Кауфманом, и Л. Джонсон, и другими исследователями, очень трудно дифференцировать друг от друга. Например, сложно найти отличия гуманизма от кантианства или эмпатии от сострадания. Поэтому мы полагаем, что, несмотря на то, что подход С. Кауфмана с соавторами получил широкое распространение, другие подходы также имеют равное право на существование и могут быть использованы при решении тех или иных специфических задач.
Во-вторых, определенные сомнения вызывает диагностический инструментарий, предлагаемый авторами для исследования черт «светлой» личности. Как правило, это достаточно короткие опросники. И если при изучении черт «темной» личности, кроме разработанных опросников, имеется еще достаточное количество тестов, используя которые, можно повысить уровень надежности выявления «темных» черт, то при изучении черт «светлой» личности во многих случаях исследователь лишен такой возможности. Вероятно, необходимо вести дальнейшую работу по совершенствованию имеющихся опросников, дополняя их разработанными стандартными схемами наблюдения и экспертными оценками.
В-третьих, практически все исследователи, начиная с C. Кауфмана, признают тот факт, что не бывает полностью «светлых» личностей, каждый человек в той или иной степени совмещает в себе черты и «темной», и «светлой» личности. Однако в процессе организации конкретных эмпирических исследований этот факт учитывается далеко не всегда. В результате осуществляется, как на это указывают некоторые ученые, идеализация «светлой» личности [12], темные черты еще больше «затемняются», а светлые — «осветляются». Лишь в незначительном числе работ предпринималась попытка отследить светлые стороны в Темной триаде и темные стороны в Светлой триаде [12; 27; 40]. На наш взгляд, на этот факт необходимо обратить серьезное внимание при планировании исследований эмпирического и экспериментального характера.
В-четвертых, некоторые выводы, сделанные учеными на основе своих эмпирических исследований, страдают, на наш взгляд, некоторой некорректностью и вызывают сомнения в их достоверности. Например, насколько этично делать выводы о доминировании тех или иных черт Темной или Светлой триад личности в зависимости от страны или континента проживания? [15]. Или другой пример, насколько заслуживают доверия данные, полученные К. Холидия, Б. Басуки, и Х. Хамида (K. Kholidiah, B. Basuki, H. Hamidah) [29], которые изучали стиль обучения преподавателей в системе университета, готовящего специалистов в области бухгалтерского дела, в зависимости от степени выраженности черт Темной и Светлой триад личности? Действительно ли, например, преподаватели, которые ориентированы на дисциплинарную сторону обучения, обладают психопатическими чертами, а преподаватели, ориентированные на морально-этическую сторону обучения, — выраженной верой в человечество. Справедлив ли этот вывод только для данного конкретного учебного заведения и конкретной категории преподавателей или он может найти более широкое распространение?
В-пятых, мы полагаем, что в ряде работ очень слабо представлена интерпретация полученных данных. Практически все исследователи активно используют методы математической статистики, предоставляют результаты корреляционного, факторного, регрессионного анализа, что повышает уровень их достоверности, однако не дают им оценки с точки зрения значимости для личности и возможности практического использования. Почему, например, как это выявлено в исследовании Б. Севи и Б. Догрюол (B. Sevi, B. Doğruyol) [44], у людей, которые не пользуются сайтами знакомств, как правило, выше уровень кантианства, а люди со Светлой триадой, которые пользуются этими сайтами, в большей мере ориентированы на долгосрочное знакомство? И таких вопросов можно задать достаточно много.
В-шестых, многие исследования проведены на контингенте взрослых людей, в меньшей степени исследуются студенты вузов, практически нет работ, посвященных детскому и подростковому возрасту. В то же время понятно, что важно в процессе выявления и изучения черт «светлой» личности проанализировать генезис их возникновения и развития у человека на разных возрастных этапах. А это, в свою очередь, ставит вопрос о возможности, необходимости и целесообразности формирования черт Светлой триады личности у детей, подростков, взрослых людей. Здесь мы сталкиваемся с некоторыми серьезными вопросами, на которые в специальной литературе мы не нашли ответа. Например, можно и нужно ли специально формировать веру в человечество или кантианство, как это делается относительно других черт личности, например эмпатии? Мы полагаем, что и веру в человечество, и гуманизм, и кантианство в ходе специально организованной психологической работы сформировать достаточно проблематично. Они формируются в ходе всего онтогенетического развития личности под влиянием социальной среды и воспитания.
В заключение следует отметить, что полученные к настоящему времени результаты эмпирических исследований, проведенных в зарубежной психологии, имеют определенное значение. В теоретическом плане они стимулируют поиски интегрированных характеристик личности, описывающих типические способы ее поведения и отношения к миру. В практическом плане они дают возможность на основе знания этих черт прогнозировать поведение человека в различных сферах жизни, осуществлять отбор людей для выполнения определенных видов деятельности или назначения на руководящие должности.
В то же время, опираясь на проведенный анализ работ, следует констатировать, что психологический конструкт черт Светлой триады не носит пока завершенного характера, в силу чего выделение черт «светлой» личности во многом носит умозрительный характер, лишено логических оснований, а сами черты слабо дифференцированы и во многом «перекрывают» друг друга. Здесь предстоит еще серьезная работа по выявлению удовлетворительного психологического конструкта личностных черт.
Сама идея выделения «светлых» сторон личности в противовес «темным» сторонам понятна, она связана с потребностью психологии в изучении позитивных сторон человеческой личности. Однако она несет в себе множество подводных камней, на которые нами было указано в ходе обсуждения результатов исследования. Серьезные опасения вызывает попытка ряда авторов «темное» и «светлое» в личности людей отождествлять с хорошим и плохим, положительными и отрицательными качествами. Такое отождествление порождает стремление все отрицательное приписывать только людям с преобладанием черт Темной триады, а все положительное — только людям со Светлой триадой. Это сразу же накладывает определенные ограничения на проведенные исследования, порождает вопросы, связанные с этическими проблемами, особенно в том случае, когда отдельным категориям людей, принадлежащих к разным расам и проживающих в различных странах, приписываются черты либо Темной, либо Светлой триады. Это касается и сферы политики, и сферы межличностных отношений, и других сфер жизнедеятельности человека. Вероятно, это обстоятельство предъявляет особые требования к планированию эмпирических или экспериментальных исследований, связанных с изучением черт Темной и Светлой триад личности, и особенно к интерпретации полученных данных.
Если оценить ситуацию с изучением черт Светлой триады в целом, то можно с уверенностью констатировать, что число исследований, посвященных Светлой триаде личности в сопоставлении ее с чертами Темной триады, в ближайшее время будет возрастать, как следствие «поворота» психологии к изучению позитивных аспектов человеческой личности. Важно, чтобы эти исследования носили объективный характер, не создавали бы проблем этического характера, когда «темная» сторона личности отождествляется с отрицательными чертами личности, а «светлая» с ее положительными характеристиками.

Литература

  1. Ильичев Н.Р., Золотарева А.А. Пилотажная оценка и предварительные психометрические свойства русскоязычной версии шкалы Светлой триады // Национальный психологический журнал. 2023. № 2(50). С. 3—13. DOI:10.11621/npj.2023.0201
  2. Корниенко Д.С., Вязовкина В., Неврюев А.Н. «Светлая триада»: адаптация и психометрические показатели // Психологический журнал. 2023. Том 44. № 5. С. 66—75. DOI:10.31857/S020595920027725-3
  3. Селезнeв К.В. Тест темной и светлой триады для измерения нравственной составляющей религиозности [Электронный ресурс] // Человек и трансформация современного общества: проблемы безопасности, духовности и культуры: Международный научно-практический Свято-Тихоновский форум: Псков, 13—18 ноября 2021 г.: сб. статей. Псков: Псковский государственный университет, 2021. С. 133—145. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47380809_26087777.pdf (дата обращения: 11.09.2024).
  4. Abusive supervision as a trigger of malevolent creativity: do the Light Triad traits matter? / O.F. Malik, A. Shahzad, A. Waheed, and Z. Yousaf // Leadership & Organization Development Journal. 2020. Vol. 41. № 8. P. 1119—1137. DOI:10.1108/LODJ-09-2019-0386
  5. Aruta J.J.B.R. Psychometric validation and environmental psychological correlates of the Light Triad traits: Evidence from a non-Western country // Journal of Individual Differences. 2023. Vol. 44. № 3. P. 163—172. DOI:10.1027/1614-0001/a000389
  6. Bălan A.S., Ionescu M.C., Stan A. Light triad personality traits and coping strategies in teachers // Current Trends in Natural Sciences. 2023. Vol. 12. № 23. P. 150—159. DOI:10.47068/ctns.2023.v12i23.016
  7. Barros L.O., Bonfá-Araujo B., Noronha A.P.P. Light triad scale: Propriedades psicométricas da versão português-brasileira e a relação com aspectos positivos // Revista Psicologia em Pesquisa. 2022. Vol. 16. № 1. Article ID e31427. 21 p. DOI:10.34019/1982-1247.2022.v16.31427
  8. Bıçaksız P., Tekeş B. Associations of the light triad with driving style and driving anger expression // Transactions on transport sciences. 2023. Vol. 14. № 2. P. 5—10. DOI:10.5507/tots.2023.004
  9. Bright Triad of Personality as an Indicator of Emotional Tolerance between Married Couples / H. Al-Dowsari, H. Al-Farraj, E.W. Meiri, W. Mistarihi // Migration Letters. 2023. Vol. 20(S8). P. 1370—1387. DOI:10.59670/ml.v20iS8.5470
  10. Buckels E.E., Trapnel, P.D., Paulhus D.L. Trolls just want to have fun // Personality and individual Differences. 2014. Vol. 67. P. 97—102. DOI:10.1016/j.paid.2014.01.016
  11. Constantin R.M., Florin S.D. An explorative study regarding the relationship between the Light Triad of personality, counterproductive work behavior and organizational citizenship behavior // Review of Socio-Economic Perspectives. 2023. Vol. 8. № 2. P. 19—28. DOI:10.19275/RSEP153
  12. Cooke P. Dark entrepreneurship, the “dark triad” and its potential “light triad” realization in “green entrepreneurship” // Urban Science. 2020. Vol. 4. № 4. Article ID 45. 17 p. DOI:10.3390/urbansci4040045
  13. Country‐level correlates of the Dark Triad traits in 49 countries / P.K. Jonason, M. Żemojtel‐Piotrowska, J. Piotrowski [et al.] // Journal of Personality. 2020. Vol. 88. № 6. P. 1252—1267. DOI:10.1111/jopy.12569
  14. Curtis G.J. It Kant be all bad: Contributions of Light and Dark Triad traits to academic misconduct // Personality and Individual Differences. 2023. Vol. 212. Article ID 112262. 4 p. DOI:10.1016/j.paid.2023.112262
  15. Dark and Light Triad: A cross-cultural comparison of network analysis in 5 countries / C. Ramos-Vera, A.G. O'Diana, A.S. Villena [et al.] // Personality and Individual Differences. 2023. Vol. 215. Article ID 112377. 10 p. DOI:10.1016/j.paid.2023.112377
  16. Dark and Light triad: relationship between personality traits and addiction to mobile phones, video games and internet / C.J. Mejía-Suazo, M. Landa-Blanco, G.A. Mejía-Suazo, C.A.M. Martínez // PsyArXiv. 2021. 15 p. DOI:10.31234/osf.io/dp659
  17. Dickinson D.L. Dark Versus Light Personality Types and Moral Choice [Электронный ресурс] // IZA Discussion Paper № 16338. 2023. 34 p. URL: https://ssrn.com/abstract=4526263 (дата обращения: 11.09.2024).
  18. Ebrahimi E. The Analysis and Investigation of Leader's Light Triad Personality and Its Effect on a Perceived Organizational Support of Followers Considering the Moderating Role of Leader-Member // Journal of Public Administration. 2020. Vol. 12. № 4. P. 586—606. DOI:10.22059/jipa.2020.296451.2687
  19. Francis L.J., Crea G. Psychological predictors of professional burnout among priests, religious brothers, and religious sisters in Italy: The Dark Triad versus the Bright Trinity? // Pastoral Psychology. 2021. Vol. 70. № 4. P. 399—418. DOI:10.1007/s11089-021-00951-8
  20. Gerymski R., Krok D. Psychometric properties and validation of the Polish adaptation of the Light Triad Scale // Current Issues in Personality Psychology. 2019. Vol. 7. № 4. P. 341—354. DOI:10.5114/cipp.2019.92960
  21. Grežo M., Adamus M. Light and Dark core of personality and the adherence to COVID-19 containment measures: The roles of motivation and trust in government // Acta Psychologica. 2022. Vol. 223. Article ID 103483. 11 p. DOI:10.1016/j.actpsy.2021.103483
  22. Grigoropoulos I. Unraveling the intrapersonal factors related to infidelity: The predictive value of light and dark personality traits in a convenient Greek woman sample // Sexuality & Culture. 2024. Vol. 28. № 1. P. 400—424. DOI:10.1007/s12119-023-10123-w
  23. Investigate the mediating role of value orientation in predicting life satisfaction based on dark and light personality traits and emotional differentiation / B. Alipour Gourand, M. Azmoudeh, K. Esmaielpour, S.D. Hosseini Nasab // Sheenah Journal of Psychology and Psychiatry. 2022. Vol. 9. № 2. P. 160—174. DOI:10.32598/shenakht.9.2.160
  24. Johar N.H.J., Fuad N.A.M., Abdullah A. Light triad personality and team effectiveness // International Journal of Business and Management. 2022. Vol. 6. № 6. P. 34—38. DOI:10.26666/rmp.ijbm.2022.6.5
  25. Johnson L.K.D. The Light Triad Scale: Developing and Validating a Preliminary Measure of Prosocial Orientation: master of Science degree in Psychology [Электронный ресурс]. London, 2018. 66 p. URL: https://ir.lib.uwo.ca/etd/5515 (дата обращения: 11.09.2024).
  26. Kajonius P.J., Persson B.N., Jonason P.K. Hedonism, Achievement, and Power: Universal values that characterize the Dark Triad // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 77. P. 173—178. DOI:10.1016/j.paid.2014.12.055
  27. Kaletta J., Reuther K. Dark Triad Versus Light Triad: A Comparison and Analysis in the Context of Agile Leadership // 17th European Conference on Management, Leadership and Governance: Valetta, 8—9 November 2021 / Ed. F. Bezzina. Kidmore End: Academic Conferences International, 2021. P. 241—249. DOI:10.34190/MLG.21.081
  28. Khan I.U., Safdar U.K., Durrani M.Z. The light triad traits, psychological empowerment, creative self-efficacy, self-resilience and innovative performance in ict of Pakistan // Gomal University Journal of Research. 2021. Vol. 37. № 3. P. 297—310. DOI:10.51380/gujr-37-03-05
  29. Kholidiah K., Basuki B., Hamidah H. Dark Triad and Light Triad Personality in Awareness of The Role of Educator Accountants // Asian Journal of Engineering, Social and Health. 2023. Vol. 2. № 5. P. 329—346. DOI:10.46799/ajesh.v2i5.61
  30. Light and dark trait subtypes of human personality — A multi-study person-centered approach / C.S. Neumann, S.B. Kaufman, L. ten Brinke, D.B. Yaden, E. Hyde, E. Tsykayama // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 164. Article ID 110121. 11 p. DOI:10.1016/j.paid.2020.110121
  31. Lukić P., Živanović M. Shedding light on the Light Triad: Further evidence on structural, construct, and predictive validity of the Light Triad // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 178. Article ID 110876. 12 p. DOI:10.1016/j.paid.2021.110876
  32. March E., Marringto J.Z. Antisocial and prosocial online behaviour: Exploring the roles of the Dark and Light Triads // Current Psychology: A Journal for Diverse Perspectives on Diverse Psychological Issues. 2023. Vol. 42. № 2. P. 1390—1393. DOI:10.1007/s12144-021-01552-7
  33. Mewara A. Effect of light triad, meaning in life on level of life satisfaction among health care workers: A comparative study [Электронный ресурс] // International Journal of Research and Analytical Reviews. 2024. Vol. 11. № 1. P. 74—121. URL: https://www.ijrar.org/papers/IJRARTH00156.pdf (дата обращения: 11.09.2024).
  34. Musek J., Grum D.K. The bright side of personality // Heliyon. 2021. Vol. 7. № 3. Article ID e06370. 6 p. DOI:10.1016/j.heliyon.2021.e06370
  35. Nilsson H., Kazemi A. The bright triad of mindful leadership: An alternative to the Dark Triad of leadership // Psychology of Leaders and Leadership. 2023. Vol. 26. № 1. P. 67—91. DOI:10.1037/mgr0000138
  36. Paulhus D.L., Williams K.M. The Dark Triad of personality: Narcissism, Machiavellianism and psychopathy // Journal of Research in Personality. 2002. Vol. 36. № 6. P. 556—563. DOI:10.1016/S0092-6566(02)00505-6
  37. Pektaş S., Durmuş G. Adaptation of the Light Triad Scale to Turkish: A validity and reliability study // Akdeniz Spor Bilimleri Dergisi. 2022. Vol. 5. № 3. P. 664—674. DOI:10.38021/asbid.1167809
  38. Personality and pro-environmental engagements: the role of the Dark Triad, the Light Triad, and value orientations / G.K. Ucar, M.K. Malatyalı, G.Ö. Planalı, B. Kanik // Personality and Individual Differences. 2023. Vol. 203. Article ID 112036. 6 p. DOI:10.1016/j.paid.2022.112036
  39. Peterson R.D., Palmer C.L. The dark is rising: Contrasting the dark triad and light triad on measures of political ambition and participation // Frontiers in Political Science. 2021. Vol. 3. Article ID 657750. 9 p. DOI:10.3389/fpos.2021.657750
  40. Petrović B., Međedović J. Personality and behavioural characteristics of dark and light narcissism [Электронный ресурс] // Zbornik Instituta za kriminološka I sociološka istraživanja. Beograd, 2016. Vol. 35. № 2. P. 7—33. URL: http://institutecsr.iksi.ac.rs/255/1/petrovic%2C%20medjedovic.pdf (дата обращения: 11.09.2024).
  41. Safari Shirazi M., Sadeghzadeh M., Mirdrikvand F. Psychometric properties of Light Triad Scale (LTS) in Iranian students // Clinical Psychology and Personality. 2023. Vol. 22. № 1. P. 263—276. DOI:10.22070/CPAP.2023.16600.1263
  42. Screening for Light Personalities in Portugal: A Cross-Cultural Validation of the Light Triad Scale With an At-risk-of-delinquency Sample / P. Pechorro, M.N. Baptista, B. Bonfá-Araujo, C. Nunes, M. DeLisi // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2024. Article ID 306624X241228234. 11 p. DOI:10.1177/0306624X241228234
  43. Seligman M.E.P., Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 5—14. DOI:10.1037/0003-066X.55.1.5
  44. Sevi B., Doğruyol B. Looking from the bright side: The Light Triad predicts Tinder use for love // Journal of Social and Personal Relationships. 2020. Vol. 37. № 7. P. 2136—2144. DOI:10.1177/0265407520918942
  45. Sevi B., Urganci B., Sakman E. Who cheats? An examination of light and dark personality traits as predictors of infidelity // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 164. Article ID 110126. 6 p. DOI:10.1016/j.paid.2020.110126
  46. Skrumada A. The light at the end of the tunnel? An easy triad, religiosity and well-being during the Covid-19 pandemic [Электронный ресурс] // Annals of the University of St. John Smith A.I. Kuzy, «Psychology» series. 2023. Vol. 32. P. 39—55. URL: https://www.psih.uaic.ro/anale-psih/2023/12/21/ (дата обращения: 11.09.2024).
  47. Tekeş B., Bıçaksı, P. Aydınlık Üçlü (Light Triad) Ölçeğinin Psikometrik Özelliklerinin Değerlendirilmesi // AYNA Klinik Psikoloji Dergisi. 2021. Vol. 8. № 3. P. 535—556. DOI:10.31682/ayna.871395
  48. Thajil K.M., AL-Abrrow H. The effect of the bright triad on positive innovation in healthcare sector: The mediating role of emotional intelligence // International Journal of Healthcare Management. 2023. Vol. 17. № 2. P. 285—296. DOI:10.1080/20479700.2023.2177608
  49. The bright side of the human personality: Evidence of a measure of prosocial traits / V.V. Gouveia, I.C.V. de Oliveira, A.S. de Moura Grangeiro, R.P. Monteiro, G.L. de Holanda Coelho // Journal of Happiness Studies: An Interdisciplinary Forum on Subjective Well-Being. 2021. Vol. 22. № 3. P. 1459—1480. DOI:10.1007/s10902-020-00280-2
  50. The dark and light of human nature: Spanish adaptation of the Light Triad Scale and its relationship with psychological well-being / M. Stavraki, E. Artacho-Mata, M. Bajo, D. Díaz // Current Psychology: A Journal for Diverse Perspectives on Diverse Psychological. 2023. Vol. 42. P. 26979—26988. DOI:10.1007/s12144-022-03732-5
  51. The Light Side of Technology Acceptance: The Direct Effects of the Light Triad on the Technology Acceptance Model / S. Leahy, M.J. Aplin-Houtz, S. Willey, E.K. Lane, S. Sharma, J. Meriac [Электронный ресурс] // Journal of Managerial Issues. 2023. Vol. 35. № 3. P. 300—330. URL: https://www.researchgate.net/publication/372451965 (дата обращения: 12.09.2024)
  52. The Light vs. Dark Triad of Personality: Contrasting Two Very Different Profiles of Human Nature / S.B. Kaufman, D.B. Yaden, E. Hyde, E. Tsukayama // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article ID 467. 26 p. DOI:10.3389/fpsyg.2019.00467
  53. The Malevolent Side of Human Nature: A Meta-Analysis and Critical Review of the Literature on the Dark Triad (Narcissism, Machiavellianism, and Psychopathy) / P. Muris, H. Merckelbach, H. Otgaar, E. Meijer // Perspectives on Psychological Science. 2017. Vol. 12. № 2. P. 183—204. DOI:10.1177/1745691616666070
  54. Tucaković L., Bojić L., Nikolić N. The Battle Between Light and Dark Side of Personality: How Light and Dark Personality Traits Predict Mating Strategies in the Online Context // Interpersona: An International Journal on Personal Relationships. 2022. Vol. 16. № 2. P. 295—312. DOI:10.5964/ijpr.7869
  55. Values and the dark side: Meta-analysis of links between Dark Triad traits and personal values / N. Petrov, V. Lim, A. Fillon, G. Feldman. Hong Kong: University of Hong Kong, 2020. 85 p. DOI:10.17605/OSF.IO/4Z27F
  56. Yousefi R. Cross-validation of the Light Triad Personality Traits Model // Journal of Modern Psychological Researches. 2022. Vol. 17. № 66. P. 301—311. DOI:10.22034/jmpr.2022.15284

Информация об авторах

Маралов Владимир Георгиевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Череповецкий государственный университет (ФГБОУ ВО ЧГУ), Череповец, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9627-2304, e-mail: vgmaralov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 247
В прошлом месяце: 170
В текущем месяце: 77

Скачиваний

Всего: 70
В прошлом месяце: 45
В текущем месяце: 25