Введение
Концепция морального отчуждения А. Бандуры объединяет различные стратегии самообмана, к которым прибегают люди, чтобы сохранять самоуважение и позитивную самооценку, совершая аморальные поступки. Описывается восемь механизмов морального отчуждения — когнитивных тактик, которые позволяют избежать моральных самосанкций, активирующихся в связи с аморальным и неэтичным поведением: моральное оправдание, эвфемистический ярлык, выгодное сравнение, смещение ответственности, рассеивание ответственности, искажение последствий, дегуманизация, атрибуция вины [6].
Изучение морального отчуждения и его механизмов имеет важное научно-практическое значение, так как аморальное и неэтичное поведение наносит огромный экономический и моральный ущерб на уровне как отдельных людей и организаций, так и общества в целом. Так, например, Э. Холмс (компания Theranos), собравшая инвестиции на разработку инновационного оборудования для быстрых и дешевых анализов, проводимых «по капле крови», оказалась мошенницей. В результате ее деятельности пострадали пациенты, получившие недостоверные анализы, и инвесторы, потерявшие вложенные деньги. Также был нанесен ущерб репутации не только крупных журналов, которые публиковали статьи об истории успеха Э. Холмс и ее фото на обложках, но и организаторов, спонсоров конференций, где Э. Холмс была почетным спикером, а также серьезно подорвано доверие общества к такого рода исследованиям [31].
В данном обзоре пойдет речь о современных исследованиях морального отчуждения: основных направлениях, методах и инструментах изучения, противоречиях, обнаруженных исследователями и о дальнейших перспективах изучения морального отчуждения.
Современные исследования морального отчуждения
C семидесятых годов ХХ века исследования стратегий самообмана при неэтичном поведении служили интересам бизнеса с целью профилактировать такое поведение, приводящее к убыткам и ущербу репутации крупных компаний, и проводились в организационном контексте, в основном в США. Это направление исследований является самым распространенным и в настоящее время — моральное отчуждение широко изучается в организационном контексте в связке с неэтичным и аморальным поведением [4; 23].
В дальнейшем исследования стратегий самообмана свелись к изучению морального отчуждения и распространились на более широкий социальный контекст: взаимоотношения и развитие детей и подростков [5; 25; 35; 40], спортивную психологию [15; 32], криминалистику, поведение заключенных и др. [4]. Современные исследования не только углубляют понимание морального отчуждения в вышеуказанных контекстах, но и охватывают еще более разнообразные ситуации социального взаимодействия, такие как следование правилам во время пандемии [24], агрессия на романтических свиданиях и в семье, неверность и сексуальное насилие [9; 14]. Большое количество исследований посвящено социальным отношениям в Интернете: кибербуллингу [19; 21], онлайн-знакомствам [33]. В последние десятилетия исследования морального отчуждения стали проводиться в контексте помогающих профессий с дисбалансом власти, таких как учителя [16], медсестры [17; 22], полицейские [13], врачи и психологи [1]; однако таких работ все еще мало. Новейшие исследования проводятся в области проявления морального отчуждения у разработчиков программного обеспечения, связанного с искусственным интеллектом в сфере здравоохранения [30].
Теоретические и эмпирические корреляты морального отчуждения
В настоящее время в фокусе внимания исследователей находятся теоретические, поведенческие и нейробиологические корреляты морального отчуждения. Моральное отчуждение часто изучается в связке с «темными» чертами личности. М. Мошаген с коллегами [28] относят моральное отчуждение к одной из девяти черт «Темного фактора личности D». Метаанализ также подтвердил, что черты темной триады — нарциссизм, психопатия, макиавеллизм, а также психологическое право (psychological entitlement) — являются основными теоретическими коррелятами морального отчуждения [4; 28].
Часто моральное отчуждение изучается в качестве эмпирического коррелята в связке с различными видами поведения: издевательством и травлей, высмеиванием, нечестным и неэтичным поведением на рабочем месте, насилием, в том числе и сексуальным, преступлениями и другими видами бесчеловечного, агрессивного и аморального поведения [1; 4; 17; 19; 20]. Активно ведутся исследования морального отчуждения в связи с буллингом и кибербуллингом — агрессивным поведением людей при взаимодействии в сети Интернет — в социальных сетях, сетевых играх [19; 21]. Так, метаанализ сорока четырех исследований морального отчуждения в контексте подросткового буллинга охватил 43809 детей и подростков от 7 до 19 лет (47 независимых выборок), участвовавших как в кибербуллинге, так и в издевательствах «лицом к лицу». Метаанализ строился вокруг ключевых ролей буллинга, таких как агрессор, жертва, защитник, наблюдатель, и показал, что участие в буллинге в роли агрессора или жертвы положительно связано с уровнем морального отчуждения, а участие в роли защитника, напротив, связано отрицательно; также обнаружено отсутствие связи уровня морального отчуждения с ролью наблюдателя [3].
Изучение роли наблюдателя в последние годы привлекает внимание исследователей морального отчуждения, так как эта роль —наиболее распространенная в эпизодах травли. Например, китайскими исследователями (n = 1655) приведены такие цифры: 45,86% респондентов только наблюдали травлю, не участвуя ни как жертва, ни как агрессор или защитник [40]. Именно от того, насколько наблюдатели будут готовы вмешаться в ситуацию травли, поддержав защитника, и зависит исход эпизода травли — ее прекращение. Результаты исследований последних лет вступают в противоречие с данными метаанализа — в них показана значимая связь морального отчуждения и поведения наблюдателя. Чем выше моральное отчуждение у наблюдателя, тем меньше вероятность, что он вмешается в ситуацию травли. Также выявлены противоречия относительно влияния на поведение наблюдателя контекстуальных факторов, таких как, например, социальная поддержка. Социальная поддержка, по данным исследований, может облегчать решение наблюдателя вмешаться в ситуацию, однако наряду с этим есть работы, где показано, что социальная поддержка, наоборот, может помогать наблюдателю остаться безучастным к травле [16; 40].
Продолжаются исследования морального отчуждения в школьном контексте: его высокий уровень связан с нарушением школьных норм, более высокие показатели — с нарушением закона [25]. Все больше исследований морального отчуждения проводится в контексте интимных отношений, где моральное отчуждение изучается в связке с насилием, неверностью, потреблением порно [14]. Моральное отчуждение также изучается в связи с возрастом, полом и контекстуальными факторами развития детей. Исследования показали, что общий уровень морального отчуждения увеличивается в средне-подростковом возрасте и снижается к возрасту ранней взрослости [37]. Данные исследований о связи пола и морального отчуждения остаются неизменными: уровень морального отчуждения выше у мальчиков и у мужчин [18; 20; 21].
Новейшие исследования касаются нейробиологических коррелятов морального отчуждения. Получены данные о соотношении показателей моральной идентичности и противопоставленного ей морального отчуждения с нейробиологическими показателями: уровень региональной однородности в предклинье головного мозга положительно коррелирует с показателями моральной идентичности и отрицательно — с моральным отчуждением. Это исследование подводит итог противоречию, которое касалось соотношения морального отчуждения и моральной идентичности — точка зрения некоторых ученых о том, что высокие показатели моральной идентичности связаны с высоким, а не с низким моральным отчуждением, оказалась несостоятельной [29].
Область исследований коррелятов морального отчуждения расширяется с каждым годом, охватывая разнообразные сферы человеческого взаимодействия и поведения. Наряду с областями изучения морального отчуждения, где ученые пришли к согласию (теоретические корреляты морального отчуждения, его связь с полом), существуют также области, например буллинг, в которых получены противоречивые данные и ведутся научные споры. Роль морального отчуждения наблюдателей травли и факторов, которые на него влияют, в настоящее время требует уточнений и дополнительных исследований.
Моральное отчуждение как предиктор
В рамках изучения морального отчуждения в различных профессиональных и социальных контекстах (организационном, спортивном, школьном, тюремном, сетевом и др.) были описаны модели, где моральное отчуждение являлось предиктором, когнитивным посредником и модератором антисоциального, аморального, неэтичного и проблемного поведения [19; 20; 21; 24].
В частности было показано, что уровень морального отчуждения может предсказывать поведение в широком спектре социальных взаимоотношений — от агрессии по отношению к партнеру [14] до академической нечестности в высших учебных заведениях [18]. Моральное отчуждение у спортсменов предсказывает агрессивное неспортивное поведение [15], использование допинга [32], у подростков — буллинг [25], а у медсестер — неэтичное поведение по отношению к пациентам [17; 22]. Моральное отчуждение в организационном контексте предсказывает не только неэтичное поведение на рабочем месте, но и низкую эффективность при выполнении рабочих задач. Оно также отрицательно связано с организационным гражданским поведением (organizational citizenship behavior) в качестве готовности помогать другим, балансировать между интересами членов группы и своими [4; 17]. Интересно, что эти связи наблюдаются не только у одной и той же личности, но и во взаимоотношениях между разными людьми. Например, высокое моральное отчуждение вузовских преподавателей предсказывает выученную беспомощность и академическую прокрастинацию у их студентов [39]. В настоящее время в качестве предиктора исследуется не только индивидуальное, но и коллективное моральное отчуждение. Так, показана связь между коллективным моральным отчуждением, авторитарным преподаванием скандинавских учителей, низким качеством отношений «учитель—ученик» и развитием индивидуального морального отчуждения [5].
Наряду с продолжающимися исследованиями морального отчуждения как предиктора, в настоящее время появилось большое количество исследований, где моральное отчуждение активно исследуется в роли когнитивного посредника между различными личностными чертами, контекстуальными факторами и аморальным поведением. Так, моральное отчуждение опосредует низкое сострадание к другим и поведение высмеивания [20], повседневную низкую нравственную чувствительность наблюдателей при школьной травле и поведение невмешательства [40]. Получены данные о посреднической роли морального отчуждения между мотивационным климатом, создаваемым тренером, и поведением спортсменов: неблагоприятный мотивационный климат связан с антисоциальным поведением по отношению как к соперникам, так и к товарищам по команде через использование механизмов морального отчуждения [15]. Также исследовалась посредническая роль морального отчуждения между перфекционизмом спортсменов и их готовностью применять допинг [32]. Посредническую роль морального отчуждения, наряду с негативными эмоциями, также выделяют исследователи контрпродуктивного поведения у курсантов итальянской полиции как реакцию на несправедливость в организации [13]. Моральное отчуждение показано как модератор между психопатией и академической нечестностью у греческих студентов [18]. Также моральное отчуждение изучалось в качестве модератора между виктимизацией и высокой толерантностью к насилию [9].
Количество исследованных переменных, опосредуемых моральным отчуждением, возрастает год от года (самоконтроль, перфекционизм, зависть, сострадание и многие другие). Поэтому выстроенные исследователями модели морального отчуждения постоянно требуют дальнейших уточнений и дополнений. Контекстуальные факторы морального отчуждения, описанные ниже, вводят дополнительное измерение, которое должно учитываться в моделях морального отчуждения: динамику изменения морального отчуждения во времени [4; 23].
Таким образом, исследования морального отчуждения как предиктора аморального и неэтичного поведения со временем привели к его изучению в качестве когнитивного посредника и модератора. Также в настоящее время в этой роли изучается не только индивидуальное, но и коллективное моральное отчуждение. Модели морального отчуждения с каждым годом усложняются, вмещая новые переменные.
Диспозиционные и контекстуальные предпосылки морального отчуждения
Ряд исследований морального отчуждения направлен на выявление личностных и ситуационных предпосылок проявления морального отчуждения. В рамках социально-когнитивной теории А. Бандура описывал моральное отчуждение как когнитивный процесс. Однако исследования морального отчуждения А. Бандуры и его коллег строились таким образом, как если бы моральное отчуждение было диспозиционной чертой личности. Следуя этой традиции, исследователи морального отчуждения также фокусировались на его диспозиционных предпосылках, однако в дальнейшем все больше исследований стало посвящаться контекстуальным факторам морального отчуждения. Вопрос о соотношении и взаимовлиянии личностных и контекстуальных факторов до сих пор актуален. Выдвигаются различные гипотезы; так, например, исследователи полагают, что чем чаще человек ситуативно прибегает к тактикам морального отчуждения, тем больше оно развивается как личностная черта, в результате чего чаще используется, распространяясь на другие контексты [4; 23].
Моральное отчуждение изучалось в соотношении с различными личностными характеристиками: эмпатией, когнитивным моральным развитием, моральной идентичностью, добросовестностью, локусом контроля, чертами темной триады [17; 18; 21; 24; 38]. Результаты масштабного метаанализа, проведенного в 2022 г., показали, что основными диспозиционными предпосылками проявления морального отчуждения являются низкий уровень эмпатии, добросовестности, идеализма, честности/скромности (фактор «Честность» модели HEXACO), интернализации моральной идентичности, а также высокие показатели релятивизма и склонности к переживанию чувства вины [4].
Современные исследования морального отчуждения не только углубляют понимание его связи с вышеозначенными личностными характеристиками, но и расширяют список личностных предпосылок. Так, например, последние исследования посвящены связи морального отчуждения с личной относительной депривацией, злонамеренной завистью, самоконтролем, психологической разумностью, моральным перфекционизмом и т. д. [1; 19]. Моральное отчуждение изучалось в связке с толерантностью к неопределенности и состраданием к другим людям: исследователи пришли к выводу, что высокое моральное отчуждение связано с низкой толерантностью к неопределенности и низким состраданием [20].
Изучение контекстуальных предпосылок вносит важный вклад в понимание происхождения и динамики развития морального отчуждения. Наиболее изученной является область организационного контекста, однако внимание исследователей привлекают не только рабочие коллективы и этический климат в организациях. Исследования морального отчуждения в спортивных командах, школьных коллективах со временем привели к изучению семейных факторов, влияющих на моральное отчуждение.
Взрослые люди могут коллективно дистанцироваться от моральных стандартов, и тогда моральное отчуждение выступает коллективной характеристикой такой группы. В качестве существенных контекстуальных предпосылок проявления морального отчуждения в организационном контексте исследователи выделяют несправедливую организационную политику (кумовство, стремление к удовлетворению личных интересов, безнаказанность при неэтичном поведении), а также оскорбительный надзор — стиль управления, предполагающий отношение к сотрудникам как к потенциальным нарушителям. Этическое лидерство и справедливая организационная политика в качестве сдерживающих факторов проявления морального отчуждения показали меньший эффект. Использование тактик морального отчуждения может распространяться в коллективах посредством «социального заражения» [4].
Ряд исследователей предполагают, что моральное отчуждение по своей сути является коллективным явлением, которое порождается этическим климатом в сообществе. Так, например, на моральное отчуждение у детей влияет их окружение. Лонгитюдное исследование южнокорейских школьников при помощи анализа их соцсетей показало, что дети со временем стали больше походить на своих друзей в том, что касается морального отчуждения и чувства общности со сверстниками [35]. Исследование (n = 1373), проведенное на выборке скандинавских школьников, показало, что коллективное моральное отчуждение (наряду с другими факторами, такими как, например, позитивные отношения между учителями и учениками) влияет на уровень индивидуального морального отчуждения [5]. Исследователи выявили, что моральное отчуждение у одних и тех же людей может по-разному проявляться в разных сферах их жизни; так, у молодых людей в контексте интернет-взаимодействий оно выше по сравнению с семейным и дружеским контекстом [34].
В последние годы интерес исследователей связан с изучением семейных факторов, связанных с моральным отчуждением. Однако данные по таким исследованиям пока являются противоречивыми. Так, в одном исследовании выявлена отрицательная связь морального отчуждения детей с авторитарным стилем родительского воспитания и положительная — с попустительским [12]. Однако в другом исследовании низкое моральное отчуждение у детей связывалось с отзывчивостью родителей и предоставлением детям автономии через формирование сильной моральной идентичности [27]. Исследователи из Испании уточнили посредническую роль морального отчуждения при трансгенерационной передаче паттерна семейного насилия: дети, подвергавшиеся насилию в детстве, потом осуществляют насилие над своими родителями, применяя моральное отчуждение, также выявлена посредническая роль морального отчуждения между воспринимаемой подростками родительской теплотой и насилием по отношению к родителям [7; 8].
Список личностных и контекстуальных предпосылок морального отчуждения расширяется с каждым годом. Важный дискуссионный вопрос о связи и взаимовлиянии диспозиционных и контекстуальных факторов, влияющих на моральное отчуждение, остается открытым. Популярные в последнее время исследования в области контекстуальных факторов морального отчуждения сместились в сторону изучения семейных факторов, в этой области данные пока являются противоречивыми.
Инструменты и методы исследования морального отчуждения и его механизмов
Модификации классического опросника А. Бандуры и коллег, направленного на изучение агрессивного поведения подростков в школах, привели к появлению нескольких опросников морального отчуждения в различных контекстах (организационном, спортивном). Опросник С. Мур и коллег [38] не только надежно предсказывает связь высокого уровня морального отчуждения и неэтичного поведения в организационном контексте, но и достаточно универсален, чтобы использовать его для исследования широкого круга вопросов, связанных с проявлением морального отчуждения. Две из трех форм этого опросника (MD-8, MD-24) были успешно адаптированы на российской выборке респондентов [2; 38].
Дизайн исследований морального отчуждения часто выстроен вокруг самоотчетов и кейсов, предлагаемых респондентам для анализа. Однако в связи с тем, что существует разрыв между моральными суждениями и моральным поведением, некоторые исследователи не только сопоставляют уровень морального отчуждения и решение умозрительных этических задач, но также и моделируют ситуации морального выбора. Так, например, Дж. Детерт с коллегами [10] предложили респондентам ряд кейсов, один из которых позже проверили: используя сходную ситуацию в реальной жизни, исследователи вынудили респондентов совершить моральный выбор. Часть респондентов поступили нечестно, несмотря на продемонстрированные ранее социально приемлемые моральные суждения [10].
Появление опросника С. Мур совпало с резким увеличением количества исследований морального отчуждения. Так, по данным интернет-ресурса PubMed, за период с 1996 по 2012 г. было опубликовано около 90 статей, посвященных моральному отчуждению, а в последующие 10 лет — с 2013 по 2023 — более 450.
Наряду с опросником С. Мур, существуют опросники для узкоспециализированных контекстов. В частности, разработаны: опросники выявления морального отчуждения у медсестер, которые хорошо предсказывают их неэтичное поведение [22]; опросник морального отчуждения при кибербуллинге [21]; этническая шкала морального отчуждения для оценки склонности к травле по национальному признаку [11].
Изучая конкретные механизмы морального отчуждения, можно выявить специфические механизмы, используемые людьми при аморальном и неэтичном поведении в разных областях человеческих взаимоотношений. Эти данные могут быть использованы для увеличения информированности и профилактики такого поведения. Изучение конкретных механизмов морального отчуждения, как правило, осуществляется посредством глубинных или полуструктурированных интервью, где респонденты рассказывают о своем опыте, рассуждают на тему предложенных им этических дилемм [1; 16; 36]. Существуют исследования, материалом для которых послужили публичные заявления пиар-служб компаний, наносящих своей деятельностью вред экологии и здоровью людей (производители табака, свинца, мяса), а также исследования, в которых применялся контент-анализ соцсетей респондентов [23; 26; 35].
Н.С. Перейра и коллеги [16] изучали механизмы морального отчуждения на примере кибербуллинга. Интервьюирование учителей на предмет их отношения к кибербуллингу среди учащихся и необходимости вмешательств для его прекращения выявило в рассуждениях учителей маркеры механизмов морального отчуждения, способствующие преуменьшению не только серьезности кибербуллинга, но и своей ответственности за необходимость вмешательства в такие ситуации. Учителя чаще всего использовали такие механизмы, как рассеивание ответственности и искажение последствий [16].
Исследование морального отчуждения у членов колумбийских незаконных вооруженных формирований проводилось с использованием контент-анализа глубинных интервью и позволило выявить в рассуждениях респондентов все восемь механизмов морального отчуждения. Особенно часто преступники использовали механизмы смещения ответственности и морального оправдания [36].
Роль морального отчуждения в медийном дискурсе о производстве мяса и молочных продуктов была изучена путем контент-анализа интервью с участниками рынка: производителями, ритейлерами. Так, были выявлены предпочитаемые участниками маркеры и механизмы морального отчуждения: эвфемизация, выгодное сравнение, моральное оправдание [26].
Исследователи морального отчуждения у подростков выявили, что именно механизм дегуманизации является ранним показателем возникновения антиобщественного поведения: по сравнению с контрольной группой он высокий у нарушителей школьных норм и еще выше у нарушителей закона [25]. Психологи-консультанты, описывающие поведение, содержащее риски эксплуатации и нанесения вреда клиентам, также демонстрировали механизм дегуманизации, наряду с механизмом атрибуции вины [1]. Изучение морального отчуждения в контексте детско-родительских отношений показало, что подростки, проявляющие насилие по отношению к родителям предпочитают следующие механизмы: моральное оправдание, атрибуция вины, искажение последствий, смещение ответственности [8].
Появление первого опросника морального отчуждения в школьном контексте впоследствии привело к созданию универсального опросника. В настоящее время развитие инструментов измерения морального отчуждения движется в направлении увеличения количества узкоспециализированных опросников для отдельных контекстов, отраслей и профессий. В результате исследований механизмов морального отчуждения удалось выделить предпочитаемые механизмы для представителей конкретных профессий, в разных социальных ситуациях, используемых при участии в различных типах антисоциального поведения. Знание действия конкретных механизмов морального отчуждения в различных контекстах помогает профилактике аморального и неэтичного поведения путем увеличения осознанности — как у представителей конкретных профессий, так и в обществе в целом.
Проблемы, противоречия и перспективы исследований морального отчуждения
Моральное отчуждение определяется как предиктор и когнитивный посредник различных видов антисоциального и проблемного поведения, сложный многомерный феномен, связанный как с личностными, так и с контекстуальными факторами, которые находятся во взаимовлиянии. Сфера исследований морального отчуждения расширяется от служения интересам бизнеса до более широкого, социально-значимого контекста, охватывая различные сферы человеческого взаимодействия. Редкие исследования морального отчуждения в области помогающих профессий имеют исследовательский потенциал при высокой значимости их для общества. Также в связи с развитием искусственного интеллекта и все большим его использованием в различных сферах социального взаимодействия, таких, например, как здравоохранение, изучение и профилактирование морального отчуждения у разработчиков программного обеспечения, является важным и перспективным направлением будущих исследований.
Большое количество исследований морального отчуждения в сфере буллинга и кибербуллинга не только углубляет понимание когнитивных механизмов этого явления, но и ставит перед исследователями новые вопросы, связанные с его профилактикой. Ученые пытаются расширить круг изучаемых личностных предиспозиций, связанных с моральным отчуждением и буллингом, таких, например, как самоконтроль, развивая которые можно предотвращать агрессивное поведение. Противоречия касаются роли наблюдателя травли и поведения невмешательства — мнения о когнитивном посредничестве морального отчуждения расходятся. Также нет согласия в части контекстуальных факторов буллинга, например роли воспринимаемой наблюдателями социальной поддержки. Все эти вопросы являются перспективными для исследования морального отчуждения в данном контексте.
В связи с увеличением количества исследований, где моральное отчуждение показано не только предиктором аморального и неэтичного поведения, но и когнитивным посредником и модератором между разными видами переменных, возникают сложности с построением единой общей модели морального отчуждения, в которой могли бы быть учтены все переменные и их взаимовлияние. Модели морального отчуждения, выстроенные, например, в школьном контексте учитывают контекстуальные факторы, связанные со школьным климатом, отношениями «учитель—ученик», но оставляют за пределами семейные факторы. Начавшиеся современные исследования семейных факторов развития морального отчуждения пока, к сожалению, проводятся довольно редко, данные являются противоречивыми.
Также в настоящее время не сняты методологические противоречия в изучении морального отчуждения как личностной черты и как процесса, порожденного контекстом. Это не только затрудняет сопоставление данных при проведении метаанализов исследований, но и ставит дополнительные вопросы о взаимовлиянии диспозиционных и контекстуальных факторов, влияющих на моральное отчуждение.
Перспективным направлением исследований является создание узкоспециализированных опросников морального отчуждения. Такие инструменты помогут более тщательно проводить отбор и оценку персонала в общественно важных сферах социального взаимодействия. Исследования конкретных механизмов морального отчуждения в различных отраслях, и особенно в помогающих профессиях, также могут помочь профилактировать риски нанесения вреда конкретным людям и обществу.
Выводы
Моральное отчуждение является сложным многомерным феноменом, который изучается около трех десятилетий. Моральное отчуждение связано с аморальным и неэтичным поведением, его изучение несет большую пользу обществу и поэтому привлекает особое внимание исследователей. Появление универсального опросника С. Мур катализировало изучение морального отчуждения, благодаря чему исследования распространились с изучения морального отчуждения в детско-подростковой и организационной сферах на широкий спектр различных социальных взаимодействий. В результате этого произошло расширение понимания феномена морального отчуждения, от коррелятов морального отчуждения фокус исследований сместился на личностные и контекстуальные факторы морального отчуждения. Также исследователи пытаются выстроить более точные модели, отражающие модерирующую и посредническую роль морального отчуждения, учитывающие изменение морального отчуждения в динамике. Большое количество корреляционных исследований морального отчуждения со временем привело к появлению качественных исследований морального отчуждения и его механизмов в разных сферах, в том числе в сфере помогающих профессий. Перспективными являются исследования морального отчуждения не только в этой сфере, но и среди IT-разработчиков, деятельность которых связана с искусственным интеллектом. Противоречивыми и перспективными выглядят исследования буллинга и кибербуллинга, семейных факторов. Многообещающим направлением исследований видится дальнейшее изучение механизмов морального отчуждения в различных сферах, а также создание узкоспециализированных опросников. Сложной исследовательской задачей по-прежнему остается построение единой модели морального отчуждения, учитывающей всю сложность этого феномена. Изучение морального отчуждения открывает дальнейшие возможности для профилактики аморального и неэтичного поведения, выявляя противоречия, которые могут стать перспективными для дальнейших исследований.