Современная зарубежная психология
2024. Том 13. № 2. С. 142–153
doi:10.17759/jmfp.2024130213
ISSN: 2304-4977 (online)
Когда задача кажется проще: влияние иллюзорного размера цели на точность попадания
Аннотация
Статья посвящена исследованию влияния субъективных представлений о своей эффективности на результаты сенсомоторной деятельности на примере экспериментальных исследований, проводимых с использованием иллюзий размера. Сенсомоторное научение — процесс повышения эффективности деятельности в процессе практики. Оно предполагает двустороннюю связь между ожиданиями эффективности и результатами деятельности. Ожидание эффективности — субъективные представления о возможной успешности выполнения конкретной задачи. Зрительные иллюзии часто используются для исследования этой связи. Иллюзорно более крупные цели воспринимаются как более простые по сравнению с иллюзорно меньшими; как следствие, испытуемые эффективнее попадают в цели, которые кажутся им проще. Однако все еще наблюдаются результаты, не укладывающиеся в модель. В статье предложено объяснение противоречивых результатов возможным «сбоем» в трехуровневом механизме, включающем репликацию иллюзии размера, восприятие целей как разных по сложности и изменение прогноза эффективности в соответствии со сложностью. В работе анализируются дизайн и результаты 18 экспериментальных исследований, проведенных с 2012 по 2023 г., и предлагаются возможные модификации экспериментальных парадигм на каждом из трех уровней механизма влияния прогноза эффективности на сенсомоторную деятельность.
Общая информация
Ключевые слова: самоэффективность, прогноз эффективности, сенсомоторное научение, иллюзии размера
Рубрика издания: Общая психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130213
Получена: 04.06.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Кулиева А.К. Когда задача кажется проще: влияние иллюзорного размера цели на точность попадания [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 2. С. 142–153. DOI: 10.17759/jmfp.2024130213
Полный текст
Введение
Влияние иллюзии размера на точность выполнения задачи
Факторы, опосредующие влияние иллюзий на эффективность
Восприятие иллюзии размера
Восприятие сложности цели
Краткое описание процедур и результатов экспериментальных исследований сенсомоторной деятельности в контексте иллюзии Эббингауза
Эксперимент |
Задача |
Количество проб |
Тип дизайна |
Объем выборки |
Демонстрация иллюзии |
Доля попаданий |
Разница |
Разница |
Разница |
Witt, Linkenauger, Proffitt, 2012, лунка 5 см [40] |
Гольф |
По 10 на условие |
Внутригрупповой |
32 |
Одиночная |
14% |
6%, p < 0,01 |
70%, p < 0,05 |
— |
Witt, Linkenauger, Proffitt, 2012, лунка 10 см [40] |
Гольф |
По 10 на условие |
Внутригрупповой |
32 |
Одиночная |
38% |
1%, p > 0,05 |
4%, p > 0,05 |
— |
Wood, Vine, Wilson, 2013 [41] |
Гольф |
По 10 на условие |
Внутригрупповой |
40 |
Одиночная |
— |
11%, p < 0,01 |
14%, p < 0,05 |
— |
Chauvel, Wulf, Maquestiaux, 2015 [17] |
Гольф |
50 с иллюзией, |
Межгрупповой |
36 |
Одиночная |
— |
18%, p < 0,05 |
9%, p > 0,05 |
32%, p < 0,01 |
Cañal-Bruland, van der Meer, Moerman, 2016 [16] |
Марбл |
40 без иллюзии, |
Межгрупповой |
33 |
Одиночная |
45% |
Нет данных |
7%, p > 0,05 |
4%, p > 0,05 |
Bahmani et al., 2017 [24] |
Гольф |
50 с иллюзией, |
Межгрупповой |
30 |
Одиночная |
— |
27%, p < 0,05 |
10%, p < 0,05 |
21%, p < 0,01 |
Bahmani et al., 2018 [39] |
Стрельба |
50 с иллюзией, |
Межгрупповой |
17 |
Одиночная |
— |
98%, p < 0,05 |
11%, p < 0,05 |
1%, p > 0,05 |
Coon, 2019 [19] |
Гольф |
По 10 на условие |
Внутригрупповой |
19 |
Одиночная |
— |
10%, p > 0,05 |
11%, p > 0,05 |
— |
Maquestiaux et al., 2020, эксп. 1a, лунка 5,5 см [26] |
Гольф |
По 10 на условие |
Внутригрупповой |
24 |
Одиночная |
0% |
Нет данных |
Нет данных |
— |
Maquestiaux et al., 2020, эксп. 1a, лунка 11 см [26] |
Гольф |
По 10 на условие |
Внутригрупповой |
24 |
Одиночная |
8% |
Нет данных |
Нет данных |
— |
Maquestiaux et al., 2020, эксп. 1b, лунка 5,5 см [26] |
Гольф |
По 10 на условие |
Внутригрупповой |
40 |
Одиночная |
5% |
3%, p > 0,05 |
6%, p > 0,05 |
— |
Maquestiaux et al., 2020, эксп. 1b, лунка 11 см [26] |
Гольф |
По 10 на условие |
Внутригрупповой |
40 |
Одиночная |
20% |
1%, p > 0,05 |
6%, p > 0,05 |
— |
Maquestiaux et al., 2020, эксп. 2 [26] |
Гольф |
По 20 на условие |
Внутригрупповой |
42 |
Парная |
20% |
18%, p < 0,01 |
19%, p > 0,05 |
— |
Maquestiaux et al., 2020, эксп. 3 [26] |
Гольф |
По 20 на условие |
Внутригрупповой |
43 |
Парная |
58% |
15%, p < 0,01 |
2%, p > 0,05 |
— |
Razeghi et al., 2020 [37] |
Гольф |
По 20 на условие |
Внутригрупповой |
20 |
Одиночная (только иллюзорно большая) |
— |
16%, p < 0,05 |
67%, p < 0,001 |
— |
Arexis, Maquestiaux, 2023, эксп. 1 [13] |
Гольф |
По 20 на условие |
Смешанный (иллюзия внутригрупповой фактор) |
60 |
Парная |
53% |
9%, p < 0,05 |
13%, p < 0,001 |
— |
Arexis, Maquestiaux, 2023, эксп. 2 [13] |
Гольф |
По 20 на условие |
Смешанный (иллюзия внутригрупповой фактор) |
60 |
Парная |
56% |
17%, p < 0,001 |
10%, p < 0,001 |
— |
Bahrami et al., 2022 [36] |
Дартс |
3 дня по 100, |
Межгрупповой |
40 |
Одиночная (только иллюзорно большая) |
— |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
Изменение прогноза эффективности
Заключение
Литература
- Аллахвердов В.М., Костина Д.И. Меняется ли направленность прайминга, если вместе с праймом предъявлять верный или ошибочный ответ на другую задачу? [Электронный ресурс] // Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования: Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых / Под ред. О.В. Защиринской, А.В. Шаболтас. СПб.: Скифия-Принт, 2017. Том 2. С. 67—72. URL: https://psy.spbu.ru/attachments/article/721/Psy_XXI_2017_p2.pdf#page=67 (дата обращения: 16.05.2024).
- Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс: Экспериментальная психологика. СПб.: ДНК, 2000. 528 с.
- Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 318 с.
- Вилкова К.А. Измерение саморегулируемого обучения: обзор инструментов // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 123—133. DOI:10.17759/jmfp.2020090211
- Возникновение повторяющихся ошибок в процессе сенсомоторного научения и способы их коррекции [Электронный ресурс] / В.А. Гершкович, Н.В. Морошкина, В.М. Аллахвердов, И.И. Иванчей, М.И. Морозов, В.Ю. Карпинская, М.Б. Кувалдина, Д.Н. Волков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2013. № 3. С. 43—54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20245755 (дата обращения: 16.05.2024).
- Карпинская В.Ю., Ляховецкий В.А. Роль иллюзии размера в задаче попадания в цель [Элекстронный ресурс] // Материалы конференции: «Когнитивная наука в Москве: новые исследования» / Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. СПб.: Буки-Веди ; Институт практической психологии и психоанализа, 2017. С. 122—126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32148312 (дата обращения: 16.05.2024).
- Когнитивный контроль над изменением иррелевантных стимулов / М.В. Аллахвердов, А.С. Черная, В.М. Аллахвердов, T. Скотт // Современные технологии в медицине. 2019. Том 11. № 1. С. 63—68. DOI:10.17691/stm2019.11.1.07
- Кулиева А.К., Тихонов Р.В., Иванчей И.И. Теории и практики измерения осознания в экспериментальных когнитивных исследованиях // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 4. С. 164—181. DOI:10.17759/exppsy.2021140409
- Науменко О.В. Проявление когнитивного бессознательного при решении вычислительных задач: автореф. дис . … канд. психол. наук. С П б .: Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. 22 c. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19329746 (дата обращения: 27.05.2024).
- Филиппова М.Г. Неосознаваемая двойственность изображений: экспериментальные проявления негативного выбора [Электронный ресурс] // Петербургский психологический журнал. 2016. Том 16. С. 1—22. URL: https://ppj.spbpo.ru/index.php/psy/article/view/120 (дата обращения: 16.05.2024).
- Шиленкова Л.Н. Самоэффективность в образовательном процессе (обзор зарубежных исследований) // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9. № 3. С. 69—78. DOI:10.17759/jmfp.2020090306
- A transactional framework of parenting for children’s Internet use [Электронный ресурс]: A narrative review of parental self-efficacy, mediation, and awareness of online risks / S. Kuldas, A. Sargioti, J.O. Norman, E. Staksrud // International Journal of Communication. 2023. Vol. 17. P. 1717—1736. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/19336 (дата обращения: 16.05.2024).
- Arexis M., Maquestiaux F. Visual illusions influence proceduralized sports performance // Psychonomic Bulletin & Review. 2023. Vol. 30. № 1. P. 174—183. DOI:10.3758/s13423-022-02145-6
- Atkinson J.W. An introduction to motivation. New York: D. van Nostrand, 1964. 335 p.
- Bandura A. Social learning theory. Vol. 1. Prentice Hall, 1977. 247 p.
- Cañal-Bruland R., van der Meer Y., Moerman J. Can visual illusions be used to facilitate sport skill learning? // Journal of motor behavior. 2016. Vol. 48. № 5. P. 285—389. DOI:10.1080/00222895.2015.1113916
- Chauvel G., Wulf G., Maquestiaux F. Visual illusions can facilitate sport skill learning // Psychonomic bulletin & review. 2015. Vol. 22. P. 717—721. DOI:10.3758/s13423-014-0744-9
- Communication strategies for moral rebels: How to talk about change in order to inspire self‐efficacy in others / C. Brouwer, J.-W. Bolderdijk, G. Cornelissen, T. Kurz // Wiley Interdisciplinary Reviews: Climate Change. 2022. Vol. 13. № 5. Article ID e781. 9 p. DOI:10.1002/wcc.781
- Coon V. The perceptual motor-effects of the Ebbinghaus illusion on golf putting: dis. ... master of science [Электронный ресурс]: A Thesis Presented in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree Master of Science. [Tempe]: Arizona State University, 2019. 28 p. URL: https://keep.lib.asu.edu/items/157098/view (дата обращения: 27.05.2024).
- Crowe E., Higgins E.T. Regulatory focus and strategic inclinations: Promotion and prevention in decision-making // Organizational behavior and human decision processes. 1997. Vol. 69. № 2. P. 117—132. DOI:10.1006/obhd.1996.2675
- Dewey J.A., Knoblich G. Do implicit and explicit measures of the sense of agency measure the same thing? // PloS One. 2014. Vol. 9. № 10. Article ID e110118. 9 p. DOI:10.1371/journal.pone.0110118
- Ehlers H. Clinical testing of visual acuity // AMA Archives of Ophthalmology. 1953. Vol. 49. № 4. P. 431—434. DOI:10.1001/archopht.1953.00920020441007
- Enhanced expectancies benefit performance under distraction, but compromise it under stress: Exploring the OPTIMAL theory / P.J. Simmonds, C.J. Wakefield, G. Coyles, J.W. Roberts // Human Movement Science. 2023. Vol. 89. Article ID 103085. 11 p. DOI:10.1016/j.humov.2023.103085
- Enhancing performance expectancies through visual illusions facilitates motor learning in children / M. Bahmani, G. Wulf, F. Ghadiri, S. Karimi, R. Lewthwaite // Human Movement Science. 2017. Vol. 55. P. 1—7. DOI:10.1016/j.humov.2017.07.001
- Higgins E.T. Promotion and prevention: Regulatory focus as a motivational principle // Advances in experimental social psychology. 1998. Vol. 30. P. 1—46. DOI:10.1016/S0065-2601(08)60381-0
- Ideomotor compatibility enables automatic response selection / F. Maquestiaux, M. Lyphout-Spitz, E. Ruthruff, M. Arexis // Psychonomic Bulletin & Review. 2020. Vol. 27. P. 742—750. DOI:10.3758/s13423-020-01735-6
- Iwatsuki T., Regis C.J. Relatively Easy Criteria for Success Enhances Motor Learning by Altering Perceived Competence // Perceptual and Motor Skills. 2021. Vol. 128. № 2. P. 900—911. DOI:10.1177/0031512520981237
- Lewin K. A research approach to leadership problems // The Journal of Educational Sociology. 1944. Vol. 17. № 7. P. 392—398. DOI:10.2307/2262546
- Measuring consciousness: is one measure better than the other? / K. Sandberg, B. Timmermans, M. Overgaard, A. Cleeremans // Consciousness and cognition. 2010. Vol. 19. № 4. P. 1069—1078. DOI:10.1016/j.concog.2009.12.013
- Measuring consciousness: task accuracy and awareness as sigmoid functions of stimulus duration / K. Sandberg, B.M. Bibby, B. Timmermans, A. Cleeremans, M. Overgaard // Consciousness and cognition. 2011. Vol. 20. № 4. P. 1659—1675. DOI:10.1016/j.concog.2011.09.002
- Nisbett R.E., Wilson T.D. Telling more than we can know: Verbal reports on mental processes // Psychological review. 1977. Vol. 84. № 3. P. 231—259. DOI:10.1037/0033-295X.84.3.231
- Perceptual-cognitive expertise in sport [Электронный ресурс]: A meta-analysis / D.T. Mann, A.M. Williams, P. Ward, C.M. Janelle // Journal of sport and exercise psychology. 2007. Vol. 29. № 4. P. 457—478. URL: https://www.researchgate.net/publication/5878313 (дата обращения: 27.05.2024).
- Positive feedback enhances motivation and skill learning in adolescents / V.M.L. Martinez, P. Cardozo, A. Kaefer, G. Wulf, S. Chiviacowsky // Learning and Motivation. 2024. Vol. 86. Article ID 101966. 10 p. DOI:10.1016/j.lmot.2024.101966
- Strasburger H., Harvey L.O., Rentschler I. Contrast thresholds for identification of numeric characters in direct and eccentric view [Электронный ресурс] // Perception & psychophysics. 1991. Vol. 49. № 6. P. 495—508. URL: https://publications.goettingen-research-online.de/bitstream/2/61152/1/contrast.pdf (дата обращения: 17.05.2024).
- The achievement motive / D.C. McClelland, J.W. Atkinson, R.A. Clark, E.L. Lowell. New York: Appleton-Century-Crofts, 1953. 384 p. DOI:10.1037/11144-000
- The Effect of Large Visual Illusion and External Focus of Attention on Gaze Behavior and Learning of Dart Throw Skill / S. Bahrami, B. Abdoli, A. Farsi, M. Aghdaei, T. Simpson // Journal of Motor Learning and Development. 2022. Vol. 10. № 3. P. 469—484. DOI:10.1123/jmld.2022-0043
- The effect of visual illusion on performance and quiet eye in autistic children / R. Razeghi, S. Arsham, A. Movahedi, N. Sammaknejad // Early Child Development and Care. 2022. Vol. 192. № 5. P. 807—815. DOI:10.1080/03004430.2020
- Timmermans B., Cleeremans A. How can we measure awareness? An overview of current methods // Behavioural methods in consciousness research. 2015. Vol. 21. P. 21—46. DOI:10.1093/acprof:oso/9780199688890.003.0003
- Visual illusions affect motor performance, but not learning in highly skilled shooters / M. Bahmani, J.A. Diekfuss, R. Rostami, N. Ataee, F. Ghadiri // Journal of Motor Learning and Development. 2018. Vol. 6. № 2. P. 220—233. DOI:10.1123/jmld.2017-0011
- Witt J.K., Linkenauger S.A. Proffitt D.R. Get me out of this slump! Visual illusions improve sports performance // Psychological Science. 2012. Vol. 23. № 4. P. 397—399. DOI:10.1177/0956797611428810
- Wood G., Vine S.J., Wilson M.R. The impact of visual illusions on perception, action planning, and motor performance // Attention, Perception & Psychophysics. 2013. Vol. 75. P. 830—834. DOI:10.3758/s13414-013-0489-y
- Wulf G., Lewthwaite R. Optimizing performance through intrinsic motivation and attention for learning: The OPTIMAL theory of motor learning // Psychonomic bulletin & review. 2016. Vol. 23. P. 1382—1414. DOI:10.3758/s13423-015-0999-9
- Ziv G., Lidor R. Different task success criteria affect expectancies of success but do not improve golf putting performance // Psychology of Sport and Exercise. 2021. Vol. 54. Article ID 101887. 8 p. DOI:10.1016/j.psychsport.2021.101887
- Ziv G., Lidor R., Lavie M. Enhanced expectancies in golf putting — a replication study with increased ecological validity // International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2021. Vol. 19. № 1. P. 1—12. DOI:10.1080/1612197X.2019.1637362
- Ziv G., Ochayon M., Lidor R. Enhanced or diminished expectancies in golf putting — Which actually affects performance? // Psychology of Sport and Exercise. 2019. Vol. 40. P. 82—86. DOI:10.1016/j.psychsport.2018.10.003
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 143
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 23
Скачиваний
Всего: 44
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5