Цель тематического номера — представить заинтересованным читателям активно развивающиеся направления исследований в транспортной психологии и психологии дорожного движения. Сразу необходимо подчеркнуть значимость различий в предметной области данных направлений. Так, транспортная психология традиционно ассоциируется с изучением водительской деятельности и управлением транспортным средством. Психология дорожного движения охватывает различные аспекты передвижения и взаимодействия участников дорожно-транспортной среды: не только водителей, но пешеходов и пассажиров.
Проблематика данного тематического номера во многом определила специфику статей, в которых авторы не только осветили анализируемые ими результаты прикладных исследований зарубежных авторов, но и уделили внимание практикам, направленным на решение важнейшей концептуальной целевой задачи: снижения уровня аварийности на дорогах.
Статьи тематического номера весьма разнообразны, затрагиваемые в них вопросы, охватили широкий спектр проблем, связанных с решением задачи формирования безопасного дорожного поведения.
Так, в номере уделено внимание психологическим практикам снижения аварийности и профилактике рискованного вождения, охарактеризованы основные подходы, используемые в психологических интервенциях, направленных на предотвращение нарушений в дорожном движении, поднята тема диагностики и оценки пригодности к управлению транспортным средством. Представлено рассмотрение вопросов, касающихся изучения различных аспектов дорожно-транспортной среды, в частности, среды городского транспорта.
Наконец, уделено внимание рассмотрению процесса обучения водителей и использованию различных инновационных технологий в формировании установок на безопасное вождение.
Авторы И.А. Бедина и Т.В. Кочетова в статье «Программы психологических интервенций по коррекции дорожного поведения водителей» уделяют внимание характеристике психологических интервенций в работе с водителями, методам и технологиям, которые используются в программах по предотвращению аварий, профилактике вождения в нетрезвом состоянии.
Работа Л.Н. Николаевой «Проблематика присутствия в дорожно-транспортной среде различных групп участников дорожного движения» раскрывает особенности процесса взаимодействия основных участников дорожного движения друг с другом, а также объясняет различные социально-психологические феномены, которые проявляются в дорожном трафике.
Статья А.Н. Курилович «Особенности ментальных карт современных водителей» посвящена обзору исследований, в которых рассматривается процесс формирования когнитивных и ментальных карт водителей мегаполиса, особенностям восприятия ими отдельных элементов дорожно-транспортной инфраструктуры.
Своеобразным продолжением «проблематики» влияния городской среды на водителей является статья О.А. Ершовой «Социальные представления об общественном и личном транспорте жителей современного мегаполиса». Автор акцентирует внимание на системе представлений жителей современного мегаполиса, обусловливающих приоритеты использования различных транспортных средств для передвижения.
Подробный обзор прикладных исследований, посвященных обучению водителей и формированию компетенций, обеспечивающих успешность водительской деятельности, представлен в статье Я.В. Зубовой «Зарубежный опыт обучению вождению», где рассматриваются программы подготовки водителей, повышения их водительского мастерства и формирования установок на безопасное дорожное поведение.
Основной фокус внимания в статье В.В. Ермолаева, А.И. Четвериковой, Ю. Воронцовой, Д.К. Насоновой «Особенности современных средств диагностики внимания и уровня работоспособности водителей» сосредоточен на характеристике перспективных разработок системы оценки диагностики внимания и уровня работоспособности водителей с помощью современных технологий.
Логичным продолжением рассматриваемой проблематики выступает статья С.Б. Ефремова «Инновационные технологии в формировании безопасного дорожного поведения водителей», где автор подробно рассматривает процесс иммерсивного обучения водителей, а также инновационные технологические решения, обеспечивающие формирование навыков безопасного вождения.
В заключение тематической части номера представлено краткое сообщение доктора психологии, эксперта в области психологии дорожного движения Г. Мейнхарда, который познакомит читателей с программой психологической превенции «Ясное видение», реализуемой в Эстонии и направленной на предотвращение аварий и дорожно-транспортных происшествий.
Данный тематический выпуск журнала «Современная зарубежная психологии», безусловно, не может осветить все многообразие проблем, рассматриваемых в рамках транспортной психологии и психологии дорожного движения. Однако он может вызвать среди профессионалов интерес к теме изучения психологических аспектов безопасности в условиях дорожно-транспортной среды и поиску эффективных психологических решений, направленных на выполнение задачи снижения аварийности на дорогах РФ.
Авторами ряда статей, представленных в этом тематическом номере, выступили выпускники факультета социальной психологии МГППУ, психологи-практики, многие из которых связали свою профессиональную деятельность со сферой безопасности дорожного движения.
В связи с этим, не могу не упомянуть Михаила Юрьевича Кондратьева — основателя факультета «Социальная психология» МГППУ — неоднократно подчеркивающего, что прикладные исследования в области психологии дорожного движения являются «ключом» к методологии комплексного изучения современной дорожно-транспортной среды.