Клиническая и специальная психология
2023. Том 12. № 1. С. 43–65
doi:10.17759/cpse.2023120103
ISSN: 2304-0394 (online)
Оценка алекситимии: психометрические свойства русскоязычной версии Пертского опросника алекситимии
Аннотация
Недавно представленный Пертский опросник алекситимии (Perth Alexithymia Questionnaire; PAQ), состоящий из 24 пунктов, предназначен для оценки алекситимии. Будучи исходно разработанным на английском языке, опросник позволяет оценить все компоненты алекситимии по отношению как к отрицательным, так и положительным эмоциям. Цель данного исследования — оценить психометрические свойства впервые представленной русскоязычной версии опросника. Выборка включала 229 русскоязычных взрослых респондентов в возрасте 18–60 лет (M = 28,59 лет, SD = 9,41 лет), рекрутированных из общей популяции. Проверка факторной структуры опросника осуществлялась с помощью конфирматорного факторного анализа. Конвергентная и дивергентная типы валидности оценивались посредством корреляционного анализа баллов по опроснику PAQ с другими психологическими параметрами — эмоциональной реактивностью, симптомами психопатологии и витальностью. Результаты показали, что опросник имеет устойчивую и теоретически ожидаемую факторную структуру. Подтвердились его конвергентная и дивергентная валидность и внутренняя согласованность как субшкал, так и общего балла PAQ. Таким образом, русскоязычная версия PAQ обладает хорошими психометрическими свойствами, что подтверждает возможность кросс-культурного использования данного инструмента. Возможность опросника оценивать все компоненты алекситимии по отношению как к отрицательным, так и положительным эмоциям, способствует более комплексной оценке алекситимии в российской популяции. Клиническая значимость оценки положительных эмоций представляется важной для будущих исследований, проводимых на российской выборке.
Общая информация
Ключевые слова: алекситимия, эмоциональная реактивность, отрицательные эмоции, положительные эмоции, психометрические свойства, психопатология, валидность
Рубрика издания: Диагностика личностных расстройств и состояний
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2023120103
Получена: 09.01.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Ларионов П.М., Прис Д.А., Хохлова О.Ю., Яковлева М.В. Оценка алекситимии: психометрические свойства русскоязычной версии Пертского опросника алекситимии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 1. С. 43–65. DOI: 10.17759/cpse.2023120103
Дополнительные материалы
APPENDIX 1
Пертский опросник алекситимии (русскоязычная версия: Ларионов и др., 2023)
The Perth Alexithymia Questionnaire (Preece и др., 2018)
Этот опросник позволяет исследовать то, как Вы воспринимаете и переживаете свои эмоции. Пожалуйста, оцените следующие утверждения в зависимости от того, насколько Вы согласны или не согласны с тем, что данное утверждение верно по отношению к Вам. Обведите кружком один ответ для каждого утверждения.
В одних утверждениях упоминаются негативные или неприятные эмоции, то есть такие эмоции, как печаль, гнев или страх. В других утверждениях упоминаются позитивные или приятные эмоции, то есть такие эмоции, как счастье, веселье или радостное возбуждение.
|
Совершенно не согласен(на) |
... |
... |
Ни согласен(на), ни не согласен(на) |
... |
... |
Совершенно согласен(на) |
|
1 |
Когда я чувствую себя плохо (испытываю неприятные эмоции), я не могу найти подходящие слова, чтобы описать эти чувства. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2 |
Когда я чувствую себя плохо, я не могу определить, грущу ли я, злюсь или боюсь. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3 |
Я склонен(на) игнорировать свои чувства. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4 |
Когда я чувствую себя хорошо (испытываю приятные эмоции), я не могу найти подходящие слова, чтобы описать эти чувства. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
5 |
Когда я чувствую себя хорошо, я не могу определить, счастлив(а) ли я, взволнован(а) или весел(а). |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
6 |
Я предпочитаю просто позволить своим чувствам быть на заднем плане, а не сосредотачиваться на них. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 |
Когда я чувствую себя плохо, я не могу говорить об этих чувствах очень глубоко и подробно. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Когда я чувствую себя плохо, я не могу понять смысл этих чувств. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
Я не обращаю внимания на свои эмоции. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
Когда я чувствую себя хорошо, я не могу говорить об этих чувствах очень глубоко и подробно. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
11 |
Когда я чувствую себя хорошо, я не могу понять смысл этих чувств. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
Совершенно не согласен(на) |
... |
... |
Ни согласен(на), ни не согласен(на) |
... |
... |
Совершенно согласен(на) |
12 |
Обычно я стараюсь не думать о том, что я чувствую. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
13 |
Когда случается что-то плохое, мне трудно выразить словами, что я чувствую. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
14 |
Когда я чувствую себя плохо, я сомневаюсь в том, какая это эмоция. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
15 |
Я предпочитаю фокусироваться на вещах, которые я могу реально увидеть или потрогать, а не на своих эмоциях. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
16 |
Когда случается что-то хорошее, мне трудно выразить словами, что я чувствую. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
17 |
Когда я чувствую себя хорошо, я сомневаюсь в том, какая это эмоция. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
18 |
Я не пытаюсь быть «в контакте» со своими эмоциями. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
19 |
Когда я чувствую себя плохо, если я пытаюсь описать, что чувствую, я не знаю, что сказать. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
20 |
Когда я чувствую себя плохо, я не могу понять, что это за чувства. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
21 |
Мне не важно знать, что я чувствую. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
22 |
Когда я чувствую себя хорошо, если я пытаюсь описать, что чувствую, я не знаю, что сказать. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
23 |
Когда я чувствую себя хорошо, я не могу понять, что это за чувства. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
24 |
Мне странно думать о своих эмоциях. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
APPENDIX 2
Пертский опросник алекситимии (PAQ) — это самоотчетный опросник для взрослых и подростков, состоящий из 24 утверждений. PAQ предназначен для оценки всех компонентов алекситимии по отношению как к отрицательным, так
и положительным эмоциям. PAQ состоит из 5 субшкал и 6 составных шкал (все они представлены в таблице ниже), причем более высокие оценки указывают на более высокий уровень алекситимии. На практике чаще всего используются и учитываются 5 субшкал
и общий балл по шкале, так как это сочетание обеспечивает оптимальный баланс полноты и краткости, который подходит для большинства исследовательских и клинических целей.
Субшкалы/составные шкалы |
Как производить подсчет? |
Что оценивается? |
Субшкалы |
||
Трудности с идентификацией негативных чувств |
Сумма пунктов 2, 8, 14, 20 |
Трудности с идентификацией, пониманием |
Трудности с идентификацией позитивных чувств |
Сумма пунктов 5, 11, 17, 23 |
Трудности с идентификацией, пониманием |
Трудности с описанием негативных чувств (N-DDF) |
Сумма пунктов 1, 7, 13, 19 |
Трудности с описанием и передачей собственных негативных чувств. |
Трудности с описанием позитивных чувств (P-DDF) |
Сумма пунктов 4, 10, 16, 22 |
Трудности с описанием и передачей собственных положительных чувств |
Внешне-ориентированный тип мышления (G-EOT) |
Сумма пунктов 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24 |
Склонность не концентрировать внимание на собственных эмоциях (негативных и позитивных) |
Составные шкалы |
||
Трудности с определением негативных и позитивных чувств (G-DIF) |
Сумма значений по субшкалам N-DIF и P-DIF |
Трудности с идентификацией, пониманием |
Трудности с описанием негативных и позитивных чувств (G-DDF) |
Сумма значений по субшкалам N-DDF и P-DDF |
Трудности с описанием и передачей собственных негативных и позитивных чувств |
Субшкалы/составные шкалы |
Как производить подсчет? |
Что оценивается? |
Трудности с оценкой негативных чувств (N-DAF) |
Сумма значений по субшкалам N-DIF и N-DDF |
Трудности с оценкой (т.е. идентификацией |
Трудности с оценкой позитивных чувств (P-DAF) |
Сумма значений по субшкалам P-DIF и P-DDF |
Трудности с оценкой (т.е. идентификацией |
Трудности с оценкой негативных и позитивных |
Сумма значений по субшкалам N-DIF, P-DIF, |
Трудности с оценкой (т.е. идентификацией |
Общий уровень алекситимии |
Сумма всех пунктов |
Общий уровень алекситимии; трудности |
APPENDIX 3
Descriptive statistics and McDonald’s omega (ꞷ) and Cronbach’s alpha (α) values
with 95% confidence intervals (CI) for the PAQ, TAS-20, PHQ-4,
PSS-10, PERS-S and SVS
Variables |
Total sample (196 females and 33 males) |
||||||||
ω (95%CI) |
α (95%CI) |
N |
M |
SD |
Min |
Max |
Sk |
Ku |
|
PAQ Negative-Difficulty identifying feelings |
0.86 |
0.86 |
229 |
11.29 |
5.77 |
4 |
28 |
0.77 |
-0.15 |
PAQ Positive-Difficulty identifying feelings |
0.89 |
0.89 |
229 |
9.84 |
5.58 |
4 |
27 |
1.03 |
0.39 |
PAQ Negative-Difficulty describing feelings |
0.82 |
0.82 |
229 |
12.49 |
5.86 |
4 |
28 |
0.48 |
-0.70 |
PAQ Positive-Difficulty describing feelings |
0.86 |
0.87 |
229 |
11.10 |
5.93 |
4 |
28 |
0.72 |
-0.43 |
PAQ General-Externally orientated thinking |
0.90 |
0.89 |
229 |
19.98 |
10.11 |
8 |
49 |
0.94 |
0.01 |
PAQ Total score |
0.94 |
0.95 |
229 |
64.70 |
27.23 |
24 |
149 |
0.67 |
-0.09 |
TAS-20 Difficulties identifying feelings |
0.85 |
0.85 |
77 |
17.27 |
6.66 |
7 |
31 |
0.25 |
-0.71 |
TAS-20 Difficulties |
0.78 |
0.77 |
77 |
11.53 |
4.68 |
5 |
23 |
0.29 |
-0.97 |
TAS-20 Externally |
0.64 |
0.66 |
77 |
14.81 |
4.51 |
8 |
30 |
0.82 |
0.90 |
TAS-20 Total score |
0.88 |
0.87 |
77 |
43.61 |
13.13 |
21 |
75 |
0.22 |
-0.58 |
PHQ-4 Anxiety symptoms |
0.74 |
0.74 |
81 |
2.75 |
1.57 |
0 |
6 |
0.22 |
-0.44 |
PHQ-4 Depressive symptoms |
0.80 |
0.80 |
81 |
3.20 |
1.63 |
0 |
6 |
0.26 |
-0.81 |
PHQ-4 Total score |
0.81 |
0.81 |
81 |
5.95 |
2.83 |
1 |
12 |
0.31 |
-0.78 |
PSS-10 Stress symptoms |
0.89 |
0.89 |
81 |
31.10 |
7.25 |
13 |
44 |
-0.19 |
-0.55 |
PERS-S Positive-activation |
0.77 (0.67; 0.86) |
0.77 |
71 |
11.97 |
2.22 |
6 |
15 |
-0.58 |
0.01 |
PERS-S Positive-intensity |
0.80 |
0.74 |
71 |
10.97 |
2.40 |
4 |
15 |
-0.51 |
-0.01 |
PERS-S Positive-duration |
0.80 |
0.81 |
71 |
9.97 |
2.92 |
3 |
15 |
-0.35 |
-0.66 |
PERS-S Negative-activation |
0.84 |
0.83 |
71 |
10.28 |
3.21 |
3 |
15 |
-0.47 |
-0.49 |
PERS-S Negative-intensity |
0.86 |
0.86 |
71 |
10.77 |
3.27 |
3 |
15 |
-0.56 |
-0.43 |
Variables |
Total sample (196 females and 33 males) |
||||||||
ω (95%CI) |
α (95%CI) |
N |
M |
SD |
Min |
Max |
Sk |
Ku |
|
PERS-S Negative-duration |
0.87 |
0.86 |
71 |
9.80 |
3.30 |
3 |
15 |
-0.16 |
-1.20 |
PERS-S General positive reactivity |
0.83 |
0.83 |
71 |
32.92 |
5.91 |
13 |
45 |
-0.49 |
0.84 |
PERS-S General negative reactivity |
0.93 |
0.93 |
71 |
30.86 |
8.87 |
9 |
44 |
-0.48 |
-0.58 |
SVS Vitality trait |
0.94 |
0.94 |
81 |
24.79 |
10.78 |
7 |
48 |
0.37 |
-0.83 |
Notes. PAQ – Perth Alexithymia Questionnaire; TAS-20 – Toronto Alexithymia Scale-20; PHQ-4 – Patient Health Questionnaire-4; PSS-10 – Perceived Stress Scale-10; PERS-S – The Perth Emotional Reactivity Scale-Short Form; SVS – Subjective Vitality Scale. Sk – Skewness; Ku – Kurtosis.
Литература
- Ababkov V.A., Barisnikov K., Vorontzova-Wenger O.V. et al. Validizatsiya russkoyazychnoi versii oprosnika «Shkala vosprinimaemogo stressa–10» [Validation of the Russian version of the Questionnaire «Scale of Perceived Stress–10»]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 16. Psikhologiya. Pedagogika = Vestnik of St. Petersburg University. Series 16. Psychology. Education, 2016, no. 2, pp. 6–15. URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/2551/1/Ababkov_Barishnikov_et_al.pdf. (Accessed: 13.03.2023). (In Russ., abstr. in Engl.).
- Aleksandrova L.A. Sub"ektivnaya vital'nost' kak predmet issledovaniya [Subjective vitality as a research object]. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki = Psychology. Journal of Higher School of Economics, 2014, vol. 11, no. 1, pp. 133–163. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2014/10/31/1323618066/Aleksandrova_11-01pp133-163.pdf (Accessed: 13.03.2023). (In Russ., abstr. in Engl.).
- Bagby R.M., Taylor G.J., Parker J.D. The Twenty-item Toronto Alexithymia Scale—II. Convergent, discriminant, and concurrent validity. Journal of Psychosomatic Research, 1994, vol. 38, no. 1, pp. 33–40. DOI: 10.1016/0022-3999(94)90006-x
- Bagby R.M., Taylor G.J., Quilty L.C. et al. Reexamining the factor structure of the 20-item Toronto alexithymia scale: Сommentary on Gignac, Palmer, and Stough. Journal of Personality Assessment, 2007, vol. 89, no. 3, pp. 258–264. DOI: 10.1080/00223890701629771
- Barbosa F., Freitas J., Barbosa A. Alexithymia in chronic urticaria patients. Psychology, Health & Medicine, 2011, vol. 16, no. 2, pp. 215–224. DOI: 10.1080/13548506.2010.525657
- Bilge Y., Bilge Y. The measurement of Attention-Appraisal Model of Alexithymia: psychometric properties of the Perth Alexithymia Questionnaire in Turkish. Anatolian Journal of Psychiatry, 2020, vol. 21, no. 2, pp. 71–79. DOI: 10.5455/apd.133183
- Demers L.A., Schreiner M.W., Hunt R.H. et al. Alexithymia is associated with neural reactivity to masked emotional faces in adolescents who self-harm. Journal of Affective Disorders, 2019, vol. 249, pp. 253–261. DOI: 10.1016/j.jad.2019.02.038
- Groth-Marnat G. Handbook of Psychological Assessment. 5th ed. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons Inc., 2009. 752 p.
- Hu L.T., Bentler P.M. Cutoff criteria for fit indexes in covariance structure analysis: Conventional criteria versus new alternatives. Structural Equation Modeling: A Multidisciplinary Journal, 1999, vol. 6, no. 1, pp. 1–55. DOI: 10.1080/10705519909540118
- Jørgensen M.M., Zachariae R., Skytthe A. et al. Genetic and environmental factors in alexithymia: A population-based study of 8,785 Danish twin pairs. Psychotherapy and Psychosomatics, 2007, vol. 76, no. 6, pp. 369–375. DOI: 10.1159/000107565.
- Kajanoja J., Scheinin N.M., Karukivi M. et al. Alcohol and tobacco use in men: The role of alexithymia and externally oriented thinking style. The American Journal of Drug and Alcohol Abuse, 2019, vol. 45, no. 2, pp. 199–207. DOI: 10.1080/00952990.2018.1528267
- Kolenikov S., Bollen K.A. Testing negative error variances: Is a Heywood case a symptom of misspecification? Sociological Methods & Research, 2012, vol. 41, no. 1, pp. 124–167. DOI: 10.1177/0049124112442138
- Kooiman C.G., Spinhoven P., Trijsburg R.W. The assessment of alexithymia: A critical review of the literature and a psychometric study of the Toronto Alexithymia Scale-20. Journal of Psychosomatic Research, 2002, vol. 53, no. 6, pp. 1083–1090. DOI: 10.1016/S0022-3999(02)00348-3
- Larionov P.M., Ageenkova E.K., Belashina T.V. Psikhometricheskie svoistva russkoyazychnoi versii kratkoi formy Pertskoi shkaly emotsional'noi reaktivnosti [Psychometric properties of the Russian version of the Perth Emotional Reactivity Scale-Short Form]. Nevrologiya, neiropsikhiatriya, psikhosomatika = Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics, 2021, vol. 13, no. 2, pp. 26–33. DOI: 10.14412/2074-2711-2021-2-26-33 (In Russ., abstr. in Engl.).
- Larionow P., Preece D.A., Mudło-Głagolska K. Assessing alexithymia across negative and positive emotions: Psychometric properties of the Polish version of the Perth Alexithymia Questionnaire. Frontiers in Psychiatry, 2022, vol. 13, article 1047191. DOI: 10.3389/fpsyt.2022.1047191
- Lashkari A., Dehghani M., Sadeghi-Firoozabadi V. et al. Further support for the psychometric properties of the Farsi version of Perth Alexithymia Questionnaire. Frontiers in Psychology, 2021, vol. 12, article 657660. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.657660
- Lenhard W., Lenhard A. Computation of effect sizes. 2016. URL: https://www.psychometrica.de/effect_size.html (Accessed: 13.03.2023).
- Meganck R., Vanheule S., Desmet M. Factorial validity and measurement invariance of the 20-item Toronto Alexithymia Scale in clinical and nonclinical samples. Assessment, 2008, vol. 15, no. 1, pp. 36–47. DOI: 10.1177/1073191107306140
- Mousavi Asl E., Mahaki B., Khanjani S. et al. The assessment of alexithymia across positive and negative emotions: The psychometric properties of the Iranian version of the Perth Alexithymia Questionnaire. Iranian Journal of Psychiatry and Behavioral Sciences, 2020, vol. 14, no. 4, e102317. DOI: 10.5812/ijpbs.102317
- Patient Health Questionnaire Screeners. 2022. URL: https://www.phqscreeners.com (Accessed: 13.03.2023).
- Pogosova N.V., Dovzhenko T.V., Babin A.G. et al. Russkoyazychnaya versiya oprosnikov PHQ-2 i 9: chuvstvitel'nost' i spetsifichnost' pri vyyavlenii depressii u patsientov obshchemeditsinskoi ambulatornoi praktiki [Russian version of PHQ-2 and 9 questionnaires: Sensitivity and specificity in detection of depression in outpatient general medical practice]. Kardiovaskulyarnaya terapiya i profilaktika = Cardiovascular Therapy and Prevention, 2014, vol. 13, no. 3, pp. 18–24. DOI: 10.15829/1728-8800-2014-3-18-24 (In Russ., abstr. in Engl.).
- Preece D., Becerra R., Robinson K. et al. The psychometric assessment of alexithymia: Development and validation of the Perth Alexithymia Questionnaire. Personality and Individual Differences, 2018, vol. 132, pp. 32–44. DOI: 10.1016/j.paid.2018.05.011
- Sifneos P.E. The prevalence of «alexithymic» characteristics in psychosomatic patients. Psychotherapy and Psychosomatics, 1973, vol. 22, no. 2–6, pp. 255–262. DOI: 10.1159/000286529
- Starostina Е.G., Taylor G.D., Quilty L. et al. Torontskaya shkala aleksitimii (20 punktov): validizatsiya russkoyazychnoi versii na vyborke terapevticheskikh bol'nykh [A new 20-item version of the Toronto Alexithymia Scale: Validation of the Russian language translation in a sample of medical patients]. Sotsial'naya i klinicheskaya psikhiatriya = Social and Clinical Psychiatry, 2010, vol. 20 (4), pp. 31–38. (In Russ., abstr. in Engl.).
- Veirman E., Van Ryckeghem D., Verleysen G. et al. What do alexithymia items measure? A discriminant content validity study of the Toronto-alexithymia-scale-20. PeerJ, 2021, vol. 9, e11639. DOI: 10.7717/peerj.11639
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1082
В прошлом месяце: 79
В текущем месяце: 75
Скачиваний
Всего: 314
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 15