«История обучения слепоглухих детей в России»: очерки о науке и таланте в отечественной коррекционной педагогике и психологии

957

Аннотация

В рецензии раскрываются содержание и направленность научно-популярной книги, написанной профессором Татьяной Александровной Басиловой и посвященной истории обучения слепоглухих детей в Российской империи, СССР и современной России. Научно-методические проблемы сопровождения слепоглухих описаны через призму трудовой биографии трех знаменитых отечественных дефектологов: И.А. Соколянского, А.В. Ярмоленко и А.И. Мещерякова.

Общая информация

Ключевые слова: слепоглухие дети, коррекционная психология, история психологии, история педагогики, Соколянский И.А, Ярмоленко А.В., Мещеряков А.И., Басилова Т.А.

Рубрика издания: Книжное обозрение

Тип материала: рецензия

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2016050110

Для цитаты: Бочавер К.А. «История обучения слепоглухих детей в России»: очерки о науке и таланте в отечественной коррекционной педагогике и психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 1. С. 148–152. DOI: 10.17759/cpse.2016050110

Полный текст

 

Бочавер К.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник МНПЦ реабилитации, спортивной и восстановительной медицины, Москва, Россия, konstantin.bochaver@gmail.com

В рецензии раскрываются содержание и направленность научно-популярной книги, написанной профессором Татьяной Александровной Басиловой и посвященной истории обучения слепоглухих детей в Российской империи, СССР и современной России. Научно-методические проблемы сопровождения слепоглухих описаны через призму трудовой биографии трех знаменитых отечественных дефектологов: И.А. Соколянского, А.В. Ярмоленко и А.И. Мещерякова. Книга Татьяны Александровны Басиловой, кандидата психологических наук, профессора посвящена появлению и развитию педагогического и психологического сопровождения слепоглухих в нашей стране. Написанная легко и интересно, книга дает представление о жизненном пути и профессиональном становлении трех мастеров этой области: Ивана Афанасьевича Соколянского, Августы Викторовны Ярмоленко и Александра Ивановича Мещерякова. Через развернутую картину их успехов и трудностей можно сложить не мозаичное, а достаточно цельное представление о том, как в Российской империи, Советском Союзе и России получали помощь люди, не имевшие слуха и зрения.

В различные периоды основная работа велась в Санкт-Петербурге, Харькове и Москве. Первые опыты работы со слепоглухими, известные в России, были американскими, это: описанная Чарльзом Диккенсом история слепоглухой Лауры Бриджмен (1829-1889) и жизнь Елены Келлер (1880-1968), чьи собственные книги переводились и публиковались у нас. В начале двадцатого века в России становятся известны истории больных и практика работы с ними в Бельгии, Франции, Норвегии, Шотландии, Швеции и США. Ближайшими к нам заведениями стали открытая в 1887 году в Потсдаме клиника и специальная школа для слепоглухих «Оберлинхауз» в Прусском королевстве.

Примерно в 1900 году в России слепоглухота начала профессионально интересовать физиологов и врачей, что отражено в работах И.М. Сеченова. В 1908 году доктор А.В. Владимирский выступил с лекцией в Императорской Военно­медицинской академии. Одну из последующих его лекций слышал 19-летний студент Иван Афанасьевич Соколянский. Первые организации помощи слепоглухим открылись в Петербурге при Обществе бедных и больных детей, первым местом практики будущих ученых стала школа «Приют Братства во имя Царицы Небесной», где безвозмездно консультировал сам Владимир Бехтерев. На средства меценатов- дворян в 1909 году было создано Общество попечения о слепоглухонемых в России. До Первой мировой войны это направление работы развивалось, русские специалисты ездили учиться и обмениваться опытом за рубеж. С началом войны денег стало меньше, а после революции сама благотворительность была запрещена.

Первый герой книги Татьяны Александровны Иван Афанасьевич Соколянский родился в 1889 году, обучался в Психоневрологическом институте, не застал И.М. Сеченова, но застал И.П. Павлова, читал А.А. Потебню. Воевал, вступал в революционные организации и в партию большевиков, стал видным специалистом в области сенсомоторного развития и дальнейшего обучения слепоглухих детей. После признания переехал в Харьков и, не являясь сторонником методов Ленинградской школы, создал собственную методику обучения слепоглухих детей, в которой начальный упор сделал на механизмах социализации и формировании навыков самообслуживания, а затем на планомерном развитии ориентации в пространстве, времени и понятийной среде. Собственной методикой он формировал понимание календаря, смены времен года и иных временных периодов. В 1933 году ему «припомнили» ранние высказывания о том, что педагогика и школы должны быть чужды политике, и осудили, но «мягко», на три года заключения. Однако его быстро выпустили благодаря ходатайствам известных профессоров и самого Максима Горького. С 1939 года Соколянский работал в Москве, где его труд был высоко оценен многими, среди выдающихся ученых его отметил, например, А.Р. Лурия. Войну он провел в эвакуации и, практически не прерывая научной деятельности, продолжил заниматься проблемой обучения слепоглухих, в том числе переходом от добукварного к букварному периоду развития. В 1958 году он был официально реабилитирован, а в 1960 году умер, будучи признанным научным светилом.

Второй герой книги - Августа Викторовна Ярмоленко - родилась в 1900 году в Петербурге, училась и начала практику дефектолога в Екатеринославе (Днепропетровске), а в 1922 году переехала в родной Петербург и завершила обучение, защитив диплом о хватательном рефлексе и диссертацию о моторной сфере нормальных и больных детей (диссертация была защищена по совокупности работ). Под влиянием учителей, В.М. Бехтерева и В.Н. Мясищева, зная более десяти иностранных языков, Августа Викторовна систематизировала имеющиеся сведения о случаях слепоглухоты, разделила их, впервые выявив неоднородность этой группы и обосновав различные методы работы. Долгие годы занималась чувственным познанием и речевым развитием больных детей преимущественно через их сохранные тактильные ощущения. Не переставая интересоваться работой Ивана Афанасьевича Соколянского, она фактически основала свою ленинградскую дефектологическую школу и была ведущим специалистом по слепоглухим детям в ЛГУ. Скончалась в 1972 году.

Александр Иванович Мещеряков родился в 1923 году в крестьянской семье, в годы Великой Отечественной войны воевал и в 1944 после тяжелого ранения был демобилизован. Поступив в «керосинку», через год перешел в МГУ и, выучившись на психолога, защитил диплом о произвольности движений (на примере поднятия тяжестей). Поступив в аспирантуру (научным руководителем был А.Р. Лурия), Александр Иванович до 1957 года занимался различными проблемами, связанными с речью, пока не познакомился с И.А. Соколянским. Продолжив его дело, он открыл школу для слепоглухих, которой в СССР не было с 1939 года, а работы, выполненные его лабораторией, получили всемирное признание и были переведены на английский. Стараниями его учеников в МГУ стали проходить обучение слепоглухие студенты.

В общем и целом, современная дефектология в области слепоглухоты зиждется на фундаменте, построенном Мещеряковым.

Книга Татьяны Александровны Басиловой - это не только исторический очерк. Прочитав ее, можно составить мнение о том, как проблема слепоглухих детей (и взрослых) развивалась в российском обществе и в науке на протяжении века. Сейчас физиологические основы обучения стали понятнее, чем раньше; появились технологии, позволяющие трансформировать информационные сигналы в форму, адекватную для восприятия больными. Однако фундаментальные основы познания слепоглухими окружающего мира и себя были выстроены мастерами старой школы. Именно в их работах мы находим решение или обозначение таких вопросов, как личность и понимание себя слепоглухим, его восприятие времени и пространства, периодов жизни, особенности творчества, мышления, воображения и речи. Специальные сведения можно почерпнуть в обширной библиографии самой Т.А. Басиловой и ее коллег-дефектологов

и клиницистов, а благодаря данной книге специалист у любого заинтересованного читателя может сложиться впечатление о драматической и динамичной истории возникновения и развития работы со слепоглухими в нашей стране.

Информация об авторах

Бочавер Константин Алексеевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник департамента психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), доцент кафедры общей психологии, заведующий лабораторией спортивной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4976-2271, e-mail: konstantin.bochaver@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2789
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 957
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1