Клиническая и специальная психология
2012. Том 1. № 4
ISSN: 2304-0394 (online)
Отчет о проведении научного мероприятия «II Российско-французский научно-практический семинар «Искусство – терапия – инклюзия»»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инклюзия, искусство, театр, люди с ограниченными возможностями здоровья, социокультурная реабилитация
Рубрика издания: Хроника
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Попова Н.Т., Шеманов А.Ю. Отчет о проведении научного мероприятия «II Российско-французский научно-практический семинар «Искусство – терапия – инклюзия»» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n4/57325 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
8-9 ноября 2012 г. состоялся II Российско-французский научно-практический семинар «Искусство - терапия - инклюзия». Он проходил в Московском городском психолого-педагогическом университете (8-9 ноября), Посольстве Франции в Москве (9 ноября) и в Российском институте культурологии (8-9 ноября; выставка фоторабот студии визуального творчества «Протография», выполненных участниками с ограниченными возможностями здоровья).
Организаторами семинара выступили Региональная общественная организация социально-творческой реабилитации детей с отклонениями в развитии и их семей «Круг», ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (ГБОУ ВПО МГППУ), Посольство Республики Франция в Российской Федерации, ФГБНИУ «Российский институт культурологии», Общественная неправительственная организация ACER-Russie (Франция). Семинар проводился при поддержке Международного католического бюро ребёнка (BICE), финансовая поддержка мероприятий семинара также осуществлялась ООО «Архитектор Бизнес Груп» и Фондом Ельцина.
Целью семинара стал обмен международным опытом по практическому использованию искусства и творческой деятельности в целях образовательной, социальной и культурной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также для обеспечения их права на полное участие в жизни общества (включая культурное творчество), провозглашенное Конвенцией ООН о правах инвалидов 2006 г.
В семинаре приняли участие 114 человек - психологи, педагоги, искусствоведы, арт-терапевты, организаторы реабилитационной работы, работники искусств, студенты и аспиранты, из них 3 доктора наук и 16 кандидатов наук. В числе участников семинара были три специалиста из Франции: Патрик Сансон, специалист по работе с людьми, имеющими нарушения аутистического спектра; Александра Попов, актриса, работающая в организации «Персонимаж» (Personimages) с людьми, имеющими различные ментальные нарушения, и Паскаль Парса, художественный директор Ресурсного театрального центра людей с инвалидностью (CRTH) в Париже.
Главным организатором со стороны МГППУ являлась лаборатория проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Института проблем интегративного (инклюзивного) образования.
8 ноября II Российско-французский семинар начал свою работу в МГППУ (ул. Сретенка, 29, ауд.414). С приветствием к гостям и участникам семинара обратился помощник ректора МГППУ по инклюзивному образованию, кандидат философских наук Ю. Н. Баусов. Он подчеркнул важность развития творческой деятельности для реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, отметил значительный вклад МГППУ в развитие данного направления и инклюзивного образования на всех уровнях образования в целом. От имени Посольства Франции в Москве выступила помощник советника по социальным вопросам Посольства Франции в Москве Ольга Ворон, зачитавшая приветствие Мари Керль, советника посольства по социальным вопросам.
Семинар начался работой пленарного заседания, которое вели помощник ректора МГППУ по инклюзивному образованию кандидат философских наук Ю.Н. Баусов, зав. лабораторией проблем социокультурной реабилитации лиц с ОВЗ ИПИО МГППУ, доктор философских наук А. Ю. Шеманов и старший научный сотрудник той же лаборатории, руководитель структурного подразделения «Круг» ГБОУ ЦДТ «Строгино», председатель правления Региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей с отклонениями в развитии и их семей «Круг», председатель оргкомитета Фестиваля особых театров «Протеатр» Н. Т. Попова.
Доклад Паскаля Парса, французского специалиста, создателя и директора ресурсного театрального центра для людей с инвалидностью «Театр и инвалидность», актера, режиссера, профессора Парижской Консерватории, был посвящен проблеме обеспечения доступности культуры всем людям, независимо от ограничений здоровья. В докладе отстаивался тезис о несправедливости тех ограничений, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью в своих стремлениях к культурно насыщенной жизни, в том числе к творческому выражению. И устранение этой несправедливости является не проявлением благотворительности, а обязанностью морально здорового общества, которое не может быть обществом только для своих. П. Парса рассказал также о деятельности созданного им Ресурсного театрального центра, его партнерских связях, в том числе в России, об участии Центра в театральных фестивалях. Центр видит одной из своих целей способствовать знакомству широкой общественности с искусством людей с инвалидностью, чему служит, в частности, предоставление последним возможности участия в крупных событиях театральной жизни, таких как Авиньонский фестиваль.
Патрик Сансон, французский специалист по работе с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра, эксперт Международного католического детского бюро (BICE), в докладе «Искусство как социальная практика и создание социальных связей» познакомил с опытом развития способности к коммуникации у подростков-аутистов благодаря программам партнерства творческих мастерских с известными оркестровыми коллективами, музеями, такими как Лувр. Расширение спектра доступных детям с ОВЗ учреждений культуры - необходимая часть их включения в культуру. Докладчик подчеркнул важность создания условий, которые способствуют тому, чтобы дети становились более открытыми. Это одна из функций искусства, функция контакта детей с исполнителями, предоставление им возможности познакомится с музыкальными инструментами, которые они только что слышали. У искусства есть также важная функция эмоционально насыщенного языка коммуникации, что особенно важно при работе с подростками-аутистами, которым музыка и изобразительная деятельность предоставляют реальные возможности эмоционального выражения.
Александра Попов, актриса и руководитель актерских театральных мастерских для людей с нарушениями психического развития в общественной организации «Персонимаж», поддерживающей творчество людей с инвалидностью, выступила с докладом «Интеграция: быть актером / быть зрителем культурного события». Одной из описанных ею форм включения людей с ментальной инвалидностью в театральную деятельность является метод продолжительной совместной работы над спектаклем. Эта работа начинается с совместного посещения музея и выбора произведения изобразительного искусства как основы для написания сценария спектакля, затем следует написание пьесы, выбор ролей, работа над реквизитом и т.п. Данный метод позволяет обеспечить понимание актерами с ментальными нарушениями своей роли в спектакле и создает мотивацию к участию в нем. В результате строится включающая среда для творческой работы людей с ментальной инвалидностью.
Т. С. Кубасова, кандидат биологических наук, ученый секретарь Государственного Дарвиновского музея, в своем докладе осветила проблемы доступности московских музеев для лиц с ОВЗ, программы экскурсий, создания музейной инфраструктуры на основе принципов универсального дизайна, экспозиций, приспособленных для восприятия разными категориями лиц с ОВЗ.
Искусствовед Государственной Третьяковской галереи, заведующий отделом научно-образовательных программ Е. Л. Герасимова рассказала об опыте разработки и проведения экскурсионных программ, предлагаемых этим художественным музеем для различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, о трудностях и перспективах организации таких экскурсий.
В. В. Леонтьева, руководитель направления по работе с инвалидами Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, куратор проектов Благотворительного фонда имени преподобного Сергия Радонежского, свое сообщение посвятила роли волонтеров в организации помощи детям-сиротам с ОВЗ, в особенности в сфере их социокультурной реабилитации и начальной профессиональной подготовки в области народных ремесел, певческого искусства, иконописи. Всё это расширяет возможности для успешного жизненного старта, позволяя в дальнейшем получить профессию.
В докладе кандидата психологических наук Н. Р. Назаровой, медицинского психолога, арт-терапевта, работающего в медицинских учреждениях психоневрологического профиля Санкт-Петербурга, а также члена совета РОО «Арт- терапевтическая ассоциация» и члена оргкомитета фестиваля искусств «АРТ-ЭРА», были раскрыты различные подходы к пониманию термина «арт-терапия», особенности институциализации арт-терапии в России.
А. М. Щербакова, кандидат педагогических наук, заведующая. кафедрой психологической реабилитации факультета клинической и специальной психологии МГППУ, член оргкомитета Фестиваля особых театров «Протеатр», в своем докладе поставила проблему критериев оценки деятельности людей с интеллектуальной недостаточностью в качестве творческой, отличия ее от освоения практических навыков, основанного на подражании.
А. Ю. Шеманов в кратком сообщении, опираясь на разработки отечественных исследователей и теоретиков культуры Ю. М. Лотмана, П. Г. Богатырева и Р. О. Якобсона, представил культурологические основания и условия того, чтобы рассматривать воспроизведение традиционных навыков как процесс коллективного творчества, что открывает новые возможности для понимания социокультурной деятельности лиц с ОВЗ, в особенности, с нарушениями психического развития как творческого культурного процесса.
Н. Т. Попова свой доклад посвятила театральной деятельности, которая была рассмотрена и как область культурного творчества людей с ОВЗ, и как направление реабилитационной работы. В докладе была подчеркнута важность понимания того, что театр не должен заменять жизнь для тех, кто им занимается, независимо от их отграничений здоровья: его функция - служить осмыслению жизни, ее рутинных практик. Тогда благодаря театру повседневные рутины обретают место в культурном порядке жизни, соотносятся с его ценностями. Важное значение имеют также свойства театральной деятельности как модели субкультуры: она помогает выражать потребности, проблемы, место в социуме данной субкультурной группы, в том числе различных групп людей с инвалидностью. Как и другие виды и формы социокультурной деятельности, театральная деятельность должна служить поиску ресурсов для жизни личности, строиться как здоровьесберегающая среда, что особенно актуально для лиц с ОВЗ.
В своем выступлении Е. С. Мигицко, актриса театра и кино, участник и режиссер проекта неслышащих актеров «Недослов», преподаватель Государственного специализированного института искусств, коснулась проблем профессиональной творческой реализации и профессионального творческого образования людей с ОВЗ и прежде всего с нарушениями слуха.
П. Г. Ефимов, психолог реабилитационного отделения медицинского учреждения психоневрологического профиля Санкт-Петербурга, режиссер театра «Теремок», преподаватель сценического движения высшей категории, член оргкомитета фестиваля искусств «АРТ-ЭРА», осветил проблемы, возникающие в процессе реабилитационной работы средствами театрального искусства в медицинских учреждениях.
Е. Д. Спиваковская, аспирант ГИТИС, магистрант Школы Театрального Лидера при Театрально-культурном Центре им. Вс. Мейерхольда, в своем сообщении описала направления и специфику различных социальных проектов в театре и их представленность в сети Интернет в 2012 году.
А. М. Айламазьян, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, педагог музыкального движения, художественный руководитель Центра музыкального движения «Гептахор» им. С. Д. Рудневой, посвятила свое выступление психологическому анализу выразительных компонентов моторики, подчеркнув значение этого анализа для работы в области музыкального движения.
В конце пленарного заседания его участниками были приняты Рекомендации семинара заинтересованным учреждениям, ведомствам и организациям, занятым развитием инклюзивного образования, а также поддержкой искусства лиц с ОВЗ и их социокультурной реабилитацией.
В заключение дня были предложены мастер-классы, которые провели Александра Попов, А. И. Айламазьян, Н. Т. Попова, а также В. Н. Феофанов и О. В. Рациборская.
9 ноября участники семинара включились в работу мастер-классов, проведенных П. Парса, П. Г. Ефимовым и П. Сансоном. В работе каждого мастер- класса приняло участие от 20 до 35 человек, что показывает значительный интерес к практическому опыту реабилитации средствами искусства и развития социокультурной деятельности.
Семинар завершился 9 ноября вечером в Посольстве Франции в Москве спектаклем «Взгляд» интегрированной театральной студии ИТС «Круг», а также показом театральных этюдов, которые продемонстрировали процесс работы над новым спектаклем из намеченного цикла «Уроки иностранного языка».
Проведенное анкетирование участников показало, что практически все заполнившие анкеты участники отметили полезность для них тематики семинара. Наибольший интерес вызвала предоставленная семинаром возможность знакомства с практическим опытом использования творческих социокультурных практик (74% респондентов). Среди форм работы самой востребованной оказались мастер-классы (82%), а также семинары (68%) и научно-практические конференции (66%). Интерес участников к семинару показывает также то, что 82% ответивших на анкету хотели бы получать информацию о проведении подобных мероприятий.
В разделе рекомендаций заинтересованным учреждениям, ведомствам, организациям, занимающимся развитием инклюзии и интеграции в сфере образования и поддержкой социокультурной деятельности лиц с ОВЗ, участники семинара констатировали, что искусство не только может быть источником практик, имеющих терапевтическое значение, но обладает также существенным потенциалом для социальной и культурной инклюзии любого человека, входящего в общество со своим творческим вкладом. В этом состоит большое значение практик искусства (и творческой социокультурной деятельности в целом), работающих над созданием фундамента, в том числе мотивационного, для включения в образовательную деятельность.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1763
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 707
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0