Клиническая и специальная психология
2012. Том 1. № 2
ISSN: 2304-0394 (online)
Опыт использования сказочной фабулы в программах первичной профилактики употребления психоактивных веществ и рискованного поведения у детей младшего школьного возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: первичная профилактика, профилактика употребления психоактвиных веществ, профилактика алкоголизма и наркомании, ВИЧ, сказочная фабула в психологических программах
Рубрика издания: Методы и методики
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Сирота Н.А., Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Опыт использования сказочной фабулы в программах первичной профилактики употребления психоактивных веществ и рискованного поведения у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 2. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n2/52640 (дата обращения: 25.11.2024)
Полный текст
В настоящее время профилактика зависимости от психоактивных веществ, ВИЧ-инфицирования, асоциального поведения детей и подростков уже не ограничивается малоэффективными попытками информирования о проблеме, одноразовыми общественными акциями и наглядной агитацией, а имеет концептуально-теоретическую основу с ясно сформулированной методологией, тем самым, представляя собой систему четко организованных целенаправленных действий.
Первичная профилактика, ориентированная на общую популяцию детей и подростков, кроме узко-специфических (предупреждение начала употребления психоактивных веществ, сексуальное воздержание), преследует и более широкие цели: формирование здоровой, самоактуализирующейся личности, обладающей конструктивными поведенческими стратегиями и личностными ресурсами, способствующими эффективной психосоциальной адаптации.
Сегодня в распоряжении специалистов имеются результаты научных исследований, посвященных оценке эффективности профилактических программ, которые позволяют выделить основные принципы, обеспечивающие результативность профилактической работы: концептуализация информации; использование групповых форм; непрерывность и длительность; участие родителей; культурная адекватность; ценностная основа; развитие навыков личной и социальной компетентности, закрепляемых в поведении [3].
Младший школьный возраст - это период усвоения разнообразных норм, ценностей, а также правил социального функционирования. Дети этого возраста очень восприимчивы к тому, что говорят взрослые. Если информация, идущая от взрослых, будет навязчива, нравоучительна и наполнена нотациями, то она не будет усвоена. Профилактическая программа должна приобрести для ребенка личностный смысл, быть не просто сухой формулой, а живым источником знаний о мире.
Дети недостаточно осознают свои переживания и далеко не всегда способны понять причины, их вызывающие Они еще не могут осознавать свои чувства и управлять ими в той мере, в какой этого требуют порой от них взрослые. Это может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. На трудности, переживаемые в школе, дети чаще всего отвечают негативными эмоциональными реакциями - гневом, страхом, обидой. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей формируется у детей далеко не сразу, определяя почти неизбежную возрастную дисгармонию поведения, которая без специальной целенаправленной работы может усилиться в подростковом возрасте.
Многолетний опыт разработки и проведения профилактических программ для детей показывает, что применение сказочной фабулы способствует успешной реализации принципов построения профилактической программы и, более того, позволяет преодолеть целый ряд трудностей при работе с детьми младшего школьного возраста [2].
Сказки являются непосредственным отображением психических процессов и по своей ценности и глубине превосходят многие другие формы донесения информации. В сказках разные персонажи, их мыслительные и поведенческие стереотипы предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме. Образы героев, хитросплетения сюжета без сопротивления запускают у детей процессы осмысления собственных внутренних переживаний и событий, происходящих вокруг. «Когда ребенок играет, он проявляет свою внутреннюю драму, различные аспекты своей внутренней личности,» - считает Д.Б. Эльконин. Таким образом ребенок не только узнает себя, но и преображает свою личность.
Сказочная фабула в профилактической программе предполагает игровую ролевую деятельность детей, при этом реализуется несколько функций такой деятельности: мотивационная, диагностическая, коррекционная и обучающая. Все они связаны между собой и осуществляются в направленной игре, которая представляет собой импровизацию на тему заданного сюжета. Сплочение детей в группу начинается совместной и интересной для них деятельностью с осмысленной и важной целью в виде построения космического корабля, звездолета или какого- либо другого реального или фантастического средства передвижения. Эта цель в профилактической программе значительна, но по силам участникам: она заключается в том, чтобы помочь человечеству спастись от эпидемий, войн и других серьезных опасностей. Это не выдуманная игровая цель. Она правдива и реальна, ведь ребенок, осознавший ее и ищущий пути ее достижения, пусть даже в форме игры, приобретает большие шансы не только обезопасить себя от негативных социальных влияний, но и стать носителем важнейших духовных ценностных ориентаций.
Такая форма активности решает задачи устранения аффективных препятствий в межличностных отношениях, достижения более адекватной адаптации и социализации детей, формирования духовных и нравственных ценностных ориентаций, а также планирования ближайшего и отдаленного будущего ребенка как носителя этих ценностей.
В ходе программы используются специально разработанные приемы и методы, соответствующие задачам каждого занятия. Детям предоставляется большой набор сюжетно-ролевых игр, специальных игр-драматизаций, в ходе которых реализуются приемы десенсибилизации страхов, а также методы, способствующие достижению эмоциональной децентрации, снимающие барьеры в общении.
Активная позиция участников программы позволяет решить целый комплекс важных задач в работе с детьми: стабилизировать эмоции, развить когнитивные функции, творческие способности, нравственные и моральные качества, удовлетворить потребность в движении, научить владеть своим телом и осознавать его сигналы. Двигательная активность и получаемые в процессе игры положительные эмоции способствуют снижению внутренней напряженности. При совместной увлеченности детей и захватывающей их устремленности к достижению цели повышается роль волевых процессов, развивается мотивационно- потребностная сфера. Игра дает ребенку возможность выразить свои чувства и осознать влечения и желания. Она является источником развития самосознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования его отношений с взрослыми и сверстниками.
Проигрывая и проживая определенные проблемные ситуации, находя путем активной деятельности эффективные поведенческие стратегии, актуализируя личностные ресурсы и начиная понимать необходимость в жизни духовных и нравственных ценностей, ребенок учится переносить их в реальную жизнь. В результате он начинает контролировать свое прежде импульсивное поведение. Особую ценность в этом плане представляет драматическая или ролевая игра.
В драматической и ролевой игре ребенок дает выход запрещенным или социально неодобряемым эмоциям и побуждениям, которые имеет возможность проявить в безопасной обстановке, осознать и решить, что с ними делать, как справляться, преодолевать. Кроме того, ему необходимо побывать в самых разнообразных ролях (тренинг эмпатии, коммуникативной и персональной компетентности, освоения личностных и социально приемлемых копинг-ресурсов и т.п.). В драматической и ролевой игре ребенок получает опыт использования множества социальных ролей. С помощью драматической игры ребенок пытается расширить и изменить Я-концепцию, сломать тесные рамки, в которые он поставил себя сам или которые ему навязывают обстоятельства. Он начинает осознавать стратегии преодоления трудностей и осуществляет поиск социальной поддержки, учится принимать ее и разрешать свои личные проблемы.
Профилактическая программа, разработанная с использованием сказочной фабулы, помимо, несомненно, важной задачи развития участвующего в ней ребенка, решает еще одну задачу: привлечение к профилактической работе социального окружения (волонтеров-старшеклассников, студентов, родителей, мотивированных ведущих, администрации образовательных учреждений и лиц, принимающих решения по проведению программ). Театрализованное действие, драматизм игрового сценария, интрига сюжета и развязки пробуждает интерес взрослых, которые с увлечением вовлекаются в процесс. Происходит актуализация их собственных творческих ресурсов при подготовке к занятиям, и они так же, как дети, с нетерпением и азартом ждут новой встречи. Профилактическая программа естественным образом вплетается в повседневную жизнь взрослых, привнося в нее новые краски и яркие впечатления.
Включение родителей и педагогов в программу может осуществляться как путем их непосредственного участия в отдельных занятиях, так и опосредованно. На основе сценария программы разработчиками создаются художественные произведения для совместного прочтения детьми и родителями, в результате чего возникает сопричастность семьи к профилактическому процессу.
Участие волонтеров-старшеклассников (студентов) под руководством специально подготовленных ведущих успешно реализует принцип «равный- равному», что дает высокий профилактический эффект.
Приведем примеры из действующих профилактических программ, разработанных в соответствии с принципами, которые обеспечивают результативность профилактической работы, и использующих сказочную фабулу.
1. Мультикомпонентная программа профилактики нарушенных форм адаптации, зависимости от психоактивных веществ и ВИЧ-инфицирования для детей младшего школьного возраста «Корабль» [1]
Программа построена как большое путешествие-сказка, где всех участников ждут невероятные приключения, новые встречи.
История начинается в Городе Чувств, где люди внезапно теряют способность радоваться и любить.
И жители города снаряжают корабль и подбирают специальную команду для выполнения сложного и ответственного задания.
Мореплавателям предстоит доплыть до города Радости и, пройдя специальное испытание, встретиться с мудрецами, которые знают, как возродить любовь и вернуть радость жителям.
Пример
Занятие № 4. Остров Страха
Задачи:
помочь детям преодолеть страх и осознать, зачем нужен страх и как с ним справляться;
способствовать пониманию того, какие страхи наиболее распространены среди участников;
развить умения находить поддержку друг у друга и адаптивные выходы из сложных ситуаций (ведение переговоров и др.)
Необходимые материалы: карта, булавка или кнопка для обозначения местонахождения корабля, веревки и необходимые стройматериалы для корабля, «судовой журнал», «подзорная труба», грим, детский крем, зеркала, лосьон для снятия макияжа.
Подготовка (10 мин.)
Постройка корабля из вспомогательных материалов. Корабль должен иметь штурвал, якорь, борта; карта должна находиться внутри корабля.
Введение (5 мин.)
Ведущие напоминают, что нужно починить сломанную мачту (это произошло на предыдущем занятии). Для этого необходимо найти подходящий материал. Однако на острове могут встретиться страшные опасности, поэтому следует быть очень осторожными, поскольку здесь может встретиться то, чего мы боимся.
Основная часть (60 мин.)
Что такое страх? (10-15 мин.)
Цель: развитие рефлексии чувств, рассмотрение негативно воспринимаемого чувства как приносящего определенную пользу, развитие навыка совместного обсуждения.
Ведущие задают участникам вопросы: «Что такое страх? Когда он возникает? Как выглядит человек, испытывающий страх?». Каждый участник по очереди изображает страх, остальные подражают ему.
После этого ведущие предлагают продолжить дискуссию, спрашивая: «Зачем природа дала нам это чувство? Что оно нам приносит: вред и пользу? Как вы справляетесь со страхом, какие знаете способы?».
Создание списка страхов (5 мин.)
Цель: выявление основных страхов детей.
Участники вспоминают, чего они боятся. Составляется список.
Формирование двух команд. Работа с командами (15-20 мин.)
Цель: развитие навыков позитивного взаимодействия, развитие творческих способностей и умений находить поддержку друг у друга, преодоление страхов.
Материалы: грим, зеркала.
Участники делятся на две равные по количеству группы: команду корабля и команду острова, причем в каждой команде должен быть кто-то из ведущих. Из списка пугающих предметов (персонажей) каждой командой выбирается столько, сколько членов в команде.
Затем команды расходятся по разным помещениям.
Команда острова распределяет персонажей-страхов, гримируется и создает костюмы. Ведущий-капитан этой команды объясняет участникам, что они не просто страшилища, а на самом деле заколдованные люди. Когда-то они испугались, что с ними никто не захочет дружить, и стали пугать людей, а затем это стало получаться у них все лучше и лучше, и тогда они заметили, что превратились в страшилищ. Тогда они стали еще больше пугать людей, потому что с ними вообще никто не хотел общаться. И вот однажды они все проснулись на Острове Страха, где с тех пор пугают всех, кто проплывает мимо или высаживается на берег. Но на самом деле в глубине души они хотят, чтобы кто-то подружился с ними - тогда они снова станут людьми. Затем команда острова готовит для моряков страшные испытания (например, пройти через темный коридор, где воют страшилища, пройти с завязанными глазами через комнату в то время, как их пугают и щиплют (драться нельзя) страшилища и т.п.). Предусматривается место, куда в конце концов попадет каждый из моряков.
Капитан команды корабля в это время проводит беседу о том, как справиться со страхами и приводит детей к мысли о том, что не надо сразу пугаться, нужно выяснить, что на самом деле происходит. Ведь часто можно победить страх разумом, доброжелательностью к объекту страха и т.п. (справляться со страхом нужно рассудком, а не агрессией). По желанию члены команды корабля могут загримироваться и сделать себе костюмы.
Приключения на острове страха (20-40 мин.)
Цель: преодоление наиболее распространенных детских страхов участников, развитие умения находить поддержку друг у друга и умения находить адаптивные выходы из сложных ситуаций (ведение переговоров и др.).
Члены экипажа корабля по одному - по сигналу со стороны страшилищ - заходят в подготовленное для испытаний помещение, через которое страшилища должны провести их так, чтобы они попали в предназначенное для этого место - заколдованную темницу, из которой можно выбраться только при согласии страшилищ. Там их должен охранять кто-то изкоманды острова. Если охраннику становится трудно, то к нему может присоединиться еще кто-то из страшилищ. Капитан команды корабля идет последним. Задача команды корабля - подружиться со страшилищами и тем самым расколдовать их (в явном виде им этого не говорится). Игра заканчивается, когда все начинают вести себя доброжелательно и страшилища превращаются в обычных людей (когда страшилище почувствует достаточное доверие к кому-нибудь из команды, он может просто стереть грим, что будет обозначать, что колдовские чары разрушены; об этом игроков предупреждает капитан команды острова).
Завершение основной части (10 мин.)
Обе команды демонстрируют дружбу, команда корабля рассказывает, что у них сломалась мачта, команда острова сообщает, что к острову совсем недавно прибило морем замечательную почти новую мачту и торжественно вручают ее команде корабля («мачта» может быть как воображаемой, так и символической - например, швабра).
Ведущие рассказывают детям, как замечательно они справились с трудным испытанием, и говорят, что теперь они могут на следующий же день все вместе плыть дальше.
Проводится заполнение судового журнала, обсуждение произошедшего.
Прощание (5 мин.)
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по кругу называет чувство, с которым он завершает занятие. Проводится «прощальный» ритуал.
2. Программа первичной профилактики ВИЧ-инфицирования и рискованного поведения для детей младшего школьного возраста «Живая вода»
Фабула сказочного действия заключается в спасении человечества. Для этого нужно собрать команду отважных спасателей, высокая миссия которых заключается в том, чтобы отыскать по всему свету 26 фрагментов ключа. Фрагменты представляют собой нравственно-ценностные категории, постижению которых посвящены 26 занятий.
Задачи:
J развить у участников отношение к надежде как к нравственно-ценностной категории;
■ S сформировать умения признавать ошибки, извлекать опыт из ошибок и находить выходы из сложных ситуаций;
■ S сформировать умение справляться с чувством вины;
■ S выработать понимание того, что без надежды невозможно прогнозирование будущего и ожидание позитивных изменений в жизни.
Необходимые материалы: ткань для костюмов, грим, краски, листы ватмана, фломастеры, клей, ножницы, клейкая лента, листы бумаги А4, материалы для упражнения «Работа над ошибками», CD и/или MP3-проигрыватель, диски с соответствующей музыкой.
Эмоциональный зонд
В общем кругу проводится приветствие, обмен актуальным самочувствием, эмоциями, формирование настроя на занятие - воспоминание о прошлых путешествиях, напоминание ролей и имен, внесение необходимых изменений.
Церемония встречи
Участники приветствуют друг друга особым способом, придуманным и выбранным самими на первом занятии (например, прикасаются друг к другу локтями, берутся за руки и подпрыгивают и т.п.).
Девиз и гимн команды
Участники хором произносят девиз команды и поют гимн.
Разыгрывание основного сюжета
Ведущий: «Друзья! В одном сказочном королевстве, как водится, жили- поживали король с королевой. Были они добрейшей души люди, ладно правили своим королевством. Их верноподданные жили сытыми, довольными и счастливыми. Оберегала благоденствие этого королевства Добрая Фея. Феи - это такие существа, которые похожи на людей, но живут вечно и творят либо добро, либо зло. В жизни так бывает, что добро ходит рядом со злом. Так и в этом королевстве не обошлось без присутствия Злой Феи. И вот однажды у короля с королевой родилась прекрасная Дочь - неземной красоты, с ангельским голосом. Вступили Добрая и Злая Феи в спор, кому из них опекать принцессу, кому из них определить ее судьбу...
Они спорили, а принцесса росла, проявляя то добродетель, то дурной характер, в зависимости от того, чье влияние - Злой или Доброй Феи - преобладало. В день совершеннолетия получила принцесса от обеих Фей подарки. Злая Фея подарила принцессе роскошный ларец, такой, что глаз не оторвать, украшенный драгоценными камнями, искрящийся множеством бриллиантов. Да забавы ради наполнила ларец бедами и несчастьями, чтобы на фоне зла принцесса была самая счастливая. Добрая Фея тоже подарила принцессе ларчик, маленький, изящной, тонкой ручной работы, и наполнила его частью своей Вечной Души. Добрая Фея также предупредила Принцессу, что от первого подарка добра ждать не стоит.
Принцесса, прельщенная роскошью и блеском первого подарка, не удержалась и открыла его, а оттуда как полетели Горе, Беды и Несчастья!
.Что было дальше в этой истории, нам предстоит узнать, совершив путешествие в Королевство Фей. Тем более что Королевство нуждается в нашей помощи. Вы готовы помочь? Так как королевство находится за семью морями, отправимся мы туда на волшебной лодке. Плыть предстоит долго, а грести надо веслами, причем у каждого члена команды по два весла. Отдыхать нельзя никому, иначе мы не сумеем добраться до королевства».
Мозговой штурм
Участникам предлагается высказать различные идеи о том, с какими возможными трудностями им предстоит столкнуться в путешествии: с погодными условиями, физическими, химическими, биологическими и прочими явлениями. Задача участников - продумать, каким образом лучше сконструировать транспортное средство и что взять с собой.
Сборка-построение транспортного средства
Из подручного материала и мебели строится лодка.
Имитируя звуки и движения большой лодки, борющейся с волнами, участники совершают плавание по семи морям.
Ведущий: «За пятым морем волны стали просто огромными, и несколько весел смыло водой. Наше путешествие под угрозой, члены команды устали грести. Мы принимаем решение: в отсутствии весел грести по очереди, часто сменяя друг друга. Нашими совместными усилиями, благодаря согласию, поддержке и дружным действиям, мы справились с трудностями. За седьмым морем показалось Королевство Фей. Мы не знаем, что нас там ждет, но хочется надеяться на что-то хорошее. Часто, когда мы не можем изменить «плохую» ситуацию, мы можем изменить к ней свое отношение. Давайте потренируемся в этом».
Игра-тренировка «Ужасно-прекрасный рисунок»
Участникам раздается по листу бумаги и по одному фломастеру и предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа, он делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так рисунок проходится весь круг. Затем он возвращается к «хозяину» и упражнение обсуждается. Упражнение направлено на стимулирование группового процесса, разрядку, выражение агрессии. Эффективнее всего проводить работу в подгруппах из 5-7 человек.
Появляется принцесса - переодетый ведущий.
Принцесса: «Посмотрите вперед! Что же перед вами? Вместо прекрасной процветающей земли, населенной добрыми людьми, над Королевством - черные тучи, море потемнело и вздыбилось, вокруг мертвая рыба, а на земле мертвые птицы. Вы встречаете людей с лицами, потемневшими от горя, болезней и страданий. И во всем виновато мое любопытство, которое перевесило осторожность: я заглянула в роскошный ларец, а оттуда вылетели горести, беды, болезни и несчастья и навалились на жителей Королевства. Я захлопнула ларец, но было поздно. А теперь меня мучит чувство вины за содеянное, мне стыдно признаться, что я ослушалась Добрую Фею. Я спрятала ларец далеко в подвал и привалила его тяжелым камнем. Никому на свете я не рассказала, что натворила. Теперь не знаю, что мне делать?! Помогите!».
Ведущий: «Ребята, давайте попробуем разобраться, в чем проблема жителей Королевства Фей!».
Мозговой штурм и ролевая игра
Нужно разбить группу на подгруппы с помощью одного из игровых способов. Каждой подгруппе необходимо в течение 7-10 минут обсудить ответы на вопросы и записать их на листе бумаги. Затем поочередно представители каждой подгруппы предлагают свои варианты ответов, участники других подгрупп дополняют. Организуется управляемая дискуссия.
Участникам предлагается обсудить следующие вопросы:
• Как помочь несчастными, больным, изгоревавшимся людям?
• Что такое чувство вины и стыда?
• Что такое право на ошибку?
• Как извлечь пользу даже из плохого поступка?
• Можно ли признавать собственные ошибки, и как исправлять их?
Каждой подгруппе предлагается выбрать один из сюжетов признания и исправления ошибок и разыграть в ролевой игре.
Упражнение-тренировка «Работа над ошибками»
Ведущий: «Все мы когда-то совершали ошибки так же, как и принцесса совершила ошибку. Она до сих пор винит себя. Давайте ей поможем, покажем, что мы делаем, когда ошибаемся. Возьмите лист бумаги, расположите его горизонтально и нарисуйте таблицу.
Ведущий разбирает одну из ошибок вместе с группой на доске, чтобы детям было понятно, как выполнить упражнение.
Ошибка |
Последствия: «+» и «-» |
Выводы |
Как можно исправить ситуацию? |
1. 2. 3. Например: Играл дома в мяч и случайно разбил вазу. |
«-» Мама расстроилась и долго ругалась «+» Хорошо, что никто не пострадал |
В следующий раз буду играть в мяч только на улице. А если захочется покидаться чем- нибудь дома, буду использовать мягкую игрушку. |
1.Попросить у мамы прощения. 2.Если осколки крупные, то можно попробовать склеить вазу. 3. Накопить карманные деньги и купить маме новую вазу в подарок. |
Принцесса: «Я признаю, что совершила ошибку. Вы помогли мне в этом. Я рассказала жителям Королевства всю историю и попросила прощения за содеянное. Один очень пожилой и мудрый человек сказал мне, что спасение во втором ларчике, о котором я и позабыла. Я побежала со всех ног, достала ларчик, открыла его и оттуда в потоке света вылетела Надежда. Она окрылила всех жителей нашего Королевства, придала нам сил, уверенности - и мы стали преодолевать трудности, горе, беды, болезни и несчастья. В Королевстве Фей вновь воцарилось благоденствие».
Вручение даров
Принцесса: «С вашей помощью жители нашего королевства обрели Надежду. В благодарность мы приносим вам в подарок свиток, на котором написано следующее».
Все красавицы модно одеты,
И глазасты, и всем хороши,
Но одна только песнь у поэта -
Та, слепая, подруга Души.
Не нужны ей чужие одежды,
И богатство ее не влечет,
А зовут ее просто Надеждой.
Все пройдет, а Надежда спасет.
Также в качестве дара принцесса передает письмо, в котором написано: «Часто люди опускают руки в отчаянии, видя, что их труды напрасны и плода не видно. Когда такое чувство овладевает нами, вспомним о твердости и постоянстве, с которыми трудился Христос на Земле. Упование и надежда не покидали Его, хотя видимой победы Он не ожидал, и труды его могли казаться тщетными» (Из дневника православного священника) и вручает фрагмент ключа, на котором написано слово «НАДЕЖДА».
Групповой рисунок «Фотография на память»
Участники создают групповой рисунок «Мы в Королевстве Фей, озаренном светом Надежды».
Ведущий: «Наша Команда благодарит жителей Королевства Фей и возвращается на свою лодку, которая отправляется обратно. Мы вернемся домой с бесценными подарками, которым найдем достойное место»
Возвращение. Обсуждение занятия, обмен чувствами
Участники в общем кругу обмениваются впечатлениями, обсуждают, насколько важна для человека Надежда и как она помогает справляться с трудностями, насколько важно иметь Надежду. Необходимо поблагодарить участников за работу и отметить, какой огромный опыт они приобрели.
Церемония прощания
Участники прощаются друг с другом особым способом, придуманным и выбранным самими на первом занятии.
Литература
- Дубровинская Е.И., Вуколова П.М. Мультикомпонентная программа профилактики нарушенных форм адаптации детей младшего школьного возраста «Корабль» / Под ред. Н.А. Сирота, В.М. Ялтонского. НКО Фонд «Система профилактических программ». Москва, 2005.
- Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков. От теории к практике. М., 2001.
- Спрангер Б.Е. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков // Вопросы наркологии. 1993, №3.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2531
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 1009
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1