Клиническая и специальная психология
2012. Том 1. № 1
ISSN: 2304-0394 (online)
По итогам I Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: культура поведения, нарушения поведения, самоповреждение, профилактика , коррекция, адаптация
Рубрика издания: Хроника
Тип материала: отчет о событии
Для цитаты: Басилова Т.А. По итогам I Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2012. Том 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n1/49975 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
С 17 по 18 октября 2011 года в Московском городском психолого-педагогическом университете прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья». Организаторами конференции выступили Департамент образования г. Москвы и кафедра специальной психологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета. В работе конференции приняли участие 120 ученых и практиков из разных регионов РФ, работающих в сфере образования, охраны здоровья детей, семейного воспитания, социального обеспечения; представители общественных организаций, студенты и аспиранты. Участниками конференции были сотрудники Московского городского психолого-педагогического университета и других высших учебных заведений, научных, образовательных и медицинских центров Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Рязани, Саратова, Сызрани и других городов. В конференции также приняли участие известные ученые из Польши и Белоруссии.
Целью конференции было развитие сотрудничества специалистов разного профиля, разных сфер помощи детям с ОВЗ (медицина, социальная защита и образование) в проведении научных исследований и разработке приемов и методов коррекции и предупреждения нарушений поведения у детей.
Перед организаторами и участниками конференции были поставлены следующие задачи:
- обсуждение современного состояния проблем нарушений поведения у детей с интеллектуальными, эмоциональными, сенсорными, двигательными и речевыми недостатками развития;
- обмен информацией о наиболее эффективных приемах и методах коррекции и профилактике нарушений поведения у детей;
- выработка рекомендаций, дополнений к специальным дисциплинам нового стандарта подготовки бакалавров и магистров по психолого-педагогическому направлению.
На конференции обсуждались проблемы, наиболее важные для адаптации ребенка в современном обществе. Воспитание культуры поведения и предупреждение неадекватных форм поведения, мешающих безопасным условиям обучения, воспитания и общения детей с ОВЗ в образовательном учреждении и семье.
Особое внимание на конференции было уделено комплексному клинико-психолого-педагогическому сопровождению детей с отклоняющимся поведением в семье, сферах образования и социальной защиты. В рамках конференции были организованы доклады, выступления и дискуссии на пленарном и секционных заседаниях.
Конференцию открыл проректор МГППУ Ю.М.Забродин, который приветствовал участников конференции и отметил высокую актуальность обсуждения проблем нарушенного поведения детей и подростков для современного образования. На пленарном заседании были заслушаны доклады профессора кафедры специальной психологии МГППУ Н.Л.Белопольской на тему «Проблемы психологической диагностики и коррекции нарушений поведения у детей»; заведующей кафедрой специальной педагогики Университета им. Николая Коперника (г.Торунь, Польша) М. Заорской на тему «Система специального образования детей с нарушениями развития в Польше – интеграция или сегрегация»; заведующего кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования Ю.С.Шевченко на тему «Этологически ориентированные подходы к профилактике нарушений поведения у воспитанников сиротских учреждений»; доцента Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского Н.А.Польской «Феноменология актов самоповреждения у подростков с нарушениями развития» и заведующей кафедрой специальной психологии МГППУ Т.А.Басиловой «Проблемы нарушения поведения у детей с сенсорными недостатками».
Дальнейшая работа конференции проводилась по двум секциям. Первая секция была посвящена «Современному состоянию медицинской и психолого-педагогической помощи подросткам с нарушением поведения и их семьям».
Тематика секции охватывала различные аспекты коррекции и профилактики девиантного поведения подростков. В своих выступлениях участники Конференции затрагивали такие темы, как подходы к организации и проведению коррекционно-развивающей работы с подростками психолога и дефектолога в образовательных учреждениях открытого и закрытого типа, особенности возрастной и физической идентификации подростков, влияние жизненных кризисов на поведение подростков. Обсуждались проблемы интернет-зависимого и нарушенного пищевого поведения подростков, проблемы повышения социальной компетенции и психологического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья при переходе к юношескому возрасту, актуальные проблемы диагностики и лечения детей с СДВГ, здоровьесберегающие технологии в воспитании и развитии детей и подростков.
Вторая секция называлась «Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей с первичными эмоциональными, сенсорными и интеллектуальными нарушениями». На ней обсуждались такие методы профилактики возникновения девиантного поведения у детей с выраженными нарушениями развития, как помощь в налаживании взаимодействия матери и ребенка на ранних этапах развития, формирование навыков бытовой самостоятельности, развитие представлений о себе, организация совместного отдыха и др. Затрагивались темы дифференцированного подхода к коррекции агрессивного и аутоагрессивного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра, множественными нарушениями развития, задержкой психического развития и умственной отсталостью.
По материалам работы конференции вышел сборник тезисов, в котором опубликованы тезисы 65 участников: преподавателей высшей школы, научных работников, психологов, педагогов и врачей, студентов и аспирантов.
На заключительном обсуждении итогов Конференции руководители секций отметили актуальность тем выступлений, высокий уровень представленных докладов.
На конференции были обсуждены проблемы, наиболее важные для адаптации ребенка в современном обществе: воспитание культуры поведения и предупреждение неадекватных форм поведения, мешающих безопасным условиям обучения, воспитания и общения детей с ОВЗ в образовательном учреждении и семье.
Участники конференции заявили, что разный опыт вмешательства специалистов в коррекцию и профилактику нарушений поведения у нормативных подростков и детей с ограниченными возможностями здоровья нуждается в серьезном внимании и осмыслении. Междисциплинарный подход важен как в решении проблем каждого ребенка, так и в проектировании таких социальных институтов (образования, здравоохранения, охраны прав и свобод ребенка), которые реально обеспечили бы здоровьесберегающий характер технологий работы с детством.
В результате обсуждения указанных проблем участники конференции пришли к единому мнению о том, что задача исследования и организации практического решения проблем отклоняющегося поведения требует междисциплинарного подхода, который к настоящему времени представлен явно недостаточно.
Участники конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: коррекция и профилактика нарушений поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья», всесторонне обсудив обозначенные выше проблемы, выдвинули в резолюции по итогам конференции следующие предложения:
- Необходимо регулярно (раз в два года) проводить конференции «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей».
- Следует обязательно включить дисциплины по коррекции и профилактике нарушений поведения у детей и подростков в учебные планы магистратуры по психологии и психолого-педагогическому направлениям.
- Нужно способствовать более тесному сотрудничеству детских психиатров и психологов при сопровождении детей и подростков с ОВЗ в семье и образовании для решения задач воспитательно-гармонизирующего и лечебно-коррекционного спектра.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3262
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 776
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1