Консультативная психология и психотерапия
2024. Том 32. № 4. С. 5–9
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Предисловие главного редактора
Общая информация
Рубрика издания: Колонка редактора
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Холмогорова А.Б. Предисловие главного редактора // Консультативная психология и психотерапия. 2024. Том 32. № 4. С. 5–9.
Полный текст
К 100-летию культурно-исторической психологии
Позволю себе начать представление работ, опубликованных в этом юбилейном номере, с нашей традиционной и особенно важной в этом году рубрики «Дерево культурно-исторической психологии». В этот раз рубрика посвящается памяти ушедшего от нас в этом году удивительного человека - Александра Васильевича Суворова. Вся жизнь Александра Васильевича – это доказательство открытий, сделанных Львом Семеновичем Выготским 100 лет назад, когда в 1924 году он - молодой и еще никому неизвестный человек - пришел по приглашению А.Р. Лурия устраиваться в Психологический институт. В анкете на вопрос о том, где бы он мог быть особенно полезен в сложный для страны период, Выготский ответил: «В деле воспитания слепо-глухо-немых детей». И вот, спустя 100 лет, один из таких детей, вопреки всем преградам ставший доктором психологических наук, говорит в своем интервью: «Информация вовсе не «поступает» в готовом виде через какой бы то ни было «канал», а активно создается в процессе предметной деятельности». Однако не будем опережать события и позволим читателю самому ознакомиться с текстом и комментариями к нему. Но как тут в очередной раз не вспомнить слова Даниила Борисовича Эльконина, когда он мысленно, уже после смерти Выготского, обращается к нему: «А ты понимаешь, что своей теорией интериоризации ты отрицаешь то понимание психики и сознания, которое существовало до сих пор в так называемой классической психологии?.....отрицаешь, что человек рождается с несовершенной, но все-таки душой, что она уже есть в нем и что ее носителем является мозг. Ты, наоборот, утверждаешь, что - интерпсихическое…..».
Однако вернемся к представлению статей спецвыпуска теперь уже по порядку их следования. Очень приятно, что открывают номер две теоретические статьи, в которых с позиций культурно-исторической психологии анализируются сложнейшие феномены. Первый - связанный с расцветом и ресурсами личности, второй - с тяжелой психической болезнью.
Статья, посвященная игривости, как качеству личности, обладает, на мой взгляд, большим ресурсом для практики воспитания в семье и в обществе. Ее авторы И.А. Рябкова и Н.В. Львова с большой убедительностью описывают феномен игривости, как плод особой культуры общения в семье (общения взрослых с детьми и друг с другом), который сохраняется на протяжении всей жизни, позволяя снижать напряжение кризисов и стрессов. По ходу чтения статьи приходит мысль, что игривость - это еще и способность к дистанцированию, децентрации и взгляду на себя и всю ситуацию со стороны, в противоположность захваченности аффектом и неспособности встать на другую точку зрения. Иными словами, игривость предполагает наличие способностей к рефлексии и ментализации, столь важных для общения и построения отношений с другими людьми.
Не менее интересна вторая статья, посвященная интенсивному пересмотру в современной науке концепции слуховых галлюцинаций, как ошибочных восприятий, связанных с эндогенным, не имеющим внешних детерминант болезненным процессом. Современные исследования шизофрении убедительно показывают роль травматических событий и негативного жизненного опыта как в возникновении самого психоза, так и в содержании «голосов», которые его сопровождают. Авторы статьи Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. и Жирнова О.В. помогут читателю узнать, какое большое влияние оказали на современные, в том числе зарубежные, теории происхождения слуховых галлюцинаций идеи Л.С. Выготского о внутренней речи. Более того, в точном соответствии с призывом Выготского превратить психологию в практику, авторы показывают, как из нового понимания механизмов появления голосов рождаются методы, направленные на овладение слуховыми галлюцинациями, а также интеграцию этого болезненного опыта.
Рубрику «Эмпирические исследования» открывает статья Саломатовой О.В., Токарчук Ю.А., Рубцовой О.В. и Хуснутдинова М.Р., посвященная крайне актуальной для современной культурно-исторической ситуации развития молодого поколения проблеме: проблеме игры в XXI цифровом веке. Авторы, анализируя новую игровую цифровую реальность с позиций культурно-исторической психологии, делают вывод, что «уникальность цифровых технологий как нового средства опосредования обусловлена тем, что они сочетают в себе орудийные и знаковые компоненты, обеспечивая сложные взаимопереходы между взаимодействием реальной и идеальной формы».
Так совпало, что две следующие статьи с эмпирическими исследованиями тоже про игру, причем игру, которой прекрасно владел Лев Семенович Выготский, но его идеи о связи психологии с шахматами сохранились только в записных книжках. Думается, для многих читателей будет большой новостью, что идея изучение шахмат для психологии тоже восходит к Выготскому. Наши армянские коллеги Саркисян В., Геворкян С., Хачатрян Э., Манукян С. и Мовсисян Н., отдавая дань культурно-исторической психологии и акцентированию роли игровой мотивации в обучении, основываясь на классических работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других, убедительно показывают, что учебная мотивация на уроках шахмат наиболее успешно формируется у младших школьников посредством обучающих игровых методов. Во второй статье сотрудники Армянского государственного педагогического университета Саркисян В., Манукян С. и Зарецкий Ю. исследуют влияние различных установок на результативность обучения шахматам в выборке из 478 учеников. Исследование выявило пять значимых факторов, влияющих на успешность решения шахматных задач, на основе которых авторы формулируют рекомендации для педагогов, ведущих занятия шахматами в школах. Опыт армянских коллег вдвойне интересен тем, что традиция обучения шахматам как одному из обязательных предметов существует в Армении давно и всячески поддерживается. Ресурс таких программ для общего развития еще предстоит оценить, хотя сравнительно недавно, в 2022 году, в нашем журнале было опубликовано уникальное лонгитюдное исследование с данными, обобщающими многолетний опыт преподавания шахмат в одном из регионов России - городе Сатке Челябинской области.
Конечно, как уже понятно из упомянутого нами интервью с А.В. Суворовым, в сферу интересов Л.С. Выготского входило прежде всего обучение детей с различными отклонениями в развитии. Ведь именно поиск обходных путей и новых траекторий развития там, где обычные пути блокированы, давал ему возможность доказать инструментальность строения психики и возможность создания новых инструментов для преодоления природных ограничений. Поэтому очень приятно, что в нашем юбилейном спецвыпуске есть также статья про воспитание и обучение детей с ОВЗ различным жизненным навыкам. Как указывают авторы Федосеева А.М., Бабкина Н.В. и Макарова Е.М., в качестве наиболее значимых как родителями, так и педагогами называются навыки ребенка, связанные с личной безопасностью, различением ситуаций, в которых ребенку требуется помощь или он может действовать самостоятельно, и эмоциональной саморегуляцией. Однако выявленные авторами расхождения в представлениях педагогов и родителей о значимости тех или иных жизненных навыков для детей разных возрастных групп свидетельствуют о необходимости согласования позиций воспитывающих взрослых для нормализации социальной ситуации развития детей с ОВЗ.
Заканчивается номер статьей, которая выходит за пределы темы спецвыпуска. Она является второй частью статьи, начало которой было опубликовано во втором номере нашего журнала за этот год. Исследование авторского коллектива - Сергиенко Е.А., Циринг Д.А., Пахомовой Я.Н. и Пономаревой И.В. - посвящено выявлению роли субъективного возраста в системе психологических факторов, влияющих на протекание заболевания у мужчин с раком предстательной железы. Во второй части работы внимание авторов сфокусировано на выявлении связи субъективного возраста с различными способами и стратегиями совладания со стрессом. Авторы делают вывод о том, что мужчины с этим опасным для жизни и здоровья заболеванием мало вовлечены в сопротивление болезни. Учитывая, что полоролевые стереотипы относятся к важным культуральным факторам, влияющим на характер протекания заболевания, можно отметить, что исследование подтверждает уже имеющиеся данные о том, что мужчины менее внимательно относятся к своему здоровью и чаще склонны к отрицанию или игнорированию проблем в этой области, что особенно важно учитывать при планировании психологической помощи людям с таким серьезным заболеванием как рак предстательной железы. Таким образом, и здесь роль культуры и традиционных гендерных стереотипов оказывается достаточно важной.
Редакция журнала выражает надежду, что спецвыпуск вызовет интерес у читателей и побудит их чаще обращаться к ресурсам отечественной психологической традиции.
В заключение от всей нашей редакции хочется пожелать читателям журнала добрых новостей в Новом году и новых позитивных смыслов для жизни и работы! И, конечно, успешного дальнейшего профессионального развития с опорой на уникальные ресурсы культурно-исторической психологии.
А.Б. Холмогорова
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1