Консультативная психология и психотерапия
2020. Том 28. № 3. С. 142–163
doi:10.17759/cpp.2020280309
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Дифференцированная психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интернет-зависимость, подростковый возраст, психологическая коррекция, факторы формирования интернет-зависимости
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2020280309
Для цитаты: Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. Дифференцированная психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 3. С. 142–163. DOI: 10.17759/cpp.2020280309
Полный текст
Интернет-зависимость среди подростков и молодых людей в странах Европы и Северной Америки составляет 1,5—8,2% [14; 19; 20]. По данным российских исследователей, распространенность интернет-зависимости среди подростков достигает 22,6% [4]. Отдаленные последствия интернет-зависимости у подростков проявляются их значительной социальной дезадаптацией: затруднениями в приобретении профессии, трудовой деятельности, неудачами в межличностных отношениях, неспособностью к созданию семьи.
Наиболее значимыми предикторами формирования интернет-ад- дикции являются биологические факторы (уязвимость к зависимостям, дефицит нейротрансмиттеров, синдром двигательной гиперактивности и нарушения внимания, психиатрическая коморбидность), а также факторы личностной и психологической уязвимости (незрелость, эмоциональная нестабильность, недостаток самоконтроля, низкая стрессоустойчивость, дефицит социальных навыков) и факторы окружающей среды (конфликтное отношение в семье, отсутствие сплоченности, привязанности и надзора, плохая социальная среда, крупные кризисы) [22] — т. е. формирование интернет-аддикции имеет сложный многофакторный генез. Однако большинство программ по психологической коррекции интернет-зависимости, предлагаемых такими известными западными исследователями, как К. Янг, М. Гриффитс и др. [19; 20], построены без учета ведущих патогенетических факторов формирования зависимости, в частности биологических предикторов, что затрудняет выделение основных мишеней психологической коррекции.
В то же время, как справедливо отмечает А.Е. Войскунский, «... интернет-зависимость, как и другие виды технологических и поведенческих зависимостей, современные исследователи все активнее связывают с нейрофизиологией и нейропсихологией функционирования головного мозга, что представляет собой чрезвычайно перспективную область работы» [1, с. 6]. Так, выявлена устойчивая связь интернет-зависимости и СДВГ [16; 17]. В отечественном исследовании подростков с интернет-зависимостью были выявлены специфические функциональные нарушения первого и третьего блоков мозга, проявляющиеся в снижении тонуса, колебаниях внимания, снижении функции регуляции и контроля деятельности [6]. Особое внимание в исследовании формирования интернет-зависимости уделяется когнитивному контролю [13], способности к регулированию эмоций [15], а также снижению функциональных связей корково-подкорковых структур, что может являться предиктором нарушений процессов возбуждения—торможения и импульсивности. Следует отметить, что данные нарушения также характерны для лиц и с другими формами аддикций[18].
В настоящее время основным направлением психологической коррекции интернет-зависимого поведения является когнитивно-бихевиоральная терапия [2; 19; 22]. Считается, что коррекция должна включать когнитивное реструктурирование использования Интернета и поведенческие упражнения [2]. Когнитивные техники большей частью нацелены на изменение негативных автоматических мыслей, что, по мнению авторов, реконструирует восприятие и понимание самих себя и своих жизненных ситуаций. Эффективность указанного подхода частично подтверждена лишь для взрослых зависимых от 21 года [22].
Необходимо отметить, что когнитивно-поведенческая терапия, широкомасштабно применяемая западными коллегами, недостаточно эффективна для работы с мотивацией к лечению, в особенности для интернет- зависимых с минимальной мозговой дисфункцией, снижением тонуса и динамического компонента, нарушением регуляции и контроля деятельности. Выделение значимых факторов формирования интернет-зависимо- сти у подростков позволит разработать дифференцированную патогенетическую модель терапии данного расстройства, основанную на понимании различных психологических механизмов формирования зависимости.
Цель исследования: разработка комплексной дифференцированной программы психологической коррекции интернет-зависимости у подростков, основанной на биологических (нейропсихологических) и характерологических предикторах формирования зависимости от сети Интернет. Гипотезы: 1) формирование интернет-зависимости в подростковом возрасте может протекать в рамках нескольких вариантов психологических механизмов, которые будут обусловлены различными биологическими и психологическими преморбидными факторами; 2) применение дифференцированной психокоррекционной модели, учитывающей патогенетические механизмы формирования интернет- зависимости в подростковом возрасте, для определенных групп подростков будет иметь больший эффект.
Метод
Выборка составила 1003 подростка, учащихся старших классов средних общеобразовательных школ и лицеев г. Москвы, средний возраст — 16,4 года; группы эквивалентны по гендерному составу, соци- одемографическим характеристикам. На этапе скрининга с помощью шкалы интернет-зависимости Чен (CIAS) [3] и полуструктурированного интервью выделена группа подростков с наличием сформированной интернет-аддикции (n=100), у остальных подростков не выявлено интернет-зависимости (табл. 1). Деятельность подростков в интернет-сети носила смешанный характер: онлайн-игры и сервисы онлайн-общения. В контрольную группу (n=150), по результатам полуструктурированного интервью, вошли подростки с минимальным риском развития интернет- зависимости, имеющие дополнительные хобби и увлечения, социально активные.
Критерии включения в экспериментальную группу:
1) подростки мужского и женского пола в возрасте от 16 до 17 лет включительно;
2) количество баллов по шкале интернет-зависимости Чен (CIAS) — 65 баллов и более, что соответствует уровню сформированной зависимости.
Критерий исключения для экспериментальной группы — сопутствующий психиатрический диагноз, соответствующий критериям МКБ-10 в рубриках F00-09 и F20-29.
В контрольную группу вошли 150 подростков. Критерии включения:
1) количество баллов по шкале интернет-зависимости Чен (CIAS) — от 31 до 41 балла; из этой группы были исключены те участники, чьи показатели выходили за пределы нормального распределения в сторону наименьших и наибольших значений по всем шкалам методики CIAS;
2) отсутствие признаков интернет-зависимости, по данным полу- структурированного интервью, широкий спектр увлечений, интенсивная социальная жизнь.
Критерий исключения — наличие диагностированного психического расстройства.
Таблица 1
Социодемографические данные подростков, включенных в этап скрининга
Показатель |
Группа |
|
Условно здоровые подростки |
Подростки с интер- нет-зависимостью |
|
Количество, N |
903 |
100 |
Юноши |
491 |
50 |
Девушки |
412 |
50 |
Возраст, лет |
16,4+0,5 |
16,5+1 |
Стаж использования Интернета, лет |
8,7±2,9 |
7,89+2,13 |
Полная оемья |
653 |
77 |
Неполная семья |
250 |
23 |
Процедура и методики. Исследование состояло из 2 этапов: констатирующего и постановочного экспериментов. На первом этапе были уточнены факторы, связанные с развитием интернет-зависимости. Для этого применялись методики: «Шкала Интернет-зависимости Чен» — Chen Internet addiction Scale-CIAS [3], направленная на выявление основных симптомов интернет-зависимости; методика диагностики эмоционального интеллекта Мэйера—Сэловея—Карузо MSCEIT [7]; методика «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» А.Ш. Тхостова для исследования семиотического компонента телесности [12]; «Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики Лурия-90» Э.Г. Си- мерницкой [10]; методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса—Даймонд [7]; патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко и Н.Я. Иванова в модификации С.И. Подмазина и Е.И. Сибиль [9]; текущая психопатологическая симптоматика исследовалась с помощью опросника оценки выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R (Symptom Check List-90- Revised) в адаптации Н.В. Тарабриной [11].
На 2 этапе была разработана и проведена программа коррекции с использованием выявленных в ходе исследования мишеней. Проведен сравнительный анализ эффективности программ для двух групп подростков, выделенных по механизмам их формирования, и контрольной группы.
Статистическая обработка данных проводилась программой Statistica 13.0. Для обработки и представления результатов были использованы: описательная статистика (анализ средних, медиана, стандартное отклонение, поверка распределения на нормальность — критерий Колмогорова—Смирнова); непараметрический критерий Манна—Уитни для определения достоверности различий в двух независимых группах; корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена; иерархический кластерный анализ для определения и верификации количества подгрупп внутри выборки, метод k-средних для выявления вклада отдельных показателей в формирование кластеров; непараметрический Т-критерий Уилкоксона для оценки различий между двумя рядами измерений.
Результаты исследования
В ходе проведенного исследования было выявлено, что из всех обследованных подростков (N=1003), 10% (N=100) имеют признаки интернет-зависимости (из общего числа обследованных), 53% (N=532) злоупотребляют Интернетом, у 47% (N=471) подростков признаков ин- тернет-зависимости не обнаружено.
По результатам нейропсихологического исследования с помощью «Нейропсихологической методики экспресс-диагностики Лурия-90» Э.Г. Симерницкой [10] выявлено, что подростки с интернет-зависимым поведением значимо отличаются от условно здоровых по показателям функциональных нарушений пространственного праксиса (p=0,06),
слухомоторных координаций (p=0,073), внимания (p=0,025), контроля и регуляции деятельности (p=0,005), а также опосредованного запоминания (p=0,04) (рис. 1).
Рис. 1. Нейропсихологические профили подростков с интернет-зависимым поведением и условно здоровых подростков
Корреляционный анализ (рис. 2) показал, что нейропсихологические нарушения положительно коррелируют средней силы связями с показателем шкалы толерантности и с общим показателем шкалы интернет-за- висимости Чен.
По данным методики «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений», обнаружены значимые различия (p <0,05) в сравнении с контрольной группой по показателям: 1) широта словаря для описания внутренних телесных ощущений (ВТО); 2) категоризация внутренних телесных ощущений как испытанных, важных и опасных. Интернет-зависимые подростки склонны игнорировать любые интенсивные телесные ощущения, так как зачастую не имеют опыта проживания смены эмоций в теле. Согласно результатам по опроснику ПДО, в группе интернет-зависимых подростков, по сравнению с контрольной группой, значимо чаще встречаются такие типы акцентуаций, как астено-невротический (p=0,017), интровертированный (p=0,003) и возбудимый (p=0,0003).
Рис. 2. Корреляционные связи симптомов зависимости и нейропсихологических нарушений для всей выборки подростков
Показатели эмоционального интеллекта (по методике диагностики эмоционального интеллекта Мэйера—Сэловея—Карузо) интернет-зависимых подростков значимо ниже, по сравнению с подростками контрольной группы: в секции A «Измерение восприятия лиц» (p=0,002), секции E «Измерение восприятия картинок» (p=0,027), а также по сумме баллов по всем шкалам (p=0,004). Обнаружено (по опроснику оценки выраженности психопатологической симптома - тики SCL-90-R), что интернет-зависимость у подростков сопровождается различными психопатологическими симптомами: обессив- ности—компульсивности (p=0,001), межличностной сензитивности (p=0,024) и депрессии (p=0,005), значительно превышающими таковые в контрольной группе. Кроме этого, выявлены значимые раз - личия по общему показателю симптоматического дистресса (PSDI) (p=0,034).
Со стороны социально-психологической адаптации (методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса—Даймонд) подростки с интернет-зависимостью (табл. 2) характеризуются более низким уровнем способности к адаптации в обществе. В частности, они имеют значительные затруднения в реализации собственных мотивов при столкновении с противоречащими, по их мнению, социальными нормами и правилами.
Результаты по отдельных шкалам методики диагностики социально-психологической адаптации Роджерса—Даймонд представлены на рис. 3.
Выявлено, что у подростков с интернет-зависимостью, по сравнению с условно здоровыми, достоверно более высокие показатели по шкалам неприятия себя и других, эмоционального дискомфорта,
Таблица 2
Сравнительный анализ интегральных показателей социально-психологической адаптации и дезадаптации в группах подростков с интернет-зависимостью и условно здоровых
Шкала социально-психологической адаптации |
Подростки с интернет- зависимостью М (SD) |
Условно здоровые подростки М (SD) |
р |
Адаптивность |
119,9 (20,86) |
134,4 (23,94) |
0,023 |
Дезадаптивность |
129,6 (30,83) |
80,85 (19,83) |
0,000 |
Примечание: М — среднее; SD — стандартное отклонение.
Рис. 3. Результаты сравнения по шкалам социально-психологической адаптации между группами подростков с интернет-зависимостью и условно здоровых внешнего контроля и эскапизма; и достоверно более низкие показатели по шкалам адаптивности, приятия других и эмоционального комфорта.
Кластерный анализ с помощью метода k-средних, с предположением 2 кластеров, позволил выделить переменные, которые вносят наиболее значимый вклад в разделение группы интернет-зависимых подростков на две подгруппы. Это показатели психопатологических симптомов, нейропсихологические особенности, характерологические свойства (гипертимность, дистимность, возбудимость), социально-психологические характеристики, показатели эмоционального интеллекта, особенности телесности (табл. 3).
Таблица 3
Кластерный анализ результатов исследования психологических особенностей подростков с интернет-зависимостью (показатели, вносящие больший вклад в формирование кластера)
Шкалы |
Кластер А N=67 |
Кластер Б N=33 |
P |
Общий балл интернет-зависимости |
66,810 |
59,875 |
0,013 |
Межличностная сензитивность |
1,412 |
1,050 |
0,025 |
Враждебность |
1,331 |
0,793 |
0,003 |
Фобическая тревожность |
0,785 |
0,311 |
0,022 |
Психотизм |
0,914 |
0,487 |
0,031 |
Внимание |
4,103 |
3,750 |
0,020 |
Гипертимность |
15,000 |
18,375 |
0,018 |
Дистимность |
11,534 |
15,000 |
0,002 |
Возбудимость |
15,206 |
18,375 |
0,001 |
Адаптивность |
110,172 |
120,000 |
0,001 |
Неприятие себя |
20,793 |
117,000 |
0,000 |
Принятие других |
18,931 |
65,000 |
0,000 |
Непринятие других |
24,827 |
18,000 |
0,000 |
Эмоциональный комфорт |
18,982 |
13,000 |
0,000 |
Эмоциональный дискомфорт |
32,689 |
42,000 |
0,000 |
Внутренний контроль |
50,448 |
12,000 |
0,000 |
Ведомость |
20,224 |
28,000 |
0,000 |
Эскапизм |
17,965 |
13,000 |
0,000 |
Понимание протекания эмоций во времени |
6,758 |
8,375 |
0,002 |
Способность к описанию собственных эмоциональных состояний |
6,172 |
4,875 |
0,002 |
Способность различать смешанные и сложные чувства |
5,948 |
7,750 |
0,003 |
Важные и значимые ощущения |
23,293 |
24,375 |
0,027 |
Общее количество интрацептивных ощущений |
47,793 |
49,250 |
0,037 |
В соответствии с полученными данными было выделено две модели формирования зависимости от сети Интернет в подростковом возрасте, которые наглядно представлены на рис. 4 и 6.
На рис. 5 представлена схема аддиктивного цикла, демонстрирующая каким образом формируется интернет-зависимость в кластере А. Подростки с нейропсихологическими нарушениями, зачастую имеющие в анамнезе СДВГ в детском возрасте, выбирают онлайн-игры, как эффективный психоактивный агент стимуляции психической деятельности, внешне регулирующий тонус. Это позволяет им реализовать потребность в достижении удовольствия, но, с другой стороны, приводит к истощению, обостряя трудности с концентрацией внимания, регуляцией и контролем деятельности.
Рис. 4. Модель формирования интернет-зависимости в подростковом возрасте кластер А
Для подростков из кластера Б характерен другой механизм — акцентуированность черт характера мешает адаптироваться в социуме и снижает их коммуникативные способности (рис. 6).
Согласно данным ранее проведенного нами исследования ценностно-смысловой сферы подростков с интернет-зависимостью [5], они характеризуются преобладанием гедонистической мотивации по от - ношению к миру. Такие подростки имеют завышенные ожидания в отношении материального обеспечения, дружбы и близких отношений, при этом инструментальные ценности для обеспечения этих ожиданий у них отсутствуют или не являются доминирующими. Интернет-среда, в свою очередь, предоставляет многообразие способов для реализации гедонистической направленности, но, в тоже время, еще больше снижает адаптацию в реальном мире. Можно предположить, что и сам мотив использования сети Интернет для подростков данного кластера является скорее гедонистическим, нежели атарактическим или мотивом гиперактивации.
Ниже представлен цикл формирования интернет-зависимости у подростков этой группы (кластер Б) (рис. 7).
На основании полученных результатов были разработаны два варианта программ психологической коррекции интернет-зависимости у подростков.
нейропсихологических нарушений
Рис. 6. Модель формирования интернет-зависимости в подростковом возрасте: кластер Б
Рис. 7 Цикл формирования интернет-зависимости при высокой выраженности акцентуированных черт характера
Программы психокоррекции интернет-зависимости
у подростков
В качестве мишеней психологической коррекции нами были выбраны ведущие факторы, связанные с формированием интернет-зависимости. В соответствии с иерархическим кластерным анализом выделены 2 ведущих фактора: 1) нейропсихологический профиль, свидетельствующий о функциональных нарушениях первого и третьего блоков мозга; 2) характерологические особенности, связанные с дезадаптивными паттернами поведения.
В качестве концептуальных основ разработки коррекционной программы были использованы концепция замещающего онтогенеза, основы телесно ориентированной терапии, гештальт-терапии и КБТ для коррекции зависимого поведения.
В рамках первой программы в структуру психологической коррекции включена работа с нейропсихологическими особенностями: восстановление тонуса и активации, а также формирование функции контроля и регуляции деятельностью (группа 1). Вторая программа опирается на коррекцию выраженности акцентуированных черт и эмоционального интеллекта (группа 2).
В группе 1 проводилась психокоррекционная программа № 1 — комплексная коррекция интернет-зависимости — нейропсихологическая коррекция, развитие телесности, эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков, тайм-менеджмент.
В группе 2 проводилась психокоррекционная программа № 2 — коррекция дезадаптивных паттернов поведения — развитие эмоционального интеллекта, формирование навыков разрешения конфликтов, коммуникативных навыков, тайм-менеджмент.
Группа 3 (контрольная) посещала психообразовательные лекции «Интернет-зависимость, признаки и способы профилактики»
Методика и технология реализации. Психокоррекционные программы для групп 1 и 2 рассчитаны на 16 тренинговых занятий, продолжительностью 1,5 часа. Частота встреч — 2 раза в неделю. Тренинговая форма работы подразумевает численность участников группы не более 15 человек, в связи с чем каждая группа была поделена на подгруппы по 15 человек, занятия проводились в одни и те же дни в разное время. Лекции для контрольной группы проводились 1 раз в неделю (всего 4 лекции).
Спустя 2 недели после проведения программ коррекции при повторном тестировании (по данным методик «Шкала интернет-зависимости» Чен и Роджерса—Даймонд) было выявлено, что для кластера 2 (группа подростков с преобладанием акцентуаций и снижением эмоционального интеллекта) одинаково эффективны обе программы. Тогда как для группы с нейропсихологическими нарушениями программа № 2 оказалась менее эффективной. Результаты сравнительного анализа представлены в табл. 4.
Оценка результативности представленных программ коррекции подтверждает, что сенсомоторная коррекция, направленная на восстановление тонуса психической деятельности и формирование компенсаторных механизмов регуляции деятельности, позволяет эффективнее восстанавливать социальную адаптацию подростков с интернет-зависимостью, развивающейся на фоне нейропсихологических нарушений. Для подростков без нейропсихологических нарушений обе программы оказались одинаково эффективны.
Обсуждение результатов
Выявлено, что среди подростков с интернет-зависимостью, по сравнению с условно здоровыми подростками, значимо выражены различные нейропсихологические нарушения, отражающие функциональную слабость межполушарных комиссур, левой передней доли, и первого блока мозга. Все это увеличивает нагрузку на первый и третий блоки мозга, вызывая повышенную утомляемость и снижение социально-психологической адаптации. Основные симптомы интернет-зависимости положительно коррелируют с показателями нейропсихологических нарушений, что отражает их значимость в формировании зависимости. Подобные данные приводят и другие исследователи [15; 16; 18].
Таблица 4
Анализ различий показателей интернет-зависимости и социальной адаптации (опросник Роджерса—Даймонд) для двух кластеров до и после проведения коррекционных программ
Кластеры |
CIAS Общий показатель интернет- зависимости до программы коррекции M±SD |
CIAS Общий показатель интернет- зависимости после программы коррекции M±SD |
Адаптивность до программы коррекции M±SD |
Адаптивность после программы коррекции M±SD |
Дезадаптивность до программы коррекции M±SD |
Дезадаптивность после программы коррекции M±SD |
Значимость различий (р) — Т-критерий Уилоксона |
Программа № 1 |
|||||||
Кластер 1 |
54+1,39 |
34+2,51* |
119,9+5,8 |
134,4+4,9* |
129,6+5,8 |
80,85+9,8* |
р1-р2=0,006 рЗ-р4=0,024 р5-р6=0,000 |
Кластер 2 |
52+2,54 |
35+1,33* |
129,9+3,4 |
130,0+4,7* |
130,3+7,8 |
76,44+7,3* |
р1-р2=0,005 рЗ-р4=0,03(3) р5-р6=0,001 |
Программа № 2 |
|||||||
Кластер 1 |
54+1,39 |
50+9,32 |
119,9+5,8 |
129,4+3,6 |
129,6+5,8 |
120,77+5,3 |
р1-р2=0,073 рЗ-р4=0,07(7) р5-р6=0,126 |
Кластер 2 |
52+2,54 |
36+2,14* |
129,9+3,4 |
136,0+2,7* |
130,3+7,8 |
80,35+9,4* |
р1-р2=0,000 рЗ-р4=0,005 р5-р6=0,000 |
Среди интернет-зависимых подростков, по сравнению с контрольной группой, значимо чаще встречаются акцентуированные черты характера. Эмоциональный интеллект интернет-зависимых подростков значимо ниже, чем у подростков контрольной группы, что затрудняет развитие коммуникативных навыков и социально-психологическую адаптацию, способствуя их бегству в виртуальный мир.
Подростки с интернет-зависимостью характеризуются более низким уровнем приспособленности к существованию в обществе. Высокие показатели по шкале дезадаптации отражают незрелость личности, различные невротические отклонения, дисгармонию в сфере принятия решения, способствуя избеганию проблемных ситуаций и уходу от них в интернет-пространство.
Интернет-зависимость у подростков сопровождается определенными психопатологическими нарушениями: межличностной сензитивностью, обсессивностью—компульсивностью, симптомами депрессии и высокими показателями симптоматического дистресса. При этом в основной и контрольной группах не обнаружено значимых различий по симптоматическому ряду тревожности. Мы предполагаем, что это связано с наличием интернет-зависимого поведения, которое снижает тревожность до тех пор, пока подросток имеет доступ к Сети. Выявленные симптомы являются, скорее, транзиторным следствием наличного психического дистресса, нежели признаком устойчивых психопатологических нарушений.
Анализ имеющихся данных позволил выделить два различных кластера среди интернет-зависимых подростков. В кластер А вошли ин- тернет-зависимые подростки, характеризующиеся атарактическим мотивом использования Интернета, наличием нейропсихологических нарушений, истощаемостью, астеничностью, дефицитом контроля, скудным словарем для описания телесных ощущений, оцениваемых как опасные, высоким индексом симптоматического дистресса и межличностной сензитивности, низким показателем социально-психологической адаптации. К кластеру Б относятся интернет-зависимые подростки с преобладанием гедонистического мотива пребывания в сети Интернет (использующие преимущественно онлайн игры), акцентуацией характера по возбудимому, гипертимному и демонстративному типу, повышенной импульсивностью, низким эмоциональным интеллектом, более богатым словарем интрацептивных ощущений, высокими показателями депрессивной, обсессивно-компульсивной симптоматики и враждебности, высоким показателем социально-психологической дезадаптации. Следует отметить, что значение контроля эмоций, повышенной импульсивности в формировании интернет-аддикций отмечается и в ряде других исследований [17; 20].
На основании полученных данных выделены и описаны различные психологические механизмы формирования интернет-зависимости.
Подростки с нейропсихологическими нарушениями выбирают онлайн игры, как эффективный психоактивный агент стимуляции психической деятельности, внешне регулирующий тонус. Это позволяет им реализовать потребность в достижении удовольствия, но, с другой стороны приводит к истощению, обостряя трудности с концентрацией внимания, регуляцией и контролем деятельности. Таким образом, подростки с интернет-зависимым поведением могут использовать Интернет как способ поддержки активности и концентрации внимания, однако это приводит к еще большему истощению и утомлению, что стимулирует повторные обращения к играм онлайн, тем самым формируя порочный аддиктивный цикл.
Подростки с преобладанием акцентуированных черт характера с трудом адаптируются в социуме, в то же время Интернет-среда, предоставляя многообразие способов для реализации гедонистической направленности, одновременно еще больше снижает их адаптацию в реальном мире. Постоянное влечение к новизне у данной группы подростков и ненасыщаемая потребность в привлечении внимания подталкивают их к игровой деятельности в Сети. В свою очередь, онлайн-игры, как один из используемых видов деятельности в Сети, стимулируют систему награды, обеспечивая столь необходимое удовольствие. Кратковременность эффекта вознаграждения вызывает необходимость все чаще обращаться к игре, тем самым формируя патологический аддиктивный цикл.
На основе особенностей психологических механизмов формирования интернет-зависимости разработана дифференцированная программа психологической коррекции интернет-зависимости у подростков: для интернет-зависимых подростков с нейропсихологическими нарушениями более эффективной является программа, которая включает в себя нейропсихологическую коррекцию и техники релаксации, а также формирование навыков понимания и регуляции эмоций, коммуникативных навыков и навыков разрешения конфликтных ситуаций. Для интернет-зависимых подростков с преобладанием дезадаптивных черт характера более показана, в связи с ее краткосрочностью, программа формирование навыков понимания и регуляции эмоций, коммуникативных навыков и навыков разрешения конфликтных ситуаций.
Выводы
1. Формирование интернет-зависимости у подростков имеет многофакторный генез. Ведущими биологическими и характерологическими предикторами формирования интернет-аддикции являются нейропсихологические нарушения, акцентуированные черты характера, недостаточная развитость эмоционального интеллекта, особенности телесной сферы.
2. Различная значимость указанных факторов в формирования интернет-зависимости у подростков определяет различные варианты психологических механизмов возникновения интернет-аддикции у подростков.
3. Различия психологических механизмов формирования интернет- зависимости у подростков обусловливают дифференцированные подходы к психологической коррекции данного вида аддикции.
4. Разработанная программа дифференцированной психологической коррекции интернет-зависимости у подростков доказала свою эффективность.
Таким образом, формирование интернет-зависимости у подростков имеет многофакторный генез. Значимый вклад в формирование интернет-аддикции, недооцененный до настоящего времени, вносят нейропсихологические нарушения, в частности несформированность префронтальных отделов ЦНС. Различные варианты психологических механизмов формирования интернет-аддикции у подростков обусловливают дифференцированные подходы к ее психологической коррекции.
Литература
- Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 02.06.2020).
- Егоров А.Ю. Современные представления об интернет-аддикциях и подходах к их коррекции [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 02.06.2020).
- Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: учебное пособие // Под ред. В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова, А.С. Искандировой и др. М.: Изд-во МГМСУ, 2011. 32 с.
- Кардашьян Р.А. Компьютерная игровая зависимость у учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Изд-во РУДН, 2018. 286 с.
- Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Искандирова А.Б. и др. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 11.07.2020).
- Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Краснов И.О. Нейропсихологические особенности как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения у подростков [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 11.07.2020).
- Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43—56.
- Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера—Сэловея—Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2009. № 6 (8). URL: http://psystudy. ru (дата обращения: 01.06.2020).
- Сибиль С.И., Подмазин Е.И. Как помочь подростку с «трудным» характером. Киев: Перспектива, 1996. 160 с.
- Симерницкая Э.Г. Методика экспресс-диагностики «Лурия-90» М.: Знание, 1991. 48 с.
- Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. М.: ИП РАН, 2009. 302 с.
- Тхостов А.Ш., Елшанский С.П. Методическое пособие по применению теста «Выбор дескрипторов интрацептивных ощущений» для исследования особенностей вербализации внутреннего опыта. М.: Изд-во МГУ, 2000. 67 с.
- Brand M., Laier C., Young K. Internet Addiction: Coping styles, expectancies, and treatment implications [Электронный ресурс] // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2014.01256/full (дата обращения: 11.05.2020). DOI:10.3389/fpsyg.2014.01256
- Cheng C., Li A.Y. Internet addiction prevalence and quality of (real) life: A meta-analysis of 31 nations across seven world regions // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2014. Vol. 17 (12). P. 755—760. DOI:10.1089/cyber.2014.0317
- Cimino S., Cerniglia L.A. Longitudinal study for the empirical validation of an etiopathogenetic model of internet addiction in adolescence based on early emotion regulation // BioMed Research International. 2018. Vol. 2018. P. 135—143. DOI:10.1155/2018/4038541
- Diamond A. Attention-deficit disorder (attention-deficit hyperactivity disorder without hyperactivity): a neurobiologically and behaviorally distinct disorder from ADHD attention-deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity) // Development & Psychopathology. 2005. Vol. 17. P. 807—825. DOI:10.1017/S0954579405050388
- Ha J.H., Yoo H.J., Cho I.H. Psychiatry comorbidity assessed in Korean children and adolescents who screen positive for Internet addiction // Journal of Clinical Psychiatry. 2006. Vol. 67 (5). P. 821—826. DOI:10.4088/JCP.v67n0517
- Hong S.B., Zalesky A., Cocchi L. et al. Decreased functional brain connectivity in adolescents with internet addiction // PLoS One. 2013. Vol. 8 (2). P. 65—69. DOI:10.1371/journal.pone.0057831
- Internet addiction in children and adolescents: risk factors, assessment, and treatment / K.S. Young, C.N. de Abreu (eds.). New York: Springer Publishing Company, 2017. 305 p.
- Kuss D.J., Griffiths M.D., Binder J.F. Internet addiction in students: Prevalence and risk factors // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29 (3). P. 959—966. DOI:10.1016/j. chb.2012.12.024
- Michal M., Duven E., Giralt S. et al. Prevalence and correlates of depersonalization in students aged 12—18 years in Germany // Social Psychiatry, Psychiatry, Epidemiology. 2015. Vol. 50 (6). P. 995—1003. DOI:10.1007/S00127-014-0957-2
- Torres-Rodríguez A., Griffiths M.D., Carbonell X. The treatment of Internet gaming disorder: A brief overview of the PIPATIC program // International Journal of Mental Health and Addiction. 2018. Vol. 16 (4). P. 1000—1015. DOI:10.1007/s11469-017-9825
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2094
В прошлом месяце: 78
В текущем месяце: 87
Скачиваний
Всего: 1160
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 16