Консультативная психология и психотерапия
2017. Том 25. № 1. С. 59–71
doi:10.17759/cpp.2017250105
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Психологические условия успешного освоения материнской роли
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психология материнства, внутренняя позиция матери, переход к родительству, послеродовая депрессия
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250105
Для цитаты: Якупова В.А. Психологические условия успешного освоения материнской роли // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 1. С. 59–71. DOI: 10.17759/cpp.2017250105
Полный текст
Представлены результаты исследования психологических условий, способствующих успешному освоению роли матери с рождением первого ребенка. В исследовании приняли участие 73 матери первых детей от 6 месяцев до 2 лет. Важное значение в процессе освоения роли матери имеют три группы условий: уровень ригидности женщины, оправданность ожиданий относительно материнства и отношение к компонентам этой роли (выполнение родительских функций, отношение к себе в роли матери и эмоциональное отношение к ребенку). Матери с высоким уровнем ригидности оценивают сложность адаптации к рождению ребенка как наиболее высокую. Сложнее привыкать к изменениям, связанным с рождением ребенка, женщинам, чьи ожидания относительно материнства не оправдались, что субъективно ими переживается как отказ от многих сфер жизни. Трудности, связанные с заботой о младенце, легче переносятся женщинами, которые с принятием относятся к компонентам материнской роли: к себе в роли родителя, родительским функциям и к самому ребенку.
С рождением первого ребенка в жизни женщины происходят серьезные изменения. Появляются ограничения личного свободного времени, свободы перемещений. Женщина, как правило, на время оставляет профессиональную деятельность. Забота о младенце требует значительных физических и психологических ресурсов. Рождение ребенка является серьезным этапом в жизни семьи в целом [4]. Происходит перераспределение обязанностей внутри семьи, отношения между супругами реализуются в двух планах — между мужем и женой, между отцом и матерью. В зарубежной психологии переход к родительству (transition to parenthood) выделяется в качестве отдельного этапа в жизни семьи [11]. Культурное содержание социальной позиции родителя может быть разным, однако неизбежно перед женщиной и мужчиной стоит задача ее освоения. Период перехода к родительству характеризуется повышенным стрессом, риском депрессивных эпизодов [16] и ростом неудовлетворенности супружескими отношениями [12]. В европейской культуре основная нагрузка по уходу за младенцем ложится на женщину. Матери чаще испытывают эмоциональное истощение в первые месяцы после рождения ребенка [13]. Есть данные о том, что подавленное состояние матери оказывает негативное влияние на психологическое благополучие младенца и формирование привязанности [15; 16]. Таким образом, от того, насколько хорошо мать адаптируется к новой роли родителя, зависит не только ее собственное психологическое состояние, но и благополучие ребенка. При этом зарубежные исследователи в основном сосредоточивают внимание на описании групп риска для послеродовой депрессии. К примеру, вероятность возникновения послеродовой депрессии выше у женщин, которые демонстрировали признаки депрессии во время беременности [14]. Такой подход, к сожалению, дает мало информации о том, по какой причине женщины оказываются в группе риска. Более информативными являются исследования, в которых изучаются условия освоения новой роли родителя, такие как поддержка супруга [17] или проблемы со сном у ребенка [13].
Цель и гипотеза исследования
Целью данного исследования является изучение условий, которые способствуют успешному освоению материнской роли. Принимая на себя новую социальную позицию, человек начинает определенным образом «относиться» к задаваемым ею функциям и требованиям к поведению. Результатом присвоения социальной позиции становится внутренняя позиция родителя, система личностных отношений к самому себе в этой роли, к ее содержанию [2]. Присвоение родительской позиции — это не автоматический процесс, который запускается одновременно с рождением ребенка. Осознание себя родителем не гарантировано появлением ребенка [3]. Принятие позиции родителя определяется готовностью к реализации социальной позиции, положительным отношением к ее элементам: к себе в роли родителя, к родительским функциям и к самому ребенку. Выполнение родительских функций осуществляется не под давлением социума, а по внутренней необходимости, человек реализует деятельность, окрашенную личными смыслами и ценностями. Основываясь на представлении о процессе формирования внутренней позиции родителя, мы сформулировали гипотезу о том, что успешность освоения роли матери связана с положительным отношением к ее содержанию: к выполнению родительских функций, к себе в роли матери и к ребенку.
Поскольку рождение ребенка является серьезным необратимым изменением, кардинально преобразующим жизнь женщины [5], то процесс адаптации к изменениям также должен быть связан с общей гибко- стью/ригидностью матери.
Характеристика выборки и методики исследования
В исследовании приняли участие 73 матери первенцев от 6 месяцев до 2 лет (табл. 1). Женщины успели адаптироваться к появлению ребенка, приобрести опыт заботы о нем, у них уже сформировалось представление о себе как о матери. Все участницы исследования состоят в браке. Один ребенок из выборки родился раньше срока, все остальные младенцы родились в срок. В выборке присутствует одна двойня, все остальные младенцы являются единственными.
Таблица 1
Параметры выборки матерей и младенцев, принявших участие в исследовании
Количество респонденток |
Средний возраст матери |
Средний возраст младенцев (в месяцах) |
73 |
30,1 |
13,5 |
Доля участия матерей в заботе о ребенке составляет в среднем более 75% (табл. 2). Все участницы исследования имеют от одного до пяти помощников. 98% матерей находились в декретном отпуске на момент проведения исследования.
Таблица 2
Доля матери в заботе о ребенке (%)
Процент от общего числа участниц |
Доля участия в заботе о ребенке |
30 |
90 и более |
64 |
80-60 |
6 |
50 и менее |
В целях изучения эмоционального отношения женщин к ребенку, к себе в роли матери и выполнению родительских функций в исследовании использовалась методика «Неоконченные предложения» [8]. Методика состоит из 3 блоков:
1. Отношение к выполнению родительских функций:
• Я провожу время с ребенком...
• Заботиться о ребенке.
• Быть мамой.
• Трудности.
2. Отношение к себе в роли матери, особенности переживание материнства:
• Я мама.
• Став мамой, я .
• Как маме мне не удается.
• Как маме мне удается.
• Я очень хочу.
• Меня охватывает тревога.
• Если бы было можно.
• Иногда мне кажется, что я.
3. Эмоциональное отношение к ребенку:
• Когда я смотрю на своего ребенка ...
• Иногда мой ребенок.
• Я хочу, чтобы мой ребенок.
• Когда я держу своего ребенка на руках.
Ответы респонденток на предложения были объединены в категории, в зависимости от отношения к ребенку, к выполнению родительских функций и к себе в роли матери. На основе ответов респонденток нами было выделено 4 типа отношения к материнству, к себе в роли матери и эмоционального отношения к ребенку: адекватный, амбивалентный, эйфорический и отвергающий (табл. 3).
В качестве дополнительного инструмента исследования отношения участниц к материнству мы использовали метод свободного ассоциативного эксперимента [7]: женщинам предлагалось назвать первые четыре слова, которые приходят им в голову в ответ на слово «материнство».
Таблица 3
Компоненты роли родителя |
Тип отношения |
|||
Адекватный |
Амбивалентный |
Эйфорический |
Отвергающий |
|
Выполнение родительских функций |
Удовольствие от заботы о ребенке, временный характер трудностей |
Удовольствие от заботы о ребенке, при этом трудности тяжело переживаются |
Отрицание каких-либо трудностей, восторженное описание радости материнства |
Положительных эмоций забота о ребенке не вызывает, ограничения переносятся с трудом |
Отношение к себе в роли матери |
Описание связанных с материнством положительных изменений в себе, описание выработанных компетенций, принятие собственных недостатков |
Описание связанных с материнством положительных изменений в себе, сомнения в собственной родительской компетентности |
Говорится о счастье, которое принесло материнство, однако конкретные изменения не выделяются, неудачи не упоминаются |
Описание негативных изменений, связанных с материнством |
Отношение к ребенку |
Положительные эмоции от общения с ребенком, описание черт его характера |
Положительные эмоции от общения с ребенком. Желание, чтобы ребенок имел определенные черты характера, раздражение и неудовольствие, если это не осуществляется |
Восторженное описание ребенка — как правило, миловидной внешности, при этом конкретные черты не упоминаются |
Общение с ребенком не вызывает положительных эмоций, черты характера ребенка не упоминаются |
Для сбора социоэкономических сведений была разработана анкета, в которую включены вопросы о количестве помощников и доле их участия в заботе о ребенке. Трудность адаптации к новой роли оценивалась по пятибалльной шкале (где 1 — легко, 5 — очень трудно). Оправданность ожиданий относительно материнства оценивалась по трехбалльной шкале, где 1 — в целом ожидания совпали с реальностью, 2 — частично совпали, 3 — в реальности все оказалось совершенно по-другому. Также матерей просили указать, сколько времени ушло у них на адаптацию к появлению ребенка, от чего им пришлось отказаться в связи с материнством, совпали ли их ожидания и реальность.
В целях оценки ригидности в исследование была включена шкала «Ригидность» из опросника «Самооценка психического состояния» Айзенка [6].
Основные результаты исследования
На то, чтобы адаптироваться к изменениям, связанным с появлением ребенка, у участниц исследования с среднем ушло 8,5 месяцев. Ответы варьировались от 1 месяца до 2 лет. 27% матерей указали, что на момент исследования еще не привыкли к изменениям. Наиболее выраженная связь обнаружена между уровнем ригидности и степенью субъективной трудности адаптации: женщинам с более высоким уровнем ригидности сложнее адаптироваться к появлению ребенка (р=0,438, p<0,01). Ригидность связана именно с субъективной сложностью адаптации, но не со временем привыкания к изменениям. Также женщины, чьи ожидания оправдались, легче адаптируются к новой роли (р=0,279, p<0,05). При этом субъективная трудность привыкания к изменениям, обусловленным рождением ребенка, не связана ни с количеством помощников, ни с долей участия матери в заботе о ребенке. Также не обнаружено связи с возрастом матери и временем ожидания беременности.
Самым сложным в материнстве для большинства участниц оказалась потеря личной свободы и независимости (табл. 4), на втором месте — осознание собственной ответственности за ребенка, на третьем — сложности со сном. О сложностях с контролем собственных эмоций и недостатке терпения говорят только мамы детей старше года. 38% матерей указали, что с рождением ребенка им пришлось отказаться от привычного образа жизни (походов в кино, частых встреч с друзьями и т. д.).
Таблица 4
Субъективные сложности материнства
Самое сложное в материнстве |
% от общего числа участниц |
Потеря личной свободы |
32,8 |
Ответственность за ребенка |
12,3 |
Недосыпание |
10,9 |
Изменение образа жизни |
6,8 |
Болезни ребенка |
6,8 |
Однообразие образа жизни |
5,4 |
Контролировать эмоции |
5,4 |
Отстаивать свою позицию перед родственниками |
4 |
27% женщин пришлось отказаться от личного времени. 13,5% матерей отказались от различных сфер самореализации (карьера, творчество и т. д.). При этом существует связь между семантическими ассоциациями с материнством и количеством вещей, от которых женщина отказалась, став матерью (r=0,323, p<0,01): чем меньше женщина перечисляет вещей, от которых ей пришлось отказаться после рождения ребенка, тем более положительные ассоциации у нее возникают со словом «материнство». Также обнаружена связь указанного параметра с ожиданиями относительно родительства (r=0,290, p<0,05): более реалистичные ожидания относительно материнства связаны с меньшим количеством «потерь».
Ответы участниц на вопрос «Что Вам больше всего нравится в материнстве?» можно разделить на 4 категории.
1. Общение и взаимодействие с ребенком, в том числе телесный контакт.
2. Наблюдение за процессом роста и развития ребенка.
3. Любовь ребенка и эмоциональная обратная связь.
4. Ощущение собственной нужности.
Первые три категории встречаются практически в равных пропорциях (рис. 1).
Оказалось, что женщины, которым нравится ощущать себя нужными ребенку, реже испытывают усталость (х2=45,635, р<0,001). При этом они чаще подвержены тревоге в сравнении с остальными участницами исследования (х2=45,117, p<0,001). Матери, получающие удовольствие от взаимодействия с ребенком и ощущающие продуктивность этого взаимодействия, значимо реже испытывают сомнения в собственной родительской компетентности, чем матери, ориентированные прежде всего на эмоциональную обратную связь от ребенка (ф-критерий=2,039, p=0,05). Данные, полученные по методике неоконченных предложений, подтверждают выявленную связь. Женщины, которые положительно относятся к выполнению родительских функций и к себе в роли матери, реже испытывают сомнения в собственной родительской компетентности (Х2=89,891, p<0,000), реже говорят об усталости и тревоге (х2=83,021, p<0,001). Отношение к себе в роли матери также тесно связано с характером ассоциаций со словом «материнство» (р=0,370, p< 0,01). Ассоциации матерей с принимающим отношением к себе в роли матери значимо чаще носят положительный характер (ф-критерий=3,275, p=0,01).
Рис. 1. Наиболее распространенные категории ответов
о положительных сторонах материнства
В целом по выборке 51,3% ассоциаций со словом «материнство» носит положительный характер. Наиболее распространенные из положительных ассоциаций: любовь, счастье, радость, нежность (рис. 2).
11% ассоциаций носит негативный характер: трудности, тяготы, недосып. 37,7% ассоциаций можно назвать нейтральными: грудное вскармливание, ребенок, взросление. Оказалось, что характер ассоциаций связан с ожиданиями относительно материнства (r=0,243, p<0,05). Так, матери, ожидания которых были наиболее реалистичны, чаще имеют положительные ассоциации со словом «материнство».
Обсуждение результатов и выводы
Проанализировав полученные результаты, можно говорить о том, что успешная адаптация к рождению ребенка связана с тремя группами условий: степенью ригидности матери, адекватностью ожиданий относительно материнства и отношением женщины к компонентам материнской роли (к себе в роли родителя, к родительским функциям и к самому ребенку). Так, матери с высоким уровнем ригидности оценивают сложность адаптации к рождению ребенка как наиболее высокую. В наших предыдущих исследованиях было выявлено, что женщины с низким уровнем ригидности чаще меняют негативное отношение к выполнению родительских функций во время беременности на принимающее после рождения ребенка [9]. Появление ребенка кардинально меняет образ жизни женщины и семьи в целом, поэтому общая гибкость, способность адаптироваться к изменениям является важным фактором в процессе адаптации.
Полученные данные указывают на серьезную роль ожиданий относительно материнства в процессе адаптации к изменениям, происходящим в жизни женщины с рождением ребенка. Представления выполняют функцию ориентировки в процессе освоения новой деятельности [1]. Так, в британском исследовании эффективности курсов подготовки к родительству выяснилось, что наиболее значимыми факторами в успешной адаптации к рождению ребенка оказалось наличие реалистичных представлений о процессе заботы о нем и умение конструктивно разрешать конфликты внутри пары [10]. Сложнее привыкать к изменениям женщинам, чьи ожидания не оправдались, субъективно ими переживается отказ от многих сфер жизни, материнство вызывает у них меньше положительных ассоциаций. Образ материнства имеет амбивалентный характер.
В нашем исследовании выяснилось, что важнейшую роль в процессе адаптации к материнству играет отношение женщины к новой роли. Женщины, которые положительно относятся к себе в качестве матери, к выполнению родительских функций, реже испытывают усталость и тревогу, а также сомнения в собственной родительской компетентности. Трудности, связанные с заботой о младенце, легче переносятся женщинами, которые с принятием относятся к компонентам материнской роли: к себе в роли родителя, к родительским функциям и к самому ребенку. Образ материнства для них положительно эмоционально окрашен. С появлением ребенка перестройке подвергается мотивационно- потребностная сфера человека, и в зависимости от личностного смысла родительства мотив заботы о ребенке занимает в ней определенное место. Женщины с достигнутой материнской идентичностью рассматривают материнство как сферу самореализации [3]. Такие матери получают удовольствие от взаимодействия с ребенком, ощущают продуктивность собственной деятельности. Возможно, женщина, которая не получает удовольствия от заботы о ребенке, начинает сомневаться в себе как в матери, поскольку ощущает собственное несоответствие современной культурной норме родительства.
Вопросом для дальнейшего исследования остаются факторы, влияющие на формирование адекватных ожиданий относительно материнства. Также необходимо исследование процесса освоения новой роли в семейном контексте: значения поддержки членов семьи и оценки значимости деятельности матери.
Литература
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психоло- гии, 1998. 480 с.
- Захарова Е.И. Мотивационная основа родительства и характер его осущест- вления // Перинатальная психология и психология родительства. 2010. № 4. С. 33—37.
- Захарова Е.И., Торчинова Ю.А. Условия становления материнской идентич- ности // Известия Пензенского государственного педагогического универси- тета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. 2012. № 28. С. 1226—1234.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного кон- сультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики. 2005. 320 с.
- Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной: пер. с англ. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1997. 198 с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2001. 672 с.
- Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосеманти- ки: учеб. пособие для вузов. М.: ПЧЕЛА, 2008. 382 с.
- Якупова В.А., Захарова Е.И. Особенности внутренней позиции матери у участниц программы ЭКО // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 46—55. doi:10.17759/chp.2016120105
- Якупова В.А. Особенности становления внутренней позиции матери при использовании вспомогательной репродуктивной технологии ЭКО: дис…. канд. психол. наук. М., 2015. 196 с.
- Daley-McCoy C., Rogers M., Slade P. Enhancing relationship functioning during the transition to parenthood: a cluster-randomised controlled trial // Arch Womens Ment Health. 2015. Vol. 18. P. 681—692. doi: 10.1007/s00737-015-0510-7
- Doss B.D., Rhoades G.K. The transition to parenthood: impact on couples’ ro- mantic relationships // Current Opinion in Psychology. 2017. Vol. 13. P. 25—28. doi:10.1016/j.copsyc.2016.04.003
- Christopher C., Umemura T., Mann T. Marital Quality over the Transition to Par- enthood as a Predictor of Coparenting // Child Fam Stud. 2015. Vol. 24. № 12. P. 3636—3651. doi: 10.1007/s10826-015-0172-0
- Loutzenhiser L., Mcauslan P., Sharpe D.P., Jacobvitz D., Hazen N. The trajectory of ma- ternal and paternal fatigue and factors associated with fatigue across the transition to parenthood // Clinical Psychologist. 2015. Vol. 19. P. 15—27. doi: 10.1111/cp.12048
- McMahon C.A., Boivin J., Gibson F.L., Hammarberg K., Wynter K., Fisher J.R.W. Older maternal age and major depressive episodes in the first two years after birth: Findings from the Parental Age and Transition to Parenthood Australia (PATPA) study // Journal of Affective Disorders. 2015. Vol. 175. P. 454—462. doi:10.1016/j. jad.2015.01.025
- Nishimura Y., Kanakogi Y., Myowa-Yamakoshi M. Infants’ emotional states influ- ence maternal behaviors during holding // Infant Behavior & Development. 2016. Vol. 43. P. 66—74. doi:10.1016/j.infbeh.2016.02.003
- Nolvi S., Karlsson L., Bridgett D.J. et al. Maternal postnatal psychiatric symptoms and infant temperament affect early mother-infant bonding // Infant Behavior & Development. 2016. Vol. 43. P. 13—23. doi: 10.1016/j.infbeh.2016.03.003
- Schoppe-Sullivan S.J., Settle T., Lee J-K., Kamp Dush C.-M. Supportive Copar- enting Relationships as a Haven of Psychological Safety at the Transition to Par- enthood // Research in Human Development. 2016. Vol. 13. № 1. P. 32—48. doi: 10.1080/15427609.2016.1141281
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3943
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 29
Скачиваний
Всего: 1960
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2