Научная значимость журнала состоит в развитии идей культурно-исторической психологии, созданной усилиями научной школы Л.С. Выготского—А.Н. Леонтьева—А.Р. Лурии, в контексте мировой психологической науки и с учетом социокультурных изменений, которые происходят в современном мире. Культурно-историческая психология — детище отечественной науки — нашла приверженцев во всемирном психологическом сообществе: исследования с позиций культурно-исторического подхода проводятся в странах Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, Азии, Африки. В целях поддержки этого направления учреждено Международное общество культурно-деятельностных исследований (ISRAT), с которым журнал находится в аффилированных отношениях, выполняя функции информационного обеспечения соответствующих научных поисков. Эти поиски отражены в публикациях журнала, имеющего статус международного издания.
В рамках школы Выготского—Леонтьева—Лурии фактически сложились два подхода в понимании природы психики человека — собственно культурно-исторический и деятельностный. При совпадении по ряду одних позиций между ними имеются различия по другим позициям. Взаимоотношения этих подходов, возможности их взаимообогащения определяют особый контекст обсуждений на страницах журнала.
Внутри культурно-исторической теории и теории деятельности выработан современный язык научной коммуникации, который объединяет не только психологов. Это язык полидисциплинарного общения, который позволяет консолидировать усилия психологов, философов, социологов, культурологов, историков, антропологов, педагогов, дефектологов и других специалистов, изучающих специфику, своеобразие «человеческого в человеке». Площадку для такого общения предоставляет журнал.
В русле культурно-исторического и деятельностного подходов по-особому строятся отношения теории, эксперимента и практики. Способы анализа теоретических проблем одновременно являются и общими способами практических решений (в образовательной, консультационной, терапевтической, коррекционной, реабилитационной и иных сферах), которые реализуются на базе генетико-моделирующего, проектно-конструктивного методов в условиях формирующего, преобразующего эксперимента. С одной стороны, практика приложения психологического знания превращается в источник его порождения, что соответствует методологическим установкам Л.С. Выготского. С другой стороны, психология придает практической деятельности характер исследования. Приоритетом для журнала выступает публикация материалов, демонстрирующих это обстоятельство. Этим определяется его практическая значимость.
Цели журнала
- Развитие традиций и расширение исследовательских перспектив культурно-исторической психологии в России и за рубежом.
- Представление всемирной панорамы идей культурно-исторической психологии; сохранение единства и поддержка разнообразия научной школы Л.С. Выготского—А.Н. Леонтьева—А.Р. Лурии.
- Поддержка диалога культурно-исторической подхода и других направлений в отечественной и мировой психологии, а также диалога поколений в рамках культурно-исторического подхода.
- Расширение полидисциплинарного контекста исследований феноменов «человеческого в человеке».
- Интеграция позиций культурно-исторического и деятельностного подходов для решения проблем современной психологии в современном мире.
- Обсуждение философских корней культурно-исторической психологии; актуализация модели научно-теоретического мышления и методологии, которые выработаны в культурно-исторической психологии.
- Демонстрация возможностей и преимуществ проектно-конструктивного метода в психологии.
- Трансляция образцов построения социальных практик на основе культурно-исторического и деятельностного подходов.
- Содействие превращению достижений школы Л.С. Выготского—А.Н. Леонтьева—А.Р. Лурии в содержание психологического образования.
Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с номенклатурой специальностей):
- 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки).
- 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки).
- 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология (психологические науки).
- 5.3.7. Возрастная психология (психологические науки).
- 5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов (психологические науки).
- 5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов (философские науки).
- 5.3.6. Медицинская психология (психологические науки).