К 100-летию со дня рождения Владимира Ивановича Лубовского

52

Общая информация

Рубрика издания: Памятные даты

Тип материала: персоналии

Для цитаты: Лубовский Д.В. К 100-летию со дня рождения Владимира Ивановича Лубовского // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 4. С. 127–128.

Полный текст

15 декабря 2023 года исполняется сто лет со дня рождения выдающегося российского психолога и дефектолога, одного из создателей специальной психологии, доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования Владимира Ивановича Лубовского.

Вся научная биография В.И. Лубовского была связана с культурно-исторической и деятельностной научной школой в отечественной психологии. Еще третьекурсником он приходит в лабораторию Александра Романовича Лурии в Институте нейрохирургии имени Н. Н. Бурденко, начинает научно-исследовательскую работу под его руководством. В 1952 г. лабораторию закрывают, но в Институте дефектологии создается лаборатория клинического и психологического изучения аномальных детей, куда вслед за учителем переходят и его ученики, среди которых А.И. Мещеряков, Е.Д. Хомская, В.И. Лубовский. Всю жизнь В.И. Лубовский был признателен своему учителю за ту роль, которую А.Р. Лурия сыграл в его становлении как ученого, за эти годы совместной работы.

Ученики А.Р. Лурии,  молодые сотрудники его лаборатории клинического и психологического изучения аномальных детей в Институте дефектологии АПН РСФСР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). Сидят слева направо: Е.Д. Хомская, Н.Н. Зислина, Л.А. Новикова, Е.Н. Правдина, Н.П. Парамонова. Стоят: А.И. Мещеряков, В.И. Лубовский. 1955 г.

Хочется подчеркнуть большое значение работ В.И. Лубовского для культурно-исторической психологии и, прежде всего, для той ее области, в которой Л.С. Выготский увидел большую часть закономерностей детского развития, ставших в дальнейшем принципами созданной им теории. В 1971 г. В.И. Лубовский впервые публикует статью «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» [2], в которой он не только вывел на новый уровень идеи Г.Я. Трошина и Л.С. Выготского об общности закономерностей нормального и аномального развития, но и сделал огромный шаг для создания специальной психологии как целостной науки. Из сделанного им за долгую жизнь в науке В.И. Лубовский ничто не ценил так высоко, как концепцию общих и специфических закономерностей нарушенного развития. Его многолетние исследования, подытоженные в монографии по докторской диссертации [3], дают возможность по-новому взглянуть на единство слова и действия, отмеченное Л.С. Выготским в «Мышлении и речи».

С позиций культурно-исторической теории В.И. Лубовский анализирует взгляды М. Доналдсон [1]; в статье, опубликованной в журнале «Культурно-историческая психология» к 110-летию со дня рождения Л.С. Выготского [4], он прослеживает развитие идей о диагностике детского развития, в том числе нарушенного, о путях «врастания в культуру» детей с нарушениями развития и путях компенсации ограничений. В своих последних работах он выводит на новую высоту идеи Л. С. Выготского, сформулированные им в «Диагностике развития и педологической клинике трудного детства», о необходимости выявления структурного аспекта симптомокомплексов аномального развития [6] и о возможностях их диагностического исследования [5].

Владимир Иванович Лубовский, победитель Великой Отечественной, телефонист инженерно-сапёрной бригады, два тяжелых ранения, завершил войну в Праге,  награжден Орденом Отечественной войны II ст. и Медалью «За боевые заслуги». Замыкающий в строю наших учителей, защитивших страну и до конца защищавших науку.

Он ушел из жизни незадолго до своего девяносто четвертого дня рождения, но у него было еще много планов исследований и замыслов новых статей. Научное наследие В.И. Лубовского и его значение для культурно-исторической психологии ждет своего осмысления.  

Д.В. Лубовский,

кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Литература

  1. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1985. 192 с.
  2. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. № 6. С. 15–19.
  3. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии); Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1978. 224 с.
  4. Лубовский В.И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития // Культурно-историческая психология. 2006. Том 2. № 3. С. 3–7.
  5. Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 4. С. 50–60. DOI: 10.17759/pse.2016210405
  6. Лубовский, В. И. Что такое «структура дефекта»? // Специальное образование. 2018. № 4(52). С. 145-157. DOI 10.26170/sp18-04-11.

Информация об авторах

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 100
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 52
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2