Вестник практической психологии образования
2021. Том 18. № 1. С. 38–55
doi:10.17759/bppe.2021180105
ISSN: 2658-3100 (online)
Рабочая программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся 5–9 классов с задержкой психического развития «Ступени развития»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: младшие подростки, средние подростки, старшие подростки, ОВЗ, ЗПР, психопрофилактика и психокоррекция девиантного поведения, психопрофилактика, развитие личностной саморегуляции
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180105
Для цитаты: Бекмухамбетова А.А. Рабочая программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся 5–9 классов с задержкой психического развития «Ступени развития» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 1. С. 38–55. DOI: 10.17759/bppe.2021180105
Полный текст
Описание целей и задач программы
Цель программы:
развитие личностной саморегуляции;
профилактика девиантного поведения подростков с задержкой психического развития.
Задачи программы:
мотивирование подростков к самопознанию и познанию других людей;
развитие саморефлексии;
формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей (установки преодоления);
обучение дифференциации эмоциональных состояний, пониманию чувств другого человека;
• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений с окружающими;
• повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
• совершенствование учебной деятельности через развитие высших психических функций, устранение причин трудностей в освоении основных общеобразовательных программ;
• коррекция нежелательных черт характера подростков и поведения.
Отличительные особенности программы
1. Сквозной характер программы. Программа рассчитана на 5 лет. Содержание курса каждого года отталкивается от тематики предыдущего года.
2. Концентричность. Курс каждого года занятий придерживается одной схемы: 1) саморефлексия, 2) саморегуляция учебной деятельности, 3) психическая саморегуляция, 4) социализация.
3. Гибкость. Реализация программы возможна как в групповом, так и индивидуальном формате, как в очной форме, так и в удаленной.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Данная программа рассчитана для работы с подростками среднего школьного возраста с задержкой психического развития.
Особенности подростков с задержкой психического развития
Для младших подростков с ЗПР характерно выраженное защитное поведение, избегание открытых отношений с самим собой. Как следствие, младшие подростки с ЗПР не вполне осознают: какие они, какова их личность, к чему стремятся. Они в большей степени полагаются на мнение окружающих. Более того, они живут с ожиданием негативных чувств от других людей по отношению к себе, так не всегда верно интерпретируют поведение окружающих. Младшие подростки с ЗПР еще в меньшей степени чувствуют себя уверенными, самостоятельными и волевыми.
В 13-14 лет механизм регуляции не прослеживается, в этом возрасте прослеживается структурный кризис саморегуляции, приводящий к рассогласованности регуляторных компонентов. Как функция личности, саморегуляция ретардирует, приостанавливается ее развитие. В 1516 лет механизмом является «Зеркальное Я», что соответствует младшему подростковому возрасту в норме.
Подросткам с ЗПР характерна «рыхлая» связность между структурными компонентами саморегуляции, что проявляется в слабой взаимообусловленности и взаимовлиянии друг на друга показателей активности, рефлексии, ценностных ориентаций и нравственных представлений. Наиболее слабо в регуляции представлены рефлексия, ценность ответственности, ценность Я, саморуководство и нравственные представления.
Исследования показывают, что при ЗПР наблюдаются общие с нормой закономерности становления саморегуляции, причем при ЗПР отмечается качественно более высокий её уровень по сравнению с умственной отсталостью.
Требования к материально-технической оснащенности
и информационной обеспеченности организации для реализации программы
Для реализации программы необходимы:
• доступ в Интернет;
• компьютер / ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Условия проведения
Организация коррекционных занятий по программе не требует специальных условий. Занятия могут проходить как в кабинете педагога-психолога, так и на дому у ученика.
Возможно также применение дистанционной формы проведения занятий. Для работы в дистанционном режиме необходимо наличие технического оборудования как у психолога, так и у обучающегося, куда входит либо ноутбук, либо стационарный компьютер с колонками при подключении к камере с микрофоном. Обязательное требование — высокоскоростной интернет.
Этапы реализации программы
Содержание программы в каждом классе поделено на четыре раздела, три из которых направлены на развитие социальных и личностных умений и один раздел на развитие когнитивной сферы. Первый раздел в 5-8 классах нацелен на развитие самопознания подростка, что является фактором личностной саморегуляции. Программа 5 класса посвящена изучению внутреннего мира. В 6 классе разговор с подростками на занятиях переходит в тему «Я как часть социума». В программе 7 класса тематика занятий направлена на разрешение вопроса подросткового кризиса. В программе 8-9 классов ставится задача личностно-профессионального самоопределения подростков.
Содержание программы
5 класс
№ |
Тема занятия |
Практикум |
Используемый ресурс |
I |
Образ Я |
||
1 |
Знакомство с собой |
Упражнение «Кто я? Какой я есть?» |
Г.К. Селевко. Познай себя. С. 4 |
2 |
Образ вашего Я |
Упражнение «Я-многогранное» |
Г.К. Селевко. Познай себя. С. 6 |
3 |
Я и окружающие |
Упражнение «Круг моих связей и отношений с окружающими» |
Г.К. Селевко. Познай себя. С. 10 |
4 |
Я — могу |
Сказка «Фламинго» |
О.В. Хухлаева. Тропинка к своему я. С. 73 |
5 |
Я нужен! |
Повесть о настоящем ...цвете |
О.В. Хухлаева. Тропинка к своему я. С. 77 |
6 |
Я мечтаю |
Сказка о мечте |
О.В. Хухлаева. Тропинка к своему я. С. 79 |
7 |
Я — это мои цели |
Сказка о Дрюпе Дрюпкене |
О.В. Хухлаева. Лабиринт души. С. 80 |
8 |
Я — это мое детство |
Упражнение «Любимая игрушка» |
О.В. Хухлаева. Тропинка к своему я. С. 84 |
9 |
Я — это мое настоящее. Я — это мое будущее |
Рисунок «Я сегодня и Я в будущем» |
О.В. Хухлаева. Тропинка к своему я. С. 86 |
II |
Учусь учиться |
||
10 |
Внимание. Вербальное мышление |
Упражнения: 1) «Называйте и считайте», |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе |
Бекмухамбетова А.А. Bekmuhambetova A.A. Рабочая программа индивидуальных и групповых The Work Program of Individual and Group коррекционных занятий для обучающихся 5-9 классов Correctional Classes for Students 5-9 Classes с задержкой психического развития «Ступени развития» with Mental Retardation “Stages of Development” Вестник практической психологии образования Bulletin of Practical Psychology of Education 2021. Том 18. № 1. С. 38-55 2021. Vol. 18, no. 1, pp. 38-55 |
|||
|
|
2) «Три слова», 3) «Составьте слова», 4) «Вставьте в пословицы нужные по смыслу пословицы» |
(1-3 упр., с. 20); О. Холодова. Юным умникам и умницам (4 упр., с. 5) |
11 |
Г ибкость и скорость мышления |
Упражнения: 1) «Отгадайте слова», 2) «Исправь ошибки в пословицах», 3) «Составь не меньше 8 слов», 4) «Расшифруй слово», 5) «Заполни клетки антонимами» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1 упр., с. 21); О. Холодова. Юным умникам и умницам (3-5 упр., с. 8, 11) |
12 |
Внутренний план действий, абстрагирование |
Упражнения: 1) «Муха», 2) «Вставь слово вместо точек», 3) «Реши анаграммы», 4) «Впиши недостающее слово», 5) «Реши примеры», «Подберите слова» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1 упр., с. 23); О. Холодова. Юным умникам и умницам (2-5 упр., с. 17-18) |
13 |
Пространственные представления. Закономерности |
Упражнения: 1) «Представьте куб», 2) «Выбери нужную фигуру», 3) «Учись решать, стараясь рассуждать» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1 упр., с. 21); О. Холодова. Юным умникам и умницам (2-3 упр., с. 18-19) |
14 |
Гибкость мышления. Сходства и различия |
Упражнения: 1) «Делаем вместе», 2) «Способы применения предмета», 3) «Выберите синонимы и антонимы», 4) «Отгадай, какие слова спрятались», 5) «Сколько здесь цифр», 6) «Нарисуй самолет» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1-3 упр., с. 27-28); О. Холодова. Юным умникам и умницам (4-6 упр., с. 20) |
15 |
Пространственные представления. Вербальное мышление |
Упражнения: 1) «Необычные ножницы», 2) «Подберите синонимы и антонимы», 3) «Ребусы», «Задания со спичками» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1-2 упр., с. 30, 28); О. Холодова. Юным умникам и умницам (4-6 упр., с. 21-22) |
16 |
Сходства и различия. Закономерности |
Упражнения: 1) «Одинаковые. Противоположные. Разные», 2) «Выбери нужную фигуру», 3) Расположи синонимы», |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1 упр., с. 25); О. Холодова. Юным умникам и умницам |
|
|
4) «Разрежь фигуру», 5) «Вставь пропущенное число» |
(2-4 упр., с. 17,24); Е.В. Языканова. Развивающие задания. С. 18 |
17 |
Пространственные представления. Вербальное мышление |
Упражнение: 1) «Ошибки в изображениях», 2) «Существенные и несущественные признаки», 3) «Найди похожие слова», 4) «Запиши одним словом» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1-2 упр., с. 31); Е.В. Языканова. Развивающие задания. С. 32-33 |
18 |
Гибкость мышления. Устойчивость внимания |
Упражнение: 1) «Замените символы цифрами», 2) «Объясните поговорки», 3) «Найди за две минуты», 4) «Прочитай полезный совет», 5) «Переставили буквы» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1-2 упр., с. 33); О. Холодова. Юным умникам и умницам (3-5 упр., с. 23) |
19 |
Закономерности. Вербальное мышление |
Упражнение: 1) «Найдите фигуры», 2) «Понимание пословиц», 3) «Замени слова синонимами» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1-2 упр., с. 34, 28); О. Холодова. Юным умникам и умницам (3 упр., с. 27) |
III |
Мир моих чувств |
||
20 |
Чувства бывают разные |
Радуга эмоций и чувств |
М.М. Безруких. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. 6 класс. С. 3. |
21 |
Стыдно ли бояться? |
Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил |
О.В. Хухлаева. Тропинка к своему я. С. 87 |
22 |
Имею ли я право сердиться и обижаться? |
Рисунок «Обида». |
О.В. Хухлаева. Тропинка к своему я. С. 97 |
23 |
Со мной никто не дружит |
Сказка про маленькое облачко. |
О.В. Хухлаева. Лабиринт души. С. 56 |
24 |
Не могу учиться |
Сказка «Медвежонок и Старый Г риб» |
О.В. Хухлаева. Лабиринт души. С. 37 |
25 |
Не хочу учиться |
Сказка «Котенок Маша» |
О.В. Хухлаева. Лабиринт души. С. 39 |
IV |
Мой характер |
||
26 |
Качества личности |
Упражнения: 1) «Какие качества тебе присущи», 2) «Опиши свой характер» |
М.М. Безруких. Познаю свои способности. 5 класс. С. 39 |
27 |
На кого тебе хотелось бы быть похожим? |
Работа с отрывком из повести «Черная курица» |
М.М. Безруких. Познаю свои способности. 5 класс. С. 38 |
28 |
Воля и самостоятельность |
Т есты |
Г.К. Селевко. Познай себя. С. 49-50 |
29 |
Посеешь поступок — пожнешь привычку |
Работа с пословицей |
М.М. Безруких. Познаю свои способности. 5 класс. С. 41 |
30 |
Всякий человек своему счастью кузнец |
Работа с отрывком из романа «Гарри Поттер» |
М.М. Безруких. Познаю свои способности. 5 класс. С. 44 |
6 класс
№ |
Тема занятия |
Практикум |
Используемый ресурс |
I |
Мой внутренний мир |
||
1 |
Каждый видит и чувствует мир по-своему |
Арт-терапия «Маленькая страна» |
О.В. Хухлаева. Тропинка к своему я. С. 99 |
2 |
Любой внутренний мир ценен и уникален |
Лепка. «Я внутри и снаружи» |
О.В. Хухлаева. Тропинка к своему я. С. 101 |
3 |
В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется |
Упражнение «Внутренняя сила» |
О.В. Хухлаева. Тропинка к своему я. С. 105 |
4 |
Мир чувств и эмоций |
Упражнение «Мир моих чувств» |
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 классы. С. 273 |
5 |
Как я выражаю свои чувства |
Схемы описания чувств |
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 классы. С. 278 |
6 |
Мое тело |
Арт-терапия «Карта тела» |
https://урок.рф/library/za nyatie_s_ispolzovaniem_ artterapii_dlya_detej_sta _123617.html |
7 |
Личное пространство |
Медитация |
|
II |
Учусь учиться |
||
9 |
Пространственные представления. Вербальное мышление |
Упражнения: 1) «Вид комнаты сверху», 2) «Понимание пословиц», 3) «Образуй имена существительные», 4) «Замени слова синонимами», 5) «Запиши одним словом», |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1-2 упр., с. 36); О. Холодова. Юным умникам и умницам (3-4 упр., с. 30); |
Бекмухамбетова А.А. Bekmuhambetova A.A. Рабочая программа индивидуальных и групповых The Work Program of Individual and Group коррекционных занятий для обучающихся 5-9 классов Correctional Classes for Students 5-9 Classes с задержкой психического развития «Ступени развития» with Mental Retardation “Stages of Development” Вестник практической психологии образования Bulletin of Practical Psychology of Education 2021. Том 18. № 1. С. 38-55 2021. Vol. 18, no. 1, pp. 38-55 |
|||
|
|
6) «Восстанови слова» |
Е.В. Языканова. Развивающие задания (с. 20) |
10 |
Закономерности. Вербальное мышление |
Упражнения: 1) «Выразите разными словами», 2) «Какой фигуры не хватает» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1 упр., с. 37); Е.В. Языканова. Развивающие задания. С. 22 |
11 |
Устойчивость внимания. Вербальное мышление |
Упражнение: 1) «Найди лишнее слово», 2) «Какое это понятие» |
Е.В. Языканова. Развивающие задания (1 упр., с. 23); Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (2 упр., с. 39) |
12 |
Пространственные представления. Логическое мышление |
Упражнения: 1) «Найдите лишнюю фигуру», 2) «Сравниваем понятия» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе. С. 41-43 |
13 |
Внутренний план действий. Деление понятий |
Упражнения: 1) «Муха», 2) «Сравниваем понятия» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе. С. 44-46 |
14 |
Закономерности. Скорость восприятия |
Упражнения: 1) «Найдите фигуры», 2) «Расставь любые числа», 3) «Продолжи числовой ряд» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1 упр., с. 47-49); О. Холодова. Юным умникам и умницам (2 упр., с. 29); Е.В. Языканова. Развивающие задания. С. 26 |
15 |
Пространственные представления. Деление понятий |
Упражнения: 1) «Дополните до куба», 2) «Сравниваем понятия», 3) «Запиши отсутствующие числа», 4) «Сколько кирпичей выпало» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1-2 упр., с. 50-51); О. Холодова. Юным умникам и умницам (2 упр., с. 29) |
16 |
Воображение. Деление понятий |
Упражнения: 1) «Придумайте предметы», 2) «Разделите понятия» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1-2 упр., с. 52-53) |
17 |
Пространственные представления. Деление понятий |
Упражнения: 1) «Перекресток», 2) «Деление понятий» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1-2 упр., с. 54-55) |
18 |
Воображение. Виды суждения |
Упражнения: 1) «Рисуем в уме», 2) «Определите вид суждения», 3) «Подбери определение», 4) «Выбери нужное слово» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1-2 упр., с. 56-58); О. Холодова. Юным умникам и умницам (3-4 упр., с. 32-33) |
19 |
Пространственные представления. Изменение суждений |
Упражнения: 1) «Переворот фигур», 2) «Найдите фигуры», 3) «Измените форму, не меняя содержание» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе. С. 59-63 |
20 |
Вербальное мышление. Гибкость мышления |
Упражнения: 1) «Замените буквы цифрами», 2) «Измените форму, не меняя содержание» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе. С. 64-67 |
III |
Я в общении |
||
21 |
Что такое общение |
Упражнение «Чувства, когда не хватает общения» |
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 классы. С. 210 |
22 |
Шаги знакомства |
Анализ отрывка из повести «Журавленок» |
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 классы. С. 211 |
26 |
Как научиться понимать друг друга |
Упражнения: 1) «Что мешает людям понять друг друга», 2) «Соедини линиями рисунки и подписи к ним», 3) Чтение отрывка из сказки «Алиса в стране чудес» |
М.М. Безруких. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. 6 класс. С. 12 |
24 |
Рассказы и пословицы о проблемах в общении |
Работа с пословицами |
М.М. Безруких. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. 6 класс. С. 3-14 |
25 |
Я не знаю, как подружиться |
Сказка про енота |
О.В. Хухлаева Лабиринт души. С. 20 |
26 |
Мне здесь грустно и одиноко! |
Сказка «Маленькое привидение» |
О.В. Хухлаева. Лабиринт души. С. 57 |
IV |
Я взрослею |
||
27 |
Мир взрослых |
Упражнение «Качества взрослых людей» |
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростка- |
|
|
|
ми. 5-6 классы. С. 242 |
28 |
Мой взрослый мир |
Упражнение «Список событий (дел) за неделю» |
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 классы. С247 |
29 |
Я в ответе за свое будущее |
Рисунок «Я через 10 лет» |
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 классы. С. 255 |
30 |
Ответственность и принятие решений |
Рассказ «История про Катю» |
Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками. 5-6 классы. С. 258 |
7 класс
№ |
Тема занятия |
Практикум |
Используемый ресурс |
I |
Что значит «Я — подросток?» |
||
1 |
Подростковый кризис |
Упражнение «Психоаналитик» |
А.В. Микляева. Я — подросток. С. 10 |
2 |
Чувство взрослости |
Сказка «Бурин, или Когда ребенок становится взрослым?» |
О.В. Хухлаева. Лабиринт души. С. 82 |
3 |
Самооценка |
Тест Д. Рубинштейн |
|
4 |
Внешность. Я не такой, как все, я некрасивая! |
Сказка «Щечка» |
О.В. Хухлаева. Лабиринт души. С. 71 |
5 |
Я-реальное. Я-идеаль- ное. Уровень притязаний |
Рисунок «Я-реальное. Я-идеальное» |
|
II |
Учусь учиться |
||
6 |
Пространственные представления. Преобразование суждений |
Упражнения: 1) «Переворот фигур», 2) «Измените форму, не меняя содержание». |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе. С. 68-71 |
7 |
Воображение. Вербальное мышление |
Упражнения: 1) «Соедините точки», 2) «Измените форму, не меняя содержание» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе. С. 72-74 |
8 |
Переключение внимания. Вербальное мышление |
Упражнения: 1) «Называйте и считайте», 2) «Найди антонимы», 3) «Найди похожие слова», 4) «Запиши одним словом» |
Н.П. Локалова. Уроки психологического развития в средней школе (1 упр., с. 76); Е.В. Языканова. Развивающие задания (упр. 2-4., с. 30, 32, 33) |
9 |
Закономерности. Вербальное мышление |
Упражнения: 1) «Найди пропущенные числа», 2) «Проведи аналогию» |
Е.В. Языканова. Развивающие задания. С. 33, 36 |
10 |
Гибкость мышления. Устойчивость внимания |
Упражнения: 1) «Развитие быстроты реакции», 2) Логические поисковые задания», 3) «Восстанови рисунок по коду» |
О. Холодова. Юным умникам и умницам (1-2 упр., с. 45); Е.В. Языканова. Развивающие задания (упр. 3, с. 51) |
11 |
Закономерности. Вербальное мышление |
Упражнения: 1) «Найди лишнее слово», 2) Какой фигуры не хватает», 3) «Из двух слов составь одно», 4) «Проведи аналогию» |
Е.В. Языканова. Развивающие задания. С. 45-47 |
12 |
Закономерности. Вербальное мышление |
Упражнения: 1) «Восстанови слова», 2) Найди лишнее слово», 3) «Анаграммы», 4) «Какой фигуры не хватает» |
Е.В. Языканова. Развивающие задания. С. 52-53 |
13 |
Устойчивость внимания. Закономерности |
Упражнения: 1) «Найди слова в строчках», 2) «Восстанови слова», 3) «Продолжи числовой ряд», 4) «Какой фигуры не хватает» |
Е.В. Языканова. Развивающие задания. С. 55-56 |
14 |
Закономерности. Вербальное мышление |
Упражнения: 1) «Восстанови слова», 2) «Какой фигуры не хватает», 3) «Выбери два главных слова», 4) «Составь анаграмму» |
Е.В. Языканова. Развивающие задания. С. 58-59 |
15 |
Устойчивость внимания. Закономерности |
Упражнения: 1) «Расшифруй», 2) «Из двух слов составь одно», 3) «Расставь знаки», 4) «Какой фигуры не хватает» |
Е.В. Языканова. Развивающие задания. С. 61-62 |
17 |
Вербальное мышление. Умозаключение |
Упражнения: 1) «Восстанови пословицы по антонимам», 2) «Переделай предложения», 3) «Учись решать, стараясь рассуждать» |
О. Холодова. Юным умникам и умницам. С. 54, 56 |
18 |
Пространственные представления. Умозаключения |
Упражнения: 1) «Какая из фигур дополняет колесо», 2) «Учись решать, стараясь рассуждать» |
О. Холодова. Юным умникам и умницам. С. 57, 59 |
19 |
Гибкость мышления. Закономерности |
Упражнения: 1) «Вставь недостающее число», 2) «Найди лишнее слово», 3) «Составь анаграмму», 4) «Какой фигуры не хватает» |
Е.В. Языканова. Развивающие задания. С. 64, 66 |
20 |
Устойчивость внимания. Умозаключение |
Упражнения: 1) «Восстанови рисунок по коду», 2) «Пойми закономерность», 3) «Учись решать, стараясь рассуждать» |
Е.В. Языканова. Развивающие задания. С. 75; О. Холодова. Юным умникам и умницам. С. 61-62 |
III |
Учусь владеть собой |
||
21 |
Нужно ли управлять своими эмоциями? Самоконтроль |
Сказка «Емелино настроение», тест |
А.В. Микляева. Я — подросток. С. 23; М.М. Безруких. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. 6 класс. С. 6 |
22 |
Какие чувства мы скрываем? |
Упражнение «Айсберг» |
А.В. Микляева. Я — подросток. С. 29 |
23 |
Как я выражаю свои чувства? Способы выражения чувств |
Схема выражения чувств |
А.В. Микляева. Я — подросток. С. 23 |
24 |
Как простить обиду? Как справиться со злостью? |
Упражнения: 1) «Геометрия обиды», 2) «Письмо обидчику». |
А.В. Микляева. Я — подросток. С. 48-49 |
25 |
Как преодолеть лень? Как себя заинтересовать? |
Медитация «Центр воли» |
Программа психологического игротренинга «Школа взросления» |
IV |
Я в мире людей |
||
27 |
А что обо мне подумают? Страх оценки |
Рефлексия ситуаций из жизни. |
А.В. Микляева. Я — подросток. С. 42 |
28 |
Как вести себя с незнакомым человеком? |
Упражнение «Портрет человека, которому нельзя доверять» |
М.М. Безруких. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. 6 класс. С. 18 |
29 |
Секреты сотрудничества |
Упражнения: 1) «Выпиши качества, которые необходимы человеку для успешного взаимодействия», 2) «Ситуации», 3) «Ответь на вопросы» |
М.М. Безруких. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми. 6 класс. С. 21-24 |
30 |
Что такое эмпатия? Зачем мне нужна эмпатия? |
Стихотворение Ю. Саакяна «Горе козла»,тест |
А.В. Микляева. Я — подросток. С. 51 |
8 класс
№ |
Тема занятия |
Практикум |
Используемый ресурс |
I |
Каков я на самом деле? |
||
1 |
Я — человек и я — личность |
Игра «Мы похожи. Мы разные» |
Программа психологического игротренинга «Школа взросления» |
2 |
Я-физическое. Я-внеш- ность. Самооценка |
Сказка «Роза и ромашка» |
О.В. Хухлаева. Лабиринт души. С. 18 |
3 |
Я-характер. Я-поведение |
Опросник «Какой у меня характер?» |
О.А. Ещеркина. Личностное становление подростка. С. 19 |
4 |
Мои достоинства и недостатки |
Сказка «Гусеница-крапивница» |
О.В. Хухлаева. Лабиринт души. С. 61 |
5 |
Я в учебе |
Упражнение «Мои успехи и трудности в учебе» |
|
6 |
Я в общении |
Анкета «Каким ты выглядишь в глазах других» |
Ю.А. Голубева. Тренинги с подростками. С. 87 |
7 |
Я-прошлое. Я-настоящее |
Упражнение «Мои я в прошлом и настоящем» |
|
II |
Учусь учиться |
||
8 |
Тренировка восприятия и внимания |
Запечатление — удержание |
/training/indexcg.html |
9 |
Тренировка восприятия и внимания |
Скрытая камера |
Сборник упражнений для развития внимания и памяти. С. 28 |
10 |
Тренировка восприятия и внимания |
Три круга внимания |
Сборник упражнений для развития внимания и памяти. С. 28 |
11 |
Понимание слова |
Формулирование определений |
/training/indexcg.html |
12 |
Понимание предложений |
Составление предложений |
/training/indexcg.html |
13 |
Понимание текста |
Внимательное чтение текста |
Сборник упражнений для развития внимания и памяти |
14 |
Понимание текста |
Сокращение рассказа |
/training/indexcg.html |
15 |
Проба умственных сил |
Разные отношения. Лестница понятий |
/training/indexcg.html |
16 |
Способы запоминания |
Внимательное чтение текста |
Сборник упражнений для развития внимания и памяти |
17 |
Тренировка памяти |
Числовой охват |
18 |
Понимание причинности |
Построение системы причин. Анализ причинно-следственных связей |
/training/indexcg.html |
19 |
Проба умственных сил. |
Обобщения и ограничения. Сравнение понятий. |
/training/indexcg.html |
20 |
Понимание науки |
Поиск соединительных звеньев |
/training/indexcg.html |
III |
Я в общении |
||
21 |
Общение — обмен информацией и эмоциями |
Беседа по фотографиям и картинкам из интернета |
ail.php?article=5881 |
22 |
Проблемы в общении |
Тест «Какой я в общении» |
Программа психологического игротренинга «Школа взросления» |
23 |
Как лучше подать информацию? Как лучше понять информацию? |
Анкета «Умеете ли вы слушать?» |
А.Г. Грецов. Тренинги развития личности. С. 115 |
24 |
Что такое конфликт? |
Практическая работа «Конфликтогены» |
А.Г. Грецов. Тренинги развития личности. С. 146 |
25 |
Мои чувства в конфликте. Поведение в конфликте |
Тест «Самооценка конфликтности»; Тест «Тактика поведения в конфликте» |
А.Г. Грецов. Тренинги развития личности. С. 147 |
IV |
Важные навыки жизни |
||
26 |
Что такое уверенность в себе? Чем уверенность отличается от самоуверенности? |
Упражнение «Разборка имени» |
А.Г. Грецов. Тренинги развития личности. С. 193 |
27 |
Уверенное выступление |
Мини-тренинг «Г имнастика для лица» |
А.Г. Грецов. Лучшие упражнения для развития саморегуляции |
28 |
Самоконтроль |
Упражнение «Психологическое время» |
А.Г. Грецов. Тренинги развития личности. С. 214 |
29 |
Преодоление стрессов |
Упражнение «Двойные каракули» |
А.Г. Грецов. Тренинги развития личности. С. 230 |
30 |
Движение к целям |
Упражнение «Ресурсы» |
А.Г. Грецов. Тренинги развития личности. С. 265 |
9 класс
№ |
Тема занятия |
Практикум |
Используемый ресурс |
I |
Заглядывая в будущее |
Бекмухамбетова А.А. Bekmuhambetova A.A. Рабочая программа индивидуальных и групповых The Work Program of Individual and Group коррекционных занятий для обучающихся 5-9 классов Correctional Classes for Students 5-9 Classes с задержкой психического развития «Ступени развития» with Mental Retardation “Stages of Development” Вестник практической психологии образования Bulletin of Practical Psychology of Education 2021. Том 18. № 1. С. 38-55 2021. Vol. 18, no. 1, pp. 38-55 |
|
|||
1 |
Самоопределение. Я в этом мире |
Упражнение «Я в этом мире» |
Г.К. Селевко. Найди себя |
|
2 |
Ступени к взрослости |
Схема «По ступеням взросления» |
Г.К. Селевко. Найди себя |
|
3 |
Дорога труда |
Упражнение «Труд для меня» |
Г.К. Селевко. Найди себя |
|
4 |
Мир профессий |
Таблица «Классификация профессий» |
Г.К. Селевко. Найди себя |
|
5 |
Легкая и пищевая промышленность |
Список профессий и специальностей |
https://postupi.online/prof essii/razdel-tehnologii- legkoj-i-pischevoj- promyshlennosti/ |
|
6 |
Металлообработка. Деревообработка |
Список профессий и специальностей |
https://www.enerteh.ru/a bout/news/professii-v- oblasti-derevoobrabotki/ https://edunews. ru/profes sii/obzor/tehnicheskie/ob rabotka-metalla.html |
|
7 |
Электро- и радиотехника |
Список профессий и специальностей |
https://postupi.online/prof essii/razdel-elektronika- svyaz-i-radiotehnika/ |
|
8 |
Строительство. |
Список профессий и специальностей |
https://postupi.online/prof essii/razdel-stroitelstvo- arhitektura-i- nedvizhimost/ |
|
II |
Учусь учиться |
|||
9 |
Для чего я учусь? |
Анкета для изучения мотивации подростка |
Г.К. Селевко. Научи себя учиться. С. 22 |
|
10 |
Для чего я учусь? |
Игра «Суд над учебой» |
https://infourok.ru/formiro vanie-uchebnoy- motivacii-igri-treningi- uprazhneniya-dlya- shkolnikov-2350668.html |
|
11 |
Как я могу познавать? |
Анкета «Общеучебные умения и навыки» |
Г.К. Селевко. Научи себя учиться. С. 8 |
|
12 |
Как развивать ум? |
Тест на логичность мышления |
Г.К. Селевко. Научи себя учиться. С. 92 |
|
13 |
Тренируем внимание и память |
Упражнения: 1) «Кодировка», 2) «Найди ошибки в задаче», 3) «Вычеркни и прочитай» |
Сборник упражнений для развития внимания и памяти. С. 46, 50 |
|
14 |
Тренируем внимание и память |
1) Упражнение «Корректурная проба», 2) Методика Курочкина |
Сборник упражнений для развития внимания и памяти. С. 69, 42 |
|
15 |
Тренируем внимание и память |
1) Упражнение «Корректор», 2) Методика «Запомни и расставь точки» |
Сборник упражнений для развития внимания и памяти. С. 37, 76 |
16 |
Тренируем память, развиваем речь |
Внимательное чтение текста |
Сборник упражнений для развития внимания и памяти. С. 56 |
17 |
Тренируем память, развиваем речь |
Внимательное чтение текста |
Сборник упражнений для развития внимания и памяти. С. 58 |
18 |
Тренируем память, развиваем речь |
Внимательное чтение текста |
Сборник упражнений для развития внимания и памяти. С. 59 |
19 |
Тренируем память, развиваем речь |
Внимательное чтение текста |
Сборник упражнений для развития внимания и памяти. С. 61 |
20 |
Тренируем память, развиваем речь |
Внимательное чтение текста |
Сборник упражнений для развития внимания и памяти. С. 64 |
III |
Важные навыки жизни |
||
21 |
Уверенность на экзамене. Мотивация |
Игра «Дартс» |
Ю.А. Голубева. Тренинги с подростками. С. 42 |
22 |
Навыки общения |
Упражнение «Мое общение» |
Ю.А. Голубева. Тренинги с подростками. С. 123 |
23 |
Преодоление барьеров в общении |
Упражнение «Ситуации» |
Ю.А. Голубева. Тренинги с подростками. С. 123 |
24 |
Уверенность в отношениях |
Упражнение «Три способа поведения» |
А.Г. Грецов. Тренинги развития личности. С. 242 |
25 |
Решение конфликтов |
Упражнение «Покажи ситуацию» |
А.Г. Грецов. Тренинги развития личности. С. 252 |
26 |
Противостояние влиянию |
Упражнение «Заезженная пластинка» |
А.Г. Грецов. Тренинги развития личности. С. 254 |
IV |
Рефлексия |
||
27 |
Что я знаю о себе? Мир моих чувств. Мои страхи и сомнения |
Я — это Я. Медитация |
Ю.А. Голубева. Тренинги с подростками. С. 94 |
28 |
Мои достоинства. Мои ценности |
Упражнение «Рекомендация» |
А.Г. Грецов. Тренинги развития личности. С. 209 |
29 |
Мое прошлое, мое настоящее, мое будущее |
Упражнение «Мое детство» |
Ю.А. Голубева. Тренинги с подростками. С. 146 |
30 |
Мои мечты, мои цели |
Упражнение «Лестница достижений» |
А.Г. Грецов. Тренинги развития личности. С. 265 |
Заключение
Название программы «Ступени развития» продиктовано структурой и содержанием программы занятий, при составлении которых также учитывались возрастные особенности подростков с ЗПР. При разработке программы были изучены подходы к формированию личностной саморегуляции и профилактики девиантного поведения подростков таких авторов, как О.В. Хухлаева, А.Г. Грецов, Г.К. Селевко, М.М. Безруких, С.В. Кривцова.
Программа занятий построена на «Технологии саморазвития личности» (ТСРЛ А.А. Ухтомского — Г.К. Селевко). Занятия строятся посредством методов сказкотерапии, упражнений на самопознание и саморефлексию, моделирования и решения жизненных ситуаций и мини-тренингов. На занятиях создаются условия, позволяющие подростку раскрыть свои потенциальные возможности, поверить в собственные силы и научиться достигать успеха в любой деятельности.
На местном уровне программа успешно прошла апробацию. В процесс коррекционноразвивающих занятий вовлечены не только дети, но и родители. Таким образом, вокруг коррекционных занятий выстраивается вся система психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ. В дальнейшем при практическом использовании программа будет совершенствоваться, дополняться новым оборудованием и разработками. Будут пересмотрены некоторые тематические планы и сложность предлагаемых заданий.
Литература
- Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Познаю свои способности: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2015. 56 с.
- Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми: 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф, 2014. 48 с.
- Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб: Питер, 2012. 416 с.
- Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5–6 класс) / С.В. Кривцова [и др.]. М.: Генезис, 2012. 336 с.
- Лабиринт души. Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. М.: Академический проект, 2020. 208 с.
- Личностное становление подростка. 8–9 классы: классные часы, родительские собрания / Авт.-сост. О.А. Ещеркина. Волгоград: Учитель, 2008. 172 с.
- Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V–VI классы). М.: Ось-89, 2000. 128 с.
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / Сост. Е.В. Языканова. М.: Экзамен, 2012. 126 с.
- Савина О.О., Смирнова О.М. Сборник упражнений для развития внимания и памяти. М.: УЦ «Перспектива», 2014. 96 с.
- Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. 112 с.
- Селевко Г.К. Познай себя. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2009. 96 с.
- Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / Авт.-сост. Ю.А. Голубева [и др.]. Волгоград: Учитель, 2014. 206 с.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей. 8–9 лет: рабочие тетради: В 2 частях. 5-е изд., перераб. М.: Росткнига, 2010. 64 с.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5–6 классы). М.: Генезис, 2017. 208 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 707
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 413
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 9