Вестник практической психологии образования
2020. Том 17. № 4. С. 50–59
doi:10.17759/bppe.2020170405
ISSN: 2658-3100 (online)
Психолого-педагогическая программа, направленная на коррекцию агрессивных форм поведения и формирование навыков эффективного взаимодействияс окружающим миром у детей 5–7 лет «Тепло и свет сердец»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: коррекция агрессивных форм поведения, формирование у детей социальных навыков, старший дошкольный возраст, развитие эмоционально-волевой сферы, коррекционно-развивающая программа
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170405
Для цитаты: Жекова Н.Н. Психолого-педагогическая программа, направленная на коррекцию агрессивных форм поведения и формирование навыков эффективного взаимодействияс окружающим миром у детей 5–7 лет «Тепло и свет сердец» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 50–59. DOI: 10.17759/bppe.2020170405
Полный текст
Описание целей и задач программы
Цель программы: коррекция агрессивных форм поведения детей старшего дошкольного возраста и формирование эффективного взаимодействия с окружающим миром через развитие навыков произвольной регуляции поведения и посредством гармонизации детско-родительских отношений.
Задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):
• развивать эмоционально-волевую сферу и навыки произвольной регуляции поведения;
• развивать коммуникативные навыки через приобретение опыта эффективного межличностного общения со сверстниками, родителями и педагогами;
• обучать способам саморегуляции и способам освобождения от гнева в приемлемой форме;
• обучать вербальным и невербальным способам конструктивного общения в различных ситуациях;
• формировать адекватную самооценку через понимание и осознание влияния своих поступков на окружающих;
• формировать осознанное желание следовать принятым социальным нормам и правилам, опираясь на стремление подражать положительным примерам;
• развивать чувства благодарности, эмпатии.
Задачи работы с семьями воспитанников:
• оказание помощи родителям в осознании собственных актуальных проблем;
• оказание помощи родителям в осознании влияния их поведения и поступков на эмоциональное состояние ребенка и формирование его личности;
• формирование социально-компетентного, ответственного поведения (выработка адекватных и эффективных навыков общения и взаимодействия с ребенком);
• оказание помощи родителям в принятии ребенка как личности;
• гармонизация отношений с ребенком в семье;
• коррекция семейных отношений в системе «родитель — ребенок»;
• оказание помощи в формировании активной жизненной позиции и социально-ответственных мотивов поведения.
Отличительные особенности программы
Основной подход, используемый в программе, — поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода — усвоение ребенком новых реакций, направленных на формирование адаптивных форм поведения, и угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.
Возраст и социально-психологические особенности детей, участвующих в реализации программы. Активными участниками программы являются дети старшего дошкольного возраста с тенденциями к агрессивным и деструктивным формам поведения, с готовностью к постоянной защите в различных ситуациях, характеризующеся конфликтностью, агрессивностью и другими эмоциональными проблемами, их родители (законные представители), педагог-психолог.
Психолого-педагогическая характеристика детей и других участников программы.
Дети как участники программы: в зависимости от механизмов нарушений развития можно выделить две группы детей, которым рекомендуется заниматься по программе «Тепло и свет сердец».
Первая группа: дети 5-7 с нормальным физическим и интеллектуальным развитием из числа благополучных семей, при этом в их семьях наблюдаются проблемы в детско-родительских отношениях. В эту группу также входят дети с нормальным физическим и интеллектуальным развитием из числа неблагополучных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с возможным наличием психотравматических ситуаций.
Поведенческие проблемы этих категорий детей характеризуются трудностями адаптации в детском саду, агрессивностью, конфликтностью, повышенной тревожностью, постоянным требованием внимания к себе (эгоцентризм) и другими эмоциональными и личностными проблемами.
Анализ семейной ситуации по результатам наблюдений за взаимоотношениями родителей и детей позволяет констатировать, что эмоциональные нарушения и поведенческие трудности у детей возникли вследствие негармоничного стиля детско-родительских отношений и особенностей семейного воспитания.
Вторая группа: дети 5-7 лет с особенностями психофизического развития. Данная категория детей может быть из числа благополучных и неблагополучных семей, а также из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. У данной категории детей могут выявляться нарушения в развитии познавательной сферы (минимальные мозговые дисфункции, снижение уровня активации, несформированность межполушарного взаимодействия и т.д.).
Если говорить о детях с ОВЗ, то причиной их агрессивности может являться не только недостаток воспитания, но и ряд существенных психофизиологических особенностей, которые определяют своеобразие формирования поведения детей и их индивидуально-личностных особенностей. Возникновению агрессивных качеств нередко способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Дети этой категории в силу незрелости эмоциональноволевой сферы не в состоянии справиться со своими переживаниями и эмоциями. Обычно такого рода нарушения проявляются в форме протестного, агрессивного, демонстративного, импульсивного, расторможенного, инфантильного, а иногда симптоматического поведения. По результатам наблюдения агрессия детей с ОВЗ носит более стойкий характер и гораздо сложнее поддается коррекции.
В семьях детей второй группы также нередко отмечаются проблемы в детско-родительских отношениях, однако, в данном случае дисфункции в семейной системе скорее появляются как следствие эмоциональных нарушений у ребенка и вторично приводят к усугублению взаимоотношений в семье. Однако, далеко не всегда особенности психофизического развития детей являются первичной причиной появления эмоциональных нарушений и поведенческих трудностей у детей.
Родители как участники программы. Научно доказано, что решающее значение в формировании личности ребенка играет семейная среда и семейное воспитание. Семья выполняет в системе воспитания роль носителя и транслятора определенных микрокультурных ценностей: религиозных, этических и пр., — и при этом ее воздействие носит не только формирующий, но и регулирующий характер. Агрессивное поведение очень часто наблюдается у детей, растущих в неблагополучных семьях и в семьях с неправильным подходом к системе воспитания. Можно уверенно сказать, что детская агрессия — чаще всего — следствие ошибок семейного воспитания, и, следовательно, коррекционную работу необходимо проводить не только с детьми, но и с их родителями. Поэтому данная программа включает в себя не только индивидуальные и групповые консультации родителей, но детско-родительские занятия и тренинги, направленные на формирование внутреннего равновесия, взаимопонимания, гармонии, принятия родителями ребенка, коррекцию семейных отношений в системе «родитель — ребенок — родитель».
При работе с детьми первой группы важно сделать акцент на формировании у родителей адекватных представлений о ребенке, понимании и принятии ребенка, на оптимизации детско- родительских отношений и изменении семейной системы в целом.
При работе с детьми второй группы необходимо информировать родителей об особенностях ребенка и проводить работу по оптимизации детско-родительских отношений, однако основное внимание должно быть уделено работе с ребенком, формированию «ослабленных» звеньев психических функций у детей в рамках коррекционных занятий.
Психолог как участник программы в данной системе создает условия для продуктивного взаимодействия всех членов семьи в соответствии с требованиями жизни и окружающей среды.
Категория детей, не имеющих противопоказаний к работе по данной программе:
• дети с ЗПР;
• дети с ОВЗ (дети с легкими нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями зрения, с нарушением речи);
• дети с легкой интеллектуальной недостаточностью;
• дети с нарушениями в поведении и общении;
• дети с нарушением речевого развития.
Кроме того, используя данную программу, можно работать с детьми, имеющими различного рода психосоматические заболевания (неврозы, энурезы и т.д.).
Занятия могут также служить целям профилактики невротических отклонений в развитии личности (основным патологическим радикалом которых является страх и тревога) и, следовательно, могут проводиться с детьми, не имеющими выраженных расстройств психики.
Методические и коррекционные средства, используемые в программе
В программе используются разнообразные методы и приемы психологов-практиков, направленные на коррекцию агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста: методы арт-терапии, изотерапии, песочной терапии, сказкотерапии, игротерапии, диалогического рассказывания, а также элементы телесно-ориентированной терапии.
Методы арт-терапии «позволяют через изобразительные материалы выражать в индивидуальной манере мысли и чувства». «Самовыражение проявляется как стремление использовать зрительные символы, чтобы сделать существующую проблему осязаемой, реальной и таким образом подготовленной к разрешению». (Л.Д. Лебедева, Э. Крамер, М.В. Киселева). Очень важно то, что в отношениях со специалистом ребенок с различными поведенческими и эмоциональными нарушениями может установить оптимальную для себя дистанцию, поскольку художественные материалы и образы являются своеобразными «посредниками» в его контакте с окружающими. В значительной мере терапевтические эффекты детского изобразительного творчества связаны с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием происходит организация и развитие его психической деятельности.
Песочная терапия представляет собой невербальную форму психокоррекции (М. Ловенфельд, Д. Кальф, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева). Цель песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Основной акцент в играх с песком делается на творческом самовыражении, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне идет отреагирование негативного опыта и снижение нервно-психического напряжения, а также поиск путей развития, т.е. происходит гармонизация эмоционального состояния через трансформацию негативной энергии в творческую деятельность. В процессе создания творческого продукта (создание своего мира, композиций фигурок) психотравмирующие образы появляются в символической форме. В основе песочной терапии лежит теория К. Юнга о развитии психики, которую он рассматривал как комплементарное взаимодействие сознательного и творческого бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними.
Игры с песком очень полезны импульсивным детям — занимаясь с песком, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя, своих сверстников и родителей. «Работа с песком позволяет ребенку погрузиться в мир своих выдумок, фантазий и воображений. В процессе работы развивается эмоционально-волевая сфера, происходит развитие навыков саморегуляции». (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева).
Метод диалогического рассказывания — это вербальные игры и упражнения, в которых дети рассказывают о своих переживаниях придумывая истории, сочиняя новые окончания к той или иной конфликтной ситуации или сказке (О.В. Хухлаева). Этот метод хорошо работает в сочетании с другими психокоррекционными методами, такими как песочная терапия, психогимнастика, игротерапия и т.д.
Метод сказкотерапии строится на основании исследовании Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В.Я. Проппа, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. В основе сказкотерапии лежит принцип духовно-нравственного, целостного развития личности ребенка. Сказкотерапия основана на концепции гуманистической психологии и представляет собой систему передачи ребенку жизненного опыта, при котором происходит не только формирование социально-психологических навыков, необходимых для социализации в семье и обществе, но и развитие личностных ресурсов ребенка, нравственных норм и ценностей. Л.С. Выготский говорил о том, что происхождение высших сознательных форм психики следует искать в общественных отношениях личности с окружающим миром. Специальные орудия культуры (язык, символы, знаки, буквы, цифры и т.д.), используемые людьми для управления собственным поведением и окружающей средой, не получили готовыми, а изобрели и совершенствовали в ходе социальной истории, формируя знания, систему отношений, культуру и жизненный опыт. Иными словами, социокультурная сказочная среда является ресурсом развития личности, источником особой радости, соучастия и удовольствия. А.В. Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души, формирование чувства гармоничного мироощущения, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы».
Игротерапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. Основанием для использования метода игровой терапии явились теории психического развития ребенка и теории детской игры Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
В играх, направленных на развитие произвольности, меняется поведение ребенка от импульсивного к произвольному, ребенок учится действовать в соответствии с образцом, представленным в форме универсального правила или модели поведения другого человека, которая становится эталоном.
Содержание развития произвольности в игре очень точно отражено Л.С. Выготским в конспективных заметках к лекциям по детской психологии: «Парадокс игры: ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. Школа воли и морали. Парадокс игры: обычно ребенок испытывает подчинение правилу, и отказ от действия по непосредственному импульсу — есть путь к максимальному удовольствию».
Телесно-ориентированные (двигательные) методы методологически опираются на современные представления о закономерностях развития высших психических функций (ВПФ). Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию и развитие всех высших психических функций, способствуя своевременному развитию межполушарного взаимодействия, необходимого для успешного протекания психических процессов (Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк). Данные методы направлены на развитие телесных навыков, снижение телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, стабилизацию эмоционального состояния. Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики.
Психогимнастика — помогает детям выплеснуть негативные эмоции, снять эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное «созидающее» русло, настроить на спокойный и позитивный лад.
Релаксационные упражнения — основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательной и визуально-кинестетических техниках.
В составлении программы соблюдались следующие требования:
• игры, упражнения и сказки подбирались с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
• каждый блок курса занятий включает в себя работу с родителями (занятия, тренинги, детско-родительские занятия, консультации).
Требования к воспитанникам и их родителям: регулярность посещений занятий, активность, повтор отдельных упражнений дома с родителями.
Условия проведения: занятия с детьми должны проводиться в первой половине дня в специально оборудованном, хорошо освещенном, просторном и обязательно изолированном (обязательным условием является отсутствие шумов и различных помех) помещении. В помещении должен быть минимум мебели и достаточно большое свободное пространство, так как на занятиях участникам порой приходится (или необходимо) двигаться и перемещаться по комнате.
Перед каждым занятием комната должна быть подготовлена (приготовлен необходимый материал) и хорошо проветрена.
Реализация данной программы осуществляется педагогом-психологом.
Занятия рекомендуется проводить в подгруппах (4-5 детей, не более 6) с детьми любой категории, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Продолжительность занятия: 30-60 минут.
Детско-родительские тренинги (для детей являются вторым занятием в неделю), семинары и тренинги с родителями проводятся 1 раз в 3-4 недели. Продолжительность одного занятия с родителями: от 1 до 2,5 часов.
Этапы реализации программы
Программа «Тепло и свет сердец» включает в себя четыре направления работы:
• психодиагностика;
• просветительская работа;
• психокоррекция;
• психоконсультирование.
Программа реализуется в пяти этапах работы.
1 этап — диагностический.
Цель:
• выявление особенностей эмоционально-личностной сферы детей и типичных способов взаимодействия с окружающими;
• изучение межличностных отношений и особенностей воспитания ребенка в семье.
Включает в себя:
• наблюдение (прямое и опосредованное);
• изучение и выяснение возможных причин агрессивного поведения (беседа, опрос, анкетирование, тестирование с целью выявления особенностей эмоционально-личностной сферы и типичных способов взаимодействия);
• изучение и анализ методов и особенностей семейного воспитания;
• изучение и анализ проблемы агрессивного и деструктивного поведения детей;
• разработка методов и форм работы с детьми и их семьями;
• поиск и подборка методических материалов, необходимых для коррекционной работы;
• определение наиболее эффективных путей коррекции агрессивного поведения детей;
• определение наиболее эффективных методов и форм работы с семьей;
• разработка коррекционной программы, включающей в себя групповые и индивидуальные занятия с детьми и совместные занятия ребенка с родителями.
2 этап — организационно-подготовительный (вводный).
Данный этап необходим для создания безопасного игрового пространства, установления доверительных отношений детей с педагогом-психологом. На данном этапе дети знакомятся с правилами и формами работы на занятии, с основными понятиями работы с песком, с техникой проведения релаксации, рефлексии.
Содержательно данный этап включает в себя беседы с целью осознания и ранжирования различных эмоциональных состояний и осознания себя в различных эмоциональных состояниях и связанных с этими состояниями телесных ощущений. Занятия данного этапа наполнены простыми этюдными играми, направленными на снятие психомышечного и эмоционального напряжения, и на установление эмоционально-позитивного взаимодействия с другими участниками занятий.
3 этап — коррекционно-формирующий и развивающий (практический).
Цель данного этапа — переход от отрицательной фазы эмоционально-личностного развития детей к положительной, гармонизация личности, овладение навыками эмоциональной регуляции и навыками эффективного межличностного взаимодействия с другими людьми, овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающим миром, гармонизация и оптимизация детско-родительских отношений.
Данный этап направлен на актуализацию трудностей взаимоотношений в семье, со сверстниками и педагогами в детском саду в пространстве сказочных историй и в реальных жизненных ситуациях. На этом этапе происходит проработка эмоциональных переживаний детей и взрослых. Занятия этого этапа помогают детям понять и обозначить словами актуальные эмоциональные состояния и их причины, получить новый позитивный опыт отношений (принятия, доверия) и по другому, более эффективно выстраивать отношения в среде сверстников и в семье. Посредством психогимнастики и других игр и упражнений, направленных на психомышечную тренировку, происходит развитие и тренировка слабых функций, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует детей прилагать усилия по самоконтролю.
На занятиях этого этапа дети и их родители учатся осваивать и внедрять в практику другие формы поведения и взаимодействия в повседневных сложных для ребенка и взрослых жизненных ситуациях.
Включает в себя:
• коррекционно-развивающие занятия с детьми, направленные на отреагирование агрессивного и деструктивного поведения детей;
• семинары для родителей;
• детско-родительские тренинги;
• индивидуальные и групповые консультаций родителей;
• промежуточный анализ результатов проведенной коррекционно-развивающей работы;
• выделение наиболее оптимальных методов и форм реализации коррекционно-развивающей программы.
4 этап — итоговый (оценка эффективности проведенной работы).
Целью данного блока является подведение итогов работы, измерение психологического содержания и динамики, выявление сформированности поведенческих реакций и переживаний, стабилизации самооценки.
Включает в себя:
• проведение итогового тестирования с целью измерения динамики в развитии детей;
• подведение итогов, анализ, обработка и интерпретация результатов коррекционноразвивающих психолого-педагогических занятий с детьми и тренинговой работы с родителями по отреагированию агрессивного и деструктивного поведения детей с недостаточным развитием психических процессов;
• определение возможных перспектив и дальнейшего маршрута развития детей.
5 этап — консультирование и получение обратной связи.
Включает в себя:
• консультации родителей по дальнейшему воспитанию ребенка с получением обратной связи;
• консультации педагогов и администрации по результатам проведенной работы с предоставлением рекомендаций по дальнейшему воспитанию ребенка.
Литература
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М.: Сфера, 2003. 88 с.
- Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. СПб: Речь, 2010. 192 с.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2004. 160 с.
- Истратова О.Н. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. … канд. психол. наук. Таганрог, 1998. 182 с.
- Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. «Чувства всякие нужны, чувства всякие важны». Программа эмоционально-волевого развития детей. СПб: Речь, 2011. 139 с.
- Лютова-Робертс Е.К., Монина Г.Б. Игры для задиристых детей. СПб: Речь, 2011. 52 с.
- Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. 56 с.
- Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давай дружить». М.: Книголюб, 2008. 64 с.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 160 с.
- Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. М.: Сфера, 2008. 118 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис, 2010. 160 с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. 192 с.
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.: Генезис, 2011. 176 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. 160 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 884
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 32
Скачиваний
Всего: 355
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4