Адаптивная физическая культура и спорт в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов Костромской области

379

Аннотация

Статья посвящена проблеме активного внедрения занятий АФК и спортом как средства комплексной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. В работе освещен опыт разработки и реализации модели абилитации и социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов средствами АФК в ОГКУ Романовский реабилитационный Центр инвалидов Костромской области. Предлагаемая модель базируется на принципах межведомственного взаимодействия и межсекторального социального партнерства в вопросах внедрения адаптивной физической культуры и спорта. Реализация модели абилитации и социальной реабилитации строится поэтапно, определяется последовательность задач, решаемых различными специалистами. Определен алгоритм действий получателей услуг Центра, зоны ответственности основных специалистов, важные критерии оценки эффективности комплексной реабилитации средствами АФК и спорта

Общая информация

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, лица с инвалидностью

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160412

Для цитаты: Зайфиди П.К., Макина А.П. Адаптивная физическая культура и спорт в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов Костромской области [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 111–123. DOI: 10.17759/bppe.2019160412

Полный текст

 

В настоящее время в связи с возросшими интегративными тенденциями в обществе достаточно актуальным является вопрос поиска действенных, эффективных методов реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одним из методов, доказавшим свою состоятельность, является адаптивная физическая культура. Вопрос «расширения вовлеченности инвалидов в занятия адаптивной физической культурой и спортом» обозначен в протоколе заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 28.11.2018 г. № 19 как один из основополагающих положений «Концепции функционирования современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов на 2020-2025 годы» [13]. Согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [9], адаптивная физическая культура и спорт (далее именуется АФК) входят в целостную систему реабилитации инвалидов. Адаптивная физкультура это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни, оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально­волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов [1].

В современных научных исследованиях многократно показано значение АФК для поддержания физического здоровья, активизации функций организма, профилактики нарушений, обусловленных вынужденно малоподвижным образом жизни. Занятия АФК способствуют коррекции основного дефекта, играют важную роль в решении проблем личностного развития, способствуют формированию адекватной самооценки человека, преодолению чувства отчужденности, изолированности. Включаясь в данный вид деятельности, человек получает возможность выработки вариантов компенсации нарушенных или утраченных функций организма [5; 11]. Часто, благодаря занятиям АФК, ребенок впервые переживает ситуацию успеха, а родители имеют возможность увидеть динамику в состоянии ребенка, что способствует нормализации семейного климата, стабилизации эмоционального состояния родителей. В ходе занятий родители становятся активными участниками деятельности и формируют свою реабилитационную компетентность [2; 3; 10; 13].

Принимая во внимание доказанную эффективность адаптивной физической культуры и спорта как метода работы, важной задачей является грамотная организация работы в данном направлении. Вместе с тем, это направление реабилитации по ряду причин не достигло массового распространения. В Костромской области данная проблема остается достаточно актуальной. По данным Пенсионного Фонда РФ, на 01.05.2019 г. в Костромской области проживает более 60 тыс. инвалидов, в том числе, 2287 детей- инвалидов. Более 240 учреждений оказывают социальные и образовательные услуги, и лишь 32 организации занимаются адаптивной физической культурой и спортом (8 дошкольных образовательных учреждений; 10 школ, школ-интернатов для детей с ОВЗ, 11 учреждений социальной защиты, 3 учреждения спорта). Основным учреждением, занимающимся вопросами реабилитации, социальной адаптации и интеграции инвалидов различных возрастов средствами физической культуры является Областное государственное казенное учреждение Романовский реабилитационный центр инвалидов Костромской области.

В Костромской области разработана и внедрена региональная «Программа по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов на 2020-2021 годы». При активной поддержке исполнительных и законодательных органов власти Костромской области администрацией и сотрудниками Романовского реабилитационного центра предполагается разработать подпрограмму (раздел) «Адаптивная физическая культура и спорт в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов». Обратимся к наиболее важным содержательным и организационным параметрам работы.

Цель подпрограммы (раздела): разработка и апробирование модели абилитации и социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов средствами и методами адаптивной физической культуры и спорта (рис. 1).


Рисунок 1.

Основные характеристики раздела «Адаптивная физическая культура и спорт в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов»

Базовым учреждением по реализации подпрограммы (раздела) «Адаптивная физическая культура и спорт в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов» является ОГКУ Романовский реабилитационный центр инвалидов Костромской области, который 01.07.2019 года отметит 22-летие своей деятельности. На протяжении всех этих лет Центр выполнял задачи и функции ресурсного центра в области АФК и спорта (организации соревнований разного уровня, обучение специалистов, подготовка волонтёров, наставничество). Сотрудники Центра обладают необходимым опытом и компетенциями в организации данной деятельности, а учреждение в целом имеет потенциал, возможности для реализации целей и задач программы. В настоящее время в учреждении отработана и успешно внедряется комплексная программа предоставления услуг по АФК и спорту (далее — Программа).

Цель Программы — социализация и интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Основные задачи реализации Программы:

•             расширение личностной и социальной активности людей с ОВЗ;

•             соответствующее возможностям развитие реабилитационного потенциала;

•             формирование и развитие коммуникативных, социальных навыков;

•             расширение сфер жизнедеятельности личности

Успешность внедрения Программы обусловлена, с одной стороны, наличием необходимых ресурсов, с другой стороны, — построением работы на основе важнейших организационных принципов.

Среди наиболее значимых необходимо охарактеризовать кадровый и материально-технический ресурсы. Кадровый ресурс ОГКУ Романовского РЦ инвалидов, в первую очередь, включает тренеров (41 чел.), имеющих квалификацию «Специалист по адаптивной физической культуре» и повышающих квалификацию не реже 1 раза в 5 лет. Среди них:

•             1 Заслуженный работник физической культуры и спорта РФ,

•             4 Заслуженных работников физической культуры и спорта Костромской области,

•             3 Отличника физической культуры и спорта Костромской области,

•             1 мастер спорта международного класса,

•             8 мастеров спорта,

•             1 кандидат в мастера спорта,

•             2 методиста имеют научную степень кандидата педагогических и психологических наук.

Материально-технический ресурс.

Филиалы ОГКУ Романовского РЦ инвалидов оснащены стандартным набором оборудования в тренажерном зале: беговая дорожка, степпер, велотренажер, эллиптический, силовой, гребной тренажеры, спортивный инвентарь. В Романовском центре и его филиалах имеется дополнительное оборудование.

В г. Костроме, г. Буй, г. Нерехте и г. Шарье в филиалах есть залы ЛФК: гимнастические палочки и мячи, лечебный костюм «Адели», «тренажер Гросса», танграм, многофункциональный комплекс для развития двигательных функций, ходунки, медицинский стул, набор физкультурного оборудования, тренажеры, сухой бассейн, шведская стенка и др.

В г. Костроме, г. Нее и г. Нерехте — кабинеты методиста или социального педагога: компьютер, копировальная, множительная техника), офисная мебель, методические пособия.

В г. Костроме, г. Шарье, г. Нерехте, г. Буе — кабинет массажа: профессиональный медицинский массажный стол, офисная мебель, умывальник, облучатель медицинский и т.п.

В г. Костроме, г. Солигалич, г. Галич оборудованы сенсорные комнаты и/или кабинет психолога.

ОГКУ Романовский РЦ имеет значимые преимущества в качестве базы для реализации Программы по сравнению с другими учреждениями:

•     преимущество перед образовательными учреждениями состоит в возможности охвата инвалидов всех возрастов и категорий в 25 муниципальных образованиях региона;

•  преимущество перед организациями спорта определяется отсутствием необходимости инвалидам ежегодно показывать все более высокий уровень подготовки;

•        преимущество перед социозащитными учреждениями интернатного типа состоит в охвате инвалидов, не только проживающих в ПНИ (Сусанинский, Островский, Первомайский), но и проживающих в семьях, в учреждениях образования, самостоятельно.

Основные принципы работы ОГКУ Романовского РЦ инвалидов.

1.Принцип территориальности — обеспечивает максимальную доступность и приближенность реабилитационных услуг к месту проживания инвалидов, детей-инвалидов.

Спортивные организации (ДЮСШ, спортивные клубы) в муниципальных образованиях региона уделяют работе с инвалидами недостаточное внимание и не всегда владеют технологиями АФК, а спортивные объекты, зачастую, не приспособлены и физически недоступны для инвалидов. Развитию адаптивной физической культуры и спорта в Костромской области, а также созданию единого реабилитационного пространства также мешает недостаточно развитая региональная нормативно-правовая база в области физической культуры и спорта. С целью решения перечисленных проблем в рамках подпрограммы планируется совершенствование сетевой технологии предоставления реабилитационных инвалидам средствами физической культуры и спорта ОГКУ Романовского РЦ инвалидов.

Основной принцип сетевой технологии предоставления реабилитационных услуг заключается в обеспечении доступности получения реабилитационных услуг по месту жительства на основе «зонтичного» расположения поставщиков (филиалы) реабилитационных услуг (рис. 2).


Рисунок 2.

Карта филиалов ОГКУ Романовского реабилитационного центра инвалидов Костромской области

 

Красным кружком на карте обозначены муниципальные образования, в которых действуют филиалы Центра; красным кружком с черным ободком муниципальные образования, в которых филиалы, в которых в силу объективных причин временно не функционируют; черными кружками — муниципальные образования, в которых нет филиалов ОГКУ Романовского реабилитационного Центра инвалидов.

Специалистами Центра разработан алгоритм открытия филиалов реабилитационного Центра. Он состоит из следующих шагов:

1)изучение и формирование потребностей детей-инвалидов, молодых инвалидов, инвалидов пенсионного возраста в занятиях физической культурой и спортом в муниципальных образованиях Костромской области;

2)обсуждение на рабочих совещаниях при главе муниципального образования вопросов согласования потребностей, интересов инвалидов, их ближайшего окружения, учреждений, на базе которых планируется открыть филиал. Выявление ресурсов муниципального образования, реабилитационного центра, др. поставщиков реабилитационных услуг, посредников, спонсоров. Внесение предложение в региональную программу о выделении средств на открытие филиалов реабилитационного Центра;

3)разработка совместно с департаментом по труду и социальной защите населения, департаментом здравоохранения, департаментом образования и науки, комитетом по физической культуре и спорту совместных проектов и программ, цель которых реабилитация инвалидов методом и средствами физической культуры и спорта и интеграция их в общество (10 региональных программ и проектов за последние 10 лет).

Сетевая технология организации позволяет вовлекать в реабилитационный процесс всё большее число инвалидов из отдалённых районов и сельской местности, но этому препятствует платный характер услуг. До 2015 г. вовлеченность в занятия АФК и спортом ОГКУ Романовским РЦ инвалидов определялась следующими количественными показателями: 1498 лиц с инвалидностью тренировались, но не участвовали в соревнованиях по состоянию здоровья, а 736 спортсмена с инвалидностью постоянно участвовали в соревнованиях различного уровня. После принятия Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ, в виду платного характера предоставления услуг охват лиц с инвалидностью АФК и спортом сократился почти в 3 раза. На 01.06.2019 г. охват лиц с инвалидностью услугами АФК ОГКУ Романовским РЦ инвалидов составляет 823 чел.

2.Принцип межведомственного взаимодействия — позволяет создать единое реабилитационное пространство с целью взаимодействия учреждений разного ведомства для комплексного решения задач массовости и доступности АФК и спорта на муниципальном уровне (рис. 3).

Рисунок. 3.

Система учреждений, организующих реабилитационное пространство

Благодаря межведомственному взаимодействию:

•  используется спортивная база организаций: тренерами ОГКУ Романовского РЦ инвалидов в г. Костроме проводятся занятия в бассейне «Заволжье» (ежемесячно примерно 40 детей-инвалидов получают 140 услуг), на ипподроме (15 детей-инвалидов, 220 услуг в месяц), в бассейне в г. Галиче (20 инвалидов, до 80 услуг в месяц);

•   в инклюзивных «Малых Олимпийских играх дошколят» ежегодно принимают участие до 450 детей; в Спартакиадах — 120 учащихся школ для детей с ОВЗ; в Параспартакиадах — команды их всех муниципальных региона по 3 участника (спортсмены с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, «общего» заболевания).

3.Принцип согласованности действий — позволяет интегрировать усилия учреждений разных ведомств для реализации ИПР инвалида на протяжении разных этапах его жизненного пути, разрабатывать программу сопровождения (спортивная карьера, трудоустройство и др.) (рис. 4).


Рисунок 4.

Система учреждений и организаций, обеспечивающих преемственность в работе с получателем услуг на разных возрастных этапах.

 

Особенность программы сопровождения инвалидов и детей инвалидов ОГКУ Романовским РЦ инвалидов представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Сопоставление программ сопровождения

в спорте, социальной защите, ОГКУ Романовском РЦ инвалидов

Программа сопровождения в спорте представляет собой комплекс медицинских, социально­психологических и иных мероприятий, обеспечивающих спортсменам максимально эффективный тренировочный процесс

Программа сопровождения в системе социальной защиты представляет собой комплекс социально-медицинских, социально-психологических, правовых и иных услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности лиц с инвалидностью

Программа сопровождения ОГКУ Романовского РЦ инвалидов — это неограниченная по времени совокупность реабилитационных мероприятий и услуг, направленных на решение вопросов жизнедеятельности спортсменов с инвалидностью

 

Результаты совместной работы ОГКУ Романовского реабилитационного Центра, учреждений и ведомств за 1997-2019 гг.: 40 кандидатов в мастера спорта, 10 мастеров спорта, 1 мастер спорта международного класса.

На сегодняшний день спортивную гордость региона составляют 82 действующих спортсмена по направлениям: спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, Специальное Олимпийское движение, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт слепых, спорт глухих.

В ОГКУ Романовском реабилитационном Центр инвалидов Костромской области из 90 сотрудников, 20 — с инвалидностью, в т.ч. 12 молодых, ярких творческих сотрудников: 6 — с двигательными нарушениями (методист, социальный педагог, медицинский брат по массажу, тренеры-преподаватели), 3 — с нарушениями зрения (медицинская сестра по массажу, тренер-преподаватель, сторож), 1 — с общим заболеванием (сторож), 2 — с нарушениями слуха (методисты). 50% специалистов с инвалидностью — бывшие воспитанники Центра, которые при содействии администрации учреждения получили высшее образования и трудоустроены.

4.  Принцип ответственности — позволяет распределять сферы компетентности и ответственности между социальными партнерами при реализации единого календарного плана в области АФК и спорта.

Этот принцип реализуется с помощью взаимодействия на муниципальном и региональном уровнях, реализуемого на договорной основе. Среди них договора о сотрудничестве с комитетом по физической культуре и спорту Костромской области, домами-интернатами для престарелых и инвалидов, психоневрологическими интернатами, комплексными центрами социального обслуживания, школами-интернатами для детей с ОВЗ, вузами, сузами, договора на безвозмездное пользование помещением и оказание реабилитационных услуг с комитетом по управлению городским имуществом муниципалитетов, администрациями населённых пунктов, в которых открыты филиалы Центра; договора с социально-ориентированными некоммерческими организациями.

Налаживание механизма межсекторного социального партнерства позволит проводить в регионе Всероссийские соревнования по адаптивным видам спорта по направлениям: спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, спорт слепых, спорт глухих. Так уже в 2019 г. в г. Костроме проведены Всероссийский соревнования Федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями и Специальной Олимпиады России, международные семинары по АФК. Все события мероприятий отражены в социальной сети «ВКонтакте».

Межсекторное социальное партнерство является основой реализации программа предоставления услуг по АФК и спорту. Она состоит из нескольких этапов, на каждом из которых специалистами решаются специфические задачи.

1   этап — подготовительный.

Задача 1 этапа — проинформировать потенциальных получателей услуг Центра о возможностях метода АФК, сформировать мотивацию и потребность в занятиях адаптивной физкультурой. Данный этап начинается с проведения информационной кампании в муниципальных образованиях региона, в которых действуют филиалы ОГКУ Романовского реабилитационного Центра инвалидов, в результате которой человек должен получить сведения об учреждениях, реализующих услуги по реабилитации средствами АФК в его населенном пункте, а также об алгоритме своих действий. Специалисты КЦСОН в отдельно взятом муниципальном образовании оформляют документы на зачисления на социальное обслуживание в ОГКУ Романовский РЦ инвалидов. Специалисты ЛПУ (поликлиники, ЦРБ) дают не только направления на занятия и справки об отсутствии противопоказаний, но направления на лечебную физкультуру, массаж, адаптивную физкультуру, плавание и т.п. Специалисты ПМПК делают рекомендации по результатам психолого­педагогической диагностики детей-инвалидов для планирования работы социальным педагогом/педагогом-психологом реабилитационного Центра. Тренеры ОГКУ Романовского РЦ выявляют мотивы и потребности потенциального получателя услуг в занятиях АФК и спортом; врач Центра изучает документацию получателя услуг и совместно со специалистами Ресурсного центра «Абилитация. Реабилитация. Интеграция» формируют программу реабилитационных занятий (не ИППСУ).

2   этап — Разработка программы реабилитации и организационного плана реабилитационного процесса.

Задача этапа — диагностика психофизических возможностей человека, индивидуализация программы реабилитации получателя услуг на основе общего плана работы организации; годового плана-графика; рабочего плана.

Учебно-тренировочное, социально-медицинское и психологическое направления работы в РЦ реализуется на основе разработанного общего плана работы организации; годового плана-графика; рабочего плана; плана-конспекта занятий и скорректированной программы реабилитации получателя услуг.

3    этап — включение получателя услуг в социальную группу (спортивная команда, группа ОФП и т.д.).

Задача третьего этапа — адаптировать получателей услуг к условиям филиалов реабилитационного Центра, включить в новую социальную группу. Этап направлен на знакомство с культурой учреждения (традициями, социальными нормами и др.), которое помогает новому участнику адаптироваться к реальным условиям учреждения. Например, знакомство с календарным планом физкультурно-спортивных мероприятий, правилами поведения на занятиях АФК. Эту работу осуществляют тренеры-преподаватели совместно с методистами реабилитационного Центра.

4    этап — усвоение социально полезных ролей.

Задача четвертого этапа — алгоритмизировать социальные роли, расширить репертуар социальных ролей получателей услуг (роль спортсмена, болельщика, судьи). Задача решается через участие в физкультурно-спортивных мероприятиях, приобретении нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

Специалист по АФК и специалист по социальной работе изучают и анализируют адекватность поведения инвалида в учебно-тренировочном процессе, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях, при необходимости его корректируют.

5    этап — контроль за реабилитационным процессом.

Задача пятого этапа — осуществлять сопровождение жизнедеятельности получателя услуг, расширять сферы жизнедеятельности личности. Контроль за реабилитационным процессом осуществляют все специалисты, вовлеченные в реабилитацию получателя услуг. При этом руководитель РЦ вместе с мультидисциплинарной командой осуществляет контроль за выполнением общего плана работы центра и рассматривает претензии и спорные вопросы получателей услуг.

Врач-терапевт, врач-педиатр, педагог-психолог оценивает динамику клинико-функционального состояния получателя услуг; контролируют соблюдение санитарно-гигиенических норм и техники безопасности на занятиях.

Социальный педагог контролирует и оценивает социальный статус получателя услуг.

Психолог дает оценку психосоциальных и личностных изменений получателя услуг.

Специалисты по АФК и спорту контролируют динамику физического развития и функционального состояния получателя услуг (рис. 5).


 

Рисунок 5.

Параметры оценки результата реабилитации инвалида [7]

Реабилитация средствами АФК не имеет четко очерченного завершения. Однако, необходимо с определенной периодичностью (не реже 2 раз в год) проводить мониторинг эффективности комплексной реабилитации.

Основные результаты внедрения Программы предоставления услуг по АФК и спорту.

На 10.01.2020 г. насчитывается 938 получателей услуг в возрасте от 1 года до 82 лет вовлечены в занятия адаптивной физической культурой, около 60 инвалидов с нарушениями зрения, слуха, опорно­двигательного аппарата, интеллекта успешно прошли все 5 этапов реализации Программы за период с 2000 по 2020 гг. Перечислим базовые (общие для всех) задачи технологии и тезисы исследований студентов и преподавателей КГУ.

Отметим специфику решения задач каждого этапа. Работа с формированием мотивации в занятиях физической адаптивной культурой обычно не вызывает затруднений. Об этом свидетельствует возрастающее количество клиентов реабилитационного центра (контингент получателей услуг с 1917 года планомерно увеличивается на 100 и более человек в год), достижения спортсменов: на Европейских соревнованиях по адаптивным видам спорта костромскими спортсменами завоевано 53 золотые, 30 серебряных, 24 бронзовые медали, на Всемирных играх — 81 золотая, 45 серебряных и 27 бронзовых медалей.

Социологическое исследование, проведенное Романовским реабилитационным центром совместно с Костромским государственным университетом среди 40 получателей услуг Центра показало, что люди с ограниченными возможностями здоровья ориентированы на «включение» в активную спортивную жизнь. Среди респондентов опроса 90% отметили, что занятия физической культурой и спортом значимы для них; 84% видят в занятиях спортом положительное влияние на их психофизическое развитие; 67,5% — считают, что заниматься спортом — это модно [6].

Решение задач 2 этапа обеспечивается профессиональной компетентностью специалистов центра [7]. В зависимости от возраста, профилирующего вида нарушения, запроса родителей, рекомендаций специалистов лечебно-профилактических учреждений и ПМПК для каждого получателя услуг разрабатывается индивидуальная программа занятий и социально-психологического сопровождения.

Исследование специфики адаптации людей с ОВЗ к условиям занятия в филиалах 2015 г. [4] показало, что успешность адаптации зависит от двух условий: психофизической подготовки получателей услуг к занятиям в государственных учреждениях и организациях адаптивной физической культурой (филиалах Центра) и готовности общества к принятию лиц с инвалидностью в учреждения. Повышение интегративных возможностей получателей услуг достигается в процессе занятий и соревновательной деятельности.

В результате занятий АФК наблюдается положительная динамика изменений в эмоционально­личностной сфере получателей услуг [5]. Была отмечена положительная динамика в развитии эмоционально-личностных качеств (оптимизм, смелость и т.п.), активности и устойчивости испытуемых к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций. Исследование также показало, что включение получателей услуг в спортивную деятельность способствует изменению их личностного отношения к себе, к своей болезни, уверенности в своих силах, хотя и с некоторой спецификой. Результаты теста свидетельствуют о том, что спортсмены-инвалиды ассоциируют себя со спортсменами, они удовлетворены своими достижениями (членством в сборной команде России), положительно относятся к тренировкам, тренировочным сборам, уверены в победе. Тесты фиксируют их активность, общительность, импульсивность, положительное отношение к соперникам.

В процессе реализации комплексной Технологии предоставления услуг по АФК и спорту, благодаря включению в активное социальное взаимодействие и осуществление социально-психологического сопровождения каждого этапа, клиенты Центра смогли расширить сферы жизнедеятельности. Более 40 получателей услуг создали счастливые семьи; 10 улучшили жилищные условия (в т.ч. получение квартир, переезд из психоневрологического интерната в собственные квартиры, проживание в квартирах по договору социального найма); около 100 получателей услуг построили спортивную карьеру; 30 человек получили профессиональное образование; 27 человек с инвалидностью трудоустроено в Центре (некоторые из них ушли из Центра с повышением должности).

Результаты внедрения Программы наглядно демонстрируют жизненные истории людей. Мехдиев Александр, инвалид детства, сирота. Информирование об услугах Центра осуществлялось через школу- интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, в котором он проживал. Индивидуальная реабилитационная программа разрабатывалась на основании основного (хондродис­трофия) и сопутствующих заболеваний. С 1995 года Александр участвовал в соревнованиях по адаптивным видам спорта. На этапе сопровождения сотрудниками Центра Александру была оказана помощь в получении высшего образования, трудоустройстве, получении социального квартиры по договору «социального найма». По сей день А. Мехдиев работает в должности тренера-преподавателя в Романовском реабилитационном центре инвалидов. Хороший семьянин и заботливый отец. Талантливый спортсмен — многократный победитель Чемпионата Европы и призер Чемпионата мира по парабадминтону.

Илья Кузнецов — инвалид детства с тяжелыми формами детского церебрального паралича. Врачи предрекали ему бездвижимое будущее. Мама Ильи обратилась за помощью в реабилитационный центр по направлению из поликлиники (1 этап Технологии). Усилиями мамы и специалистов Романовского реабилитационного Центра инвалидов ребенок научился сначала передвигать педали велосипеда, а затем и ходить без посторонней помощи (2 этап Технологии). Илья воспитывался в семье, обучался на дому, 1 раз в неделю посещал школу, не менее 3 раз в неделю получал услуги в филиалах Центра: ЛФК, массаж, занятия с педагогом-психологом, тренером-преподавателем, на ипподроме, в бассейне (3 этап технологии). Илья участвовал в соревнованиях по адаптивным видам спорта, в 2012 году стал призером Специальных Олимпийских Европейских Игр по боулингу, проходившим на Кипре (4 этап Технологии). На сегодняшний день Илья Кузнецов интегрирован в общество. Свободно передвигается по городу, ведет активный социальный образ жизни, участвует в фестивалях творчества (5 этап Технологии).

Таким образом, грамотное определение целей и задач работы, определение базовых положений организации работы, выделение значимых этапов деятельности, распределение зон ответственности способствует эффективному внедрению занятий АФК и спортом как важного метода комплексной реабилитации инвалидов.

 

Литература

  1. Андрюхина Т.В. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2019. 158 с.
  2. Галкина Е.В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы II международной научной конференции. Уфа: Лето, 2012. С. 32–36.
  3. Завьялова Т.Н., Запорожец Е.В. Коррекция психофизического состояния родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями, средствами иппотерапии // Иппотерапия. Адаптивный конный спорт. Опыт и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2016 г. / Под ред. А.И. Денисенкова, Н.С. Роберта, Н.А. Сладковой, А.В. Цымбал. СПб: ЛЕМА, 2016. С. 27–37.
  4. Зайфиди П.К. Роль адаптивного спорта в социальной реабилитации инвалидов // Актуальные проблемы современного непрерывного образования: Сборник научных и методических трудов / Под общ. ред. А.Р. Лопатина. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. С. 118–121.
  5. Макина А.П., Куфтяк Е.В. Занятия спортом и оптимизация эмоционально-личностных особенностей спортсменов-инвалидов // Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций / Отв. ред. Н.П. Фетискин, А.И. Субетто, Т.И. Миронова: Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. С. 178–180.
  6. Матвеева Н.Ю., Ненарокова О.В. Ценностный потенциал адаптивной физической культуры // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Cерия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2014. Т. 20. № 2. С. 165–168.
  7. Методические разработки «Технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры и спорта» / Сост. Н.Ю. Матвеева. Кострома: ОГ КУ Романовский реабилитационный центр инвалидов, 2013. 18 с.
  8. Пасичник М.О., Марченкова У.А., Чунин А.И. Адаптивная физическая культура как средство комплексной реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] // V Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум – 2013». URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013006830 (дата обращения: 29.12.2019).
  9. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями на 2 августа 2019 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 12.12.2019).
  10. Шипова Н.С. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной физической культурой // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 1. С. 183–187.
  11. Шипова Н.С. Роль психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной физической культурой // Педагогическая деятельность: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов и молодых ученых / Сост. Т.Е. Коровкина; науч. ред. Ж.А. Захарова. Выпуск 2. Кострома: Костромской государственный университет, 2016. С. 88–91.
  12. Шипова Н.С. Роль родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья при занятиях адаптивной верховой ездой // Иппотерапия. Адаптивный конный спорт. Опыт и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2016 г. / Под ред. Денисенкова А.И., Роберта Н.С., Сладковой Н.А., Цымбал А.В. СПб: ЛЕМА, 2016. С. 37–44.
  13. Яценко А., Кириленко М. Мама ребенка-инвалида: груз ответственности // Зеркало недели. № 29 (658). 11–17 августа 2007.

Информация об авторах

Зайфиди Павел Кириллович, директор, Романовский реабилитационный центр инвалидов Костромской области (ОГКУ «Романовский РЦ инвалидов»), Кострома, Россия, e-mail: rrc44@yandex.ru

Макина Анастасия Павловна, заместитель директора по учебно-методической работе, Романовский реабилитационный центр инвалидов Костромской области (ОГКУ «Романовский РЦ инвалидов»), Кострома, Россия, e-mail: makina44@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1030
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 379
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4