Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 4. С. 50–54
ISSN: 2658-3100 (online)
Организация психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего преемственность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Умняшова И.Б. Организация психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего преемственность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 50–54. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/Umnyakova (дата обращения: 21.11.2024)
Полный текст
Организация образовательного процесса в системе общего образования регулируется федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), в которых представлены требования к организации образовательного процесса на различных уровнях общего образования (дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) и с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью/интеллектуальными нарушениями). Все ФГОСы общего образования включают в себя описание системы требований (к результатам освоения основной образовательной программы (ООП), к структуре ООП и условиям реализации ООП) и направлены на обеспечение равных возможностей получения качественного образования и единство образовательного пространства. Одна из задач любого ФГОС общего образования заключается в обеспечении преемственности ООП дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования [5, п. 6; 6, п. 4; 7, п. 3].
Термин «преемственность» понимается как связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы [1]. Преемственность в образовании — это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах
развития ребенка. Реализация принципа преемственности способствует обеспечению равных возможностей получения общего образования различными категориями детьми, в том числе обучающимися с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ, одаренные обучающиеся, дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации и т. д.). Для обеспечения преемственности ООП различных уровней образования необходимо создание различных условий (кадровых, материально-технических, финансовых и т. д.), в том числе организация деятельности педагогического коллектива образовательной организации, направленной на проектирование и последующую реализацию программы психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающей преемственность организации образовательного процесса на всех его уровнях.
Современная система общего образования ориентирована на создание условий, обеспечивающих формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию в течение всей жизни. Эту готовность обеспечивают не только и не столько знания по различным предметам школьной программы (сформированность предметных образовательных результатов), сколько достижение обучающимися определенного уровня личностного развития, соответствующего психофизиологическим возрастным особенностям, и сформированность метапредметных образовательных результатов. Основная задача любой образовательной организации — это создание для каждого ребенка социальной ситуации развития, которая будет способствовать развитию его потенциальных возможностей. Причем в некоторых случаях социальная ситуация развития, создаваемая в образовательной организации, должна быть ориентирована на компенсацию недостатка ситуации развития в семье ребенка (социально неблагополучные семьи, семьи в трудной жизненной ситуации и т. д.).
В образовательной организации должна быть создана психологически безопасная развивающая среда, ориентированная на зоны актуального и потенциального развития детей с различным уровнем стартовой готовности к школьному обучению. С точки зрения культурно-исторической теории, ребенок развивается только в ситуации специально организованной деятельности, где сначала с помощью взрослого, а потом самостоятельно овладевает основными способами учебной и коммуникативной деятельности. Организация развивающей среды образовательной организации требует постоянной командной работы всех специалистов, организующих образовательный процесс. Этот процесс будет более эффективным, если в образовательной организации функционирует система психолого-педагогического сопровождения — комплекс действий педагогических работников, направленный на создание определенных условий в образовательной организации, которые будут способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся и развитию у них всех видов образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на обеспечение преемственности организации образовательного процесса на всех уровнях образования (далее — программа ППС преемственности), — это описание методов и приемов профессиональной деятельности педагогических работников, направленных на создание определенных условий, способствующих осуществлению принципов преемственности образовательных условий на каждом уровне школьного образования. Программа ППС преемственности должна включать:
1) описание механизмов реализации преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности при переходе воспитанников и обучающихся на следующий уровень образования (с дошкольного к начальному общему образованию; с начального общего — к основному общему образованию и т. д.), что является одним из психолого-педагогических условий реализации ФГОС общего образования [5, п. 28; 6, п. 25; 7, п. 25];
2) описание технологий психолого-педагогического сопровождения при переходе обучающихся на различные уровни общего образования;
3) алгоритм и регламент взаимодействия специалистов в рамках междисциплинарного консилиума образовательной организации, деятельность которого направлена на реализацию принципа индивидуализации и дифференциации обучения и разработку индивидуальной образовательной траектории (маршрута) для детей с особыми образовательными потребностями.
Для реализации принципа преемственности в образовании необходимо применение технологий психолого-педагогического сопровождения при переходе обучающихся на разные уровни общего образования, которые представляют собой совокупность методов и приемов профессиональной деятельности педагогических работников, направленных на создание условий, способствующих осуществлению принципов преемственности образовательных условий на каждом уровне школьного образования. Обобщенное описание технологий психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающих реализацию принципа преемственности образовательного процесса, представлены в табл. 1.
Оценка образовательной среды и мониторинг уровня сформированности образовательных результатов являются экспертной формой психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В научной литературе под психолого-педагогической экспертизой (ППЭ), осуществляемой в системе образования, понимается вид комплексной гуманитарной экспертизы, направленный на изучение влияния процессов, происходящих в системе образования, на участников этого образовательного процесса и влияния участников на эти процессы [8]. Цель ППЭ — анализ условий образовательной среды и степени их влияния на психическое и психологическое здоровье субъектов образовательных отношений [10]. Регулярные мониторинговые исследования должны решать следующие задачи:
1) оценка уровня психического и психологического развития обучающихся;
2) оценка психолого-педагогических условий, созданных в образовательной организации: определение степени психологической безопасности, психологического комфорта, возможностей для достижения образовательных результатов и степени соблюдения прав обучающихся;
3) оценка эффективности образовательных условий, выявление потенциальных ресурсов образовательной среды;
4) оценка социальных рисков образовательной среды, выявление ресурсов по их преодолению;
5) анализ степени влияния условий образовательной среды на психическое и психологическое здоровье обучающихся;
6) разработка рекомендаций по устранению (минимизации) негативных условий образовательной среды на психическое и психологическое здоровье обучающихся; разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности образовательного процесса [10].
Таким образом, основная суть ППЭ состоит в раннем выявлении факторов, которые могут негативно сказываться на развитии всех участников образовательных отношений (прежде всего — обучающихся) и разработке программы минимизации или устранения данных факторов. Данные мониторинговых исследований, проводимых с обучающимися в период перехода от одного образовательного уровня к другому (1, 5, 10 классы), являются также показателями обеспечения принципа преемственности организации образовательного процесса: чем меньше выявлено негативных явлений (дезадаптация, повышенный уровень школьной тревожности, повышенный уровень агрессии, нерешенные конструктивно конфликтные ситуации, низкий социометрический статус обучающихся в классных коллективах, факты школьной травли и т. д.) и чем выше уровень сформированности всех видов образовательных результатов — тем более эффективно реализуются принципы преемственности образовательного процесса в конкретной образовательной организации.
№ |
Технологии |
Краткая характеристика |
1. |
Оценка образовательной среды |
Экспертиза психологической безопасности образовательной среды, психологической атмосферы в образовательной организации. Оценка доступности образовательной среды для различных категорий обучающихся. Оценка развивающего потенциала образовательной среды. |
2. |
Оценка индивидуальной динамики образовательных результатов |
Диагностика метапредметных и личностных образовательных результатов. |
3. |
Психолого-педагогический консилиум (ППк) образовательной организации |
Взаимодействие специалистов образовательной организации (педагогов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, социальных педагогов) по вопросам разработки стратегии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями (испытывающих трудности в адаптации и/или обучении, имеющих трудности в развитии, демонстрирующих отклоняющееся поведение, имеющих ограниченные возможности здоровья, находящихся в трудной жизненной ситуации и т. д.). |
4. |
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации и социализации обучающихся к условиям обучения на новом для них уровне образования |
Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на реализацию принципа дифференциации и индивидуализации: 1) выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении; 2) разработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов и родителей (законных представителей) по созданию образовательных условий для выявленной категории обучающихся, просвещение и консультирование педагогов и родителей; 3) коррекционно-развивающие занятия с обучающимися (по результатам диагностики); 4) развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса. |
Табл. 1. Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС общего образования
Психолого-педагогический консилиум (ППк) — один из видов междисциплинарного консилиума, наиболее распространенный в деятельности образовательных организаций в РФ. Основная цель деятельности ППк — разработка стратегии психологопедагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями (детей с ОВЗ, одаренных школьников, учеников-мигрантов, детей и подростков, демонстрирующих отклоняющееся поведение, и т. д.). Для достижения данной цели участники ППк проводят анализ социальной ситуации развития обучающихся; разрабатывают перечень условий, необходимых для эффективной адаптации и социализации обучающихся; формулируют психолого-педагогические рекомендации для всех субъектов образовательных отношений, реализация которых способствует осуществлению принципа преемственности образовательного процесса [4, 9].
С точки зрения И.В. Дубровиной, создание условий — это моделирование и проектирование образовательных сред, учебно-практических ситуаций и событий, которые в совокупности создают «зону ближайшего развития ребенка». Такую ситуацию развития задает ребенку взрослый посредством организации совместного детско-взрослого взаимодействия и сотрудничества. И.В. Дубровина отмечает, что это касается не только отдельных психических функций, но и развития личности ребенка в целом, так как в реальном взаимодействии со взрослым ребенок попадает как в зону интеллектуального, так и в зону личностного ближайшего развития. При этом развивающий потенциал этих зон всецело зависит от уровня общекультурного развития самого взрослого [2], в том числе от уровня психологической грамотности и культуры педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся. В связи с этим особое место в программе ППС занимает деятельность педагога-психолога (психолога образования), направленная на развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Особую роль в формировании и развитии психолого-педагогической компетентности обучающихся играют уроки психологии. К сожалению, в настоящее время уроки психологи не входят в федеральный перечень обязательных предметов школьного обучения, поэтому преподавание предмета «Психология» не является распространенным явлением в системе образования РФ. Но преподавание психологии в школе не является и нововведением. Многие отечественные педагоги и психологи, такие как П.П. Блонский, Е.А. Климов, К.Н. Корнилов, А.П. Нечаев, А.В. Петровский, Ю.А. Самарин, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, Г.А. Фортунатов, Г.И. Челпанов, М.Г. Ярошевский и др., утверждали, что психология необходима как предмет общего среднего образования, так как она участвует в формировании целостного мировоззрения школьника.
В психолого-педагогической литературе описано множество подходов к преподаванию психологии в школе, их авторами являются О.В. Хухлаева, И.В. Вачков, М.Ю. Забродин и др. Одна из самых известных концепций преподавания предмета «Психология» в школе разработана в Психологическом институте Российской академии образования авторским коллективом под руководством И.В. Дубровиной, в который вошли: А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Д.В. Лубовский, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Программа «Психология для средней общеобразовательной школы (3-11 классы)» прошла апробацию в течение 15 лет в школах Москвы, Омска, Астрахани, Республики Тыва и ряда других регионов и доказала свою эффективность в области развития психологической культуры школьников [3, с. 189-191], а также была отмечена премией Правительства РФ в области образования в 2006 году. По мнению авторов курса, психологическое образование направлено на актуализацию и развитие личностного начала в ребенке. Оно раздвигает границы познаваемого учащимися мира, помогает лучше понимать себя, способствует формированию ценностной базы школьников, их нравственных установок и ориентаций, вводит их в мир духовной культуры, где главное — уважение человека. Психологическое образование становится базой для психологической культуры учащихся, без которой невозможно решение важнейшей воспитательной задачи современного образования — формирование личностных образовательных результатов. Целями психологического образования в школе являются:
1) овладение каждым школьником основами научных психологических знаний и средствами (которыми он может овладевать сначала с помощью взрослого, затем — самостоятельно), позволяющими ему научиться сознательно относиться к себе и окружающим, знать, понимать и учитывать свои индивидуальные возможности и особенности;
2) воспитание психологической культуры личности как центрального условия укрепления психологического здоровья, что предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром [3, с. 193].
Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что эффектность программы ППС преемственности напрямую зависит от трех условий:
1) понимание участниками образовательного процесса (административными и педагогическими работниками, а также родителями (законными представителями) обучающихся) ценностных и научных механизмов, лежащих в основе организации принципа преемственности непрерывного образования ребенка на разных возрастных этапах;
2) высокий уровень профессиональных компетенций педагогических работников, осуществляющих реализацию принципа преемственности образовательного процесса для различных категорий обучающихся (в том числе для детей с особыми образовательными потребностями);
3) способность к сотрудничеству и диалогу всех участников образовательного процесса как основное условие организации образовательной среды, развивающей и психологически безопасной для каждого ребенка.
Программу ППС преемственности целесообразно разрабатывать как отдельный документ только в том случае, если в образовательной организации нет документа, описывающего программу психолого-педагогического сопровождения ООП. Если же такая программа существует или деятельность по психолого-педагогическому сопровождению ООП описана в основной образовательной программе образовательной организации, то описание соблюдения принципа преемственности образовательного процесса может быть представлено как раздел программы психолого-педагогического сопровождения ООП или непосредственно в ООП образовательной организации.
[*] Работа выполнена в рамках проекта «Научно-методическая разработка технологий преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации современных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и их апробация» (30.4390.2017/НМ, руководитель — Алехина С.В.).
Литература
- Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. — UPL: https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 04.12.2017).
- Дубровина И.В. Выготский и современная детская практическая психология // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №2(47). — С. 3–10.
- Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: Монография. — М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014. — 464 с.
- Кузнецова А.А., Ларин М.М., Ларина Н.С., Макунина Е.Б. Опыт разработки Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации // Вестник практической психологии образования. — 2017. — №3 (52). — С. 8–18.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 31.12.2015).
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции от 31.12.2015).
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции от 29.06.2017).
- Умняшова И.Б. Научные основания психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология образования: научный альманах / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. — М.: МФЮА, 2016. — С. 123–132.
- Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. — 2016. — №3 (48). — С. 11–17.
- Умняшова И.Б., Сафуанов Ф.С. Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психологическая наука и образование. — 2017. — Том 22. — №4. — С. 75–83.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 90
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 42
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1