Хорошее школьное образование: исследование представлений субъектов образовательного процесса (родителей и педагогов)

268

Аннотация

В статье представлены анализ и интерпретация результатов исследования представлений родителей и педагогов по вопросам школьного образования. Выявлены противоречия в представлениях родителей и педагогов, возможные причины и потенциальная зона конфликтов. Показана необходимость проведения целенаправленной систематической работы по формированию у родителей четких и обоснованных представлений о хорошем образовании детей. Подчеркивается значимость выработки единой согласованной профессиональной позиции у всего педагогического коллектива.

Общая информация

Ключевые слова: школьное образование, современный родитель, современный учитель, психологические защитные механизмы, компетентность в оценке качества школьного образования, согласованная позиция педагогов и родителей, конструктивное взаимодействие в образовательном учреждении

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кокоренко В.Л. Хорошее школьное образование: исследование представлений субъектов образовательного процесса (родителей и педагогов) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 3. С. 49–54. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n3/Kokorenko (дата обращения: 23.11.2024)

Полный текст



В.Л. Кокоренко

Кокоренко Виктория Леонидовна — доцент, кандидат психологических наук, зам. директора по научно-методической работе, педагог-психолог ГБОУ гимназии №70 г. Санкт-Петербурга.

В статье представлены анализ и интерпретация результатов исследования представлений родителей и педагогов по вопросам школьного образования. Выявлены противоречия в представлениях родителей и педагогов, возможные причины и потенциальная зона конфликтов. Показана необходимость проведения целенаправленной систематической работы по формированию у родителей четких и обоснованных представлений о хорошем образовании детей. Подчеркивается значимость выработки единой согласованной профессиональной позиции у всего педагогического коллектива.

Часть 1. Результаты опроса родителей

В 2016 году нами было проведено исследование представлений субъектов образовательного процесса по проблемам получения детьми хорошего школьного образования. В анонимном письменном опросе приняли участие 202 человека, дети которых обучаются в 5-11 классах гимназии.

Для простоты понимания и обеспечения обстановки психологического комфорта родителям были предложены 7 вопросов с вариантами ответов. Родителей просили выбрать один ответ из трех возможных вариантов. Однако многие по мере необходимости выбирали два и даже три варианта ответов в одном или нескольких вопросах. Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, в опросе были подняты сложные и многоаспектные проблемы (в принципе не имеющие однозначного ответа), а с другой — что родители не всегда имеют четко определенное мнение и поэтому затрудняются в выборе. Например, в ряде вопросов опрошенные без затруднений выбирали один ответ, и только на некоторые вопросы — за что несет ответственность семья, характер взаимодействия современного родителя со школой — отмечали два или три ответа.

Также следует принимать во внимание, что многие могли давать не вполне искренние ответы, а действовать под влиянием эффекта «социальной желательности».

Вопрос 1. Что такое хорошее школьное образование?

68% — подавляющее большинство — родителей считают, что хорошее школьное образование — это старт для дальнейшего образования и получения профессии;

27% — что школьное образование дает максимальные возможности для жизни детей в обществе «сегодня и завтра»;

19% родителей указали, что хорошее школьное образование — это учебные результаты, знания и умения, определяемые образовательным стандартом.

Вопрос 2. От кого зависит хорошее школьное образование?

65% родителей указали, что хорошее школьное образование зависит от школы (руководства и педагогов);

39% считают, что от образовательной системы и образовательной политики страны;

27% родителей отметили, что от семьи (самого ученика и родителей).

В ответе на этот вопрос около трети опрошенных выбрали два ответа, наиболее часто — «от школы» + «от образовательной системы и образовательной политики страны». Это может указывать, с одной стороны, на тот факт, что родители понимают, что школа как государственное учреждение работает в полном соответствии с образовательными направлениями, определяемыми государством, и актуальными задачами системы образования в целом, и это будет отражаться на том образовании, которое получает ребенок. С другой стороны, очевидно, что родители явно занижают значимость собственного влияния на получение ребенком хорошего школьного образования и вклад самого ученика (своего ребенка) — его мотивации, усилий, труда, направленности на результат. На практике тенденция «снижения значимости» может приводить к фактическому перекладыванию ответственности на школу.

Вопрос 3. В хорошем школьном образовании от школы зависит...

83% родителей считают, что в хорошем школьном образовании от школы зависит профессионализм учителей;

21% — значительно меньший процент выбора — успехи и достижения детей;

19%условия обучения (расписание, оснащение классов, учебники).

Такое распределение ответов, на наш взгляд, может быть обусловлено следующими факторами. Во- первых, тем, что родители в целом вполне удовлетворены условиями обучения детей в гимназии, и это обоснованно можно считать достижением школы и ее ресурсом. Во-вторых, пониманием родителями той особой роли учителя для ребенка в школе, его значимости для учебной мотивации, знаний, умений, достижений и результатов школьника. В-третьих, пониманием родителями современных жизненных реалий многих профессиональных сфер, то есть того, что наличие профессии и профессионального образования в настоящее время не является залогом профессионализма. Применительно к учителям именно школа чаще всего является местом и стимулом роста профессионализма педагогов на разных этапах их профессионального развития. Такой большой процент выбора (83%) родителями связи «хорошее школьное образование — школа — профессионализм учителей» может указывать на существование неких проблем. Спектр проблем может быть самый широкий: от того, как вообще родители могут оценить профессионализм учителя, до системы отбора кадров в образовательном учреждении и повышения их квалификации.

Вопрос 4. В хорошем школьном образовании от семьи и родителей зависит.

 

50% — конструктивное взаимодействие со школой и учителями;

— 48% — желание ребенка учиться, успехи и достижения;

— 26% — уважение к школе и учителям.

Если сопоставить ответы родителей на вопрос №2 («От кого зависит хорошее школьное образование?»): «от семьи (ученик + родители) — 27% и «желание ребенка учиться, успехи и достижения» — 48%, то можно увидеть существенное рассогласование. Факт, что родители понимают, что от семьи и родителей во многом зависит желание ребенка учиться, его успехи и достижения, — позитивный. Это понимание можно и нужно использовать как ресурс для развития конструктивного взаимодействия между школой и родителями в решении образовательных задач с их детьми. При этом родители не всегда принимают на себя ответственность за некий итоговый результат — «хорошее школьное образование», особенно в его связи с получением дальнейшего образования и профессией (см. вопрос №1: 68% родителей считают, что хорошее школьное образование — это старт для дальнейшего образования и получения профессии).

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что только 26% считают, что от семьи и родителей зависит уважение к школе и учителям. Проблема уважения к школе и учителю, несомненно, актуальная и многоаспектная. В ней можно выделить элементы: современного социально-общественного отношения к труду учителя и школе как социальному институту; отражения специфики семейных ценностей и семейного воспитания детей; индивидуально-групповых отношений с конкретным учителем в конкретной школе; профессионально-личностного позиционирования учителя детям и родителям. В любом случае, уважение к школе и учителю — это важный компонент, который можно использовать как для оценки структуры и характера взаимоотношений родителей и школы, так и для целенаправленной работы педагогического коллектива в этом направлении — построении конструктивного взаимодействия с родителями и формировании уважения к школе, труду и личности педагога.

Вопрос 5. По-вашему мнению, современный учитель — это...

50% считают учителя личностью, которая оказывает влияние на поколения и будущее страны;

40% воспринимают учителя как человека, очень важного для ребенка и родителей;

26% — специалист, который выполняет свою работу.

С одной стороны, эти данные можно воспринимать как признание той значимой социальной миссии, которую исполняет учитель. Однако если мы сопоставим эти данные с тем, что только 26% указали, что уважение к школе и учителю зависит от семьи и родителей (см. вопрос №4), то становится очевидным противоречие: если учитель так важен и является столь влиятельной личностью, то почему же в семье не формируется уважение к учителю?

Выявленное противоречие, на наш взгляд, связано, во-первых, с тем, что, отвечая на вопрос «Современный учитель — это...», родители ориентировались на некое обобщенное представление об учителе, «абстрактного» учителя, а при ответе на вопрос «От семьи и родителей зависит. уважение к школе и учителям» — отвечали от своей семьи, из личного опыта взаимодействия с конкретной школой и конкретными учителями. Во-вторых, уважение всегда проявляется в поведении и взаимодействии: в речи, в установлении дистанции, в соблюдении неких норм и правил, регламентирующих отношения субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей), в признании и реализации прав и обязанностей, в предоставлении выбора, в объективной оценке результатов и др. И если родители считают, что учитель — личность, которая оказывает влияние на поколения и будущее страны, то крайне трудно оценить результаты деятельности учителя (хотя родители имеют свое мнение о профессионализме учителей — см. ответы на вопрос №3 «От школы зависит профессионализм учителей»), очень велико влияние личностного фактора (харизмы и авторитета учителя, специфики личностных отношений с детьми и родителями). В таком варианте формировать у детей и родителей уважение и устанавливать уважительные отношения с учителем очень трудно.

На наш взгляд, потенциал для развития в этом направлении — это двигаться к пониманию родителями и обучающимися, что учитель — это специалист, который выполняет свою работу. При таком восприятии роли учителя будет больше возможностей налаживать взаимодействие в деятельности (Что делает учитель? Как делает? Для чего? Каковы результаты? Что можно сделать еще, чтобы.), а не только в отношениях (ребенка любят/не любят, уделяют внимание/не уделяют, хороший/плохой учитель, хорошая/плохая школа).

Крайне важно, что и учителя сами не привыкли воспринимать себя как специалиста, который выполняет свою работу, а претендуют на нечто большее (особая работа, не просто работа, а служение, миссия и т. д.). Это приводит к формированию нереалистичных ожиданий, профессиональному выгоранию, ощущению неоцененности (недооцененности) своего вклада в работу и учеников, обидам, разочарованиям в себе и в профессии, нежеланию профессионально развиваться, низкой готовности к реалистичной оценке своей деятельности, ревностному отношению к успехам и достижениям коллег.

Вопрос 6. По-вашему мнению, современный родитель.

75% ответов были отданы мнению, что современный родитель ценит школу и сотрудничает с учителями;

30% — родитель относится к школе, как к учреждению, которое обязано дать ребенку хорошее образование;

— из 202 заполненных анкет только в одной было отмечено, что родитель недоволен, часто вступает в противостояние со школой, жалуется.

Можно утверждать, что ответы именно на этот вопрос были даны под влиянием эффекта «социальной желательности». Важно отметить, что родители дали такие ответы не только потому, что «школе нужно, чтобы родители так считали», но и потому, что родители сами хотят, чтобы так было на самом деле. Они действительно хотят «быть такими родителями, которые ценят школу и сотрудничают с учителями», это их образ «идеального родителя». И этот образ «идеального родителя» не мешает им в реальности вести себя по отношению к школе и учителям совершенно по- другому, часто — противоположным образом.

Вопрос 7. Самое главное в хорошем школьном образовании.

59% — программа и результат обучения;

— 36% — социализация ребенка и его подготовка для жизни в обществе;

— 21% — удовлетворенность образованием у детей и родителей.

Соотнесем эти результаты с ответами на вопрос №1 («Что такое хорошее школьное образование?»): всего 19% родителей указали, что хорошее школьное образование — это учебные результаты, знания и умения, определяемые образовательным стандартом.

Результаты показывают, что родители не имеют собственного четкого, осознанного и согласованного представления о «хорошем школьном образовании». В одном вопросе у них одно мнение (например, главное в хорошем образовании — программа и результат), а в другом — другое, часто противоречащее предыдущему (учебные результаты, знания и умения вообще не столь важны, как дальнейшее получение профессии и возможности для жизни детей в обществе). Не имея собственной четкой позиции, родители часто подвержены негативному влиянию различных ситуаций (раздувание негативных фактов в СМИ), эмоционально-аффективным реакциям («вываливание» проблем в интернет), скоропалительным непродуманным действиям (жалобы в различные инстанции), неконструктивному поведению в конфликтах (нагнетание напряженности, угрозы, эскалация, расширение зоны конфликта и т. д.). Кроме того, отсутствие четкого представления о «хорошем школьном образовании» в той или иной степени будет отражаться на оценке родителями качества оказания образовательных услуг в школе.

 

Таким образом, необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по формированию у родителей четких и обоснованных представлений о хорошем образовании детей, о том, что и как в этом направлении делает школа, педагогический коллектив и конкретные учителя на уроках и в работе с классом. Важно, чтобы эта работа велась одновременно и с учителями, так как прежде чем транслировать некую концепцию хорошего школьного образования родителям, важно, чтобы такие же четкие и осознанные взгляды были у всего педагогического коллектива (по сути — единая согласованная профессиональная позиция). Имея и разделяя такую профессиональную позицию, учитель способен более осознанно реализовывать ее в работе, строя взаимодействие с детьми и родителями.

Часть 2. Результаты опроса педагогов

Эти же вопросы были предложены педагогам в рамках педсовета с помощью пультов для электронного голосования. Результаты обрабатывались по всему массиву данных (78 педагогов, индивидуальные результаты — анонимны).

Вопрос 1. Что такое хорошее школьное образование?

52% — большинство — педагогов считают, что хорошее школьное образование дает максимальные возможности для жизни детей в обществе «сегодня и завтра»;

34% — старт для дальнейшего образования и получения профессии;

— 14% педагогов указали, что хорошее школьное образование — это учебные результаты, знания и умения, определяемые образовательным стандартом.

Позитивным в этих результатах, на наш взгляд, является тот факт, что педагоги воспринимают образование достаточно широко, как основу развития, фундамент, на котором будут строиться все успехи и достижения детей вне зависимости от того, как будет складываться их дальнейшая жизнь. Хорошее образование — это ресурс, которым человек пользуется всю жизнь, при желании — развивая и наращивая его для решения своих жизненных и профессиональных задач. Однако проблемной зоной при таком восприятии является измеряемость результатов образования. Каким образом (критерии оценки, инструменты), кем (самим ребенком, его родителями, педагогами и школой, обществом) и когда (в процессе обучения, при окончании школы, при поступлении в вуз, в течение всей жизни) может определяться, что школьное образование — хорошее и, значит, учитель работал хорошо?

На наличие некоторых проблем указывает крайне небольшой процент (всего 14%) выбора педагогами ответа «хорошее школьное образование — это учебные результаты, знания и умения, определяемые образовательным стандартом» (для сравнения — 19% выбора этого ответа у родителей). Можно предположить, что у многих педагогов существует не только весьма критичное отношение к содержанию одного из основных документов, связанных с деятельностью учителя, — образовательному стандарту, но и имеется противоречие между современными тенденциями развития системы образования (модернизация, стандартизация, оценка качества результатов образования и т. д.), требованиями к деятельности учителя и собственным профессиональным мировоззрением. Эти проблемы в каждодневных рабочих реалиях проявляются в пассивно-протестном отношении педагогов к происходящим изменениям в системе образования и в конкретном образовательном учреждении; в нежелании изучать нормативные документы, непосредственно связанные с деятельностью; в отсутствии интереса к познанию нового в преподаваемом предмете; в низкой активности в освоении новых профессиональных компетенций и др.

Сказанное выше подтверждается сопоставлением с результатами ответов на другие вопросы, в том числе на вопрос «От кого зависит хорошее школьное образование?».

Вопрос 2. От кого зависит хорошее школьное образование?

51% педагогов указали, что хорошее школьное образование зависит от образовательной системы и образовательной политики страны;

23% считают, что от школы (руководства и педагогов);

26% педагогов отметили, что от семьи (самого ученика и родителей).

Весьма впечатляет, что три четверти педагогов (51% + 26%) не склонны принимать на себя ответственность за «хорошее образование». Причинами такого переноса ответственности могут быть:

1)   недостаточная зрелость личности, связанная с неуверенностью в себе, неудовлетворенным желанием успеха, недооцененностью;

2)         профессиональное выгорание;

3)    неадекватная компенсация делегируемой учителю избыточной ответственности, то есть современный учитель в школе полностью или частично отвечает за все — за учеников, за все, что с ними может произойти (от мотивации, оценок, поведения до жизни и здоровья), за кабинет и другие помещения школы, за учебно-методическое обеспечение учебного процесса, за субботник, за работу с родителями, за себя, за... за... за... При недостаточной свободе выбора (за что отвечать, а за что — нет), под грузом непомерной, а часто — реально абсолютно не выполнимой ответственности у человека формируется защитное избегающее поведение, скорректировать которое очень трудно.

4)    несбалансированность обязанностей и прав учителя в современной системе образования, то есть обязанности многократно превышают права и возможности на что-либо влиять (логика: «если я ни на что не влияю, то ни за что и не отвечаю.»).

Тенденция переноса ответственности была отмечена и при опросе родителей, с той разницей, что родители ответственность отдают школе (руководство, педагоги — 65%) и государству — 39%, а педагоги — государству и семье.

Вопрос 3. В хорошем школьном образовании от школы зависит...

    51% педагогов считает, что в хорошем школьном образовании от школы зависит профессионализм учителей;

    35% — несколько меньший процент выбора — успехи и достижения детей;

    14% — условия обучения (расписание, оснащение классов, учебники).

Вопрос 4. В хорошем школьном образовании от семьи и родителей зависит.

    46% — почти половина — опрошенных педагогов считают, что от семьи и родителей зависит желание ребенка учиться, успехи и достижения;

    30% — уважение к школе и учителям;

   24% — конструктивное взаимодействие со школой и учителями.

Если сопоставить ответы педагогов с ответами на вопрос №3 («В хорошем школьном образовании от школы зависит.» — «успехи и достижения детей» — 35%), то можно увидеть, что педагоги разделяют ответственность за успехи и достижения детей между школой и семьей. Несомненно, это позитивный факт, который, в свою очередь,создает естественное пересечение интересов педагогов и родителей, единое поле для выстраивания конструктивного взаимодействия для решения общих задач развития и образования детей.

Вопрос 5. По-вашему мнению, современный учитель — это.

    68% — подавляющее большинство — считают учителя личностью, которая оказывает влияние на поколения и будущее страны;

    17% указывают на восприятие учителя как очень важного для ребенка и родителей человека;

    15% воспринимают учителя как специалиста, который выполняет свою работу.

Так же, как и в родительском опросе, с одной стороны, эти данные можно воспринимать как понимание той значимой социальной миссии, которую исполняет учитель. Однако, если мы сопоставим эти данные с тем, что:

    три четверти педагогов (51% + 26%) не склонны принимать на себя ответственность за «хорошее образование» (вопрос №2),

    только треть (35%) педагогов считают, что «успехи и достижения детей» зависят от школы (вопрос №3),

    почти половина (46%) педагогов отметили, что «желание ребенка учиться, успехи и достижения» зависят от семьи и родителей (вопрос №4), то возникает вопрос, каким образом учитель «оказывает влияние на поколения и будущее страны»?

Вполне возможно, что педагоги демонстрируют сформированную еще в процессе получения педагогического образования установку — на «особую функцию учителя в обществе». В обсуждении результатов опроса родителей нами уже отмечалось, что учителя не привыкли воспринимать себя как специалиста, который выполняет свою работу, а претендуют на нечто большее (особая работа, не просто работа, а служение, миссия и т. д.). Но столь высокий уровень притязаний должен чем-то обеспечиваться: высокой (но реалистичной!) самооценкой, конкретными результатами деятельности — успехами и достижениями, осознанием уровня своего профессионализма и педагогического мастерства, стремлением к повышению этого уровня, признанием коллег, высокой оценкой общества и соответствующим отношением как к труду конкретного учителя, так и к профессиональному сообществу педагогов в целом.

С учетом же актуальной ситуации в обществе и системе образования возникает впечатление, что педагоги склонны «принимать желаемое за действительное».

Вопрос 6. По-вашему мнению, современный родитель.

    62% ответов были отданы мнению, что родитель относится к школе как к учреждению, которое обязано дать ребенку хорошее образование;

    27% — современный родитель ценит школу и сотрудничает с учителями;

    10% педагогов считают, что родитель недоволен, часто вступает в противостояние со школой, жалуется.

По нашему мнению, распределение ответов педагогов на этот вопрос в целом отражает современное отношение родителей к школе. Отношение родителей — очень разное и складывается под влиянием многих факторов. Принципиально важно для педагогов — это


отношение знать и учитывать во взаимодействии с родителями, а также своевременно корректировать собственное мировоззрение и профессиональные установки (в частности — учителя вполне осознают, что «родитель относится к школе, как к учреждению, которое обязано дать ребенку хорошее образование» и при этом считают «учителя личностью, которая оказывает влияние на поколения и будущее страны»).

Вопрос 7. Самое главное в хорошем школьном образовании...

    48% — удовлетворенность образованием у детей и родителей;

   32% — социализация ребенка и его подготовка для жизни в обществе;

   19% — программа и результат обучения.

То, что почти половина педагогов считают, что главное в хорошем школьном образовании — это удовлетворенность образованием у детей и родителей, может соотноситься, во-первых, с признанием педагогами того, что дети и родители — это фактические, значимые и полноправные участники образовательного процесса (то есть субъект-субъектные отношения действительно приходят на смену субъект-объек- тным отношениям в педагогическом процессе); и, во-вторых, с утверждением новых реалий в системе образования при изменении приоритетов образовательной политики (образование — сфера услуг, а качество образовательной услуги оценивает потребитель: он выбирает, ему может нравиться/не нравиться, он может быть доволен/не доволен условиями, процессом обучения, результатом, отношениями, педагогом, школой и др.). При этом противоречие заключается в том, что все понимают, что дети и родители имеют право оценивать все, что связано со школьным образованием, понимают, что в той или иной степени школа и педагоги зависимы от этой оценки, и также понимают, что часто это абсурдная ситуация, потому что оценивать что-либо (кого-либо) может человек компетентный. В чем и насколько дети и родители компетентны — вопрос актуальный и практически не изученный. При ответе на метафорический вопрос «А судьи кто?», педагоги часто склонны к необоснованному обобщению «Да что они могут оценить? Они же ничего в этом не понимают!».

Крайне интересно сравнить результаты ответов педагогов на этот вопрос с ответами родителей. Треть опрошенных в обеих группах сходятся во мнении, что главное в хорошем школьном образовании — социализация ребенка и его подготовка для жизни в обществе, и на этом сходстве можно и нужно наращивать общность учителей и родителей.

Необходимо также вырабатывать согласованную педагогическую позицию учителей и родителей в преодолении потенциально конфликтного противоречия: 48% педагогов считают главным в хорошем школьном образовании удовлетворенность у детей и родителей, а 59% родителей, наоборот, считают главным — программу и результат обучения.

На первый взгляд, этот «перевертыш» удивителен и нелогичен. Гораздо понятнее было бы обратное: если бы учителя считали главным программу и результат обучения (ведь они именно этим и занимаются как специалисты!), а родители считали бы главным удовлетворенность (собственную и своих детей). Но если мы попробуем рассмотреть это с точки зрения «что дает именно такая позиция?», то наиболее вероятно следующее.

Если педагог считает, что главное в хорошем школьном образовании — удовлетворенность детей и родителей, и они удовлетворены и довольны, то как бы тебя ни оценивали эксперты при аттестации и коллеги, имеешь ли ты учеников с высокими достижениями, какие баллы ученики показывают по учебной деятельности — не так важно. А если дети и родители не удовлетворены, то, как уже отмечалось выше — «они ничего в этом не понимают» (то есть здесь работает механизм психологической защиты от неприятной информации — рационализация). Если бы педагог считал, что главное в хорошем образовании — выполнение программы и результат обучения, то объяснить, слабые результаты, проблемы ли это в усвоении программы (то есть в учебной деятельности ребенка) или в преподавании (то есть в деятельности учителя) — было бы весьма трудно.

В отношении родителей: если родитель считает главным программу и результат обучения и при этом часто не знает содержания программ, не имеет представления, что считать результатом образования и как его оценить, то есть ощущает свою полную некомпетентность в этом вопросе, то работает типичный механизм психологической защиты от неприятных переживаний — проекция. Это проявляется в переносе ответственности за хорошее школьное образование на школу и педагогов. И если родитель не удовлетворен результатами и качеством образования своего ребенка, то кто же в этом виноват? Ответ очевиден...

Таким образом, главный вывод, который можно сделать по итогам опроса педагогов, практически совпадает с тем, что было описано выше по итогам опроса родителей: педагогическому коллективу необходимо формировать целостную согласованную профессиональную позицию по основным вопросам школьного образования, на основе которой учитель способен более осмысленно работать и строить взаимодействие с детьми и родителями. В этот процесс должны быть включены и родители, чтобы расширять собственную педагогическую компетентность, иметь четкие и обоснованные представления о хорошем образовании детей, о том, что и как в этом направлении делается образовательным учреждением и педагогическим коллективом.

 

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 544
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 268
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1