Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 1. С. 97–99
ISSN: 2658-3100 (online)
Сопровождение детей с СДВГ в условиях ДОУ
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: СДВГ, трудности принятия, произвольное внимание, самоконтроль
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Попова Е.Е. Сопровождение детей с СДВГ в условиях ДОУ [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 1. С. 97–99. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n1/Popova (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
В своей работе я часто сталкиваюсь с трудностью взаимодействия с гиперактивным ребенком. Сегодня я бы хотела поделиться теми знаниями, что приобрела в процессе работы над этой проблемой.
«Первый и самый важный шаг в помощи детям с СДВГ — понимание природы этого расстройства»
(Самуэль Гольдштейн
На мой взгляд, в процессе работы с гиперактивними детьми у педагога возникает трудность в понимании, что делать. И недоумение от того, что все знания, весь педагогический опыт рушится и не дает стойкого результата в воспитании ребенка с СДВГ
Еще одна трудность заключается в том, что эти дети вовсе не выглядят больными: они крепкие физически, за редким исключением интеллектуально развиты, за счет любознательности и подвижности — эрудированны, они всегда в центре событий, трудно заподозрить их в болезни. И мы, взрослые, зачастую игнорируем состояние и особенности психомоторной регуляции детей с СДВГ.
Представьте себе, что я, в силу каких-то причин, не заметила, что ребенок хромает, и обучаю его бегать, как всех остальных здоровых детей. Понятно, что у меня не получится, мне бы его стоять научить. Точно так же у детей с СДВГ необходимо учитывать потребности и способности.
Обратимся к работе детского психиатра, психотерапевта О.И. Романчука: СДВГ — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность.
На слове «полиморфный» хочется сделать особое ударение, поскольку в действительности нет двух одинаковых детей с СДВГ. Это психиатрическое расстройство. Его причиной, вопреки распространенным мифам, являются особенности строения и функционирования головного мозга, а не плохое воспитание, аллергия и т. п. Настоящая причина состоит либо в генетических факторах (в преобладающей части случаев), либо в перинатальном поражении центральной нервной системы. Именно поэтому СДВГ — это нарушение развития, и его проявления присутствуют с раннего детства, они «встроены» в темперамент ребенка и носят постоянный характер.
Хочется обратить внимание, что двигательная активность, невнимательность, импульсивность являются нормальными в дошкольном и младшем школьном возрасте. СДВГ — крайнее проявление спектра «активного» темперамента, при котором гиперактивность, импульсивность и нарушения внимания выражены настолько сильно, что значительно затрудняют обучение, социальную адаптацию и в целом психологическое развитие ребенка.
Однако расстройство СДВГ, которое приводит к огромным нарушениям детского поведения, не имеет ничего общего с приобретенным поведением и не является результатом плохого воспитания. Поэтому оно расходится с глубоко укоренившимися понятиями о плохих детях и их плохом поведении.
СДВГ — это не следствие плохого воспитания, это особенности работы нервной системы в целом.
Причина слабого произвольного внимания и самоконтроля, неустойчивой мотивации заключается в дисфункции лобной коры головного мозга. Лобная кора осуществляет динамическую интеграцию, взаимодействие нейронов мозга, обеспечивающих достижение нужного результата. Нарушение деятельности лобной коры и нейрохимических связей, связывающих её с серединными структурами, приводит к дезинтеграции процессов в головном мозге, нарушению способности предвидеть предстоящие события, планировать свою деятельность.
Общеизвестно, что дети с СДВГ могут часами заниматься тем, что им интересно. Интерес, эмоции дают дополнительную необходимую энергию и направленность. Именно поэтому очень важно, чтобы родные, близкие, педагоги ребёнка помогли найти ребёнку «своё дело». Это именно то, что в дальнейшей жизни позволит ему оставаться «на плаву».
Внимание — психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока непрерывной информации, благодаря работе внимания, ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.
Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения — доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их не замечает. Чем выше активность нервной системы, тем выше нужен сигнал, который ее активирует, но в какой-то момент происходит резкое истощение нервной системы и переход в противофазу. Во время истощения дети не реагируют на крик, шепот, их можно ругать, окликать — они «не слышат». Батарейка села. При более глубоком истощении — парадоксальная фаза. Крик они не воспринимают, но малейший шорох их отвлекает.
Таблица 1
|
Норма |
СДВГ |
Работа нервной системы: субпороговый сингал возбуждения нервной системы (кошка, звук шин за окном, речь в соседней комнате) |
Не осознается. |
Воспринимается как значимый. |
Внимание |
Создается очаг напряжения в коре ГМ — доминанта. Остальные сигналы блокируются как второстепенные. |
Не может удержать произвольно внимание. Доминанта создается по каждому возбудителю. Процесс торможения запаздывает. ГМ напоминает новогоднюю гирлянду. |
Объем (количество однородных предметов, которые охватывает сознание ребенка) |
До трех объектов с достаточной полнотой и детализацией. |
Один объект, полнота и детализация отсутствуют. |
Переключение (возможность осмысленного перемещения с одного объекта на другой) |
Возможно при словесной инструкции взрослого. |
Хаотичное переключение при восприятии субпороговых сигналов, не осознаваемых в норме. |
Устойчивость |
Могут играть в одну и ту же игру до 93 минут. |
Могут играть в одну и ту же игру до 93 минут в одиночестве или с одним партнером при условии включенности партнера. |
Самооценка |
Адекватная или завышенная. |
Заниженная. |
Дети с СДВГ часто страдают заниженной самооценкой и пребывают в эмоциональном дискомфорте. Доказано, что при эмоциональном благополучии у детей снижаются проявления импульсивности (поэтому давайте детям поручения и хвалите за выполнение).
Предлагаю сравнить восприятие и обработку внешних сигналов детьми с условной нормой и детьми с СДВГ (табл. 1). За основу возьмем поведение детей 6-7 лет.
Что может сделать психолог в условиях детского сада.
В группе: научить ребенка осознавать свои эмоции и понимать эмоции других детей и взрослых.
На индивидуальных занятиях: построить модель взаимодействия с ребенком, в которой искренне и без оценки показать ребенку свои реакции на его поступки, научить анализировать последствия своих действий; обучить приемам самоконтроля
При работе с родителями: семья система устойчивая, и для того чтобы привести ее в движение, необходимо учитывать многие составляющие, например образование родителей. Если вы первый специалист, который говорит о том, что у ребенка есть нарушения поведения, готовьтесь к отпору — это не всегда означает, что родители вас не услышали, но на данном этапе сотрудничество затруднено. Стать родителям союзником, можно только встав на сторону ребенка и вооружившись знаниями о синдроме, его прогнозах, способах проявления у данного ребенка и способах коррекции.
При общении с гипердинамическими детьми надо учитывать, что все их чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины. Если гипердинамический ребенок не корректирует своего поведения из- за недомогания матери, усталости отца или неприятностей, постигших приятеля, то он вовсе не бесчувственный эгоист, как может показаться с первого взгляда. Скорее всего, он просто не заметил всего вышеперечисленного.
Познание, оценка чувств и состояния других людей — сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на объекте (другом человеке). А вот с концентрацией-то у гипердинамического ребенка — большие проблемы! Поэтому не стоит ждать от такого ребенка понимания — лучше просто сказать ему о том, что именно вы сейчас испытываете. Гипердинамический ребенок легко примет это как факт и, возможно, постарается как-то учесть.
Дети с СДВГ очень чувствительны к похвале и критике, но в силу поверхностности эмоций не способны долго удерживать эмоциональное состояние, вследствие чего может казаться, что они равнодушны к наказаниям и поощрениям. Я его похвалила, а он через 3 минуты хулиганит.
Дети все без исключения нуждаются в нашей любви, а дети с особенностями, дети, у которых многое получается хуже, чем у всех, — особенно. И самое главное, что мы можем дать детям с СДВГ, — это наша любовь, через любовь приходит принятие и понимание. И уже поняв, мы думаем, что с ними делать, как воспитывать.
Литература
- Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие. — М.: Теревинф, 2011.
- Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. — М.: Генезис, 2010.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 742
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 381
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1