Вестник практической психологии образования
2016. Том 13. № 1. С. 23–32
ISSN: 2658-3100 (online)
Психология НЕуспеха, или «Двери в будущее», которые мы для себя закрываем (информация для обсуждения на классном часе)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: дверь в будущее, ошибки молодости, жизненные тупики, молодежные проблемы
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Николаева Е.И., Новосадова О.М., Сычев В.А. Психология НЕуспеха, или «Двери в будущее», которые мы для себя закрываем (информация для обсуждения на классном часе) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 1. С. 23–32. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2016_n1/Nikolaeva_Novossadova_Sychev (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Е.И. Николаева, О.М. Новосадова, В.А. Сычев
Николаева Елена Ивановна — доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Заместитель, редактора журнала «Психология образования в поликультурном пространстве» (изд-во ЕГУ).
Новосадова Ольга Михайловна — директор по персоналу ООО «ТСЗ ГРУПП». Общий стаж работы в кадровых службах различных организаций, в том числе крупных, — 32 года. Сегодняшняя работа включает три основных направления: юриспруденцию, психологию и управление персоналом.
Сычев Василий Алексеевич — учредитель и генеральный директор ООО «Дом». Образование: Международный Институт Менеджмента «ЛИНК» по специальности «Менеджмент организации». Школа бизнеса открытого британского университета «ЛИНК». Непрерывное самообразование.
В статье на конкретных примерах рассказывается о типичных ошибках подростков и юношей, которые, на первый взгляд, кажутся не очень страшными. Этакими «простительными и естественными ошибками молодости». Однако, в силу объективных причин (биологических, психологических, социальных), именно эти ошибки могут иметь фатальные последствия для всей дальнейшей жизни. Например, сделать для человека невозможными (или почти невозможными) создание благополучной семьи, построение карьеры, счастливой жизни в целом и т. д. Условно говоря, описываются те «двери в будущее», которые открывает перед молодыми людьми жизнь, и те типичные поступки, убеждения, жизненные ценности, из- за которых те или иные «двери» могут закрыться навсегда или на многие годы. Например, такая «дверь», как блестящая карьера в крупной компании, автоматически захлопывается перед теми людьми, в чьей биографии есть пунктик «сидел в тюрьме». Даже если с тех пор прошло двадцать лет, а срок заключения — это лишь год в колонии общего режима, в которую человек попал по глупости, еще будучи ребенком. Просто потому, что в тот момент вбил себе в голову идею: никому нельзя давать спуску. На любую обиду нужно немедленно и жестко отвечать. В результате — регулярно затевал драки со сверстниками, «посылал подальше» взрослых, пытавшихся его образумить, а в итоге — «доигрался» до тюрьмы, случайно нанеся другому участнику серьезную травму. Потом одумался и «взялся за ум», но было поздно, «пятно» на биографии осталось и закрыло одну из «дверей в будущее». А может, и не одну. Вывод: именно идея, что «никому нельзя давать спуску», — стала первопричиной жизненных неудач. Если бы человек вовремя ее переосмыслил и отказался, все, скорее всего, кончилось бы благополучно.
Слово Е.И. Николаевой
«Дверь» первая: в общество интересных, высокообразованных и культурных людей.
Весьма часто подросткам кажется, что мир несправедлив к ним, когда родители заставляют их посещать дополнительные занятия, например, в музыкальной или спортивной школе. Собственные родители кажутся деспотами, особенно в сравнении с мамами и папами тех друзей, которые большую часть времени предоставлены самим себе. А в результате — часами сидят в соцсетях или просто весело слоняются по улицам.
До сих помню чувство обиды, которое я испытывала, когда сидела за пианино и играла гаммы летом, а ребятишки во дворе весело занимались чем-то очень занимательным. Жизнь казалась несправедливой: одним — свобода, а другим — занимайся. Много лет спустя я оказалась на конференции за границей. Участники собирались группами, и начать разговор с незнакомым человеком, казалось, было крайне трудно. В зале стоял рояль. Я села и стала играть мелодии, знакомые людям разных стран. Ситуация переменилась мгновенно. Вдруг возникло много желающих общаться со мной.
А на другой конференции мы возвращались большой группой участников в гостиницу. Вдруг кто-то запел по-итальянски застольную песню из «Травиаты» Верди. Люди оживились, и каждый на своем языке стал подпевать и танцевать. Это было незабываемое единение людей, приобщенных к одной культуре и через нее узнающих друг друга. Люди начинают интересоваться вами, если чувствуют, что вы с ними «одной крови».
Почему первая «дверь» может захлопнуться, прежде чем вы в нее войдете.
Современная наука выдвинула концепцию критических периодов, согласно которой есть вещи, которые можно освоить в определенные возрастные периоды жизни. Освоение этих же навыков в более поздние периоды требует больших усилий. А успехи — меньше (а порой и вовсе близки к нулю). Например, вспомните, как без проблем вы освоили родной язык в критический период до 5 лет. Но если вы будете изучать английский язык после 10 лет, вы потратите существенно больше усилий и никогда не сможете думать на языке.
Освоение игры на музыкальных инструментах, легко дающееся до подросткового возраста, после 25 лет становится практически невозможным. Процессы, происходящие в мозге, не позволяют человеку одновременно играть разные вещи двумя руками[1]. Объединение этих действий крайне затруднено, а потому освоение их возможно только в детстве, когда ребенок еще не понимает того преимущества, которое пытаются дать ему родители исключительно из заботы о том, чтобы предоставить максимальное количество возможностей.
Обучение — сложнейшее занятие. Но именно оно всегда было преимуществом богатых, которое предоставляло им возможность зарабатывать не тяжелым физическим трудом, а интересным навыком. С глубокой древности появление письменности и освоение этого навыка давало невероятное преимущество тому, кто им владел, хотя процесс обучения практически всегда сочетался с розгами и был крайне тяжел.
Вывод: всякое решение — бросить музыкальную, спортивную или художественную школу (просто ради того, чтобы ничего больше не делать, а шляться по улицам или просторам соцсетей) — прямой путь к ограничению будущих возможностей. Да, освоение любого навыка трудно. Но мастерство — это то, что ценится людьми в любой точке земного шара[2]. Время, упущенное в детстве или подростковом возрасте, нельзя вернуть, потому что пластичность мозга, то есть его способность перестраиваться и обучаться новому, постепенно сходит на нет. Посмотрите на ваших бабушек, как тяжело дается им компьютер, хотя вы легко меняете одну программу на другую и быстро схватываете суть новой игры. Подростковый возраст — последняя возможность научиться новому навыку и добиться высокой степени мастерства. К 25 годам мозг завершает свое развитие, если человек не прикладывает усилия и не заставляет нейроны активно работать. Нейроны живут при демократии: кто не работает — тот не ест. Если нейрон не работает с необходимой интенсивностью, находящаяся рядом глиальная клетка его съедает. Нейроны не делятся, но могут погибать. «Дверь» захлопнулась, возможность исчезла.
«Дверь» вторая: в общество людей, интересных и притягательных в любом возрасте.
Внешне привлекательная девушка (или юноша) может найти круг богатых людей разного возраста, готовых предоставить ей (ему) возможность побывать в разных странах, оказаться на самых роскошных тусовках, видеться с самыми яркими и знаменитыми людьми. Это так увлекательно жить в дорогих гостиницах, ходить на знаменитые вечеринки. Кажется, я потом поступлю в вуз, я потом освою профессию, ведь сейчас я так нужна и привлекательна.
Почему вторая «дверь» может захлопнуться, прежде чем вы в нее войдете.
Самое быстропроходящее качество человека — внешность и молодость. При первых признаках старения такого человека легко меняют на более молодого и такого же легкого, подобно тому, как выбрасывают испорченный презерватив. Человек оказывается на обочине жизни — с прекрасными воспоминаниями, но без будущего, без профессии, без знаний, без денег. Потому что деньги есть только у тех, кто умеет их хранить, а не тратить.
Здоровье, красота — очень хорошее приобретение, только быстропреходящее. И когда оно перестает действовать, очень выручает любой ранее приобретенный навык, умение, знание и т. д. С возрастом они только шлифуются и больше ценятся. Более того, для этого можно найти надежное применение.
«Дверь» третья: в общество целеустремленных и успешных людей (в разных областях).
Иногда кажется, что судьба обошлась с тобой слишком сурово, не дав нужной фигуры или предоставив слишком обычные черты лица. И в этот момент просто хочется обидеться на всех и сказать, что с такими данными все равно ничего не получится.
Вот пример человека, который, кажется не получил от судьбы ничего....
В 1851 году в Сибири родился Николай Васильевич Кобелков. У него не было ног, а из правого плеча торчала короткая культя. Внешний вид ребенка побудил прозвать его Кляксой.
Культя выросла в длину 17 см, но он научился ей писать и в 17 лет стал бухгалтером. Когда его пригласили в Петербургский цирк, он стал демонстрировать умение вдевать культей нитку в иголку, развязывать узлы, открывать замки, заряжать пистолет и гасить свечу выстрелом из него. С цирком он объездил мир.
На приеме у Саксонского короля Альберта I Кобел- ков познакомился с дочерью одного из придворных. Молодым людям было интересно вместе, и они решили пожениться. Во время свадебной церемонии новобрачная подошла к алтарю с избранником на руках, а потом поставила его на подушку рядом с собой. Обручальное кольцо жених надел на палец невесты зубами, а его кольцо она положила в кожаный мешочек, висевший на шее суженого. У супругов в дальнейшем родилось одиннадцать детей.
Кобелков не всю жизнь развлекал народ в цирке. Он оказался талантливым бизнесменом. Он создал киносъемочную группу, снимал кино, вновь объездил мир и разбогател. Николай Васильевич заслуженно считается одним из основателей отечественного кино. Он умер в возрасте 82 лет в окружении многочисленной семьи.
Почему третья «дверь» может захлопнуться, прежде чем вы в нее войдете.
Дело не во внешности, как бы скептично ни относились к этому юноши и девушки. Выходят замуж и женятся не на красивых, а на веселых, деятельных, умелых, отзывчивых и надежных. И если вы в свое время не позаботились о том, чтобы развить именно эти качества, сделать свой характер привлекательным для других, шанс остаться одиноким и никому не нужным (как человек) — весьма велики. Ведь за самой красивой внешностью не скроешь склочную и неуживчивую натуру. Рано иди поздно она проявится, и ваш избранник (избранница) уйдет. И такое будет повторяться из раза в раз. Конечно, шанс, что найдется кто-то, кто полюбит вас «несмотря ни на что», есть, но он очень мал. А кроме того, не факт, что вам захочется быть рядом с таким человеком.
«Дверь» четвертая: в общество здоровых и благополучных людей, имеющих возможность с чистой совестью выбирать свой путь.
В интернете можно найти много противоречивых высказываний о том, когда возможна интимная жизнь для девочки или для мальчика. Кто-то утверждает, что подростковый возраст — это то самое время, когда нужно пробовать и искать. А кто-то требует жесткого воздержания и угрожает страшными последствиями.
Все девочки в классе шепчутся, что у них уже что- то было с мальчиками. Они делают загадочные лица, и кажется, что ты — одна-единственная, не приобщившаяся к сообществу женщин, а значит — старомодная, никому не нужная.
Не стоит торопиться. Интимные отношения, в которые девушка вступает, чтобы быть «как все», часто оборачиваются ранней беременностью. Организм еще не окреп, а потому вероятность рождения больного ребенка, за которым нужно будет ухаживать всю жизнь, резко возрастает (по статистике из семьи в 50% случаев уходит отец).
Почему четвертая «дверь» может захлопнуться, прежде чем вы в нее войдете.
Ребенок требует постоянной заботы[3]. Не будет времени ни для института, ни для каких-то занятий, ведущих к личностному росту. Все подружки поступят в вузы, будут ездить в командировки и на конференции. Ты будешь сидеть дома, мучительно вспоминая о том единственном моменте, который был неприятным, но казался таким нужным, чтобы потом загадочно посмотреть на всех, как это делали «бывалые» девочки.
Чтобы получить от интимных отношений приятные ощущения, необходимо любить и доверять. Если не будет хотя бы одного из этих двух факторов, ощущения будут отвратительными и не принесут радости.
Никогда нельзя соглашаться на них только для того, чтобы понравиться мальчику. Если он уйдет только потому, что ты не согласилась на эти отношения — радуйся. Это человек, который бросил бы тебя потом. Те, кто любят, должны быть чувствительны к переживаниям любимой, не настаивать и понимать, что эти отношения требуют продуманности, чтобы не сломать ничью судьбу.
И если все-таки ты соглашаешься на них, обязательно настаивай на применении презервативов. Существует слишком много заболеваний, передающихся половым путем. Регулярно я встречаюсь со студентками, которые были заражены ВИЧ или сифилисом мужьями или возлюбленными. И потом ничего нельзя изменить всю оставшуюся жизнь. Про ВИЧ все известно. Но нужно помнить, что при лечении сифилиса бледная трепонема — возбудитель болезни — только убивается, но из крови не выводится. А следовательно, всю оставшуюся жизнь, даже после излечения, кровь нужно будет сдавать только в специализированных стационарах, поскольку эти убитые бактерии останутся в крови навсегда, и любой анализ в обычных поликлиниках будет давать положительный результат на сифилис. Это будет приводить к тому, что работники поликлиники будут уведомлять соответствующие службы, и тебе каждый раз нужно будет оправдываться и объяснять, почему так получилось. Крайне трудно будет найти человека, готового на отношения с тобой в этом случае. И вновь только одним поступком можно будет закрыть дверь в будущее с его надеждами и возможностями.
Слово О.М. Новосадовой
«Дверь» первая: в общество людей, чей природный талант воплотился в прекрасное будущее.
Говорят: «В его прошлом было прекрасное будущее». В каждом человеке заложен огромный потенциал возможностей, каждый человек бесконечно талантлив. Реализация этих талантов, саморазвитие, конечно, зависят от окружения человека, от усилий семьи, школы. Семья и школьные учителя должны подготовить его к самостоятельной жизни и не очень усердно опекать. Ведь нельзя подпрыгнуть, если тебя сильно поддерживают за руки.
Но в большей степени — почти все зависит от самого человека. Он сам формирует свое жизненное кредо, круг общения, выбирает друзей, манеру поведения.
Так, очень важный момент в самовоспитании — это формирование своего окружения. Мы сами выбираем своих друзей, приятелей. Надо учиться серьезно и ответственно относиться к этому, как бы ни было трудно противостоять мнению других ребят. И учиться говорить иногда «Нет».
Конкретный пример: почти в любом классе есть несколько группировок. Скажем, «серьезные ребята», занятые самообразованием, искусством, наукой (их — более легкомысленные сверстники — часто называют «ботаниками»), спортсмены, любители «красивой жизни» (которую им обеспечивают родители) и «бездельники-хулиганы». К кому примкнуть — каждый выбирает сам. К хулиганам — легче всего. Но чему полезному для дальнейшей жизни они смогут научить? Труднее всего — с «ботаниками» и спортсменами. Ведь надо постоянно учиться и постигать новое, чтобы стать для них интересным. Зато и результат будет отличным. Разовьется разум, воля, умение всегда двигаться вперед — качества, незаменимые для жизненного успеха.
Почему первая «дверь» может захлопнуться, прежде чем вы в нее войдете.
Если ничего не делать сегодня, так и останешься с серым «завтра», какими бы врожденными талантами когда-то ни блистал. Кроме того, огромный вред могут нанести однажды усвоенные привычки поведения. Скажем, «выпендреж» и «блатные» словечки, которые, нет-нет, да сорвутся с языка в самый неподходящий момент. Ведь то, что кажется приемлемо для молодого человека, будет совершенно неуместно через несколько лет. С другой стороны — разумное, нравственное, аналитическое, системное социально ориентированное поведение — гарант завтрашнего успешного профессионального и карьерного роста. Воспитание в себе личностных качеств, необходимых для жизни, для реализации своих возможностей в социуме, — одна из основных задач молодых людей. Как пелось в известной песенке Олега Анофриева «Точка, точка, запятая»:
...Что вы, что вы, это важно,
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу, рассчитать разбег.
Что трудно, это сложно,
Но иначе невозможно,
Только так из человечка выйдет Человек...
«Дверь» вторая: в общество уважаемых и востребованных профессионалов и мастеров своего дела.
Начинать нужно с простого: совершать осмысленные шаги по пути профессиональной ориентации. Сначала маленькие и пробные. Например, пройти профориентационное тестирование. Потом — более серьезные и решительные. Скажем, найти и пройти стажировку в нескольких местах, где можно попробовать себя в разных видах деятельности. Те же волонтеры сегодня востребованы многими организациями.
Когда говорят о профессиональной ориентации, часто имеют в виду выявление тех или иных склонностей человека к техническому, гуманитарному или иному направлению деятельности. И недостаточно поднимается вопрос о формировании личностных качеств характера: трудолюбия, трудоспособности, ответственности, надежности, исполнительности, умения работать в коллективе. А ведь практически любой труд командный. Человек учится, постигает сложности профессиональных знаний, но всегда будет работать в коллективе. С детства и юности необходимо формировать коммуникативные навыки, умение общаться, выстраивать «горизонтальные» и «вертикальные» отношения. Воспитывать в себе ориентированность на долгосрочные, ответственные, надежные отношения.
Почему вторая «дверь» может захлопнуться, прежде чем вы в нее войдете.
Выходить в жизнь с деформированными представлениями о себе, о людях, о жизни — значит обрекать себя на неудачу в социуме, в профессии, в жизни.
Типичный пример деформированных представлений: как-то разговаривала с одним нашим молодым сотрудником. Он утверждал, что сейчас все нравственные понятия размыты, и никто не знает, где добро, где зло. И значит, можно себя вести, как хочешь. Честно говоря, жаль, что его нельзя было посадить в машину времени и отправить на экскурсию в «веселые 90-е», когда люди именно с таким мировоззрением «правили бал». Они, помнится, щедро поставляли клиентуру похоронным бюро (в основном, друг друга), пока, в массе своей, не самоистребились. Одним словом, этот молодой человек был не прав (к счастью): человеческое общество наработало очень четкие критерии «что такое хорошо и что такое плохо». Например, хорошо (добро) — это то, что человек хочет себе. Плохо (зло) — это то, что человек себе не хочет.
Но вернемся к нашей теме: никто не захочет работать с умным, знающим, но наглым и идущим «по головам» человеком. Или наоборот — необязательным, неисполнительным, безответственным типом. Почему, думаю, не надо объяснять.
На собеседованиях очень часто вижу молодых людей с огромным потенциалом, но они не могут найти себя, работу для себя, так как не сформированы или неправильно сформированы личностные качества. Практически у всех работников кадровых служб есть четкие установки: не принимать на работу людей с низкими профессиональными знаниями, а главное — с неправильными личностными чертами и жизненными установками.
Кстати, внимание!!! Даже молодой рекрутер, проводящий первичные собеседования, легко отличит умного, деятельного и ответственного юношу или девушку от легкомысленного и эгоистичного лоботряса. Даже если тот будет сознательно скрывать эти недостатки и изображать «правильного мальчика». Что-то его все равно выдаст — манера говорить и рассуждать о жизни, нюансы внешности и поведения. В итоге первого кандидата пропустят на следующее собеседование. А второму — скажут «до свидания» и тут же забудут о его существовании.
«Дверь» третья: в общество трудолюбивых, а потому — успешных людей.
Правильное отношение к труду (как к занятию, возвышающему, а не унижающему человека), нужно в себе целенаправленно воспитывать с детства. Иначе может получиться вот что: скажем, очень часто способному ребенку легко дается учеба, он в младшей школе особо не напрягается, родители довольны. Но в старшей школе этому же способному ученику может тяжелее даваться учеба — не привык работать. Вывод: надо себя нагружать, чтобы вырабатывалась привычка к труду, а главное — к системному труду. Тогда труд начнет приносить удовольствие, даже несмотря на напряжение и усталость. Совсем как в одной известной притче: спросили трех каменщиков: «Что вы делаете?» Первый ответил: «Кладу камни». Второй: «Возвожу стены», а третий: «Строю Храм». Чувствуется разница?
Итак, семья, школа, занятия спортом и музыкой должны вырабатывать и закреплять у ребят привычку к труду, так как это ключевой навык для успешной жиз- ни[4]. Необходимо учиться не перекладывать ответственность на других за то, что происходит в твоей жизни. И не надо пассивно ждать инициативы от старших, от родителей, от учителей и педагогов.
Увеличивающийся объем знаний подразумевает более длительное обучение. Но для чего мы все время учимся? Наверное, для того, чтобы воплотить эти знания на практике. От учащихся порой ускользает смысл учебы, а смысл — в труде. Время обучения — приятно! Вроде, человек занят нужным делом, мозг работает, все нормально. Но, если человек не работает реально, у него не формируется ответственность. Так создается хорошо обучаемая система, а не человек, стремящийся к цели.
Почему третья «дверь» может захлопнуться, прежде чем вы в нее войдете.
Не надо культивировать инфантилизм, это потом негативно скажется на самом человеке. Почему так часто молодые люди ищут виноватых вокруг?
Как-то разговаривала с одной молодой девушкой, недавно окончившей вуз, уже работающей. Так вот, она предъявляла претензии всем взрослым (семье, педагогам), что в юности ее не заинтересовали, не додали что-то важное. Почему она сама не искала интересных людей? Своего пути? Не формировала свой круг?
А теперь поставьте себя на место работодателя, который, например, думает, кого бы из младших сотрудников повысить, поручив более ответственную и высокооплачиваемую работу. Или — кого из новеньких кандидатов пригласить в компанию. Признайтесь честно: вы бы взяли такую девушку? А себя — такого, какой вы сейчас? Есть, о чем поразмышлять.
«Дверь» четвертая: в общество людей, состоявшихся в жизни и в профессии.
На рынке труда побеждают работящие, постоянно обучающиеся и использующие свои знания на практике специалисты. Люди, стремящиеся к профессиональному росту, умеющие работать в команде, адекватно оценивающие себя в жизни, дисциплинированные, надежные, ответственные, трудоспособные, целеустремленные, активные, ориентированные на результат, лояльные к организации, со здоровыми амбициями. Нельзя постоянно просить помощи у других и искать легких решений, так как это не способствует саморазвитию.
Вывод: уже в юном возрасте надо формировать себя, свой характер. Нельзя, чтобы поведение было излишне эмоциональное, импульсивное, без социальной ответственности. При эмоциональной неустойчивости часто отсутствует самостоятельное мышление, человеком легко манипулировать и направлять в любую сторону. Надо еще в юности работать над формированием личностных качеств, таких необходимых в жизни! Жизнь становится все более осмысленной, интересной, эмоционально наполненной. Об этом, наверное, стоит регулярно напоминать молодым людям. Безусловно, каждый человек ищет себя, свое место в жизни, но желательно, чтобы эти поиски и решения носили разумный, а не хаотичный, импульсивный характер.
Почему четвертая «дверь» может захлопнуться, прежде чем вы в нее войдете.
Легкое, необязательное «порхание» по жизни (какими бы философскими или религиозными рассуждениями его ни оправдывали) оборачивается в будущем душевными муками.
Яркий пример — молодежное движение «хиппи» прогремевшее по всему миру в 60-80 годах прошлого века. Сначала это были красивые «светлые» молодые люди, проповедовавшие мир, единение с природой, отказ от жизни по правилам буржуазного общества.
Рассуждали они красиво, но кончили печально. В массе своей — умерли от наркотиков, поскольку с самого начала сделали курение марихуаны своим культом. А те немногие, что воплотили конечную цель своего движения — добрались до «благословенной Индии», желанного рая там не нашли. Мало того, в большинстве своем там остались, пополнив армию местных алкоголиков, бомжей и мелких наркоторговцев.
И это была не случайность, а логическая неизбежность. Ведь позиция человека «щепка в потоке» тупиковая, приводящая к внутреннему разладу и ощущению дискомфорта. И вот, меняет человек места работы, семьи, города и страны, порой даже не осознавая, что с ним не так, не отдавая себе отчет, откуда это чувство неудовлетворения от жизни. Ему ведь было дано так много, почему не состоялся?! А где его работа над собой, над формированием правильных личностных качеств? Талантливый, но ленивый. Талантливый, но необязательный, ненадежный. Талантливый, но нет упорства в достижении цели. Талантливый, но «идущий по головам», безразличный к другим людям. Талантливый, но не вникает в смысл происходящего. Талантливый, но не может четко формулировать цели и задачи. И не надо сваливать на кого-то свои неудачи, промахи; надо очень много работать над собой, превращая алмаз (невзрачный серый камушек) в бриллиант.
«Дверь» пятая: в общество лидеров.
Сейчас в обществе распространенно мнение, что чуть ли не каждый может стать руководителем, лидером. И все рвутся быть директорами, не понимая, что лидерские качества надо воспитывать. Управленец — это особая личность: волевой, умеющий принимать своевременное решение со знанием дела и с учетом конкретных обстоятельств. Управленец способен к просчитанному и оправданному риску. Лидеры способны очень много и упорно трудиться, целенаправленно идут к намеченной цели, способны преодолевать препятствия, трудности, достигать наивысших результатов, умеют переживать неудачи, не бояться брать на себя ответственность за принятые решения, за людей. Но эти же качества необходимы любому специалисту, развивающему себя в профессии: прекрасный хирург не обязательно будет стремиться заведовать хирургическим отделением.
Почему пятая «дверь» может захлопнуться, прежде чем вы в нее войдете.
Ответ прост: чтобы стать лидером, а потом удержаться на этой позиции, нужно постоянно и интенсивно развиваться. Только так можно быть в чем-то впереди всех и вести за собой людей. Скажем, в силе, в знании, в умении находить и внедрять нестандартные решения. Для этого нужно трудиться и работать над собой. Даже в том случае, если у тебя от природы высокие лидерские навыки и в детстве ты был главным заводилой в классе. Во взрослом возрасте на этом долго не продержаться. Если тебе реально нечего дать или сказать людям, они быстро это поймут и сбросят тебя с пьедестала.
«Дверь» шестая: в общество людей, чье настоящее и будущее не отягчено прошлым. И они могут идти, куда хотят.
И еще важный момент. Один знакомый молодой человек в ранней юности позволял себе антисоциальное поведение. Потом повзрослел, одумался, закончил вуз, хорошо работает. Мог бы рассчитывать на значительно лучшую работу, но судебное прошлое тянется за ним все время, хотя вопрос решился мировым соглашением. В крупные, серьезные организации его не берут, так как там надо заполнять расширенные анкеты. А в них всегда есть вопрос в стиле «Не имели ли вы проблем с законом?». Этот пункт служба безопасности компании всегда проверяет с особой тщательностью. Для этого у нее есть все каналы. И если становится известно, что у Вас «был грешок», вам автоматически отказывают в работе, не вникая в нюансы дела. Кому хочется рисковать? Особенно, если есть другие кандидаты с незапятнанной репутацией.
Слово В.А. Сычеву
Существует мнение, что в молодости надо попробовать все. Но насколько мудра такая позиция? Большинство опытных и мудрых людей с ней согласны (есть даже специальное опросы пожилых людей). Действительно жизнь одна и в ней надо попробовать сделать очень многое. Съездить порыбачить на Кубу, покататься на лыжах в Красной Поляне, нырнуть на Большом барьерном рифе, научиться петь, хотя бы для себя, стать дизайнером или парикмахером и т. д. и т. п.
Это нужно делать в любом возрасте, но особенно это актуально в юности. По разным причинам: например, потому что в детстве и юности важно получить много положительных эмоций. Наши эмоции это или результат активации инстинктов и внутренних гормональных процессов, или — результат активации воспоминаний, связанных с положительными или отрицательными эмоциями. Любая ситуация в жизни напоминает нам подобную ситуацию, происходившую в прошлом, даже если мы и не осознаем этого. И от того, с какими эмоциями связаны воспоминания, будут зависеть и наши текущие эмоции.
Другими словами, чем больше у нас приятных воспоминаний, тем проще нам будет испытывать положительные эмоции в будущем. И наоборот, если мы не учились в детстве получать удовольствие от разных вещей (правильных с моральной точки зрения), то со временем делать это будет все сложнее.
Еще одна причина, по которой именно в юности важно испытать многое, это выбор жизненного пути. Чем заниматься в жизни? Какую профессию выбрать? Нам всем приходится делать этот выбор в юности, но большинство подростков еще не готово его сделать (как, впрочем, и многие взрослые), они не знают, что у них получается хорошо, что им нравится. Можно, конечно, положиться на мнение родителей, но они не всегда бывают правы, можно и даже нужно обратиться к психологу. Хороший психолог, используя правильные методики, может многое рассказать о том, к чему у нас есть предрасположенность, а что нам будет даваться труднее. Но в любом случае — пусть даже и не в юности, а чуть позже, — человеку будет проще сделать выбор, если он учился музыке, рисованию, пробовал заниматься спортом, работать распространителем рекламы или даже трудился на заводе, ферме во время каникул и т. д.
Итак, всю жизнь и особенно в юности надо пробовать открывать многие «двери», но не все! За некоторыми из них начинается опасная дорога, которая уже не позволит вернуться и закроет перед нами многие другие «двери»-возможности, а бывают еще «двери», которые ведут в пустоту..
Как мы закрываем все «двери».
В нашем мире много опасностей, но чего следует остерегаться в первую очередь? Не так давно моя старшая дочь рассказала, что она боится быть укушенной каракуртом. В прессе появилось описание случая укуса человека каракуртом в России. Конечно, страшно: «Черная вдова» незаметно подкрадывается к тебе, и ты мучительно умираешь. Но для того чтобы с большой вероятностью быть укушенным этим пауком, надо прожить сотни миллионов жизней в разных регионах России. И даже в этом случае шанс умереть от укуса минимален, а вот шанс умереть раньше времени в ДТП, размышляя об страшных членистоногих, живущих в основном в наших головах, очень высок — около 2%.
Итак, чего же действительно стоит опасаться в России, кроме дорог и дураков, которые по ним ездят или их переходят? Прежде всего, тех «дверей», за которыми находится смерть, потому что она закроет все возможности, все остальные «двери».
Для нашей страны это, прежде всего, пьянство. Да, это банально, да все об этом говорят, но ситуация пока не очень меняется. По данным руководителя отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Минздрава РФ доктора медицинских наук Александра Немцова, до 0,5 миллиона человек ежегодно умирают в России по причинам, связанным с пьянством.
Цифра, конечно, большая, но как то она не воспринимается на слух, даже если сказать, что это население довольно большого города, или что это 25% смертей. Но если представить, что в среднем классе из 30 человек 7-8 умрет раньше времени по причине, связанной с пьянством, становится действительно страшно: один из четверых ваших друзей, сидящих за двумя соседними партами, не проживет положенной жизни. А кто это будет? Сергей, Лена или ты?
Но что еще может сделать в данной ситуации школа? Понятно, что это культурная проблема, а культура не меняется за пару лет. Нужна жизнь целого поколения, а лучше двух, чтобы родители научили новым правилам своих детей, а те своих. И только тогда правила укоренятся. Поэтому, конечно, основная роль в этом процессе — роль семьи. Тут, к сожалению, мы мало что можем исправить. Пожалуй, только на родительском собрании, когда родители будут сидеть за партами, вот так же рассказать им о каждом четвертом ребенке, который умрет раньше времени, но вряд ли, конечно, это сильно изменит ситуацию.
Вторым по значению фактором, способным менять культуру, является СМИ. И очень важно, что этот фактор хорошо управляется. Конечно, делать это должны люди, облеченные властью. И к слову, уже делают, но, к сожалению, пока недостаточно. Сейчас запрещена реклама алкоголя, следующим шагом надо запретить его пропаганду. Не надо, конечно, рубить с плеча и запрещать все и сразу, но можно ввести штраф для телеканала, показавшего материал пропагандирующий алкоголь. Да, конечно, это будет сложно, даже если забыть об алкогольном лобби, существует еще многовековая традиция застолья, и в ней-то как раз и кроется, на мой взгляд, основная проблема. Нам предстоит отрезать целый кусок культуры, и отрезать прямо по живому, по фильму «Ирония судьбы...» и т. д., но если мы этого не сделаем, то наши дети и внуки тоже будут рассказывать о двух партах.
Хорошо, но что же конкретно может сделать в этом вопросе школа? Мне кажется, школа должна научить детей проводить праздники без алкоголя. Приведу такой пример: несколько лет назад, когда я совсем перестал пить, как-то даже стихийно, организовалась вечеринка на мой день рождения, и я задумался, а как ее провести? Честно, я даже не знал, как можно организовать праздник без выпивки. Вы тоже можете попробовать представить себе, например, Новый год без алкоголя. Получилось?
Поэтому, я думаю, в школе надо дать детям понимание того, что есть альтернатива. Да, есть застолье, да, оно пока еще частый гость на наших праздниках, но есть и другие возможности — можно проводить праздники и иначе. Другими словами нужно четко донести до ребенка три вещи:
1) возможно проводить праздники без алкоголя,
2) это нормально,
3) дать им примеры или даже сценарии таких праздников.
Второй способ закрыть все «двери» сразу.
Это неправильный образ жизни. Опять банально? Да, настолько же банально, насколько банальна смерть — сердечно-сосудистые заболевания это первая причина смерти во всем мире. Любой живой организм очень рационален, если какой-то орган длительное время не используется, то он серьезно деградирует. Помню, в молодости три месяца проходил в гипсе после сложного перелома руки. После того как гипс сняли, я не мог поднять руку, даже если в ней ничего не было. Приходилось помогать второй — мышцы успели полностью «усохнуть».
Участники экспериментов в Центре подготовки космонавтов, пролежавшие три месяца (вставая ненадолго, раз в день) в удобной кровати, самостоятельно не могут передвигаться. Но деградируют не только мышцы рук или ног, сердце и другие внутренние органы тоже уменьшаются в размере и слабеют. Например, у космонавтов, долго пребывающих в невесомости. Поэтому отсутствие физических нагрузок, вернее, резкое изменение их интенсивности, легко превратит вас в инвалида или убьет. Вредит организму и неправильное питание, и нарушение режима дня.
«Дверь» в мир спокойной и счастливой жизни.
Ее легко можно закрыть, выбрав криминальную карьеру. Сначала, вроде, все выглядит очень привлекательно: ты будешь «крутым», у тебя будет много очень простых денег — красота. В 90-е годы, когда я окончил школу, это выглядело вообще шикарно, и многие сверстники выбрали именно такой путь. Сейчас некоторые уже погибли (издержки бизнеса) или, отсидев, безуспешно обивают пороги организаций, пытаясь найти хоть какую-то работу (человек с судимостью практически лишается шанса устроиться на работу). Не исключено, конечно, что единицы из них стали «серьезными бандитами» и неплохо зарабатывают. Но неплохо зарабатывать проще без криминала. А вот счастливой их жизнь вряд ли назовешь. Достаточно вспомнить мотивы «русского шансона», и становится понятно, что им такая жизнь тоже медом не кажется.
«Дверь» в мир карьеры.
Это не очевидно, но легко можно закрыть «дверь» в мир карьеры, просто имея просрочки по кредиту. Дело в том, что большая часть крупных и средних организаций имеет сейчас серьезную службу безопасности. Карьера ее работников обычно выглядит так: внутренние органы (МВД, ФСБ и т. д.), затем служба безопасности банка и после — уже служба безопасности организации. Во время работы в банке работник службы безопасности должен выносить решение о том, можно ли определенному человеку выдать кредит. Проверяется криминальная история просителя и его кредитная история, причем в данном случае кредитная история проверяется особенно тщательно. Логика размышлений банкиров такая: у тебя может быть судимость, но ты привык отдавать долги, значит, тебе можно попробовать дать кредит, а вот если ты уже когда-то не возвращал долг, кредит тебе давать опасно. Соответственно, человек, имеющий плохую кредитную историю, враг номер один. Когда работник службы безопасности, поработав в банке, устраивается в другую организацию, он приносит с собой и привычную идеологию: человек с плохой кредитной историей — враг номер один.
Как можно закрыть эту «дверь» в мир карьеры.
Некоторые банки выдают кредит с 18 лет. Вы берете в кредит, например Айфон, а вернуть займ не получается. В итоге банк подает на вас в суд, и все вроде заканчивается хорошо, проценты больше не бегут, деньги можно отдавать постепенно. Но вот беда — вас перестают брать на работу. Резюме принимают, собеседование проходит успешно, вроде уже можно и на работу выходить, но вдруг вам сообщают, что уже взяли человека на эту должность. Все просто: после собеседования ваши данные поступают на проверку в службу безопасности, и если у вас есть судимость или испорченная кредитная история, работы в этой организации вам не видать.
Две «двери» в будущее.
«Дверь» №1 к возможности изменять мир.
Человек умеет строить планы на будущее и мечтать. Часто мы проявляем большое упорство в достижении запланированных целей. И если нам это не удается, мы очень расстраиваемся. Постепенно такие разочарования могут накапливаться, и иногда создавать и реализовывать новые планы становится все сложнее. Не для всех людей умение создавать и реализовывать новые большие планы является основным умением в жизни, но для некоторых призваний и профессий такое умение крайне важно. Если человек собирается стать предпринимателем, ученым или представителем другой творческой профессии, для него важно научиться видеть в крушении своих планов не только повод для депрессии, но и новую возможность.
Действительно, если не получилось сделать одно дело, появляется возможность заняться другими. В некоторых случаях, когда риск неудачи велик, можно заранее подстраховаться и собрать информацию об альтернативных возможностях или вообще запустить несколько проектов параллельно. Например, если вы готовитесь отпраздновать выпускной и уже даже выбрали кафе, в котором он пройдет, но при заказе вам не дали полной гарантии того, что места в нужное время будут, не поленитесь и обзвоните другие кафе. Выясните, нельзя ли договориться с ними конкретнее.
Такой методикой, пользуются, например, при поиске работы: резюме рассылается в большое количество компаний, при этом шанс получить работу резко возрастает. Крупные компании тоже пользуются похожими методиками: они, конечно не запускают параллельно несколько аналогичных проектов, на случай если один не сработает. Это очень накладно, но «продвинутые» компании имеют план на случай резкого изменения обстоятельств. Например, падения стоимости валюты.
Взрослые могут помочь подростку понять, что «неудача» это новая возможность. Только так можно научиться изменять мир вокруг себя.
Дверь №2 к возможности не отстать от времени.
Не секрет, что последнее время темпы развития общества и технологии ускоряются. Очень показательными в этом смысле являются темпы развития скорости перемещения и объемов накопленных знаний. Действительно, чтобы увеличить скорость перемещения от скорости галопа лошади до скорости поезда, человечеству потребовались тысячи лет. А чтобы поднять ее до скорости движения машины — столетия, до скорости ракеты — десятилетия, подобная тенденция наблюдается и с объемом накопленных человечеством знаний. Сказания, собрания рукописей, библиотеки, интернет. Технологии развиваются все быстрее, и даже сейчас знания, полученные в школе или вузе, устаревают через несколько лет. Поэтому надо всю жизнь их освежать. Ну и, конечно, узнавать новое.
Объем современных научных знаний таков, что быть энциклопедистом, то есть человеком, «знающим все», сейчас невозможно. Поэтому очень важно научиться искать знания. Особенно актуально это становится в наше время, когда простота коммуникаций между людьми и людьми и базами данных (знаниями) увеличивается очень быстро. С учетом тенденций развития поисковых машин (Гугл, Яндекс и т. д.), простоты передачи данных и совершенствования интерфейса «человек — машина» уже в ближайшем будущем станет возможно подключать внешние данные к процессу мышления, достаточно хранить в мозгу знания о том, что существует определенная методика или база данных и ее примерное название, чтобы в любой момент получить к ней доступ.
Например, уже сейчас необязательно помнить длину волны разных составляющих спектра электромагнитного излучения, достаточно иметь общее представление об электромагнитном излучении и примерное название разных его составляющих (ультрафиолет, видимый свет, инфракрасное излучение), и с помощью смартфона вы за пару минут найдете точное значение длины волны каждого из них.
В будущем значение умения пользоваться информацией будет только нарастать. Достаточно даже посмотреть на то, какую часть жизни составляет интернет для людей старшего поколения и для молодежи, чтобы понять значение телекоммуникации в будущем. Но проблема заключается в том, что мы, старшее поколение, недостаточно внимания уделяем обучению детей умению получать информацию из системы телекоммуникаций. Мы говорим — надо меньше времени проводить за компьютером, это вредно и т. д., но это все равно, что говорить: надо меньше пользоваться батареей центрального отопления. Человек будущего будет постоянно, 24 часа в сутки, находится в коммуникационной среде, его микро- (или нано, квантовый, нейросовместимый...) компьютер будет 24 часа, 365 дней, на связи. И всегда будет готов предавать или получать данные. Весь вопрос в том, что это будут за данные — очередной уровень «стрелялки» и описание «чудо-коктейля для похудения» (10 кг за два дня — реальность) или научная статья об особенностях усвоения организмом стейков из новой биомассы и методика управления коллективом в условиях полета к Марсу.
В общем, чтобы не закрыть «дверь» в будущее, ребенок должен понимать, что новые знания — это ключ к новым возможностям, должен знать, где и как их найти и, самое главное, как отсортировать 50% информационного «мусора», а также знать различие между научными и бытовыми, устаревшими и новыми знаниями.
К сожалению, мы, взрослые, пока не очень сильно ему в этом помогаем. Обучение этим навыкам происходит в основном стихийно, мы даем ребенку задание найти что-то в Интернете. Но как это делать — не учим. Да, честно говоря, и не очень умеем. Поэтому очень важно разработать учебные программы, обучающие общим принципам работы с информацией и ее поиска.
И в заключение: что-то может даваться нам проще, что-то сложнее, не всем суждено стать великими математиками или президентами, но ни одна «дверь» не закрыта для нас, пока мы живы и стремимся к новому.
Например, потому, что завершается процесс так называемой «миелинезации мозга». Суть этого процесса заключается в том, что значительная часть клеток мозга и соединяющие их проводящие волокна (сформировавшиеся в результате предыдущего интенсивного обучения) к 25 годам покрываются изоляционным слоем миелина — особого органического вещества. Эти клетки образуют слой так называемого «белого вещества» мозга. Когда процесс изоляции завершается, между теми клетками, которые не успели нарастить между собой устойчивые каналы связи (толстые волокна, которые проводят сигналы и образуются в ходе обучения новому), возникает непреодолимая преграда. Эти клетки оказываются изолированными навсегда. Итог: взрослый человек полностью теряет возможность научиться некоторым вещам, которые мог бы освоить (и порой, довольно легко), начни он в юности. Например, рисовать картины в оригинальном стиле или импровизировать на музыкальных инструментах. Или просто — решать любые задачи нестандартно и креативно. А ведь эта способность сегодня востребована как никогда (прим. ред.).
Есть часть общества, где мастерство не ценится и даже презирается. Но вряд ли молодым людям захочется туда попасть. Ведь это — мир профессиональных мелких уголовников, бродяг и прочих «опустившихся» людей, большая часть которых сама довела себя до такого состояния. Это на сегодняшний день проверено в ходе специальных исследований (прим. ред.).
[3] Конечно, можно сделать аборт. Но в этом случае женщина рискует навсегда стать бесплодной. Либо отдать ребенка родственникам или в детдом. Но такая мать часто становится изгоем среди собственных родных. А главное, как показывает практика, в обоих случаях женщин потом очень часто мучает совесть, отравляя радость от любых достижений. Порой всю оставшуюся жизнь. И даже тех, которые раньше казались абсолютными циниками, эгоистками и рационалистками. Вплоть до того, что к ним во сне приходят не родившиеся или брошенные дети и спрашивают: «Почему? За что?» (чтобы убедиться в этом — достаточно найти в Интернете воспоминания женщин, сделавших аборт. Например, пройдя по этой ссылке: http://www.aborti.ru/real_stories/)(npuM. ред.).
[4] Сейчас значительно реже школьники стали ходить в походы. А жаль! В этих походах формируется множество необходимых для дальнейшей жизни черт: ответственность, надёжность, трудолюбие, упорство, бесстрашие, укрепляются дружеские связи между ребятами, взаимопомощь, умение с честью выходить из сложных ситуаций, накопление важных жизненных знаний, умение брать на себя ответственность за других людей. Если это был бы не просто поход «на природу», а с интересными задачами: историческими, географическими, биологическими, спортивными и т. д., — то для ребят это было бы интересно и познавательно. После похода можно всей командой сделать отчёт в школе.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 685
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 384
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2