Вестник практической психологии образования
2011. Том 8. № 2. С. 103–114
ISSN: 2658-3100 (online)
Программа «Первый блин с начинкой из сказки»*
Аннотация
Общая информация
* Начало. Окончание в следующем номере.
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: документ
Для цитаты: Царькова О.В. Программа «Первый блин с начинкой из сказки» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 2. С. 103–114. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n2/47692 (дата обращения: 24.11.2024)
Полный текст
Занятия с детьми раннего возраста очень четко регламентированы по времени. В «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» рекомендуется проводить занятия по подгруппам, и длительность таких занятий должна быть не более 15 минут. В данной программе занятия проводятся со всеми детьми одновременно, так как дети в период адаптации часто болеют, не все одновременно начинают посещать ясли, да и внимание их в этом возрасте не обладает произвольностью. Поэтому первостепенная задача — привлечь внимание детей к коллективным занятиям.
Часто дети демонстративно отказываются на первом занятии сесть на стульчик рядом с другими детьми. Настаивать, а тем более применять приемы принуждения не стоит. Необходимо объяснить ребенку, что дети будут заниматься, поэтому нужно посидеть тихо и посмотреть на них. Можно также попросить воспитателя сесть рядом с таким ребенком, но он должен расположиться таким образом, чтобы вам было хорошо видно детей. Кроме того, чтобы малыш захотел сесть на стульчик рядом со всеми, занятие должно его заинтересовать. Для этого необходимо использовать разнообразные игрушки, предметы (мячи, обручи. воздушные шары, мыльные пузыри и т. д.), веселые песенки и т. д.
Проведение таких занятий требует мастерства от ведущего, очень сходного с мастерством повара, который жарит блины: затянул занятие — «блин» перегорел, провел быстро — как будто скомкал, смял «блин». Это мастерство приходит не сразу, но ведь надо с чего-то начинать. С чего мы начинаем печь блины? Находим рецепт и изучаем его. Для данной программы главные ингредиенты — это ритуалы, игрушка-гость, декламация стихотворения, игровое упражнение, театрализация сказки, этюды на умение выражать эмоции, продуктивная деятельность.
РитуалыКто-то очень любит есть блины, кому-то они не нравятся вовсе, но наступает зимний праздник Масленица, и в каждой квартире хозяйка жарит блины — традиция. Примерно такое же значение имеет ритуал. В школе таким ритуалом является звонок. Для детей старше трех лет педагог-психолог выбирает небольшую совместную игру. А для малышей таким ритуалом может стать маленькая веселая песенка. Таких песен очень много на диске Сергея и Екатерины Железновых «Аэробика для малышей» (сайт Сергея и Екатерины Железновых www.mwm.ru).
Детям, с которыми я занималась, очень полюбилась песенка «У жирафа пятна, пятна...». Они с удовольствием показывают на себе пятна (хлопают ладошками по телу), складки слона (щиплют себя), шерстку котят (гладят себя), полосочки зебры (рисуют на себе полоски поперек). Под эту песенку дети берут стульчики, ставят их полукругом с помощью ведущего, садятся и начинают весело выполнять движения под музыку.
На каждое занятие к детям приходит в гости игрушка, например, кошка:
— Мяу, здравствуйте.
Ведущий быстро подходит к каждому ребенку, предлагая поздороваться с кошечкой.
Сначала дети по-разному реагируют на игрушку: активные хватают ее двумя руками и хотят вырвать из рук ведущего, дети тревожные пугаются, отказываются дотронуться до игрушки, дети послушные робко одним пальчиком тычат в мордочку игрушки. Со временем дети приучаются здороваться за лапку или поглаживать спинку, трепать за ушко или трогать хвост. Обращайте внимание на бережное отношение детей к гостю: «Кошечке так нравится, а так ей больно». Приветствие может быть и коллективным: давайте поздороваемся глазками (моргают), носиком (вверх вниз движения носиком), головкой (наклон головой более глубокий, чем носиком).
Дети раннего возраста искренне верят в то, что игрушка может говорить, относятся к ней как к другу. Поэтому игрушка, которая приходит в гости, должна быть эмоционально положительно окрашена. Даже если приходит волк в гости (конечно, не на первом занятии), мы называем его «волчок», объясняем детям, что он добрый, но одинокий.
Игрушка помогает ведущему, он через нее общается с детьми, для гостя дети показывают жестами стихотворение, вместе с ним играют, для гостя готовят угощение или подарок.
Эта часть занятия помогает детям лучше понимать речь, активизировать произношение слов, совершенствовать движения руками. Стихотворения для детей раннего возраста насыщены глаголами, обладают эмоциональной выразительностью. Кроме общеизвестных произведений детского фольклора хорошо отвечают этим требованиям стихотворения Агнии Барто, их тоже нужно использовать в работе с детьми.
Выполняя упражнение, выделяйте голосом ритм, темп, интонацию стихотворения. Многие стихи дети запоминают, и они становятся любимыми. На занятиях по развитию речи воспитатели учат стихи, они просят детей повторить слова, фразы. Данная программа такой задачи не ставит, так как уровень овладения речью у всех детей разный. Главное — овладение навыками понимания речи, развитие любознательности, пробуждение у детей интереса к стихотворениям и создание хорошего настроения.
Упражнения строятся на основе подражания движениям, жестам, голосам животных. Двигательная активность детей раннего возраста способствует укреплению их здоровья, влияет на правильный обмен веществ, стимулирует развитие нервной системы и т. д. Главная задача игровых упражнений — способствовать двигательной активности детей. Задачи научить детей правильно ходить, прыгать не стоит. Главное — чтобы у ребенка было желание двигаться, находиться в социальной группе. Очень важно ведущему правильно организовать игровое пространство, чтобы дети не дрались между собой, чтобы всем достался игровой материал. Ведущий должен держать в поле зрения детей чрезмерно активных, импульсивных, вместе с ними, держа за руку, выполнять упражнения. Детей стеснительных, робких надо похвалить, помочь им справиться с тревогами, страхами, не требовать от них выполнения упражнений в полном объеме. Если такой ребенок встал со стула и сделал несколько шагов — это уже поступок, достойный поощрения, а не насмешки. Задача педагога-психолога — помочь воспитателю посмотреть на детей с разных точек зрения, принять их такими, какие они есть.
Чтобы перейти к следующей части занятия — просмотру сказки, — необходим ритуал, который поможет настроиться на просмотр, успокоиться после активных движений, снять напряжение. У Сергея и Екатерины Железновых есть песенка «Автобус». Эта песня обладает уникальной способностью. Она нравится всем без исключения детям. Ведущий говорит: «А сейчас мы поедем в театр на автобусе». Звучит веселая песенка, и дети с удовольствием показывают то, как они смотрят в окошко, и как чистят стекла, и как едут по кочкам. Через несколько занятий ведущему уже ничего не придется говорить. Нужно будет просто включить песенку и начать показывать движения.
Надо отметить, что детям раннего возраста очень важно, чтобы взрослый вместе с ними выполнял упражнения, чтобы смотрел, как они выполняют те или действия. Даже если дети наизусть выучили все движения и могут сами выполнять их, им важно, чтобы вы видели, как они это делают.
Сказку нужно показывать на столе или мягком модуле. Все игрушки, декорации лучше держать в корзинке, ящике под столом.
О декорациях и игрушках
Не стоит беспокоиться, если вы плохо рисуете. Дети учатся воспринимать символическое пространство сказки. Для многих декораций подойдет детский деревянный конструктор: большой кубик — это стол, маленький — стул, кирпичик — забор, кроватка, палочка — ложка, градусник, коса. Из разноцветного пластилина можно сделать и яблоко, и булку, и червячка... Дети постепенно усваивают связь между символом предмета и предметом, кубик — это не стол, а он лишь обозначает стол. О роли игрушек- заместителей в развитии знаковой функции писали Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, В.С. Мухина.
Не стоит переживать, если нет какой-либо игрушки. Ее можно смастерить вместе с детьми из куска ткани, коробки, поролоновой губки.
Конечно, к занятиям необходимо готовиться, иметь большой арсенал предметов, игрушек-заместителей, необходимо обладать творческим потенциалом, а главное — любить сказки.
Особенности сказок для самых маленьких в период адаптации:
1. очень коротенькие;
2. предпочтение отдается действию, а не слову;
3. динамичность — главный герой находится в постоянном движении, персонажи не стоят долго на одном месте;
4. эмоциональная окрашенность — это поддерживает интерес к сказке, придает ей краски, «аромат»; но и не стоит увлекаться ярким, экспрессивным показом эмоциональных состояний, это может перевозбудить детей, например, зайчик должен не плакать навзрыд и громко, а всего лишь хлюпать носиком;
5. отсутствие злых персонажей на первых занятиях, например, даже хитрую лису из сказки «За- юшкина избушка» нужно изображать в полутонах, без излишнего усердия;
6. позитивное окончание сказки;
7. выделение смысла сказки. В конце сказки герой повторяет несколько раз ключевую фразу, которая помогает детям понять смысл сказки, приобрести позитивный опыт социализации.
Ключевая фраза
Каждое занятие программы «Первый блин с начинкой из сказок» содержит ключевую фразу, которая отражает смысловую нагрузку сказки. Маленькие дети одушевляют героев сказки, идентифицируют себя с главным героем. Вкладывая в уста главного героя ключевые слова, мы стараемся дать малышу совет, рекомендацию — как вести себя в новых условиях. Эта фраза должна быть короткой, поучительной.
Этапы восприятия сказки детьми раннего возраста
Импульсивный этап — многие дети на первом занятии хотят схватить игрушку, потрогать декорации, атрибуты. Им трудно усидеть на одном месте, и это нормально, так как предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Дайте таким детям в руки любую другую игрушку. Многие дети хорошо смотрят дома мультики по телевизору, а вот посмотреть сказку 2—3 минуты не могут. Но ведь во время просмотра мультфильма они могут лежать, стоять на голове, делать все, что они хотят, а тут надо сидеть на стульчике. Это правило, и его дети очень быстро усваивают. На этом этапе сказку показываем быстро, динамично, чтобы дать возможность побыстрее подойти к игрушкам, декорациям.
Эмоционально-поведенческий этап. Дети уже спокойно сидят, смотрят сказку, но не видят ее сюжета. Они обращают внимание на лицо ведущего, как он озвучивает куклу, особенно если персонаж плачет, удивляется. Они пытаются понять, как кукла говорит, как бежит, лежит, ест. На этом этапе дети способны смотреть сказку более продолжительное время, не вскакивать со стульчика. Можно повторять понравившиеся выражения несколько раз, на этом этапе речь персонажей усложняется прилагательными, и время показа сказки увеличивается.
Интерактивный этап. На следующем этапе дети активно участвуют в сказке, подсказывают героям, как надо себя вести (как поделить булку, как пожалеть цыпленка), помогают им преодолеть трудности (шумят, чтобы прогнать лису), сопереживают героям.
Пример: Тимоша (2 года 10 месяцев) при просмотре сказки о жадном щенке вскочил и предложил поделить булку поровну. Марк (2 года 6 месяцев) при просмотре сказки «Машина», когда грузовик наткнулся на камень и упал, выкрикнул: «Надо камень убрать, я уберу камень».
На этом этапе герои сказок активно общаются с детьми. Например, щенок, который не знает, кто сказал «мяу», может спросить об этом детей. Дети часто просят показать полюбившуюся сказку несколько раз. На этом этапе они являются участниками сказки, и самые активные даже могут управлять игрушкой.
Чтобы продолжить занятие дальше, ведущий обращает внимание детей на гостя. Если это собачка, он говорит: «Ав-ав, а давайте поиграем». И дети переключают внимание, смотрят на гостя.
Этюды на умение выражать эмоции
Эта часть занятия направлена на развитие способности детей понимать эмоциональные состояния других людей. Гость предлагает детям встать и показать движениями, например: как грустил зайка, как радовался петушок и т. д. Дети учатся понимать слова, обозначающие эмоции, учатся чувствовать как персонажи сказок.
Эту часть занятий лучше проводить, когда дети уже прошли импульсивный этап восприятия сказок. Вместо этюдов можно разрешить детям потрогать игрушки, декорации.
Чтобы перейти к завершающему этапу занятий, ведущий предлагает приготовить для гостя угощение или подарок. Лучше эту часть занятия проводить стоя вокруг стола. Главное, чтобы ребенок захотел угостить или отблагодарить гостя, потрогал материал (тесто, пластилин, кисть, бумагу, карандаши, краски и т. д.) и внес свою частичку в общую групповую работу. Конечно, гость-игрушка пробует угощение, а затем восхищается подарком и благодарит всех детей.
Состоит из двух частей, в первой — игрушка-гость подводит итог занятия. Ведущий привлекает внимание детей, собирает их около себя, в его руках гость «говорит»: «Спасибо, ребята, за угощение, за подарок, за то, что поиграли со мной. А сказка вам моя понравилась?» Желательно эмоционально перечислить все моменты занятия. При этом уделить особое внимание тем детям, у которых есть признаки дезадаптации.
Заканчивается занятие ритуалом, который повторяется на всех занятиях: дети укладывают спать игрушку-гостя под колыбельную песню. Все садятся на коврик и передают друг другу игрушку. Это упражнение хорошо успокаивает детей, восстанавливает силы и нормализует психическое состояние. Это очень хороший способ успокоить детей после длительной активности, чрезмерного возбуждения. В этой части занятия движения ведущего замедленные, в такт музыке, голос тихий, спокойный. Если дети не хотят передавать игрушку и крепко прижимают к себе, то ведущий держит игрушку в своих руках. Со временем дети научатся делиться.
P.S. Желательно вести дневник наблюдений, где вы записываете сразу после занятия свои впечатления, поступки детей, интересные моменты. Удачи!
Психопрофилактика дезадаптации детей раннего возраста в период привыкания к условиям дошкольного учреждения.
— стабилизация эмоционального состояния детей; — формирование положительного отношения к сверстникам;
— развитие предметной и игровой деятельности.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
— создание положительного эмоционального настроя в группе;
— снятие психомышечного напряжения;
— снижение импульсивности и развитие саморегуляции;
— сплочение группы, развитие эмпатии;
— развитие умения подчиняться правилам игры и действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;
— развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
— развитие умения понимать, осознавать и выражать эмоции;
— развитие крупной и мелкой моторики;
— развитие наблюдательности, слухового и зрительного восприятия;
— развитие речи, памяти, воображения;
— развитие навыков продуктивной деятельности.
— Умейте гибко изменять свою позицию: то активно участвуйте в показе упражнения, то наблюдайте и направляйте действия детей.
— Умейте исключить неприязнь к детям, контролируйте свои отрицательные эмоции, высказывания. Настраивайтесь перед занятием на доброжелательное, радостное взаимодействие с детьми.
— Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятия; во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вместе с детьми прыгаете, как зайчик, мяукаете, как кошечка. Вы образец того свободного, творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.
— Не фиксируйте внимание на неудачах детей, не делайте замечания им, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить или помочь. Ваша задача — не научить детей, а помочь им адаптироваться к новым условиям.
— Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, помните, что каждый ребенок индивидуален.
— Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка — улыбку, подбадривающее пожатие руки, прижатие к себе мимоходом, поглаживание по спине, подмигивание и др.
Ритуал начала занятия (1—2 минуты).
Песенка «У жирафа пятна, пятна...» или «Автобус» с диска Сергея и Екатерины Железновых «Аэробика для малышей».
Гость (1 минута).
Дети здороваются с гостем.
Показываем стихотворение (1 минута).
Вместе с ведущим дети жестами показывают стихотворение.
Игровые упражнения (2—3 минуты).
Имитация движений животных, подвижные игры.
Сказка (5—7 минут).
Песенка С. и Е. Железновых «Автобус», которую дети показывают при помощи жестов.
Театрализованный показ сказки
Этюды на умение выражать эмоции (1 минута).
Показ эмоциональных состояний жестами, мимикой.
Коллективная работа (3—5 минут).
Дети делают угощение или подарок для гостя, знакомятся с различными изоматериалами.
Ритуал завершения занятия (1—2 минуты)
Дети укладывают спать игрушку-гостя под колыбельную песню, сидя на коврике.
Звездочкой (*) помечены дополнительные упражнения, их необходимость определяется ведущим самостоятельно.
Продолжительность каждого занятия — 15—20ми- нут. Занятия проводятся не реже 2 раз в неделю педагогом-психологом. Первые две недели желательно проводить занятия каждый день в сокращенном варианте (не использовать этюды, продуктивную деятельность).
Занятия в блоке не связаны друг с другом, поэтому их можно менять местами.
1. Музыкальный центр, диск с колыбельной музыкой, диск Сергея и Екатерины Железновых «Аэробика для малышей».
2. Игрушки для театрализованного показа сказок.
3. Декорации для показа сказок.
4. Инвентарь для проведения подвижных упражнений: обруч, мяч, шарик, мыльные пузыри, кубики.
5. Материалы для изготовления коллективной работы: гуашь, пластилин, цветная бумага, кисти, восковые мелки, клей для обоев и др.
1 блок. Грусть — радость.
1. Цыпленок. По сказке К. Чуковского.
2. Как тебя зовут. По сказке Г. Остера.
3. Капустный лист. По сказке Е. Бехлеровой.
4. Петух и краски. По сказке В. Сутеева.
5. Заюшкина избушка. Рус. нар. сказка.
2 блок. Испуг, страх — храбрость.
1. Цыпленок и утенок. По сказке В. Сутеева.
2. Храбрый утенок. По рассказу Б. Житкова.
3. Кто сказал «мяу». По сказке В. Сутеева.
4. Мышь и карандаш. По сказке В. Сутеева.
5. Пых. Белорус. нар. сказка.
3 блок. Каприз, упрямство — послушание, самостоятельность.
1. Маша обедает. По стихотворению С. Капутикян.
2. Олино колечко. По стихотворению С. Капутикян.
3. Ленивая Бручолина. Итальянская нар. сказка.
4. Как Маша поссорилась с подушкой. По сказке Г. Лебедевой.
5. Сказка о глупом мышонке. По сказке С. Маршака. 4 блок. Поссорились — помирились.
1. На машине. По сказке Н. Павловой.
2. Под грибом. По сказке В. Сутеева.
3. Как собака друга искала. Башкир. нар. сказка.
4. Жадина. По стихотворению Э. Мошковской.
5. Яблоко. По сказке В. Сутеева.
1 блок. Грусть — радость Задачи:
— изучение психоэмоционального состояния детей;
— снижение импульсивности, беспокойства, заторможенности детей;
— создание положительного эмоционального настроя в группе;
— формирование позитивного отношения к занятиям;
— развитие умения подражать движениям взрослого;
— развитие наблюдательности;
— развитие способности понимать эмоциональные состояния грусти, радости;
— знакомство со свойствами изоматериалов.
Игрушка-гость: цыпленок.
Необходимое оборудование:
— декорации для сказки — домик, забор, камень, пруд;
— игрушки для сказки — цыпленок, курица, петух, кошка, лягушка;
— для коллективной работы — одноразовая тарелка или круг из картона, пластилин разного цвета. Показываем стихотворение:
Вышла курочка гулять
(дети ладошками шлепают по коленям), Свежей травки пощипать
(дети сжимают и разжимают ладошки), А за ней цыплятки, желтые ребятки (дети шлепают ладошками по коленям часто),
Ко-ко-ко, не ходите далеко
(грозят пальчиком).
Игровое упражнение:
— Ребята, давайте превратимся в цыплят, как они ходят, как лапками землю разгребают и ищут червячков. Дети показывают движения за ведущим. А как пищат цыплята? Пи-пи-пи.
— «Ко-ко-ко, ну-ка к маме под крыло». Дети бегут к психологу или на свои места.
Сказка:
Ключевая фраза: Я буду как папа.
Домик, забор. Появляется цыпленок.
Цыпленок: Я цыпленок, пи-пи-пи.
Появляется курица.
Цыпленок: А это моя мама.
Курица: Ко-ко-ко, не ходи далеко.
Цыпленок идет дальше, игрушку курицы убираем. Из-за забора появляется кошка.
Кошка: Мяу.
Цыпленок прячется за забор. На заборе появляется петух.
Петух: Ку-ка-ре-ку.
Кошка фыркает и убегает.
Петух: Я ль не удалец, я ль не молодец.
Петух ушел.
Цыпленок: Это мой папа. Я буду как папа.
Цыпленок идет гулять. Домик, забор убираем, достаем камень, речку. Цыпленок встает на камень.
Цыпленок: Пи-пи-пи-пи (подражая крику петуха). Я ль не молодец, я ль не удалец?
Цыпленок падает. Появляется лягушка.
Лягушка: Ха-ха-ха-ха, ты не похож на петуха.
Лягушка уходит.
Цыпленок плачет: Пи-пи-пи.
Появляется курица.
Курица: Ты вырастешь и будешь как папа.
Цыпленок: Я буду как папа.
Этюды на умение выражать эмоции:
Грустный цыпленок
— Давайте покажем, как цыпленок огорчился, что упал в лужу. Дети обхватывают ладошками голову и качают головой, произнося грустно: «Пи-пи-пи».
Радостный цыпленок
— Давайте покажем, как цыпленок весело сказал: «Я буду как папа». Дети машут ладошками, голова приподнята вверх, улыбаются.
* Смелый петух
— Давайте покажем, как петух прогонял кошку. Дети хлопают руками по боками. Поднимают высоко голову и говорят: «Ку-ка-ре-ку».
Коллективная работа: лепим угощение для цыпленка.
Ведущий показывает детям, как сделать ягодки, зернышки из пластилина, потом просит положить угощенье на тарелочку.
Гость: воздушный шарик с нарисованными глазками, носиком, ротиком.
Необходимое оборудование:
— мыльные пузыри для игрового упражнения;
— декорации для сказки — конура, забор;
— игрушки для показа сказки — кошка, собака, щенок, котенок;
— для коллективной работы — клей, кисточки, круги и овалы из цветной бумаги, ватман.
Показываем стихотворение:
Надуваю быстро шарик
(дети слегка сжали кулачки и поднесли их к губам), Он становится большой
(ладони широко развести в стороны),
Вдруг шар лопнул
(хлопаем в ладоши),
Стал он тонкий и худой
(ладошки свести и слегка сжать).
Игровое упражнение:
— У шарика есть друг, он круглый, его надувают — это мыльный пузырь. Ведущий пускает мыльные пузыри, а дети лопают их ладошками.
* Игра «Надувайся, пузырь»
— Давайте превратимся в пузыри или воздушные шарики и полетаем. Дети ходят или тихо бегают врассыпную. А сейчас подул сильный ветер, и все пузыри полетели на свои места.
Сказка:
Ключевая фраза: я знаю, как меня зовут.
Забор, конура. Появляется щенок и лает.
Щенок: Гав-гав.
Появляется котенок.
Котенок: Ты меня звал?
Щенок: Нет.
Котенок: Гав — это мое имя, а тебя как зовут?
Щенок: Я не знаю.
Котенок: Пойдем спросим у кого-нибудь.
Появляется кошка из-за забора.
Щенок: Вы не скажете...
Кошка: Не мешайте, я мышку ловлю.
Подходят к собачьей конуре, из нее появляется собака.
Щенок: Вы не могли бы меня позвать.
Пес: Мне гости не нужны. Идите, не мешайте.
Щенок (грустно): Как меня зовут?
В группе висит шарик или воспитатель держит в руке шарик.
Котенок: Не грусти. Смотри — шарик воздушный. Шарик, шарик!
Щенок: Я вспомнил, меня зовут Шарик. Ура. Только я не воздушный, я живой.
Котенок: Ура, ты знаешь, как тебя зовут.
Этюды на умение выражать эмоции:
Грустный щенок
— Давайте покажем грустного щенка. Ведущий: «Щенок, как тебя зовут?» Дети разводят руки в стороны, плечи приподняты, уголки губ и краешки глаз опущены вниз, отвечают грустно: «Не знаю».
Радостный щенок
— Давайте покажем, как щенок радуется. Он вспомнил, как его зовут. Дети хлопают в ладоши, подпрыгивают и кричат: «Шарик, шарик».
* Как вас зовут?
— Психолог показывает игрушки котенка и щенка: «Ребята, щенка зовут Шарик, котенка — Гав. Они хотят узнать, как вас зовут». Дети называют свои имена.
Коллективная работа:
Детям предлагается наклеить шарики для щенка. На столе лежат разноцветные шарики разной формы (круглые, овальные), вырезанные из цветной бумаги. Дети берут шарик и наклеивают его на ватман. Клей лучше использовать обойный, он не оставляет следов и легко наносится. Дети знакомятся с кисточкой, клеем под присмотром ведущего. Потом ведущий подрисовывает ниточки к шарикам или приклеивает настоящие ниточки, соединяя их вместе.
Гость: заяц.
Необходимое оборудование:
— декорации для сказки — река, солнышко / дождь (на листе А3 нарисовать солнышко, а с обратной стороны дождь);
— игрушки для сказки — зайчик, мышка, бабочка, птичка; атрибуты для сказки — капустный лист (из листа писчей бумаги вырезать круг, разрисовать его круговыми линиями восковым мелком, закрасить акварелью зеленого цвета, хорошо смять);
— для коллективной работы — вырезанные из белой бумаги круги неровной формы на каждого ребенка, восковые мелки зеленого цвета, ватман, клей.
Показываем стихотворение-пестушку:
Солнце светит свысока
(вытягиваем вверх руки),
Бродят в небе облака (машем руками над головой), Через лес бежит река (волнообразные движения руками), Мама моет зайчика (сделать пальчиками ушки зайчика), Моет лапки, моет носик (трем ладошки, носик), Моет ушки и животик (трем ушки и животик), Зайка брызгался, смеялся (сжимаем и разжимаем кулачки), Полотенцем вытирался (гладим себя ладошками).
Игровое упражнение:
— Ребята, давайте превратимся в зайчиков, попрыгаем, как зайчики. Выполняем движения под стишок:
Зайка серенький скакал, В огород забежал, Он капусту нашел, Он морковку нашел, Он сидит и грызет.
Ой, кто-то идет.
Дети бегут на свои стульчики.
Сказка:
Ключевая фраза: я рад помогать.
Появляется зайчик с листом капусты.
Заяц (радостно): Вот какой капустный лист. Позавтракаю им на славу.
Появляется птичка.
Птичка: Пить, пить.
Заяц: Я сейчас тебе воды принесу.
Заяц подбегает к реке, зачерпывает воды и несет птичке.
Заяц: На.
Птичка: Спасибо.
Заяц: Я рад помочь.
Пошел дождь. Появляется бабочка.
Бабочка: Помоги, зайчик, если мои крылья намокнут, я не смогу взлететь.
Заяц: Иди под зонтик.
Дождь прошел. Из речки пищит мышонок. Мышонок: Пи-пи-пи, тону, помогите.
Заяц бросил лист мышонку.
Зайчик: Лови, вот тебе лодка.
Мышонок: Спасибо, зайчик.
Зайчик: Ох, уплыл мой завтрак, зато я напоил воробья, укрыл от дождя бабочку и спас мышонка. Я рад помогать.
Этюды на умение выражать эмоции: Грустная птичка, грустная бабочка
— Давайте покажем грустную птичку, которая просила пить: «Пить, пить» (ладошки сомкнуть ковшиком перед грудью), бабочку — «Укрой меня» (обхватить себя руками).
Радостный зайчик
— Давайте покажем зайчика радостного, который рад помогать зверятам: «Я рад помогать!» (приложить ладошки к сердцу и вытянуть вперед).
* Находчивый зайчик (упражнение направлено на умение пользоваться игрушками-заместителями). — Давайте вспомним, во что превратил находчивый зайчик капустный лист. Дети показывают руками чашечку, зонтик, лодочку.
Коллективная работа: капустные листья для зайчика.
Из белой бумаги вырезаем круги неровной формы. Дети восковыми мелками зеленого цвета рисуют хаотичные линии на листе, потом мнут его. Ведущий вместе с детьми наклеивает капустные листья на ватман.
Гость: петух.
Необходимое оборудование:
— зонт для игрового упражнения;
— декорации для сказки — дом, дерево;
— игрушки и атрибуты для сказки — петух (вырезанный из белой плотной бумаги), краски (перчатка разноцветная, можно взять детскую перчатку и отрезать кончики пальцев, а на ладошке нарисовать глазки и улыбку), пальчиковые краски зеленого, красного, синего и желтого цвета;
— для коллективной работы — контур колоска на белой бумаге, пальчиковые краски желтого цвета.
Показываем стихотворение:
Рано утром в жаркий день
(ладошки соединены, поднимаем их вверх — солнышко)
Петушок сел на плетень
(пальцы рук выпрямлены и переплетены — плетень),
Закричал: «Ку-ка-ре-ку
(соединить большой палец и указательный — клюв, остальные подняты — гребешок), Спать я больше не могу»
(повороты головой в стороны),
Куры начали зевать
(прикрываем ладошкой рот):
«Не мешай нам, Петя, спать»
(грозим указательным пальцем).
— Ребята, давайте походим, как петушки. Дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам. Давайте покричим, как петушки: «Ку-ка-ре-ку»
— А сейчас пошел дождь, и петушки убегают домой или прячутся под зонт около ведущего.
Сказка:
Ключевая фраза: я стал красивым.
На мольберте лист белой бумаги, к нему прислонен вырезанный контур петуха.
Ведущий: Витя нарисовал петуха. Вот такого. А раскрасить забыл. Петушок заскучал и пошел гулять.
Ведущий отделяет вырезанного петуха. Появляется курица.
Курица: Ты кто?
Петух: Я петух.
Курица: Какой же ты петух, ты некрасивый.
Петух плачет тихо, наклонив голову. Появляется собака.
Собака: Чего нос повесил?
Петух: Я некрасивый.
Собака: Ты нераскрашенный.
Петух: Хочу быть красивым.
Собака: Не печалься, иди к краскам. Они тебе помогут.
Появляется дерево и краски (разноцветная перчатка, одетая на руку ведущего).
Петух: Краски, помогите.
Краски: Хорошо. Красным цветом гребешок и бородку (опустить палец в красную краску и раскрасить гребешок и бородку). Зеленым цветом крылышко (опустить палец в зеленую краску и раскрасить крылышко). Синим цветом хвост (опустить палец в синюю краску и раскрасить хвост). Желтым цветом — грудку (опустить палец в желтую краску и раскрасить грудку).
Петух: Спасибо, краски. Я стал красивым.
Убираем дерево. Появляется собака.
Петух: Я стал красивым.
Собака: Ав-ав, молодец.
Появляется курица.
Петух: Я стал красивым.
Курица: Молодец.
Этюды на умение выражать эмоции: печаль — гордость.
Грустный петушок
— Давайте покажем грустного петушка, который был нераскрашенным. Дети обхватывают голову руками, качают ею из стороны в сторону — «Я некрасивый».
— Давайте покажем радостного петушка, которого раскрасили краски. Дети машут руками и подпрыгивают: «Я красивый, я красивый».
* Пожалей петушка
Давайте пожалеем петушка: «Не плачь, ты станешь красивым». Дети гладят себя по голове.
Коллективная работа: угощение для петушка.
Детям раздают листочки с нарисованным контуром колоска и ставят перед ними вазочки с желтой краской. Ведущий окунает палец в краску и топает пальчиком по листу, приговаривая: «Топ, топ, топ по колоску, будут зерна петушку».
Гость: лиса
Необходимое оборудование:
— кубики для игрового упражнения;
— декорации и атрибуты для сказки — домик, коса для петушка (из картона вырезать лезвие косы и обклеить его фольгой, прикрепить скотчем лезвие к карандашу);
— игрушки для сказки — заяц, петух, собака, медведь, лиса;
— для коллективной работы — шарики разноцветного пластилина, одноразовая тарелка, доски для лепки.
Показываем стихотворение:
Для чего тебе, лиса,
Хвост, пушистая краса
(волнообразные движения одной рукой — хвост лисы)?
От охотников спасаюсь
(изображаем ружье, указательный палец выставлен вперед),
Заметать следы пытаюсь
(движения ладошками — подметаем пол).
Игровое упражнение:
— Давайте превратимся в лисичек. Вот так лисички ходят, вот так хвостиком машут. Вот так поворачиваются и всем показывает свою красивую шубку.
— Давайте покажем, как лисичка мышек ловит. Ведущий раскладывает по кругу кубики. Дети ходят по кругу под стихотворение: «Вышла лисонька гулять, серых мышек поискать. Раз, два, три, мышку лови». Дети приседают и берут кубик в руки. «Покажите всем своих мышек». Дети показывают кубик, который лежит на ладошке.
Сказка:
Ключевая фраза: вместе хорошо.
Домик, рядом заяц.
Заяц: Это мой домик, я сам его построил.
Лиса: Какой красивый домик, можно я его посмотрю.
Заяц: Заходи, посмотри.
Лиса: Уходи, теперь это мой домик.
Заяц тихонько плачет. Появляется собака.
Собака: Чего, заинька, плачешь?
Заяц: Лиса пришла в гости, да и выгнала меня.
Собака: Не плачь, я ее прогоню.
Собака лает.
Собака: Поди, лиса, прочь.
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.
Собака: Ой-ой.
Собака убегает. Заяц плачет. Появляется медведь.
Медведь: Чего, заинька, плачешь?
Заяц: Лиса пришла в гости, да и выгнала меня.
Медведь: Не плачь, я ее прогоню.
Медведь рычит.
Медведь: Поди, лиса, прочь.
Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.
Медведь: Ой-ой.
Медведь убегает. Заяц плачет. Появляется петух.
Петух: Чего, заинька, плачешь?
Заяц: Лиса пришла в гости, да и выгнала меня.
Петух: Не плачь, я ее прогоню.
Заяц: Собака и медведь убежали, а ты маленький такой. Куда тебе.
Петух: Я храбрый. Поди, лиса, прочь.
Лиса: Иду-иду.
Петух: Несу косу на плечи, хочу лису засечи.
Лиса: Ой-ой
Лиса убегает.
Заяц: Спасибо тебе, храбрый Петушок. Давай вместе жить?
Петушок: Давай, вместе хорошо.
Зайчик: Вместе хорошо.
Этюды на умение выражать эмоции:
Грустная лисичка
— Давайте покажем грустную лисичку, у нее не было домика. Ей одной грустно было.
Пожалей лисичку
— Ребята, лисичка потом построила себе домик и стала жить в своем домике. Давайте ее простим и пожалеем. Дети гладят лисичку.
* Кого пожалеть?
— Лисичка спрашивает детей: «А кто-нибудь хочет, чтоб его тоже пожалели?» Желающий выходит и дети ласково гладят его.
Коллективная работа: угощение для лисички.
Ведущий раздает детям шарики пластилина и показывает, как его превратить в колбаску, приговаривая: «В ладошки шарик положу и в колбаску превращу». Дети кладут колбаски на тарелочку и угощают лисичку.
2 блок. Испуг, страх — храбрость, смелость Задачи:
— создание положительного эмоционального настроя в группе;
— снятие эмоционального и мышечного напряжения; — развитие эмоционально-выразительных движений;
— развитие наблюдательности, внимания;
— развитие способности понимать эмоциональные состояния страха, испуга, храбрости, смелости;
— изучение способов и методов работы с изоматериалами.
Гость: утенок.
Необходимое оборудование:
— декорации и атрибуты к сказке — два вырезанных из белой бумаги яйца, величина их должна быть больше, чем игрушка цыпленка и утенка, червяк (колбаска пластилина коричневого цвета), речка, кораблик;
— игрушки для показа сказки — цыпленок, утенок, бабочка на палочке (можно купить в цветочном магазине, а можно сделать из бумаги);
— для коллективной работы — лист ватмана, пальчиковые краски разного цвета.
Показываем стихотворение:
По волнам качаясь, уточка плывет
(ладошки сомкнуты и дети выполняют ими волнообразные движения),
То нырнет, то вынырнет
(опускаем сомкнутые ладошки вниз, прячем между ног, затем поднимаем вверх — выныривают ладошки),
Лапками гребет
(машем ладошками перед собой).
Игровое упражнение:
— Давайте превратимся в утят, маленьких, храбрых. Дети идут друг за другом, разгребая лапками перед собой. А сейчас уточки в серединку плывут (дети сходятся), а сейчас уточки от серединки плывут, по кругу.
— Вот они разрезвились, лапками шлепают по воде и громко крякают: «кря-кря».
— Давайте покажем, как утята рыбку ловят. Приготовили ладошки-клювики. Психолог говорит: «Рыбка», — дети наклоняются и хлопают в ладошки перед собой. «Покажите свою рыбку» — дети показывают ладошки.
Ключевая фраза: мы вместе.
Цыпленок, спрятанный за яйцом. Утенок, спрятавшийся за яйцом. Из яйца появляется утенок
Утенок (уверенно): Я вылупился, кря-кря.
Из яйца появляется цыпленок
Цыпленок (тихо, неуверенно): Я тоже, пи-пи.
Утенок: Я лапками гребу.
Цыпленок: Я тоже.
Утенок (уверенно): Я нашел червяка.
Прикрепить к клюву червяка.
Цыпленок (погромче): Я тоже.
Изображают, как они едят червяка и встречаются клювами. Появляется бабочка.
Утенок (уверенно): Я поймал бабочку.
Цыпленок (уверенно): Я тоже.
Утенок (радостно): Я иду плавать.
Утенок прыгает в воду — поставить игрушку на коробку-речку.
Цыпленок (радостно): Я тоже.
Перед коробкой-речкой положить игрушку.
Цыпленок (громко): Утенок, помоги, помоги!
Утенок вытаскивает на берег цыпленка.
Утенок (робко): Я хочу плавать.
Цыпленок (грустно): Я тоже хочу плавать.
Утенок: Я, ой, не так, мы будем вместе плавать.
Утенок приносит кораблик и дает его цыпленку.
Утенок: На, плыви.
Цыпленок (радостно): Мы вместе.
Утенок (радостно): Мы вместе.
Этюды на умение выражать эмоции:
Испуганный цыпленок
— Давайте покажем, как цыпленок кричал: «Утенок, помоги, помоги».
Радостные друзья
— Давайте покажем, как утенок и цыпленок радовались. Возьмитесь за руки. Дети берут за руку соседа, прыгают вместе.
Коллективная работа: рисуем для утенка разноцветных червячков.
На листе ватмана дети рисуют пальчиковыми красками червячков, произвольно, как хотят, ведущий приговаривает: «Пальчик к листику прижми и вези, вези, вези, получились червячки».
2 занятие «Мышонок и карандаш»
Гость: карандаш.
Необходимое оборудование:
— для игрового упражнения — незаточенные карандаши для всех детей по одной штуке;
— декорации — мольберт с прикрепленным белым листом А3;
— игрушки для сказки — карандаш (его можно сделать из скрученного листа картона. Величина такая, чтобы можно было вставить в него руку с фломастером), мышка (желательно, чтобы игрушка и карандаш были примерно одной величины);
— для коллективной работы — лист ватмана, кисть, клей обойный, вырезанные из цветной бумаги яблочки разного цвета и разной величины (желательно, чтобы бумага была двухсторонней), салфетки бумажные.
Показываем стихотворение:
Мы кружок нарисовали, наши пальчики устали (показать, как рисуем кружок),
Мы руками потрясем, рисовать начнем (сжимать и разжимать кулачки),
Мы волну нарисовали, наши пальчики устали (показать, как рисуем волну),
Мы руками потрясем, рисовать начнем (сжимать и разжимать кулачки),
Мы черту нарисовали, наши пальчики устали
(показать, как рисуем линии сверху вниз или слева направо), Мы руками потрясем, рисовать начнем (сжимать и разжимать кулачки),
Точку мы нарисовали и нисколько не устали. Все (показать, как рисуем точку, на слово все — хлопнуть в ладоши).
Игровое упражнение:
— Ведущий из стаканчика берет по одному карандашу и дает каждому ребенку. «Посмотрите, карандашиком можно не только рисовать. Давайте представим, что это ложка, а мы кушаем кашку. А сейчас представьте, что это градусник». Ведущий предлагает убрать карандашики в стаканчик.
— Давайте представим, что мы карандашики. Выпрямились, прижали ручки к туловищу. А теперь мы опять дети, которые любят прыгать, ведущий прячет карандаш за спину. А сейчас мы карандашики, которые кружатся. Ведущий показывает детям карандаш большой и вместе с ним кружится вокруг себя. А сейчас карандаш расскажет, что с ним произошло, садитесь на стульчики.
Ключевая фраза: я храбрый.
К мольберту прикреплен лист белой бумаги А3. Около мольберта лежит карандаш. К нему подходит мышонок.
Мышонок: Хрум-хрум.
Карандаш: Ой. Мне больно. Что ты делаешь?
Мышонок: Я зубки чешу.
Карандаш: Разреши мне в последний раз порисовать.
Мышонок: Хорошо.
Карандаш рисует круг с двумя маленькими кругами внутри (будущая голова кошки).
Мышонок (радостно): Это же сыр!
Карандаш (спокойно, безразлично): Может быть, и сыр.
Карандаш рисует яблоко (палочка — спинка кошки, яблоко — задние лапы).
Мышонок (радостно): Это яблоко!
Карандаш (спокойно, безразлично): Может быть, и яблоко.
Карандаш рисует два вытянутых овала (лапы и хвост).
Мышонок (радостно): Это сардельки!
Карандаш (спокойно, безразлично): Может быть, и сардельки.
Карандаш дорисовывает быстро переднюю лапу, ушки и усы.
Мышонок (испуганно): Это кошка. Пи-пи-пи.
Мышка убегает.
Карандаш: Я храбрый, я храбрый.
Этюды на умение выражать эмоции:
Испуганная мышка
— Давайте покажем, как я напугал мышку. Дети приподнимают плечи, ладошками обхватывают щечки, брови подняты, рот открыт и произносят: «Это же кошка».
Радостный карандашик
— Давайте покажем радостного карандашика. Дети подпрыгивают, хлопают в ладоши.
Коллективная работа: яблочки для мышки (аппликация).
Чтобы у мышки зубки не чесались, давайте ей подарим яблочки. Сначала ведущий раздает детям кисточки, предлагает опустить их в густой клей и нанести клей на лист ватмана. Потом ведущий прикладывает яблоко к листу ватмана и прижимает салфеткой. Можно подуть на яблоко, чтобы показать, как оно приклеилось и никуда не улетает. Дети самостоятельно берут с тарелочки, которую держит ведущий, вырезанные из бумаги яблоки (разного цвета и разной величины) и приклеивают их. Потом ведущий дает детям салфетки, чтобы прижать яблочко и вытереть руки. Для этой работы потребуется помощь воспитателя.
Гость: ежик.
Необходимое оборудование:
— декорации для сказки — нарисованная репка большой величины, чтобы смог спрятаться ежик, дом;
— игрушки для сказки — дедушка, бабушка, Аленка в длинном фартуке или с платочком на голове, ежик.
— для коллективной работы — лист бумаги А3 с нарисованным голубым карандашом контуром банки, пальчиковые краски желтого, красного, синего цвета.
Показываем стихотворение:
Дул колючий ветер (растопырив пальцы, дети машут руками над головой), Шел колючий дождик (дети сжимают и разжимают кисти рук, растопыривая пальцы), По колючей тропке (ладошками хлопают по коленям) Шел колючий ежик
(переплести растопыренные пальцы и соединить большие).
Игровое упражнение:
— Ребята, у ежиков маленькие короткие ножки, давайте попробуем ходить как ежики. Дети идут согнувшись, спина округлена.
— Маленькие ежики шли по дорожке. Маленькие ежики увидали волка. Дети выставляют вперед ладошки с растопыренными пальчиками — колючки.
— А сейчас ежики пришли на полянку, где растут грибы, ежик собирает грибочки. Раз грибочек, два грибочек, три. Скорей грибы домой неси. Воспитатель делает руками корзинку, смыкает пальцы, руки округлены, дети кладут в корзину грибочки. Дети садятся на стульчики.
Сказка:
Ключевая фраза: какая ты смелая.
Дом. Около дома репка, за которой спрятался ежик. Дедушка выходит из домика и подходит к репке.
Дедушка: Вот какая у меня репка выросла.
Дедушка пытается вытянуть репку. Из-за репки выглядывает ежик.
Ежик: Пых-пых.
Дедушка: Бабка-а-а-а-а.
Дед убегает в домик. Появляется бабка.
Бабка: Дед испугался, пойду я репку тянуть.
Бабка пытается вытянуть репку. Из-за репки выглядывает ежик.
Ежик: Пых-пых.
Бабушка убегает.
Бабушка: Аленка-а-а-а-а.
Выходит Аленка.
Аленка: Я смелая. Я репку вытяну.
Аленка подходит к репке. Из-за репки выглядывает ежик
Ежик: Пых-пых.
Аленка: Ты кто?
Ежик: Пых-пых.
Аленка (спокойно): Это же ежик.
Аленка кладет ежика в платочек (фартук). Идет к домику. Выходит из-за домика бабушка.
Аленка: Бабушка, это ежик.
Бабушка: Какая ты у нас смелая.
Бабушка уходит в домик, появляется дедушка.
Аленка: Дедушка, это ежик.
Дедушка: Какая ты смелая.
Этюды на умение выражать эмоции:
Испуганный дедушка
— Давайте покажем, как дедушка испугался ежика. Ежик: «Пых, пых, пых». Дети обхватывают голову руками, глаза широко открыты, рот приоткрыт, брови приподняты. «Бабка-а-а-а-а».
Смелая Аленка
— Давайте покажем смелую Аленку. «Пых, пых, пых». Дети спокойно реагируют, улыбаются и произносят: «Это же ежик».
Коллективная работа: угощение для Аленки, дедушки и бабушки. Компот из ягод.
Необходимо нарисовать голубым карандашом контур банки на листе А3. Дети пальчиковыми красками рисуют ягодки. Ведущий приговаривает: «Пальчик топает топ-топ, будет вкусненьким компот».
Окончание в следующем номере
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1758
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 2958
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2