Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 2. С. 50–55
ISSN: 2658-3100 (online)
Развитие социальных представлений как одна из задач гражданского и профессионального становления школьников
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Романова Е.С. Развитие социальных представлений как одна из задач гражданского и профессионального становления школьников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 2. С. 50–55. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n2/34617 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Социально-экономические реалии современной жизни России по-новому ставят перед научным сообществом, перед педагогической общественностью проблему взаимоотношений человека и труда. Важнейшим условием, без которого невозможен переход российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития, становится утверждение ценностей профессиональной деятельности, повышение значимости труда для всех членов общества, особенно для молодежи. От включения молодежи в профессиональную деятельность, их профессиональной самореализации зависит развитие экономики страны и гражданского общества в целом.
Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития страны. Ситуация выхода молодых людей во взрослую жизнь, их профессионального самоопределения и выбора профессии сейчас существенно отличается от той, которая была несколько лет назад, и тем более от той, в которой находились их родители. Экономический кризис высветил давно назревшие проблемы в организации профессиональной ориентации молодежи. Проведенный анализ динамики рынка труда за последние годы позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, основой социальной защищенности и устойчивости на рынке труда является прежде всего высокая квалификация работников.
Во-вторых, рынок труда — это не только рынок знаний, умений, навыков, но и «рынок» личностных качеств работников. В условиях конкуренции при профессиональном отборе оценивается общий потенциал претендента, в том числе интеллектуальные, коммуникативные, волевые качества, мотивация, способность к саморегуляции и т.п.
В-третьих, в ситуациях кризиса больше шансов избежать безработицы и сохранить психическое здоровье имеет не только тот, кто более активен и самостоятелен, но и тот, кто более гибок и мобилен, может изменяться в соответствии с требованиями изменяющегося рынка труда.
Для такого экономического поведения характерно осознание собственной жизненной и гражданской позиции, определенная социальная зрелость, компетентность в отношении к своей собственной жизни. Готовы ли к этому современные выпускники школ и вузов? Какие их качества оказываются наиболее распространенными? Соответствуют ли они требованиям современного рынка труда? Для ответа на эти вопросы можно обратиться к результатам исследования, проведенного среди экспертов — представителей вузов и кадровых агентств по вопросу, какие молодые специалисты нужны работодателям.
Оказалось, что представители вузов считают самыми важными качествами для трудоустройства молодого человека на рынке труда образование и умение проходить собеседования, тогда как работодатели и кадровые агентства в качестве основного критерия для успешного трудоустройства называют потенциал.
В рамках перехода российской экономики к инновационному, социально ориентированному типу развития поставлена задача увеличения числа молодых людей, обладающих, следующим набором характеристик: коммуникативное поведение; профессиональная компетентность; способность быстро перестраиваться; участие в жизни страны и общества.
В концепции модернизации российского образования определены основные направления социализации школьников: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны сотрудничать, отличаются мобильностью, динамизмом конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Как известно, социализация — это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, который позволит занять свое место в обществе. Для успешного вхождения молодого человека, выпускника школы в общество недостаточно только школьной социализации (часто считают, что если ученик не создает проблем в школе и дома, в учебе, в поведении, то и дальше будет все хорошо).
Однако жизнь корректирует это представление. Имеется немало примеров, когда отличники и хорошисты во взрослой жизни и, прежде всего, в профессиональной деятельности оказываются менее успешными, чем средние ученики.
Актуальность проблемы профессиональной ориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в настоящее время, сбалансированностью рынка труда и не адекватно этому сложившимися субъективными профессиональными намерениями молодежи.
Если обратиться к истории профориентации, то можно заметить, что она оказывается особенно востребованной в кризисные периоды, когда ситуация на рынке труда не является однозначной и понятной для большинства населения, когда особенно остро встает вопрос о психическом здоровье и благополучии молодого поколения. При этом психологи знают, что независимо от общественной ситуации во все периоды своего становления и развития профессиональная ориентация составляет одну из глубинных потребностей каждой личности, связанную с социальной сущностью человека.
Определение профессиональной ориентации остается до сих пор предметом дискуссий в отечественной и зарубежной научной литературе, однако особенностью последнего времени является все более усиливающееся внимание к психологическим, личностным аспектам гражданского и профессионального становления личности.
Профессиональная ориентация — обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Кадровые агентства отмечают повышенный уровень притязаний молодых людей, выходящих на рынок труда, не соответствующий их опыту и подготовке, что означает, что они не умеют объективно оценить свои возможности.
Выбор профессии не является сугубо личным делом отдельного ученика и его родителей. Это дело государственное, поскольку есть социально-экономические последствия неправильного выбора профессии. Это: низкая производительность труда; производственный брак; нехватка кадров в отдельных отраслях; травматизм; низкий профессионализм.
Для личности также существуют печальные последствия неправильного выбора профессии. Это: невыполнение должностных обязанностей, чрезмерное утомление, ухудшение здоровья, травматизм; замедление профессионального роста, так как человек не может реализовать свои способности; частная смена мест работы, отсев на первых курсах учебных заведений, чувство неудовлетворенности, разочарование, стресс, фрустрация, психические расстройства. Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может даже невозможно быть честным человеком. Такой работник, как правило, самоуверен и предрасположен к лени и лжи, тем самым пытаясь заполнить пустоту профессионального умения.
В целом неправильный выбор профессии ведет к экономическому и морально-нравственному обеднению общества.
Школа и жизнь — это разные ситуации. Для позиции ученика в школе характерно: внешнее руководство (им руководят), следование образцу усвоения знаний, целеполагание, которое осуществляют родители вместе с учителем, усвоение знаний. Требования общества несколько другие — это активность, умение видеть и решать свои проблемы, проявлять инициативу.
Проблему выбора профессии нельзя рассматривать отдельно, вне контекста формирования гражданской культуры личности, развития целостной системы социальных представлений, картины мира у молодого поколения.
Как оценивают учителя уровень гражданской позиции ученика по пятибалльной шкале?
1. Политическая культура — 2,8 балла.
2. Правовая культура — 3 балла.
3. Толерантность — 2,1 балла.
4. Патриотизм — 3,2 балла.
5. Экономическое мышление — 2,5 балла.
6. Психологическая культура — 3,4 балла.
Здесь представлены все позиции, которые мы считаем значимыми для становления гражданской позиции. Они все очень важны, однако остановимся на проблеме политической культуры. Формирование гражданской позиции часто проходит стихийно под воздействием самых разнообразных источников информации и социальных агентов.
Известно, что существуют специализированные и неспециализированные агенты. К специализированным относится целенаправленное воздействие с целью формирования определенного типа личности, адекватной социальным условиям данного общества. К неспециализированным агентам относятся социальные институты, оказывающие косвенное социальное воздействие.
Принято рассматривать несколько уровней социальных агентов.
На первом уровне находится семья как универсальный агент социализации. Именно в семье происходит первичное усвоение социально-политических представлений. Как правило, члены семьи характеризуются сходными представлениями об обществе. Первоначальные суждения ребенка о политике свидетельствуют о его зависимости от семьи и готовности к идентификации с родителями. Специфика семьи как агента социализации заключается в том, что она способна передавать из поколения в поколение специфическое представление, образцы поведения. Эти ориентиры обладают высокой устойчивостью против других воздействий. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние приобретают и другие агенты социализации.
На втором месте находятся молодежные организации (формальные и неформальные), школа, друзья, значимые взрослые.
На третьем месте — политические партии и движения, общественные массовые организации, эффективность влияния которых зависит от того, на каком возрастном этапе человек попал под его влияние.
На четвертом — средства массовой информации. Их воздействие преломляется через установки, сформированные под воздействием агентов первых уровней.
Школа здесь занимает не самое первое место, поэтому проблема ее достаточно слабого влияния как социального агента на ученика в настоящий момент времени является чрезвычайно важной.
С психологической точки зрения, формирование гражданской позиции связано с развитием системы социальных представлений. Критерием сформиро- ванности социальных представлений школьников об основных составляющих взрослой жизни можно считать изменения в когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентах деятельности (когнитивный «Что я знаю...»; эмоционально-оценочный «Как я отношусь.»; ценностно-ориентировочный «Чем обосновано мое отношение.»; результативно-деятельностный «Как я себя веду.»), свидетельствующие о готовности к социальной активности.
Социальные представления являются результатом социализации подрастающего поколения. Они позволяют человеку ориентироваться в сложных общественных отношениях, определять и занимать определенную социальную позицию в структуре этих отношений. В результате социализации у молодого человека складывается определенная картина мира, вырабатывается эмоциональное, пристрастное отношение к тем или иным событиям и явлениям, формируется установка относительно собственной активности и происходит выбор своего профессионального статуса. Социальные представления формируются как особое новообразование самосознания. Проецируясь в реальные ситуации, социальные представления становятся источником трансформации репертуара специального поведения, что приводит к развитию личности. Представления формируются в зависимости от объема прав, предоставляемых обществом, определяют содержательную сторону социального опыта, создают в сознании ребенка модель социальных отношений. Обобщая эти положения, можно сделать следующий вывод.
Формирование социальных представлений как показатель личностного развития является процессом вхождения человека в социальную среду, интеграцию в ней, отражает содержание процесса социализации, где находит место индивидуальная позиция каждого.
Главная цель гражданского образования — это воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и т. п.), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми и т. д.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни страны.
Основой формирования гражданственности является содержание гуманитарного образования. Через обществознание, право, литературу и др. предметы учащиеся получают знания о политической и правовой жизни, о правах и обязанностях человека и гражданина, о политических и правовых фактах, явлениях, институтах. Приобретая личную значимость, знания становятся ценностями и убеждениями.
В качестве условий, обеспечивающих результативность гражданского воспитания школьников, исследователи выделяют включение школьников в продуктивную творческую деятельность, то есть обсуждение и анализ имеющих политическое значение правовых документов, решение правовых задач, разбор проблемных ситуаций, создание условий для реализации элементов общественной деятельности.
Известно, что активную позицию в освоении явлений социально-экономического спектра легче сформировать, когда ученик сам участвует в проектах, связанных с моделированием социальных явлений, когда осваивает навыки ведения дискуссии, когда сам умеет считать деньги, отстаивать собственные идеи, точки зрения. Для этого нужно включить школьника в окружающий мир во всем его многообразии. Социальные представления необходимо соотнести с реалиями жизни.
В рамках научных исследований по теме психологического сопровождения гражданского и профессионального становления личности была проведена разработка программы гражданского воспитания, по окончании реализации которой путем анализа анкет родителей, экспертных оценок учителей, комплексного психолого-педагогического обследования учеников разных возрастных групп были получены данные о некоторых процессах гражданской социализации учащихся. Социальные представления оценивались по следующим категориям:
1. осмысленность знаний (когнитивный процесс);
2. оценка реального мира (эмоциональный компонент);
3. источник получения информации (деятельностный компонент);
4. мотивационная регуляция интересов (мотивационный компонент);
5. общий уровень гражданской культуры (это широта информационного поля, политический кругозор). Соответственно, программа гражданского воспитания должна иметь акцент не только на передачу знаний и накопленного общественно-политического опыта, но и на актуализацию личных интересов школьников с использованием методов активного обучения.
В подростковом возрасте определяющим фактором развития представлений о политике, о гражданском статусе являются личные интересы и ценности учащихся. В качестве значимых мотивов поведения выделяются ориентиры на учебную деятельность, на личные интересы и достижения. Спецификой социальных представлений в подростковом возрасте можно назвать формирование устойчивых стереотипов, поскольку они присутствуют практически у всех респондентов данной группы. Можно предположить, что причиной столь явной стереотипизации является формирование новых эго-защит, возникающих вследствие формирования эго-идентичности и появления чувства уязвимости по отношению к окружающему социуму. Содержание представлений характеризуется устойчивостью категориального аппарата, хотя их понимание носит поверхностный характер, отсутствуют убеждения. Отношение к политическим проблемам часто отрицательное, к политикам — положительное.
Приведем несколько цифр политической социализации подростков (как особой сложной возрастной позиции (группы)). Ответы родителей на вопрос: «Проявляет ли Ваш сын, дочь интерес к политике?» — распределились следующим образом:
— подростки смотрят и слушают политические передачи — 27%;
— задают вопросы на политические темы — 20%; — высказывают мнения о политических событиях —
13%;
— читают политическую периодику — 2%;
— демонстрируют политические пристрастия — 1%.
Также данные исследования показали, что на формирование политических представлений у школьников влияют не только и не столько непосредственно политические программы, сколько весь спектр программ, и в том числе важную роль подростки отводят спортивным передачам.
Роль семьи с переходом на другую ступень развития постепенно снижается. Для подростков оказывается существенной позиция родителей по отношению к своим политическим правам. Участие или неучастие родителей в митингах, выборах, забастовках не проходит для детей бесследно.
Другой путь приобщения к гражданской позиции — это осознание собственных экономических интересов и интересов своей семьи, понимание зависимости реализации многих своих желаний от экономической и политической ситуации в стране.
Из опросов непосредственно школьников видно, что большинство подростков хотели бы улучшить свою жизнь, однако способы улучшения у некоторой части основаны на стереотипах, «купить особняк», машину (без всяких собственных усилий), не работать, бросать деньги на ветер. Обращает на себя внимание, что в ответах школьников отражается различие в социальном и материальном положении их семей. Часть детей просто хотели иметь одежду, обувь, еду.
Политический лексикон достаточно богат. На вопрос: «Что надо сделать, чтобы улучшить положение в стране?» — 85% опрошенных выбрали:
— общие положения («все изменить») — 11%;
— экономические меры («наладить производство») — 8%;
— социальные мероприятия («повысить зарплату») — 10%;
— законотворческая деятельность («установить законы») — 2%
— политические преобразования («выбрать другого президента») — 30%
— международная политика («дружить с другими странами») — 2%
— правоохранительная деятельность («создать строгие колонии») — 1%;
— меры этического характера («быть честным») — 8%.
Из приведенных примеров видно, что у подростков в целом формируется индивидуальная политическая ориентация. Как видно — спектр политических предложений достаточно велик.
Какова же гражданская позиция в отношении правовых норм?
Приверженность закону не является для большинства детей 10—15 лет ценностью, имеющей личностный смысл. Важность соблюдения прав других людей подростки ставят несколько выше, чем важность государственных законов (92% против 84%). Однако часто такие суждения отражают лишь нормативные представления подростков, более конкретные суждения («Если государство не может обеспечить человека работой, он вправе брать необходимое у других людей» и «В некоторых случаях можно не придерживаться требований закона, если это позволяет быстро достичь собственных целей») показывают, что с ними согласны 14% подростков.
Для современных подростков характерно формальное признание приоритета законов, которое под влиянием обстоятельств и группового давления, в результате преобладания эмоций может превратиться в свою противоположность. Такой переход от уважения до его отрицания может ускориться тем, что в трудных жизненных ситуациях подростки ищут поддержку:
— в основном в среде сверстников или решают сами (68%);
— у учителей (4%);
— в детских организациях (1%);
— по телефону доверия (1%).
Таким образом, можно заключить, что в подростковом возрасте формируются основные элементы гражданской позиции и политической культуры: знание политики, эмоционально отношение к политическим реалиям, оценка различных способов взаимодействия людей в обществе и готовность к участию в политической жизни.
Какие этапы формирования гражданской позиции можно выделить (табл. 1)
Табл. 1
Возрастная группа |
Доминирующие факторы |
Этап психического развития |
Этапы формирования социальных представлений |
Содержание работы |
Младшие школьники |
Значимые взрослые |
Формирование представлений о мире в целом |
Формирование когнитивного компонента |
Целенаправленное формирование знания об обществе |
Подростки |
Собственная познавательная активность, референтная группа |
Развитие морально-нравственных представлений, открытие нетождественности индивидуального и социального |
Формирование эмоционально-оценочного и ценностно ориентировочного компонентов |
Включение в систему школьного самоуправления, участие в ситуациях реализации элементов общественно-политической деятельности |
Юноши |
Личный опыт |
Формирование идентичности целостного «Я» |
Формирование поведенческого компонента |
Создание условий для проявления политических предпочтений |
1 этап. Ориентировочный. Возрастной диапазон — 6—9 лет, 1—4 классы. На данном этапе происходит накопление знаний о политике. Эти знания не в полной мере осознаны, малодифференцированны и, в основном, состоят из отрывочных сведений, содержание которых зависит от непосредственного участия взрослых в их формировании. Формирование знаний в основном зависит от работы учителя, включающей информирование о государственной символике, государственном устройстве, о некоторых политических процессах.
2 этап. Эмоционально-оценочный (подростки).
3 этап. Конструктивный (юноши). На данном этапе ученики приобретают относительную свободу в суждениях от мнения группы, родителей и учителей. Актуализируются личностные ценности, смыслы, отличные от группового мнения, но ориентированные на более широкий социальный контекст. Значительное влияние в формировании представлений начинают играть личный опыт политической деятельности, приобретенный с помощью работы школьной организации и участия в различных политических кампаниях. На формирование социальных представлений оказывают влияние мотивы профессионального выбора. Наиболее характерны ценностные ориентации (ведущие терминальные ценности).
Таким образом, весь опыт научно-методической и практической работы в сфере профориентации позволяет утверждать, что в современных условиях невозможно отрывать деятельность по профориентации от гражданского воспитания в целом; профориентация должна рассматриваться в контексте развития всех основных составляющих гражданской культуры личности: политической культуры; правовой культуры; толерантности; патриотизма; экономического мышления; психологической культуры.
Необходимо готовить школьников к реальной жизни в обществе, формировать у них такую внутреннюю картину мира, основанную на знаниях и отношениях, которая позволила бы молодым людям наиболее эффективно использовать свой личностный потенциал на рынке труда.
В деятельности по профориентации не должно быть преобладания одного компонента — информационного, диагностического или какого-то другого. Необходим целостный подход, основанный на психологическом сопровождении гражданского и профессионального становления личности.
Комплексные программы профессионального и гражданского воспитания должны строиться с учетом закономерностей развития социальных представлений о жизни в обществе у разных возрастных групп.
1. В начальной школе, в связи с активным развитием когнитивного компонента социальных представлений, в программе гражданского воспитания необходимо планировать целенаправленную работу по формированию системы знаний об окружающем мире в целом.
2. В средней школе работу целесообразно планировать отдельно для двух возрастных групп:
— в младшем подростковом возрасте, в связи с развитием эмоционально-оценочного компонента социальных представлений и активным проявлением познавательной активности, необходимо начинать привлекать учащихся к реальной активной деятельности;
— в старшем подростковом возрасте, в связи с развитием ценностно-ориентировочного компонента, наиболее эффективны методы гражданского воспитания, ориентированные на реализацию элементов решения проблемных, спорных задач, которые имеют место в обществе.
3. Наиболее важным моментом реализации программ гражданского воспитания старшеклассников, у которых активно формируется поведенческий компонент социальных представлений, является создание условий для проявления их гражданского и профессионального выбора.
Для реализации поставленных задач и создания системы профориентации необходимы:
— соответствующая нормативная база;
— новые технологии и методы работы;
— специально подготовленные кадры профори- ентаторов;
— взаимодействие всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1221
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 829
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2