Методические рекомендации по определению содержания деятельности службы практической психологии(педагога-психолога) общеобразовательного учреждения Ярославской области (часть1)

734

Аннотация

По многочисленным просьбам наших читателей в рамках рубрики «Психологическая служба» мы открываем новый раздел «Нормативная база регионов», в котором будем публиковать наиболее значимые и полезные для совершенствования деятельности педагогов-психологов документы и нормативные материалы, разработанные региональными психологическими службами.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: документ

Для цитаты: Методические рекомендации по определению содержания деятельности службы практической психологии(педагога-психолога) общеобразовательного учреждения Ярославской области (часть1) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 69–73. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28272 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

1. Введение

В настоящее время на территории Ярославской области активно развивается служба практической психологии в системе образования (далее Служба). Это связано с востребованностью психологического сопровождения для решения как традиционных, так и новых задач образовательной деятельности, среди которых: обоснование выбора программ обучения, формирование классов коррекции, разработка индивидуальных образовательных программ и учебных планов, реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени школьного обучения и пр. Само понятие качества образования сегодня неразрывно связано с удовлетворением образовательных потребностей обучающегося (воспи- танника)[1] и его семьи, что предполагает проведение анализа этих потребностей, социально-психологическое проектирование образовательной среды, выявление степени удовлетворенности результатами и условиями образовательной деятельности.

В системе образования Ярославской области в настоящее время работает более 500 педагогов-психологов. Специалисты Службы активно включены в решение задач, которые ставит перед собой сегодня система образования области; достаточно хорошо ориентируются в современной образовательной ситуации; имеют представления о целях и задачах деятельности образовательных учреждений, специфике их контингента, основных проблемах и трудностях функционирования системы образования.

Однако, реализуемые педагогами-психологами актуальные задачи не всегда рассматриваются в комплексе, что ухудшает условия психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Многогранность и объемность деятельности педагога- психолога нередко приводит к тому, что возникают трудности в расстановке приоритетов, обосновании выбора направлений работы с различными участниками образовательного процесса. Должностные обязанности педагога-психолога определяются порой формально, а реализуемое содержание работы не всегда опирается на логику развития субъектов образовательного пространства и образовательного учреждения в целом, разработанные теоретические позиции, сложившуюся и зарекомендовавшую себя практику работы специалистов.

Данные методические рекомендации содержат характеристику содержания деятельности службы практической психологии (педагога-психолога) общеобразовательного учреждения[2] на территории Ярославской области, описание направлений ее деятельности и видов работ.

В приложениях представлены основания для определения содержания деятельности службы практической психологии общеобразовательного учреждения, приведены ориентировочные нормы времени на выполнение различных видов работ педагога-психолога в системе образования, а также выдержки из научных и методических разработок, характеризующие ключевые понятия и проблемы его деятельности: психологическая готовность к школьному обучению, показатели готовности к обучению в средней школе, содержание образовательных компетентно­стей обучающегося при переходе в старшую школу, основные проблемы дезадаптации обучающегося на различных образовательных уровнях.

Предлагаемая разработка предназначена, прежде всего, для руководителей и педагогов-психологов общеобразовательных учреждений. Она может быть использована также в учреждениях начального профессионального образования, дополнительного образования детей, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях, занимающихся аттестацией и повышением квалификации специалистов. Методические рекомендации могут быть полезными:

—   при разработке должностных обязанностей педагога-психолога образовательного учреждения;

—   при анализе и планировании педагогом-психологом собственной деятельности в образовательном учреждении;

—   при разработке базового методического обеспечения рабочего места педагога-психолога (пакета диагностических и информационно-методических материалов, развивающих и коррекционных программ и др.);

—   при аттестации педагога-психолога;

—   при подготовке и повышении квалификации педагогов-психологов.

Должностные обязанности педагога-психолога конкретного образовательного учреждения (далее — ОУ) рекомендуется разрабатывать с опорой на предлагаемое содержание его деятельности. В каждом конкретном случае приоритеты и объем видов работ, реализуемых педагогом-психологом, следует определять отдельно с учетом целей и актуальной ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, специфики реализуемых образовательных программ, особенностей контингента, уровня квалификации, количества специалистов службы и пр.

2.               Содержание деятельности службы практической психологии (педагога-психолога) общеобразовательного учреждения

2.1.   Общая характеристика направлений деятельности и видов работ педагога-психолога общеобразовательного учреждения

Рекомендации подготовлены на основе анализа современных тенденций развития российского образования; нормативных документов, касающихся службы практической психологии; теоретических положений о психологических закономерностях обучения и развития, о социально-психологических особенностях обучающихся разных возрастных групп и образовательных задачах, соответствующих каждой возрастной ступени. При этом учитывался также опыт работы служб практической психологии г. Ярославля и области за 2005—2008 гг.

Основным субъектом взаимодействия педагога- психолога является обучающийся (воспитанник). Другие участники образовательного процесса: родители (законные представители)[3], педагоги и администрация ОУ, другие специалисты, — также являются важными субъектами взаимодействия, так как, с одной стороны, они активно участвуют в процессе психологического сопровождения обучающихся и создания эффективной психологически безопасной образовательной среды, а с другой — сами являются потребителями психологических услуг.

Содержание деятельности психологической службы рассматривается для четырех возрастных групп обучающихся на всех образовательных уровнях. Это дошкольное образование (старший дошкольный возраст, 5—7 лет)[4], начальное общее образование (младший школьный возраст, 7—11 лет), основное общее образование (подростковый возраст, 11—15 лет), среднее (полное) общее образование (старший школьный возраст, 15—18 лет).

Проведенный теоретический анализ и сложившаяся практика работы позволяют говорить о преемственности и идентичности ряда ключевых задач (направлений деятельности), решаемых педагогом- психологом на каждом возрастном этапе развития ребенка. К числу таких задач относятся следующие. 1. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

2.    Психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения.

3.    Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень.

4.    Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников).

5.    Психологическое сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности.

6.    Психологическое сопровождение развития личности обучающихся (воспитанников).

7.    Психологическое сопровождение социализации обучающихся (воспитанников).

8.    Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (воспитанников).

Важно отметить, что для каждого образовательного уровня существуют наиболее значимые приоритетные задачи, обусловленные спецификой требований к развивающемуся ребенку в соответствующий период. Так, в дошкольный период — это психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень (к школьному обучению). На ступени младшей школы — психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться»). Для средней школы — психологическое сопровождение развития личности обучающихся (поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития), психологическое сопровождение социализации обучающихся (участие в формировании умения ориентироваться в мире нравственных социальных ценностей, формировании жизненных навыков). На ступени старшей школы — психологическое сопровождение профессионального самоопределения и профильного обучения учащихся.

Решение каждой задачи предполагает деятельность по психологическому сопровождению как обучающихся, так и других участников образовательного процесса.

Краткая характеристика направлений деятельности педагога-психолога ОУ

1.   Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Это направление подразумевает работу по созданию системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого обучающегося. Оно предполагает: сопровождение развития мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер обучающихся; социально-психологическое проектирование и экспертизу индивидуальных образовательных маршрутов; сопровождение деятельности педагогов с целью создания социально-психологических условий, способствующих формированию и развитию детей, учет индивидуальных особенностей обучающихся в учебно-воспитательном процессе; помощь педагогам и администрации в совершенствовании и повышении уровня учебно-воспитательного процесса, подготовке и осуществлении общешкольных и внешкольных образовательно-воспитательных мероприятий и др. [12, 16].

2.   Психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения.

Это направление предполагает выявление индивидуальных особенностей обучающихся, способствующих и (или) препятствующих адаптации; формирование и развитие качеств, способствующих успешной адаптации; мониторинг, экспертизу и проектирование адаптационных характеристик среды; определение «группы риска» по фактору школьной дезадап­тации, профилактическую работу с этой группой и с обучающимися, имеющими отдельные признаки де­задаптации [12, 16, 43].

3.   Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень.

Это направление представляет собой деятельность по формированию готовности, определению уровня сформированности компонентов готовности к переходу на новый образовательный уровень, работу по профилактике дезадаптации на новом об-

разовательном уровне, совместную работу с другими участниками образовательного процесса по обеспечению оптимальных условий перехода на новый образовательный уровень. Это направление особенно важно на этапе поступления в школу и при переходе со ступени начального общего образования на основную ступень [12, 16]. В процессе реализации данного направления может осуществляться как непосредственная работа с участниками образовательного процесса, так и информационно­аналитическая деятельность по проектированию процесса перехода с одного образовательного уровня на другой, экспертизе условий обучения и их соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и др.

4.   Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников).

Это направление предполагает проведение просветительской работы, формирование установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции, а также профилактику табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма [12, 16].

5.   Психологическое сопровождение детей, имеющих особые образовательные потребности.

Предполагает работу как с одаренными детьми, так и с детьми, имеющими эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и физические проблемы в развитии [12, 16]. Данная задача выделена отдельно в силу особой значимости и специфики указанного контингента и предполагает комплексное сопровождение этой категории обучающихся по основным направлениям деятельности педагога- психолога.

6.   Психологическое сопровождение развития личности обучающихся (воспитанников).

Работа педагога-психолога направлена на содействие формированию и развитию таких личностных и социально-значимых качеств и навыков обучающихся, как рефлексия, стремление разобраться в своих поступках и способностях, чувство собственного достоинства, самооценка, личностная автономия, коммуникативные навыки и др. [12, 16, 32].

7.   Психологическое сопровождение социализации обучающихся (воспитанников).

Предполагает участие педагога-психолога в работе по формированию позитивной социальной позиции, социальных умений и навыков обучающихся, их способности к самоопределению и активному поиску своего места в обществе, по предупреждению и коррекции девиантного поведения [12, 16, 32].

8.   Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Представляет собой работу по созданию внешних и внутренних условий для обоснованного профессионального самоопределения обучающихся, выбора ими направления предпрофильной подготовки и профильного обучения, построения профессионально­образовательного проекта, оптимального выбора вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

Краткая характеристика видов работ

Каждое направление деятельности педагога-психолога общеобразовательного учреждения может быть реализовано посредством выполнения нескольких видов работ, объединенных в три группы.

1.   Работа, направленная на оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция и развитие.

2.   Информационно-аналитическое обеспечение психологического сопровождения образования: социально-психологический мониторинг, социально­психологическое проектирование, социально-психологическая экспертиза.

3.   Обеспечение качества реализуемых психологических услуг и деятельности по психолого-педагогическому обеспечению в целом: планирование и проектирование педагогом-психологом собственной деятельности; работа по повышению квалификации, информационно-методическая работа.

1.   Оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности участников образовательного процесса.

Психологическое просвещение — деятельность, направленная на формирование у обучающихся, их родителей, педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, потребности в психологических знаниях и желания использовать их для эффективного решения профессиональных задач и собственного развития.

Психологическая профилактика — мероприятия, направленные на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, разработку и реализацию профилактических программ и конкретных рекомендаций для обучающихся.

Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, профессионального самоопределения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации детей и подростков. Психологическая диагностика может проводиться специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.

Психологическая коррекция и развитие — активное профессиональное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся с трудностями в освоении образовательной программы и нарушениями в поведении.

Психологическое консультирование предполагает оказание помощи обучающимся в самопознании, в формировании адекватной самооценки и ценностно­мотивационной сферы, в адаптации к реальным жизненным условиям, в преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, что в целом способствует их непрерывному личностному росту и саморазвитию. Консультирование педагогов и родителей помогает им в выстраивании конструктивных взаимоотношений с детьми, решении вопросов адаптации, профилактики профессионального выгорания и др. Психологическое консультирование позволяет консультируемому лучше понять свои мысли, чувства, мотивы, поведение, выявить свои сильные стороны (ресурсы) и использовать их для решения возникающих трудностей и проблем.

2.   Информационно-аналитическое обеспечение психологического сопровождения образования.

Социально-психологическое проектирование — разработка системы социально-педагогических и психологических мероприятий для решения задач обучения, воспитания и развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, формирование восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации и т. д. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранять и укреплять психическое и социальное здоровье и эмоциональное благополучие всех участников проектных изменений, содействовать созданию благоприятных условий для обучения, воспитания и развития обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Социально-психологическая экспертиза — оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т. п.) поставленным образовательным, развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность; защита «пространства детства» от деструктивного воспитательного и психологического влияния. Психологическая экспертиза является важной основой для принятия решения об изменении условий образовательной среды, о совершенствовании образовательного процесса.

Социально-психологический мониторинг — система информационного сопровождения процессов в образовании, в т. ч. инновационных, позволяющая администрации. Она позволяет педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществлять анализ воздействия психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся; принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

3.   Обеспечение качества реализуемых психологических услуг и деятельности по психолого-педагогическому обеспечению в целом

Проектирование и планирование педагогом-психологом собственной деятельности — определение педагогом-психологом целей, задач, результатов собственной деятельности, а также путей, способов и необходимых ресурсов для их достижения.

Работа по повышению квалификации — деятельность, направленная на повышение компетентности педагога-психолога в области решения поставленных задач.

Информационно-методическая работа — деятельность, направленная на повышение уровня информационно-методического обеспечения педагога-психолога в целях компетентного и эффективного решения поставленных задач, включающая подбор, систематизацию, разработку методических средств, совершенствование форм и методов работы, отработку новых технологий и др.

Продолжение в следующем номере.

Метрики

Просмотров

Всего: 896
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 734
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4