Психология как учебный предмет общеобразовательной школы

1074

Аннотация

Вопрос о том преподавать или не преподавать психологию в школе для большинства читателей нашего журнала является решенным. Конечно же, преподавать! Но если преподавать, то по каким программам? Ответ на этот вопрос был получен после публикаций в нашем журнале статьей И.В. Дубровиной «О воспитании психологической культуры школьников » (№3, 2006 г.) и Ю.М. Забродина «Найти человека » (№2, 2006 г.), а так же видеомастерской И.В. Дубровиной «Преподавание психологии в общеобразовательной школе» (CD к №2, 2006 г.). А после информации о том, что Ирина Владимировна и сотрудники ее лаборатории стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации 2006 года в области образования за создание комплекта учебных и учебно-методических пособий «Система воспитания психологической культуры в школе», в редакцию стало приходить много писем, в которых читатели просят познакомить их с этой программой и даже помочь приобрести учебники. Поэтому мы решили ввести новую рубрику «Преподавание психологии», в которой будем размещать статьи, посвященные методике преподавания предмета «Психология» в общеобразовательной школе. Начиная с этого номера, мы будем знакомить читателей с основами построения учебного курса «Психология», разработанного творческим коллективом под руководством И.В. Дубровиной.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дубровина И.В. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 2. С. 88–93. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n2/28737 (дата обращения: 24.11.2024)

Полный текст

Вопрос о том преподавать или не преподавать психологию в школе для большинства читателей нашего журнала является решенным. Конечно же, преподавать!

Но если преподавать, то по каким программам? Ответ на этот вопрос был получен после публикаций в нашем журнале статьей И.В. Дубровиной «О воспитании психологической культуры школьников» (№3, 2006 г.) и Ю.М. Забродина «Найти человека» (№2, 2006 г.), а так же видеомастерской И.В. Дуб­ровиной «Преподавание психологии в общеобразовательной школе» (CD к №2, 2006 г.).

À после информации о том, что Ирина Владимировна и сотрудники ее лаборатории стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации 2006 года в области образования за создание комплекта учебных и учебно-методических пособий «Система воспитания психологической культуры в школе», в редакцию стало приходить много писем, в которых читатели просят познакомить их с этой программой и даже помочь приобрести учебники.

Поэтому мы решили ввести новую рубрику «Преподавание психологии», в которой будем размещать статьи, посвященные методике преподавания предмета «Психология» в общеобразовательной школе. Начиная с этого номера, мы будем знакомить читателей с основами построения учебного курса «Психология», разработанного творческим коллективом под руководством И.В. Дубровиной.

Главные вопросы при разработке курса «Психология» для школы заключаются в том, какой материал из науки отобрать как необходимый и каким образом его распределить по возрастам?

Основные принципы отбора научного материала для любого учебного предмета и определения метода его преподавания были сформулированы еще П.Ф. Каптеревым[1] (они актуальны и сейчас):

— сообразность преподавания науки с содержанием и характером этой науки;

—   сообразность содержания и метода преподавания со свойствами детской натуры;

—   сообразность содержания и метода преподавания с личностными особенностями обучаемых детей;

—   сообразность содержания и метода преподавания с личностью учителя.

Согласно упомянутым выше принципам преподавания в школе, речь должна идти как о самой науке психологии, так и о ребенке, который будет эту науку изучать, усваивать и которому она может помочь в его собственном психическом и личностном развитии. Поэтому при разработке курса необходимо опираться как (1) на общие научные знания в области психологии, так и на (2) знание основных законо-мерностей психического и личностного развития на этапах школьного детства, отрочества, ранней юности. Важно, чтобы у школьника не образовалась пропасть между психо-логическим знанием о человеке вообще и о себе как человеке.

1) Сообразность преподавания науки с содержанием и характером этой науки.

Большую трудность представляет отбор психологического материала для школьного учебного курса. На эту трудность обращал внимание еще Г. И. Чел- панов. Он писал: «...говорят, что психология неточная наука, что в ней нет устойчивых положений, - различные авторы различно определяют одни и те же понятия. Если психология представляет учения сбивчивые, разноречивые, ей не место в средней школе.

Против этого можно сделать следующее замечание. По отношению к современной психологии это мнение неправильно. Следует признать, что в современной психологии борются между собой различные психологические направления, но между тем в психологии есть положения, принятые всеми на­

правлениями. Есть положения, относительно которых все согласны»[2]. Г.И. Челпанов[3] подчеркивал, что именно эти бесспорные вопросы должны входить в состав школьной науки; спорным теориям и гипотезам, конечно, не место в школе.

Этими соображениями авторы предлагаемого учебного курса «Психологии в школе» и руководствовались. Психология в данном курсе представлена в контексте ее научного осмысления такими крупнейшими отечественными психологами, получившими всемирное признание, как: Л.С. Выготский, Б.Г Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин, Г.И. Челпанов, И.П. Павлов, А.Р Лурия, В.В. Давы­дов, А.А. Бодалев и другие, их последователи и ученики. В курс включены материалы по общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, изложенные на доступном для понимания учащихся уровне

2) Сообразность содержания преподавания со свойствами детской натуры и личностными особенностями детей.

При разработке курса учитывались основные возрастные характеристики и закономерности развития ребенка на этапах школьного детства, отрочества и ранней юности. Возрастные особенности рассматривались, прежде всего, в контексте культурно-исторической теории психического развития ребенка, предложенной Л.С. Выготским и его учениками. Напомним, что суть ее в том, что психика человека имеет культурно-исторический характер.

Что значит — психическое развитие ребенка как процесс его культурного развития? Это значит:

—   овладение, присвоение культурно заданных средств действий с предметами,

—   овладение, присвоение культурно заданных средств отношений с другими людьми,

—   овладение, присвоение культурно заданных средств владения собой, своей психической деятельностью, своим поведением.

В результате всего этого развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность, происходит ее постепенная социализация.

Основные теоретические положения культурно­исторической теории психического развития и составили научную основу распределения учебного материала по возрастам (параллелям).

Посмотрим на некоторые из известных положений теории развития Л.С. Выготского в контексте преподавания психологии в школе:

1.  Л.С. Выготский рассматривал культурное развитие ребенка как постепенное развитие личности и мировоззрения.

Можно предположить, что ценностное отношение к человеку вообще и к себе как к человеку на основе научного познания о нем может стать компонентом развивающегося мировоззрения ребенка, сделав это мировоззрение более полным или гармоничным.

2.  В основе наиболее благоприятных психолого­педагогических условий лежит реализация в работе с детьми и школьниками всех возрастов положения о «зоне ближайшего развития». Ребенок может стать человеком только в совместной деятельности со взрослым. В настоящее время это положение в большей степени реализуется в области обучения, которое с момента рождения ребенка происходит по принципу: делай вместе со мной, делай, как делаю я (взрослый). Благодаря организуемой взрослыми «зоне ближайшего развития» ребенок учится есть кашу ложкой, завязывать шнурки на ботинках, надевать шапочку, играть в игрушки, учится говорить, читать, писать и т.п. и т.п. В области же познания человека как такового и познания самого себя «зона ближайшего развития» фактически не задается.

3.   Л.С. Выготский считал возраст ребенка основной проблемой науки и практики. Он писал: «Проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но и ключ ко всем вопросам практики»[4]. Он рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности существуют как наиболее типичные, наиболее характерные общие особенности возраста, указывающие на общие направления развития.

Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий.

Каждый возраст является сензитивным, а потому и ответственным для определенных психологических образований, которые служат опорой, базой, стартовым плац-дармом для последующего развития.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе социальных отношений.

Младенчество, раннее, дошкольное и школьное детство, отрочество, ранняя юность — жизнь детей на всех этих возрастных этапах наполнена особым содержанием:

—   особыми взаимоотношениями с окружающими, взрослыми и сверстниками;

—   особыми способами познания окружающего мира;

—   ведущей деятельностью (игровой, учебной общением), в наибольшей степени способствующей психическому и личностному развитию именно на данном этапе онтогенеза;

—   системой прав ребенка и его обязанностей, которые он должен знать, понимать и выполнять и многим другим.

Л.С. Выготский подчеркивал сложность и великую значимость для развития ребенка переходных периодов психического развития, которые он называл кризисами.

Он ввел важное для понимания формирующейся личности ребенка положение о «социальной ситуации развития» как специфическом, своеобразном для каждого возраста (и индивидуально) отношении между ребенком и средой: переживание ситуации.

Любой ребенок, независимо от его индивидуального развития и степени психологической готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в обществе социальное положение.

Тем самым он попадает в систему объективных условий, которые в значительной степени определяют характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Поэтому соответствовать этим условиям жизненно важно для ребенка, это обеспечивает положительные переживания социальной ситуации, что определяет его эмоциональное благополучие и позитивную направленность его формирующейся личности.

Переход на новую ступень онтогенеза все равно происходит, хотя бы в силу возраста ребенка. Однако, если ребенок не подготовлен на предыдущей ступени, если остались нереализованными возрастные возможности развития ребенка (в его индивидуальном варианте), мы создаем ему депривацион­ную, негативно переживаемую ситуацию, в результате чего возможны всевозможные страхи, неуверенность, отрицательные переживания и пр. Нарастание не удовлетворяющихся потребностей в условиях школы приводит к поиску форм удовлетворения этих потребностей вне школы.

«Ситуации» переживаются ребенком как негативные и в том случае, если сформировавшиеся новые возможности детей не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут. Эти ситуации не несут в себе потенциала развития, не являются «социальными ситуациями развития». Дети переживают неудовлетворенность общим образом своей жизни, вызывающую массу проблем как для них самих, так и для взрослых — родителей, учителей и пр.

Таким образом, законы психологического и личностного развития требуют создания оптимальных психологических и педагогических условий, обеспечивающих полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и тем самым способствующих реализации их индивидуальных позитивных потенций.

Эти условия включают в себя не только знания об окружающем мире природы и людей, не только специфические взаимоотношения между ребенком и другими людьми на каждом возрастном этапе, но и познание самого себя — своих способностей, интересов, желаний, отношений и пр., установление взаимодействия с самим собой.

Л.С. Выготский подчеркивал взаимообусловленность всех этапов онтогенеза. Индивидуальные варианты возрастного развития могут не всегда совпадать с общепризнанным. Знание законов развития человеческой психики поможет ребенку не терять веру в себя: если что-то недостаточно развито сейчас, есть шанс для развития в будущем.

Когда начинать преподавание психологии в школе?

В настоящее время уже существует немалое количество учебников и учебных пособий по школьному курсу «Психология». Большинство из них предназначаются для средних и старших классов школы.

Это не совсем верно. Учащиеся разного возраста пытаются как-то разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т.п. Чем глубже ребенок осознает самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, тем более четко формируются у него представления о своем дальнейшем жизненном пути.

Психология по праву может встать в один ряд с изучением родного языка, математики, природоведения. Именно в начальной школе берет свое начало мировоззрение ребенка, и именно этот возрастной период сензитивен для формирования психологического компонента мировоззрения, включающего в себя понимание человека как активной части реального мира.

Опыт преподавания психологии показывает, что детям интересен и понятен учебный материал по психологии, изложенный в доступной форме.

Наиболее благоприятным, по нашему мнению, возрастом для включения детей в область научного познания психологии является возраст 9—10 лет, то есть в третьем-четвертом классах: дети к этому времени уже умеют самостоятельно читать и писать, они привыкли к классу, овладели основами учебной деятельности, поняли, что мир знаний огромен и многогранен, начинают осознавать, что овладение знаниями в значительной степени зависит от них самих. Но как и почему зависит, всем ли дано усвоить школьную программу, в чем причины успехов и неудач, на эти вопросы дети не имеют научно обоснованных и понятных им ответов.

В соответствии с вышесказанным предлагаемая нами учебная программа предполагает изучение психологии в средней общеобразовательной школе с третьего по одиннадцатый класс.

Логика построения школьного курса «Психология»

Как было сказано выше, отбор и распределение научного материала для преподавания психологии в школе связан как с логикой самой науки, так и с логикой возрастных закономерностей психического развития школьников.

При определении содержательной последовательности научных знаний учитывались, прежде всего, сензитивность возраста к восприятию тех или иных влияний и его ответственность за развитие основных психологических новообразований данного этапа онтогенеза.

Коротко напомним возрастные характеристики школьников, которые определили логику построения учебной программы курса.

Младший школьный возраст: дети 7—10 лет или учащиеся начальной школы. Этот возраст сензити­вен к развитию всех познавательных психических процессов, внимания, произвольности.

Правильно организованная учебная деятельность, ведущаяся в начальной школе, создает благоприятные условия для развития познавательной сферы учащихся.

Знакомство детей с научным содержанием познавательных процессов приближает их к пониманию сути учебной деятельности, которая заключается в развитии самого ребенка на основе получаемых знаний и способов самостоятельного «добывания» этих знаний.

Дети начинают понимать, что решать задачи, выполнять задания, учить тот или иной учебный материал нужно не для того, чтобы получить хорошую отметку у учителя, а для того, чтобы помочь самому себе в собственном развитии (стать более умным, умелым, знающим, интересным, способным и пр.).

Эта сензитивность объясняется пробуждающейся у младшего школьника потребностью научиться познавать мир (читать, писать, считать, узнавать о мире как можно больше), устанавливать контакты с окружающим миром, научиться тому, что он не знал и не умел в детском саду.

Учеба для маленького школьника довольно тяжелый труд. Чтобы не пропало желание учиться, он должен испытывать «радость победителя». А для этого он должен понимать, чего и почему от него хотят взрослые. Он уверен, что взрослые задают ему довольно «сложные» и оригинальные задания и вопросы. В младшем школьном возрасте появляется осознание своего места в системе общественных отношений, возникает потребность в определенном общественном положении, в общественно значимой деятельности — учебной деятельности в школе.

Внимание учителя и психолога, работающих в начальной школе, направлено, прежде всего, на развитие познавательной сферы, внимания, произвольности, речи, что является необходимой базой для последующего развития и успешного обучения школьников в старших классах.

Правильная организация учебной деятельности, предполагающая личностную включенность ребенка в эту деятельность, создает благоприятные условия для развития познавательной сферы — ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи.

Все это неизбежно связано с эмоционально-волевой сферой.

Взаимообусловленность познавательной и эмоционально-волевой сфер личности в их совокупности и составляет базу общего развития ребенка, развития его общих способностей и основных психологических новообразований возраста.

Приобщение детей к пониманию психических процессов познания и переживаний человека приводит их к великому открытию: «Я как представитель человечества, как все люди обладаю немыслимым богатством. Если захочу, я столько всего смогу узнать и сделать!».

Подростковый возраст или период отрочества: школьники 10—14 лет или учащиеся 5—8 классов.

Если для младшего школьника важно понять, что он как человек, как все люди обладает всеми человеческими способностями и возможностями учиться, познавать окружающий мир, то внимание подростка начинают привлекать особенности людей, их непохожесть друг на друга.

У подростка формируется не только потребность углублять познания о мире, что развивает его интересы, способности, но и потребность занять определенное место в обществе людей, наладить контакт с людьми, прежде всего со сверстниками. Не случайно, ведущей деятельностью является общение со сверстниками.

Неудовлетворение этих потребностей ведет к различным формам дезадаптации.

Потребность найти и занять свое место в коллективе сверстников вызывает стремление соответствовать не только уровню требований окружающих, но и собственным требованиям и самооценкам. Отсюда — интерес к самому себе, своим возможностям и личностным качествам.

Еще одной существенной особенностью внутренней позиции подростков является возникновение особого комплекса потребностей, заставляющего ребенка стремиться выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых.

В этот же возрастной период при нормальном процессе учения происходит переход к высшей форме интеллектуальной деятельности. Школьники каждого подросткового класса — 5, 6, 7, 8 — наряду с общей тенденцией развития в этом возрасте имеют и свои существенные психологические особенности.

5   класс или младший подростковый возраст — сложный возрастной период, суть которого заключается в переходном характере развития ребенка, в значительной степени определяемом условиями педагогического процесса. Ребенок переходит из начальной школы в среднюю, что, с одной стороны, создает для него известные трудности (разные учителя, более сложный учебный материал, повышенные, по сравнению с начальной школой, требования и пр.), с другой — раскрывает новые горизонты развития.

Программа преподавания психологии для детей этого возраста должна учитывать, что 5 класс является сензитивным периодом:

—   для начала развития специальных способностей и интересов к разным сторонам знания, чему способствует предметное обучение и встреча на уроках с разными учителями;

—   для начала осознания и развития своей индивидуальности, что связано с пониманием своих способностей, характера, темперамента, обнаруживающихся в процессах учения, общения, поведения;

—   для понимания индивидуальных особенностей людей.

При разработке программы для младших подростков учитывалось, что этот возраст является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства.

При работе с более старшими подростками основной акцент можно сделать на развитии доверия к окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений.

Программа предмета «Психология» учитывает, что у школьников 6 класса все более активную роль в развитии личности начинает играть ведущая в этом возрасте деятельность общения со сверстниками.

Вопросы общения весьма актуальны, интересны подросткам. Их волнуют проблемы дружбы, приятельских и товарищеских отношений, влюбленности, проблемы отношений людей друг к другу. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

Из предыдущего возрастного периода (5 класс) уже вынесено понимание того, что все люди в любом возрасте отличаются друг от друга, разные.

6   класс сензитивен для развития основного ïch- хического новообразования мдросткового возраста — умения снимать чувства, ïереживания других людей и строить свое введение и отношения с учетом этого.

7   класс — весьма актуальной ïроблемой для мдростков становится ïроблема их объединений в грумы различного мана.

Если в 6 классе большое значение в развитии личности ïриобретает общение со сверстниками, то для 7 класса характерен обостренный интерес к воïросам грум, коллективов, мдростковых объединений в грумах, ïроблемам лидерства, межличностных отношений, к воïросам внутригрумового и межгрумового взаимодействия. Этим воïросам уделяется основное внимание в курсе михологии для 7 класса.

Восьмиклассники уже близко мдходят к необходимости сделать, мжалуй, ïервый осмысленный выбор в жизни — через год им надо будет ïрини- мать решение о форме дальнейшего обучения — тот же класс, профильный класс (или школа), ïро- фессионально-технический колледж, мециализиро- ванные училища? Или решить, что вообще больше учиться не надо.

Выбор дальнейшего обучения очень ответственен, он во многом оïределяет весь жизненный ïуть человека.

Поэтому весьма актуально знакомство учащегося на научной основе с михологическим мнятием деятельности, видами деятельности, с мнятием ïрофессии, ïравильный выбор которой в значительной стеïени оïределяется «удачной» встречей требований ïрофессии с личностными качествами человека.

В учебной работе м михологии со старшеклассниками (учащиеся 9—11 классов, 15—17 лет) основное внимание можно уделить мниманию ими своего ïризвания, их умению видеть смысл жизни, временным ïерсïективам и эмоциональным ïри- вязанностям, ïрофессиональному выбору и будущей семейной жизни и ïр.

Девятиклассники уже мчти взрослые люди, заканчивают немлную среднюю школу, обладают большим объемом теоретических знаний. С ними уже всерьез можно обсуждать и изучать такие сложные мнятия науки михологии, как сознание, личность, мведение, мстумк.

Возраст учащихся 10—11 классов благсюриятен для завершения развития михологической готовности к самооïределению — личностному, ïрофесси- ональному, жизненному.

Психологическая готовность к самооïределе- нию — основное новообразование старшего школьного или раннего юношеского возраста — ïредïо- лагает: а) сформированность на высоком уровне всех михологических структур, ïрежде всего самосознания; б) развитость мтребностей, обесмчивающих содержательную намлненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и ïереживаний, ценностные ориентации, жизненные смыслы; в) становление ïредïосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, смсобностей, михологических и иных особенностей каждым вьтускником школы.

Вместе с тем михологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойное место ïредïолагает не завершенные в своем формировании михологические структуры и качества, а оïре- деленную зрелость личности, заключающуюся в том, что у старшеклассника сформированы михологичес- кие образования и механизмы, обемечивающие ему возможность (михологическую готовность) не- ïрерывного роста его личности сейчас и в будущем.

Премдавание михологии в школе ïредïолага- ет сотрудничество мдростков и старшеклассников со взрослыми в ïространстве ïроблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот ïериод осознанно формируются нравственные ценности, жизненные ïерсïективы, ïроисходит осознание самого себя, своих возможностей, cïq- собностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Быть может, основной смысл личностного развития в мдростковом и раннем юношеском возрасте состоит в осознании школьником уникальности своей личности, своей индивидуальности, в внимании и ïризнании того, что и любой другой человек столь же уникален и индивидуален.

Представляется, что михология как учебный ïредмет может в какой-то ст^ени рассматриваться как «зона ближайшего развития» личности школьника. Именно это учитывалось в ïервую очередь ïри разработке ïрограммы учебного курса.

Продолжение в следующем номере

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1848
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1074
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1