Вестник практической психологии образования
2006. Том 3. № 4. С. 12–13
ISSN: 2658-3100 (online)
«Тихая ярость»
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: доклад
Для цитаты: Решетникова О.В. «Тихая ярость» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 4. С. 12–13. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n4/29033 (дата обращения: 25.11.2024)
Полный текст
В конце сентября по приглашению факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета нашу страну впервые посетила «звездная» психологическая семейная пара: крупнейший социальный психолог, профессор Стэнфордского университета (Калифорния, США) Филипп Зимбардо и известный специалист в области психологии профессионального выгорания, профессор Университета Беркли (Калифорния, США) Кристина Маслач.
Профессор Зимбардо известен во всем мире своими исследованиями и публикациями по психологии агрессии, застенчивости, влияния общества на личность человека, психологии времени и временной перспективы. Мировую известность Ф. Зимбардо принесло одно из самых ярких и жестких социальнопсихологических исследований XX века, вошедшее в историю науки под названием «Стэнфордский тюремный эксперимент». Моделируя близкую к реальности ситуацию взаимоотношений охранников и заключенных, он доказал, что в определенных обстоятельствах ролевые предписания настолько начинают влиять на человека, что большинство людей способны на проявления жестокости.
Начиная свой неординарный эксперимент, его организаторы, прежде всего, хотели исследовать то, как люди будут адаптироваться к непривычной ситуации, в которой одни теряют свободу, гражданские права и право на тайну частной жизни, а другие получают власть и социальный статус. Модель тюрьмы была выбрана для выяснения того, что является причиной жестокости и насилия в этих учреждениях — личностные особенности обитателей тюрем, в которых «социопатических» преступников охраняют «садисты-надзиратели», или особенности самой социально-психологической среды, в которую попадают заключенные?
Результаты эксперимента потрясли экспериментаторов... Изменения в поведении и самоидентификации как «заключенных», так и «тюремщиков» произошли так быстро, что сами экспериментаторы едва не начали терять чувство реальности. Эксперимент, который в результате длился гораздо меньше, чем было задумано, прекратила Кристина Маслач — тогда еще невеста Филиппа Зимбардо. Она была потрясена увиденным и расплакалась от жалости к заключенным. Под ее влиянием Филипп Зимбардо принял решение о прекращении эксперимента.
Уроки, которые были вынесены из него, представлены в статье Ф. Зимбардо «Размышления о Стэнфордском тюремном экспермен- те: развитие, изменения, выводы», фрагменты которой мы предоставляем нашим читателям.
Позже Филипп Зимбардо заинтересовался еще одной проблемой — застенчивостью взрослых и детей. Он рассматривает это качество как «внутреннюю тюрьму», в которую попадает человек, являясь одновременно и тюремщиком, и заключенным. Сегодня Филипп Зимбардо считается ведущим экспертом в этой области. Его книга «Застенчивость: что это и что делать с этим» была переведена на 10 языков, в том числе и на русский. Не менее популярна книга «Застенчивый ребенок», которая также была неоднократно переиздана. Новаторская терапия застенчивости Зимбардо уже в течение 25 лет эффективно практикуется в Клинике застенчивости в Пало Альто (Калифорния, США).
Сейчас Филипп Зимбардо — профессор психологии Стэнфордского университета, всемирно признанный исследователь во многих областях психологии. Он получил множество наград за свое выдающееся преподавание и прекрасные книги, исследования и медиа-продукцию. Зимбардо был назван «голосом и лицом (образом) современной психологии» благодаря своей популярности в телевизионной серии Discovering Psychology и известности его учебника «Психология и жизнь», выдержавшего 17 изданий. В 2002 году он был избран Президентом Американской Психологической Ассоциации.
Он является автором более 300 профессиональных публикаций, в том числе 50 книг.
На двух встречах с российскими психологами: международном семинаре-конференции, организованным факультетом психологии Санкт-Петербургского государственного университета 26—28 сентября, и семинаре в Московском государственном университете, — Ф. Зимбардо не только демонстрировал свои фильмы, самым популярным среди которых является «Тихая ярость. Стэнфордский тюремный эксперимент», но и выступил с яркими лекциями, посвященными психологии агрессии и временной перспективе человека. К. Маслач познакомила слушателей со своими наработками в области профессионального выгорания.
Читатели «Вестника практической психологии образования» смогут познакомиться с фрагментами выступлений Ф. Зимбардо и К. Маслач на CD. Там же размещено видеоинтервью, которое профессор Зимбардо дал нашему изданию.
Редакция журнала «Вестник практической психологии образования» благодарит факультет психологии Санкт-Петербургского университета и лично зам. декана факультета Ю.Б. Гатанова за помощь в подготовке этих материалов.
Филипп Г. Зимбардо
Уроки, вынесенные из Стэнфордского тюремного эксперимента
(Из статьи «Размышления о Стэнфордском тюремном эксперменте: развитие, изменения, выводы»)
Урок 1. Некоторые ситуации могут оказывать сильное влияние на людей, заставляя их вести себя так, как они не вели бы, не могли вести себя в привычных для них ситуациях. Пытаясь понять причины сложно объяснимого поведения другого человека, лучше всего начать с анализа сложившейся ситуации и только после этого приступать к исследованию его личностных характеристик.
Урок 2. Сила влияния ситуации наиболее ярко проявляется в непривычной обстановке, в которой участники не могут обратиться к прежним моделям поведения и не имеют опыта поведения в похожих ситуациях, на которое можно полагаться. При таких обстоятельствах личностные переменные имеют небольшую предсказательную силу, потому что они зависят от действий, основанных на характеристиках прошлых реакций в схожих ситуациях. Личностные тесты просто не дают доступ к оценке поведения подобного плана, поскольку основываются на типичных реакциях в стандартных ситуациях.
Урок 3. Влияние ситуации приводит к неопределенности ролевых границ, а авторитарное и заданное социумом разрешение вести себя определенным образом открывает «доступ» к традиционно неодобряемым способам реагирования. Это требует ситуационного утверждения, проигрывания новых ролей, следования новым правилам, что может входить в противоречия с законом, нормами, моралью и этикой. Подобные изменения в поведении обычно проходят под прикрытием идеологии, которая оперирует хорошими, благородными, ценностными категориями.
Урок 4. В ролевой игре, даже когда авторитет людей, наделенных властью, является искусственным, временным и ограниченным ситуацией, он все равно может оказывать очень сильное влияние на участников. Личные установки, ценности и мнения, возможно, могут меняться в соответствии с заданной ролью. Это показано многими экспериментами по теории диссонанса (Festinger, 1957; Zimbardo & Leippe, 1991). Эффект диссонанса проявляется сильнее с появлением оправдывающих обстоятельств, например, когда неблаговидное поведение совер-
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 737
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 623
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1