Вестник практической психологии образования
2006. Том 3. № 1. С. 82–88
ISSN: 2658-3100 (online)
Как вы яхту назовете…
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Битянова М.Р. Как вы яхту назовете… [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 1. С. 82–88. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n1/29013 (дата обращения: 24.11.2024)
Полный текст
Марина Ростиславовна
Битянова —
выпускница факультета психологии, кафедры социальной психологии МГУ. В настоящее время — кандидат психологических наук, профессор Московского городского психологопедагогического университета, директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ».
Специалист в области практической психологии образования, автор монографии «Организация психологической работы в школе», учебного пособия «Социальная психология: теория, практика, образ мыслей» и многих других книг и методических пособий. Очень важными для себя самой считает публикации — «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» (написан в соавторстве с теми, с кем создавался и шлифовался новый метод работы — «Большая психологическая игра») и «Антропологический подход в школьной практике» (в соавторстве с Т.В. Бегловой).
Самое большое дело последних лет — Всероссийская Неделя школьной психологии.
Есть что-то общее между работой тренера и поварским делом, а соответственно — между искусством подготовки тренинговой программы и высокой кулинарией.
Множество блюд может приготовить хороший повар из одного и того же продукта, «поигрывая» температурным режимом, специями, способом приготовления. Также и грамотный тренер, пользуясь ограниченным набором методик и процедур, «играя» их возможностями, может создавать тренинговые программы, направленные на решение самых разных задач.
Вместе с тем, каждый повар знает, что возможности конкретного продукта не безграничны. Скажем, свежий жареный огурец — это невкусно. Ну вот не вкусно и все. Так и тренер знает, что каждый методический прием, описанный в литературе или созданный им самим, тяготеет к определенной психологической школе, имеет определенную ценностную направленность. И это задает некоторые границы его возможностей. Так, скажем, конкурентные игры не способствуют сплочению. И очень трудно, часто — невозможно, применить их для развития чувства «Мы» группы.
И все же наличие в доме одной лишь картошки — это еще не повод для ежедневного приготовления пюре. А большинство тренинговых приемов, описанных в литературе «под каким-либо одним соусом», могут быть модифицированы для решения самых разных обучающих задач. Главное эту задачу для себя сформулировать, а затем тщательно проанализировать имеющуюся в распоряжении тренера технологию.
Возможно, в этом и состоит главное «поварское» искусство тренера — в умении правильно «приготовить» имеющиеся в его распоряжении тренинговые приемы и процедуры, наделить их свойствами, способствующими решению поставленных задач.
Классический пример — упражнение «Необитаемый остров». Только в одной газете «Школьный психолог» опубликовано не менее десятка его вариантов. И это, уверяю вас, еще не предел. Возможно, предела вообще нет, так как «Остров» — это замечательная игровая среда, которая может быть насыщена содержанием под самые разные задачи. Если нужно дать участникам опыт совместного проживания и построения отношений — игра организуется как бы «взаправду»: с антуражем, ролями, игровым взаимодействием в рамках ролей и т.д. Нужно продумывать техники погружения участников в ситуацию и свою роль, проигрывать различные моменты взаимоотношений «островитян».
Если упражнение используется для обучения навыкам принятия групповых решений, достаточно нарисовать ситуацию в воображении участников и организовать групповую дискуссию в кругу. Задаются определенное время и правила обсуждения, четко формулируется ожидаемый результат — и вперед. Возможен и диагностический вариант: участникам предлагается проверить свою готовность к конструктивной дискуссии. В этом случае очень полезно ввести наблюдателей из числа участников. В ходе обсуждения они выступят экспертами — помощниками тренера.
Нужно поработать над сплочением или диагностикой отношений — вводите в игру разные экстремальные ситуации, типа «туземцы украли одного из вас, кто будет этим человеком?» и т.д. Помните, что в данном случае необитаемый остров для участников — лишь повод поразмышлять о своих взаимоотношениях и качествах друг друга.
Хотите ввести элемент тренинга личностного роста — создайте внутри игрового пространства и роли каждого участника ситуацию обязательного выбора. Только помните, что выбору должно предшествовать глубокое погружение в моделируемый мир, его возможности и ограничения. Тогда это будет действительно личностный, а не ролевой выбор.
Разрешите участникам «рассредоточится» по помещению, и вы получите более мягкую игру. Обведите на полу черту — границу острова, и через некоторое время страсти начнут закипать. И так далее. Только не надо пытаться задействовать все возможности сразу! Никакое игровое пространство такой многоцелевой нагрузки и не выдержит: проживание ситуации плохо совместимо с формализованной групповой дискуссией, а ситуация личного выбора — с театрализованным ролевым действием (отработкой навыков поведения).
Модификации под задачу должно подвергаться не только само упражнение, но и инструкция к нему, и процедура последующего обсуждения.
Скажем, «Остров» задуман как обучающее упражнение в рамках темы «навыки обсуждения и принятия групповых решений». В этом случае инструкция обязательно должна содержать слова типа: «А сейчас вам представится возможность проявить (или отработать) свое умение сотрудничать, слушать друг друга, находить общий язык в специальной игровой ситуации. Затем мы обсудим, как проходило обсуждение, и насколько оно было успешно». Обсуждение в данном случае также будет преимущественно разворачиваться вокруг привлеченных и не примененных участниками навыков, того, что способствовало и что мешало дискуссии.
Если же «Остров» применяется как техника, позволяющая прожить некоторую ситуацию и получить опыт взаимодействия, инструкция будет иной. Например: «Сейчас вам представится удивительная возможность оказаться на необитаемом острове... в окружении ряда людей. Какой будет ваша жизнь? Это зависит только от вас. Погружайтесь в ситуацию, внимательно следите за своими чувствами и поступками, исследуйте себя и свои переживания. Через час удивительная жизнь на острове закончится и мы обсудим то, что с вами происходило». Обсуждение в данном случае концентрируется на переживаниях, отношениях, новом опыте участников. Обсуждается вопрос, насколько все происходящее похоже на их реальную жизнь.
Вообще, при правильном, то бишь осмысленном, обращении многие известные, многократно описанные в литературе техники приобретают совершенно новое звучание. Очень показательный пример — вариант широко растиражированной техники «Молекулы» в исполнении В. Ясвина. Он предлагает использовать «Молекулы» как технику исследования собственных переживаний, возникающих в нестандартной ситуации.
Суть проста: участники ходят по комнате с закрытыми глазами. Ходят довольно долго, прислушиваясь к себе и стараясь ни к кому не прикоснуться. Затем по команде ведущего участники начинают искать себе пару (молча и с закрытыми глазами). Обнаружив другого человека, участники берутся за руки и так замирают, пока ведущий не предложит открыть глаза (он же обращается к участникам с таким предложением, спустя некоторое время, желательно после того как все нашли свою пару). Затем начинается обсуждение. Знакомая техника, правда? Если ограничиться лишь такой информацией для участников, никакого самоисследования не случится, и обсуждать будет практически нечего.
Необходима грамотная инструкция, в которой четко ставится задача, несколько раз разными словами проговаривается цель упражнения: внимательно следить за своими действиями, своими переживаниями, отмечать их про себя. «Сейчас у вас будет возможность, говорит ведущий, — сделать то, что так редко нам удается в реальной жизни — погрузиться в себя. Отвлекитесь от забот и проблем, послушайте себя. Вам будет легче это сделать в темноте. Поэтому, мы закроем глаза. Изучению и познанию себя иногда мешает процесс общения. Поэтому мы на время забудем о других. А чуть позже, наоборот, вспомним и постараемся найти свою пару». И так далее. Обсуждение тоже приобретает совершенно определенное содержание. Ведущий задает вопросы и создает ситуацию, в которой на каждый вопрос практически каждый даст свой ответ (по крайней мере, задумается над ответом). Вопросы такие:
Хотелось ли вам открыть глаза? Делали ли вы это?
Была ли у вас определенная стратегия движения по комнате или вы двигались совершенно хаотично? Если была, то удалось ли вам ее придерживаться?
Вы старались быть там, где находились другие люди, или стремились отойти подальше от основной части группы?
Были ли прикосновения к другим людям, какие чувства вы при этом испытали?
Какие чувства у вас возникли, когда ведущий дал инструкцию найти пару?
Что вы испытали, нащупав руки другого человека? (Или не найдя свою пару?)
Это чем-то похоже на вас в реальной жизни?
Подробные, серьезные ответы на эти вопросы здорово продвигают отдельных участников и группу в целом на пути самоисследования. Короткое полу-разминочное упражнение превращается в глубокую содержательную технику. Конечно, если это нужно. В другом контексте можно провести «Молекулы» коротко и довольно весело: для настроя участников друг на друга, двигательной разминки, снятия напряжения и т.д.
Итак, техники можно «углублять» и упрощать, превращать из обучающих в исследовательские площадки личности или межличностных отношений, из диагностических в собственно навыковые процедуры. Важно не забывать при этом изменять инструкцию и характер обсуждения. Центральный вопрос обучающей техники: удалось ли отработать навык или умение? Диагностической: что вы увидели, узнали, поняли про себя и про других? Или: что вы умеете, а что не умеете? Исследовательской: какой опыт переживаний или отношений вы получили? Похоже ли это на вашу жизнь? Или: как это может быть перенесено в вашу жизнь?
Мне представляется, что значительная часть отказов участников от упражнения или несерьезное, игровое отношение к нему, связаны именно с нечеткостью инструкции. Любые упражнение, игра, психотехника — это оболочка, предполагающая множество толкований, море возможностей. Без хорошей лоции в виде инструкции и темы обсуждения плыть по нему трудно. Можно конечно, но если направление не определено, легко заплыть в самые проблемные точки своей жизни. И тогда незаметно и часто неприятно неожиданно для ведущего тренинговая ситуация перерастает в психотерапевтическую. А обучающая психологическая группа в группу коррекционную.
Инстинктивно избегая такой перспективы, многие участники «убегают» в смех, игнорирование упражнения, агрессию по отношению к ведущему.
Итак, не столько важно разнообразие «продуктов» на тренерской кухне, сколько наличие хорошей книги рецептов: представлений о том, как то или иное средство может быть трансформировано под актуальные задачи. Еще лучше — интуиция мастера: сколько положить соли, перца, налить воды... Но это приходит не сразу. А поначалу нужно просто думать, анализировать и идти не от упражнения, а от собственных профессиональных задач, решаемых данным тренингом, днем занятий, этапом работы с группой.
Приведенные ниже тематические подборки упражнений также нуждаются в «задачной» (почти — термической) обработке.
«БОЛОТО БОЛОТУ РОЗНЬ...»
Перед вами, уважаемые читатели, два упражнения для школьников разного возраста, близкие по решаемым с их помощью задачами и объединенные общим сюжетом. Оба они направлены на сплочение группы, нахождение эффективных способов коммуникации, формирование умения подчинять свои действия единой групповой задаче и активизацию лидерства. Конечно, это не значит, что все эти процессы и умения обязательно запустятся или сформируются благодаря небольшому упражнению. Предлагаемые игровые приемы стимулируют, подталкивают группу к развитию, а ее отдельных участников — к изменению, совершенствованию своего группового поведения. Многое зависит от того, как поведет себя сам ведущий, сколько самостоятельности он группе предоставит. Еще больше зависит от самой группы, от того, какие актуальные проблемы перед ней сейчас стоят. Если трудности коммуникации — значит, группа будет, по большей части, выполнять упражнение именно про это, а все остальные его возможности отступят на второй план и так далее. Очень многое зависит и от того, как пройдет обсуждение упражнения. Именно на этом этапе появляется возможность передать всей группе те уникальные открытия, которые сделали в процессе работы отдельные ее участники.
Как мы уже говорили, у этих упражнений не только общие задачи, но и схожие сюжетные линии. Оба они представляют собой различные варианты перехода группы через. болото.
Итак, упражнение «Болото» для старшеклассников и взрослых.
Собственно болото выглядит в этой игре в виде большого поля размером 6х6, по типу «классиков», которое ведущий заранее рисует на полу. Если такой возможности — чертить мелом — нет, можно заготовить многоразовое «болото», склеив его из полосок бумаги (кстати, мы в своей службе именно так и поступили). Для себя ведущий готовит тайную бумажку, на которой зафиксирован безопасный маршрут через болото. Например, он может выглядеть так, как на рисунке 1.
Инструкция группе: Вашей группе предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет непросто. Прежде всего, выполнить задание предстоит молча. За каждое слово, произнесенное кем-то из участников, перешел ли он болото, идет ли по нему или только собирается, будет наказана вся группа: упражнение начнется сначала. Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали, — кочка, ведущий промолчит. Если это трясина,
ведущий скажет: «Буль!», и участник, провалившийся в болото, вернется на берег. Следующий участник пройдет по тем клеткам, про которые уже известно, что они — «кочки» (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую «кочку». Он будет продвигаться вперед, пока не услышит «Буль!». «Утонув», он вернется на берег и уступит место следующему участнику. Одновременно на поле может находиться только один человек. Остальные — либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото. Помните: перебраться должна вся группа, а за нарушение правил все участники возвращаются на этот берег
Группа молча выстраивается на «берегу» и один из участников приступает к поиску первой «кочки». Внешне все поведение ведущего должно быть сосредоточено на отслеживании правил: молчит ли группа, в правильном ли порядке очередной участник наступает на уже найденные «кочки», не попал ли он в «болото» в поисках новой. Никаких подсказок группе давать не надо. А желание такое будет обязательно! Вы увидите, что первое время часть ребят вообще не наблюдают за тем, как двигаются по полю их товарищи, а занимаются своими делами. Захочется вам и подсказать им простой путь помощи друг другу: ведь говорить нельзя, а показывать-то, «угукать» и мычать можно! Расстроит вас то, что участники, счастливо добравшиеся до другого берега, выключаются из игры и, вместо того, чтобы помогать остальным, взаимодействуют друг с другом или отдыхают. Воздержитесь от комментариев, потому что все происходящее есть отражение состояния группы, есть тот уровень отношений, к которому данный класс сегодня готов. Хочется этот уровень изменить?
В рамках данного упражнения лучше всего сделать следующее: найти повод и вернуть всю группу к исходному моменту. Схему перехода через болото менять не надо, и так половина участников ее в голове не держит. Вы увидите, как изменится поведение участников, насколько более ответственными и включенными они станут. Иногда полезно вернуть и два раза... Но это нужно смотреть по ситуации. Внимательно наблюдайте за взаимоотношениями ребят во время упражнения. Ваши наблюдения — важный материал для обсуждения в общем кругу.
В некоторых группах «Болото» проходит почти незаметно, как чисто разминочный вариант, а для некоторых классов разворачивается как настоящая драма, кульминация всего занятия. Так, мы однажды использовали это упражнение как этап подготовки учеников 9 класса к «Спасателям», а в результате получилось так, что запомнилось им больше всего, сильнее всего эмоционально затронуло именно «Болото».
Другая вариация той же темы — для учащихся 3— 5 классов. Ребята становятся у кромки большого ковра или у нарисованной на полу линии. Возможны и другие способы обозначения начала и конца маршрута. Конец «Болота» должен быть отнесен в пространстве достаточно далеко — метров на 7—8 и даже больше, если позволяет площадь помещения.
Инструкция участникам: перед вами раскинулось обширное болото. Глубокое, топкое, но с кочками. Всей группе предстоит перебраться на ту сторону. На болоте одновременно может находится только один участник. Все остальные стоят у линии (кромки ковра) и внимательно наблюдают. Перешедшие через болото: будьте осторожны! Если кто-то из вас окажется хоть одной ногой в болоте в то время, когда его будет переходить другой участник, вся группа начнет сначала. Теперь о том, как вы будете перебираться. Нужно двигаться как бы с кочки на кочку (эти кочки каждый из вас представит себе сам), но способ, которым вы будете перемещаться, должен быть у каждого свой. Он не должен повторяться! Если окажется, что кто-то из участников повторил уже использованный прием передвижения, вся группа вернется к началу пути. Сейчас у вас есть пять минут на то, чтобы придумать возможные способы и договориться друг с другом».
В процесс обсуждений ведущий не вмешивается. Как правило, первый раз он протекает неорганизованно и не эффективно. Это нормально. Практически всегда группа предоставит ведущему возможность «наказать» себя возвращением в начало пути. Обязательно этим воспользуйтесь. Если поводом послужило повторение способа перемещения, предложите группе еще раз обсудить все возможные способы и распределить их между собой. Если группа вернулась из-за нарушения «правила черты», предложите ребятам обсудить те меры, которые помогут им предотвратить подобную ситуацию в дальнейшем.
«ИГРУШЕЧНЫЙ ТРЕНИНГ»
Игрушки — резиновые, мягкие, пластмассовые; большие и маленькие, функциональные и просто красивые — обязательный атрибут современного практического психолога. И при этом, в общем-то, неваж-
но, с детьми какого возраста он работает: дошкольниками, подростками, студентами, совсем большими «детьми» тридцати лет и старше... Маленькие пластмассовые игрушечки любовно отбираются для песочниц, резиновые и мягкие зверюшки — для драматизаций. Ценятся игрушки ярко-индивидуальные, пусть даже и страшненькие с эстетической точки зрения: мало ли какое настроение сегодня у участников! У нас тоже есть свой принцип отбора: игрушки должны быть небольшими, без всяческих длинных хвостов и бантиков, носы и все другие детали должны быть предельно мягкими. И игрушек должно быть много. Очень много: несколько десятков. Все это разноцветное мягкое богатство мы используем в тренинговых и игровых программах для школьников и педагогов. Этот эпизод работы у нас так и называется: «игрушечный тренинг».
Игрушечный тренинг хорош в самых разных ситуациях: и как разминка, и как переключение с одного этапа работы на другой. Но ни в коем случае не стоит относиться к игрушечному тренингу снисходительно! Его можно применять как один из основных этапов работы в тренингах сензитивности и эффективной коммуникации.
Состоит «игрушечный тренинг» из трех упражнений и важных эмоциональных пауз.
Упражнение первое, разминочное: «Погоня». (Автора упражнения назвать очень трудно. Так что — «музыка народная, слова народные»). Время проведения — 10—15 минут.
Участники стоят в общем кругу. Любые два участника, стоящие в кругу напротив друг друга, получают по игрушке. Желательно, чтобы это были зверушки- персонажи хорошо известных сказок или мультиков, между которыми существуют соперничество, антагонистические отношения. Например, заяц и волк, кот и мышь и т.д. Игрушки можно передавать из рук в руки ближайшему партнеру в любом направлении: слева направо, справа налево. Задача проста: волк (кот, собака) должен догнать зайца (мышь, кота). Догнать — значит, оказаться в одних руках. Если игрушка выпала из рук, ее партнер тоже должен остановиться, замереть в чьих-то руках.
В любой момент участник, в руках которого находится та или иная игрушка, может изменить направление ее перемещения по рукам. Этакие «догонялки». Игра требует сосредоточения, точности движения, внимания к соседу. Соблюсти эти требования чрезвычайно трудно: эмоции зашкаливают. Как правило, играется несколько туров погони. Обсуждение проходит стоя, в кругу. Обсуждается, кто чью сторону принял. Кто-то — догонял вместе с волком, кто-то старательно убегал вместе с зайцем), какие стратегии достижения цели использовались, что было самым интересным в упражнении, что мешало.
После завершения упражнения под ноги участникам, по-прежнему стоящим в общем кругу, выкладывается весь стратегический игрушечный запас тренера. Хорошо, если игрушки были принесены в большом красивом мешке, корзине, коробке. Их должно быть много — минимум по две для каждого участника и еще немного. Игрушки высыпаются на ковер или специально расстеленный коврик под удивленно-радостные возгласы участников. В этом месте необходимо объявить эмоциональную паузу, потому что пока участники не наберут полные руки игрушек, не выберут са- мые-самые симпатичные, не поспорят друг с другом по поводу отдельных экземпляров, продолжать не имеет смысла. Да и нет необходимости форсировать события: эмоциональное насыщение, общение, контакты — все это происходит и без специальных усилий тренера.
Через некоторое время участникам предлагается выбрать по 2 игрушки, взять их в руки и встать в общий круг Дается инструкция ко второму упражнению.
Упражнение второе: «Звездопад» (первоначальный вариант почерпнут у К. Фопеля). Время проведения и обсуждения — 20 минут.
Участники встают в общий круг диаметром около 10 метров (если участников 12—15 человек). Расстояние между участниками — около полуметра. В центр круга встают три человека, прижавшись спинами друг другу. Они могут двигаться, но только вместе, сохраняя контакт спинами друг с другом. По команде ведущего все стоящие во внешнем кругу одновременно подбрасывают находящиеся у них в руках игрушки над головами стоящих внутри круга. Они стараются сделать так, чтобы игрушки-«звезды» падали прямо на стоящих в центре круга. Задача последних — ловить «звезды» руками. Как можно больше. Но вообще-то неплохо поймать хоть одну.... Каждой тройке дается 2—3 попытки для того, чтобы постараться поймать как можно больше игрушек (каждому, или на троих). Затем происходит смена состава.
Желательно, чтобы все побывали в роли «ловцов звезд». Это необыкновенное ощущение. Участники, делясь переживаниями по окончании упражнения, говорят о восторге, восхищении, ощущении чуда и даже «священном ужасе», который охватывал их в тот момент, когда над головой разворачивает свои спирали галактика игрушек. А кто-то ничего не чувствует, так тоже бывает. И все же для большинства это упражнение — переживания чуда, детской непосредственной радости. И возможность поделиться такими необычными яркими переживаниями с другими людьми. Как правило, некоторое время после этого упражнения глаза участников открыты широко-широко, и в них живет радостное удивление. Важно, что во время обсуждения все желающие держат в своих руках игрушки.
Упражнение третье: «Бой игрушками» (увы, «музыка народная...»). Упражнение направлено на развитие умения слушать, способности вставать на точку зрения другого, давать четкие инструкции. Время проведения и обсуждения — 30—40 минут.
Игроки делятся на пары и расходятся по комнате, образуя большое свободное пространство в центре — будущий полигон для стрельбищ. Пары располагаются по разным сторонам комнаты, на равном расстоянии друг от друга и как можно дальше. Один участник пары становится Стрелком, второй — Тренером. Стрелку завязываются глаза, в руках он держит две мягкие игрушки. Его задача: следуя словесным указаниям Тренера попасть игрушкой в любого другого Стрелка. Если это удалось, Тренер кричит «Попал!» и пара меняется ролями (Стрелок становится Тренером и наоборот). Если Стрелок попал в другого Тренера, его Тренер кричит «Упс!» и упражнение продолжается в прежних ролях.
Если Стрелок использовал обе игрушки и не смог попасть в другого Стрелка, он, пользуясь указаниями тренера, должен найти себе игрушки (можно новые, можно прежние). Для продолжения стрельбы с найденными игрушками, пара должна вернуться на первоначальное место. Вообще, стрельба ведется только с этой позиции.
Тренер не имеет права прикасаться к игроку или игрушкам! Упражнение проходит очень весело. Быстро обнаруживаются фавориты, которые нашли подход друг другу и научились давать четкие, хорошо понятные партнеру указания. Их «снаряды» почти все время достигают цели, раззадоривая других игроков. Другие пары долго приноравливаются к ситуации и друг другу, умиляя тренера и других «зрячих» попытками показать своему стрелку рукой направление броска, громко кричащих «Целься лучше!» и т.д.
Бросаться мягкими игрушками — удивительное, неописуемое удовольствие. Интересно, что в ход легко и непринужденно идут те мягкие комочки, которые еще недавно нежно прижимались в щеке, и это не вызывает у игроков лишних в данной ситуации колебаний. Это очень необычный и яркий опыт взаимодействия с партнером и миром вокруг тебя. Славное упражнение.
Игра продолжается до тех пор, пока игрокам не надоест (обычно — 10—15 минут). Как только накал стихает, тренер дает команду остановить стрельбу. Во время обсуждения нужно дать участникам довольно много времени на эмоциональное отреагирование, а затем приступить к обсуждению работы в паре, тактики «нацеливания», которую использовали Тренеры, ощущений от совместной работы, которые возникли в каждой паре.
У нас нет опыта проведения «игрушечного тренинга» в начальной школе, но у детей от 10 и до 100 лет он проходит замечательно. В работе с младшими подростками он помогает решать еще одну задачу — произвольной саморегуляции.
Особенно — последнее из предложенных упражнений.
Копите игрушки — и в добрый путь!
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1125
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 920
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1