Аутизм и нарушения развития
2023. Том 21. № 2. С. 42–49
doi:10.17759/autdd.2023210206
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Комплексный подход в сопровождении ребенка с расстройством аутистического спектра на примере клинического случая
Аннотация
Актуальность и цель. Эффективность коррекционной работы при расстройствах аутистического спектра (РАС) у детей дошкольного возраста в значительной мере связана со своевременной комплексной диагностикой. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы продемонстрировать возможности мультидисциплинарного подхода к диагностике и коррекции на примере анализа клинического случая ребенка с РАС.
Методы и методики. Представлен клинический случай ребенка в возрасте 3 лет 10 месяцев с диагнозом F 84.0 (Детский аутизм). Ребенок проходил комплексную диагностику развития и посещал коррекционно-развивающие занятия в мультидисциплинарной бригаде специалистов: нейропсихолога, дефектолога, логопеда, АВА- терапевта. Диагностика осуществлялась с использованием таких методов как адаптированные нейропсихологические пробы школы А.Р. Лурия, тестирование по протоколу VB-MAPP и методики обследования социально-бытовых навыков.
Результаты. В результате комплексной работы специалистов отмечено улучшение у ребенка коммуникативных, бытовых навыков, социального взаимодействия и когнитивного функционирования. Выявлены три фактора, влияющие на эффективность работы: мультидисциплинарный подход в диагностике и коррекции; регулярность и непрерывность занятий до достижения устойчивых результатов (в случае тяжелых нарушений — постоянная работа); применение командой специалистов различных методов и инструментов для абилитации в рамках единой стратегии.
Выводы. Отмечается, что применение комплексной диагностики актуально на всех этапах коррекционной работы с целью индивидуализации применяемых программ в соответствии с актуальным уровнем развития ребенка. Авторы выдвигают предположение о том, что в перспективе методы прикладного анализа поведения могут быть интегрированы в программу комплексной коррекционной помощи.
Общая информация
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, абилитация, мультидисциплинарный подход, нейропсихологическая коррекция, логопедическая коррекция, адаптивная физическая культура
Рубрика издания: Методы обучения и сопровождения
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/autdd.2023210206
Получена: 15.04.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Пахтусова Н.А., Акмаев В.А., Некрасова О.С. Комплексный подход в сопровождении ребенка с расстройством аутистического спектра на примере клинического случая // Аутизм и нарушения развития. 2023. Том 21. № 2. С. 42–49. DOI: 10.17759/autdd.2023210206
Полный текст
- Навыки приема пищи: из пяти навыков четыре имели оценку ноль баллов.
- У ребенка появился зрительный контакт (в 4 из 10 предъявлений на нейрокоррекционных занятиях; в процессе АВА-терапии — в 4 из 10 случаев во время выполнения задания; в 6 из 10 случаев во время мотивационной игры).
- Улучшились коммуникативные навыки: ребенок машет рукой при прощании, показывает жестом «нет». Появился интерес к детям: обнимает, успокаивает.
- Стали разнообразными эмоциональные реакции (обида, радость, любовь, стеснение). Стал удерживать рабочую позу в конструктивной деятельности до 25 минут по методу работы «рука в руке», появился интерес к пишущим приборами, желание рисовать.
- Снизилась слуховая гиперчувствительность, мальчик посещает музыкальные и спортивные занятия в детском саду, не боясь громких звуков. Более редкими стали проявления самостимуляции.
- Улучшились когнитивные функции: А. узнает изображения, сопоставляет фигуры по цвету и форме; ребенку стали доступны классификация и обобщение предметов.
- Стал выполнять простые инструкции (собирать игрушки, спортивный инвентарь, самостоятельно делать несколько повторов упражнений общей физической подготовки, с помощью тренера выполнять силовые упражнения, задания на координацию и баланс в игровой форме).
- Появились эпизоды сюжетной игры, а также повторения игрового действия, элементы следования правилам игры.
- По итогам АВА-терапии, снизилось проявление нежелательного поведения до 3/10, появился навык моторной имитации и манд, ребенок протягивает карточку с изображением желаемого предмета в шести из 10 случаев, сопоставляет с картинкой четыре предмета из 10, садится за стол и ожидает начала задания в четырех случаях из 10.
- Достигнуты успехи в освоении навыков приема пищи: из пяти навыков три освоены на три балла, два навыка — на четыре балла; навыки удовлетворения естественных потребностей: из восьми семь навыков имели оценку три балла, один навык — два балла; навыки пользования одеждой и обувью: из 11 навыков пять с оценкой два балла, шесть имели оценку по три балла.
- Для ребенка стали доступными все гигиенические процедуры без протестных реакций.
Литература
- Глозман Ж.М., Соболева А.Е., Титова Ю.В. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста: в 3 ч. Москва: Айрис-пресс, 2019. Ч. 1. 200 с. Ч. 2. 56 с. Ч. 3. 47 с. ISBN 978-5-8112-7063-7.
- Грязнова А.Н., Васина В.В. Оценка сформированности коммуникативных навыков c помощью VB-MAPP у детейдошкольного возраста с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2020. Т. 18. № 4. С. 23—32. DOI:10.17759/ autdd.2020180403
- Зак Г.Г., Нугаева О.Г., Шульженко Н.В. Методика обследования социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Специальное образование. 2014. № 1. С. 52—59. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/487 (дата обращения: 20.06.2023).
- О внесении изменений в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. № 514н [Электронный ресурс]: Приказ от 30.04.2020 № 396н / Министерство здравоохранения Российской Федерации. Москва, 2019. 8 с. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/44211 (дата обращения: 20.06.2023).
- Расстройства аутистического спектра [Электронный ресурс]: клинические рекомендации / Ассоциация психиатров и психологов за научно обоснованную практику; Министерство здравоохранения Российской Федерации. Москва, 2020. 72 с. URL: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/594_1 (дата обращения: 20.06.2023).
- Соловьева М.В., Давыдов Д.В. Технология организации занятий адаптивной физкультурой для детей с РАС «Аут Фитнес» // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 4. С. 17—25. DOI:10.17759/autdd.2022200402
- Abdallah M.W., Mortensen E.L., Greaves-Lord K. et al. Neonatal levels of neurotrophic factors and risk of autism spectrum disorders // Acta Psychiatrica Scandinavica. 2013. Vol. 128. № 1. Pp. 61—69. DOI:10.1111/acps.12020
- Barnes C.S., Mellor J.R., Rehfeldt R.A. Implementing the Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program (VB-MAPP): Teaching Assessment Techniques // The Analysis of Verbal Behavior. 2014. Vol. 30. № 1. Pp. 36—47. DOI:10.1007/s40616-013-0004-5
- Bernier R., Mao A., Yen J. Psychopathology, families, and culture: Autism // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2010. Vol. 19. № 4. Pp. 855—867. DOI:10.1016/j.chc.2010.07.005
- Daley T.C., Sigman M.D. Diagnostic conceptualization of autism among Indian psychiatrists, psychologists, and pediatricians // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2002. Vol. 32. № 1. Pp. 13—23. DOI:10.1023/a:1017947922349
- Ecker C., Bookheimer S.Y., Murphy D.G.M. Neuroimaging in autism spectrum disorder: brain structure and function across the lifespan // The Lancet Neurology. 2015. Vol. 14. № 11. Pp. 1121—1134. DOI:10.1016/S1474-4422(15)00050-2
- Fein D., Barton M., Eigsti I.-M. et al. Optimal outcome in individuals with a history of autism // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2013. Vol. 54. № 2. Pp. 195—205. DOI:10.1111/jcpp.12037
- Frye R.E. A Personalized Multidisciplinary Approach to Evaluating and Treating Autism Spectrum Disorder // Journal of Personalized Medicine. 2022. Vol. 12. № 3. Article № 464. 18 p. DOI:10.3390/jpm12030464
- Hazlett H.C., Gu H., Munsell B.C. et al. Early brain development in infants at high risk for autism spectrum disorder // Nature. 2017. Vol. 542. № 7641. Pp. 348—351. DOI:10.1038/nature21369
- Herbert M.R. Contributions of the environment and environmentally vulnerable physiology to autism spectrum disorders // Current Opinion in Neurology. 2010. Vol. 23. № 2. Pp. 103—110. DOI:10.1097/WCO.0b013e328336a01f
- Hirota T., King B.H. Autism Spectrum Disorder: A Review // JAMA. 2023. Vol. 329. № 2. Pp. 157—168. DOI:10.1001/ jama.2022.23661
- Pickles A., Anderson D.K., Lord C. Heterogeneity and plasticity in the development of language: a 17-year follow-up of children referred early for possible autism // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2014. Vol. 55. № 12. Pp. 1354— 1362. DOI:10.1111/jcpp.12269
- Rafiee F., Rezvani Habibabadi R., Motaghi M. et al. Brain MRI in Autism Spectrum Disorder: Narrative Review and Recent Advances // Journal of Magnetic Resonance Imaging. 2022. Vol. 55. № 6. Pp. 1613—1624. DOI:10.1002/jmri.27949
- Sortwell A., Forte P., Ramirez-Campillo R. et al. Interventions to Promote the Development of Motor Performance Skills in Primary School Aged Children with Autism Spectrum Disorder: A Systematic Review and Meta-Analysis of Controlled Trials // International Journal of Kinesiology and Sports Science. 2022. Vol. 10. № 4. Pp. 34—54. DOI:10.7575/aiac. ijkss.v.10n.4p.34
- Szatmari P., Georgiades S., Duku E. et al. Developmental trajectories of symptom severity and adaptive functioning in an inception cohort of preschool children with autism spectrum disorder // JAMA Psychiatry. 2015. Vol. 72. № 3. Pp. 276— 283. DOI:10.1001/jamapsychiatry.2014.2463
- Tarr C.W., Rineer-Hershey A., Larwin L. The effects of physical exercise on stereotypic behaviors in autism: small-n meta-analyses // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2020. Vol. 35. № 1. Pp. 26—35. DOI:10.1177/1088357619881220
- Wang L., Wang B., Wu C. et al. Autism Spectrum Disorder: Neurodevelopmental Risk Factors, Biological Mechanism, and Precision Therapy // The International Journal of Molecular Sciences. 2023. Vol. 24. № 3. Article № 1819. 40 p. DOI:10.3390/ijms24031819
- Wisner-Carlson R., Pekrul S.R., Flis T. et al. Autism Spectrum Disorder Grows Up // Child and Adolescent Psychiatric Clinics of North America. 2020. Vol. 29. № 2. Pp. [13—16]. DOI:10.1016/j.chc.2020.02.001
- Zwick G.P. Neuropsychological assessment in autism spectrum disorder and related conditions // Dialogues in Clinical Neuroscience. 2017. Vol. 19. № 4. Pp. 373—379. DOI:10.31887/DCNS.2017.19.4/gzwick
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 752
В прошлом месяце: 47
В текущем месяце: 29
Скачиваний
Всего: 202
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 10