Заместитель главного редактора журналов «Психология человека в образовании», «Вестник Мининского университета», «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании». Член редколлегий журналов «Воспитание школьников», «Гаудеамус», член редсовета журнала «Вестник практической психологии образования».
В 1981 г. закончила Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
В 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Субъектность как интегративное свойство личности педагога», в 1998 г. — докторскую диссертацию на тему «Субъектность педагога: теория и практика».
с 1994 г. по 1999 г. возглавляла кафедру психологии Нижегородского института развития образования.
С 1998 г. работает с проблемой защиты детей от насилия.
В 1999 г. организовала и до 2016 г. возглавляла общественную организацию «Нижегородский ресурсный центр «Детство без насилия и жестокости».
С 2003 г. руководит исследованиями в области профилактики фетального алкогольного синдрома и алкогольного поведения женщин.
С 2007 по 2010 гг. выступала организатором подготовки специалистов ряда стран Восточной Европы (Эстонии, Грузии, Белоруссии) для работы с кризисными ситуациями насилия над детьми. В составе международного исследовательского коллектива (8 университетов США, Великобритании, Австралии, Южно-Африканской республики, Египта, Колумбии) выступала автором-разработчиком международных исследовательских инструментов группы ICAST для оценки распространенности насилия над детьми. В 2013 году являлась модератором организации бесконфликтного развития системы защиты детей в странах Закавказья (Грузия, Армения, Азербайджан).
Выступала независимым экспертом по подготовке материалов для Международного общества предотвращения насилия над детьми (ISPCAN) о состоянии проблемы в России. В настоящее время — руководитель российско-белорусского проекта по развитию системы защиты детей от насилия.
Руководитель и исполнитель российских и международных проектов научно-исследовательского и прикладного характера (фонды Soros-Foundation, Open Society, UBS OF, OAK Foundation, CDC- NIH, РГНФ, РФФИ, РНФ) по проблемам асоциального детства, агрессивного поведения, подросткового буллинга и кибербуллинга, психологии одаренных детей, психологической службы образования и организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия, психологии учителя.
Преподавала в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (профессор, проректор по научной деятельности, директор Института психологии), Санкт-Петербургском государственном университете (профессор факультета психологии), Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена (директор Института психологии, профессор кафедры психологии развития и образования), МПГУ, МГПУ.
Области научных интересов:
психологическое благополучие
психология подростка
развитие субъектности человека в онто-и профессиогенезе
алкогольное поведение женщин детородного возраста
проблема насилия и жесткого обращения с детьми
психология педагога
Под руководством Е.Н. Волковой защищено более 20 кандидатских диссертаций.
Читает курсы:
Психология развития
Психология общения
Социальная психология
Психология личности
Педагогическая психология
Психология учителя
Психология насилия и жестокого обращения с детьми
Психология подросткового буллинга