Мухина Валерия Сергеевна

Мухина Валерия Сергеевна

PsyJournalsID: 4298

22 января 1935 — 20 декабря 2024

доктор психологических наук, профессор, научный руководитель кафедры психологии развития личности, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, rl-online@mail.ru, vs.mukhina@mpgu.su

Награды и премии

  • Заслуженный деятель науки РФ (1992)
  • Премия президента РФ в области образования (1998)
  • Золотая медаль Российской академии образования «За достижения в науке» (2007)
  • Золотая медаль Федеральной службы исполнения наказаний «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» (2015)
  • Звание «Почётный профессор МПГУ» (2015)
  • Медаль Российской академии образования им. Л.С. Выготского (2016)
  • Благодарность Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии науки и многолетнюю добросовестную работу» (2018)
  • Почётный знак «Золотая Психея» (2018
  • Орден Святого благоверного царевича Димитрия (2019)
  • Медаль «За выдающиеся заслуги» Российской академии образования (2020)
  • Орден Дружбы (2021)

Дата последнего обновления: 13.01.2025

Биография

Вале́рия Серге́евна Му́хина (22 января 1935, Никольск-Уссурийский, СССР — 20 декабря 2024, Москва, Россия) — советский и российский психолог, педагог и философ, основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности». Академик РАО (1992), доктор психологических наук (1972), профессор (1973), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1992), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2007), почётный профессор МПГУ (2015) научный руководитель кафедры психологии развития личности Московского педагогического государственного университета. Главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества. В. С. Мухина является членом экспертного совета отделения психологии и возрастной физиологии РАО, Союза писателей России, РАЕН, входит в состав редколлегии журнала «Народное образование».

В.С. Мухина участвовала в организации психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988–1989). С конца 1980-х годов руководила подготовкой практических психологов для регионов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. С 1992–1999 возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России». С 2002 года совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ разрабатывается «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы» и программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания». В 2004 году руководила группой психологов по оказанию психологической экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане. Участник реализации программ поддержки детства, в т.ч. «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Автор концепции кабинета детского психолога, в оборудование которого входят стимульные куклы (патенты РФ, 1992) для детей с различными психологическими проблемами.
В.С. Мухина является основоположником научной школы «Феноменология развития и бытия личности», признанным в отечественном психологическим сообществе. В.С. Мухина широко известна за рубежом как крупнейший специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности. Область научных интересов: пси-хологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений. К числу основных направлений научной школы под руководством В.С. Мухиной относятся: «Структура самосознания личности»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы формирования и развития (идентификация-обособление) человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации».
Под руководством В.С. Мухиной защищено 17 докторских и 87 кандидатских диссертации. Специалисты, защитившие кандидатские и докторские диссертации под руководством В.С. Мухиной работают во многих регионах России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Регионы России: Амурская область, Архангельская обл., Астраханская обл., Башкирия, Брянская обл., Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калининградская обл., Кемеровская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Курганская обл., Москва и Московская обл., Ростовская обл., Республика Саха (Якутия), Сахалинская обл., Свердловская обл., Ставропольский край, Татарстан, Хабаровский край, Ханты-Мансийская авт. окр., Чечня и др. Страны СНГ и Балтии: Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония и др. Страны Европы: Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия, Мальта, Польша. Страны Африки: Ангола, Бенин, Габон, Ганна, Египет, Кабо-Верде, Конго, Мали, Намибия, Сан-Томе и Принсипи, Чад, Эфиопия. Страны Северной Америки: США и Мексика. Страны Южной Америки: Колумбия, Уругвай. Страны Центральной Америки: Куба. Страны Азии: Вьетнам, Израиль, Индия, Китай, Корея (Северная), Корея (Южная), Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия и др. В.С. Мухина является разработчиков инновационных образовательных программ для аспирантам, читает по ним курсы: I – Феноменология развития и бытия личности (Блоки: 1 – Самосознание и внутренняя позиция личности; 2 – Моральное сознание личности; 3 – Этнопсихологические основы развития личности). В соавторстве с А.А. Хвостовым. II – Методология психологического исследования. В соавторстве с А.А. Хвостовым. III – Акмеология научного творчества. В соавторстве с А.А. Хвостовым. IV – Психология в образовании. С участием А.С. Обухова и К.А. Хвостова. V – Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX – XXI вв. С 2013 г. является основателем и директором Научно-образовательного центра экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях.
Во многих регионах Российской Федерации, странах СНГ и дальнего зарубежья продолжают развиваться ее научные идеи, где ее ученики, внедряют в науку и практику концептуальные положения, заложенные в научной школе В.С. Мухиной. Валерия Сергеевна – образец истинного ученого, активного творческого человека, ориентир в жизни и науке для своих коллег и учеников.