В 1971 г. окончила Ростовский педагогический институт, в 1976 г. - аспирантуру ЛГУ, в 1989 г. - докторантуру МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1976 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические условия успешного опознания эмоциональных состояний по выражению лица», в 1989 г. - докторскую диссертацию на тему «Интерпретация невербального поведения в межличностном общении».
В 1991-1996 гг. заведовала кафедрой социальной психологии и психологии личности. В 1999-2015 гг. - заведующая кафедрой социальной психологии факультета психологии ЮФУ.
С 1993 г. - руководитель аспирантуры по специальности 19.00.05- социальная психология.
В 1999-2000 гг. - член координационного совета международного проекта “Teaching of Psychology in Europa” (TOPEU)
С 2006 г. - руководитель магистерской программы по социальной психологии.
В 2016-2017 гг. - профессор кафедры социальной психологии и психологии личности, с 2018 г. — профессор кафедры социальной психологии, научный руководитель лаборатории «Социальная психология внешнего облика» ЮФУ.
Стаж научно-педагогической деятельности около 40 лет. Читает курсы и спецкурсы: «Социальная психология», «Психология общения», «Социальная психология экспрессивного поведения личности», «Психология затрудненного общения». «Социальная психология ведения переговоров», «Визуальная психодиагностика личности»
Научные интересы: социальная психология личности, социальная психология общения, психология невербального общения, экспрессия человека, затрудненное общение.
В рамках научной школы В.А. Лабунской – «Социальная психология общения и экспрессивного поведения» изучаются культурно-психологические, социально-психологически и гендерно-возрастные факторы общения; развивается социально-психологический подход к исследованию затрудненного общения, определены направления трансформации представлений о Другом в связи с кризисом сложившейся системы отношений. На основе разработанных В.А. Лабунской теоретико-методологических принципов изучения невербального поведения и внешнего облика человека были включены в исследования общения новые междисциплинарные направления: «психология познания невербального поведения, невербальной интеракции и обучение кодированию-интерпретации экспрессии»; «социальная психология преобразования внешнего облика»; «субъектно-бытийный анализ самопрезентации и отношения к внешнему Я»; «социальная психология дискриминации человека на основе его внешнего облика». Исследования В.А. Лабунской широко используются в практике образования: разделы из ее монографий включены в хрестоматии, легли в основу написания учебных пособий, создания учебно-методических комплексов («Психология экспрессивного поведения», «Психология ведения переговоров», программ социально-психологического тренинга: «Развитие невербального общения, навыков самопрезентации и конструирования внешнего облика», «Ведение переговоров в конфликтных ситуациях». Исследования В.А. Лабунской послужили основой для создания системы психологической помощи лицам, переживающим трудности общения в различных сферах жизнедеятельности. Методы и методики («Социально-психологические характеристики общения», «Диагностика уровня развития способности к интерпретации невербального поведения», «Оценочно-содержательная интерпретация внешнего облика» и др.), разработанные В.А. Лабунской, востребованы психодиагностической практикой.
Результаты выполненных проектов отражены в более чем 220 научных и научно-методических работах, среди которых монографии, коллективные монографии, учебники, учебные пособия и статьи.
Создатель кафедры социальной психологии и психологии личности факультета психологии РГУ, ее руководитель с 1991 по 1996 г. Вся творческая деятельность В.А. Лабунской связана с социальной психологией личности и посвящена разработке проблем психологии экспрессивного поведения личности.
В рамках темы сформулированы теоретико-методологические принципы изучения экспрессивного поведения личности; создана структурно-функциональную модель невербальных средств общения; выявлены основные характеристики интерпретации невербального экспрессивного поведения личности; разработана теоретическая схема анализа невербальной интеракции; описана структура социально-перцептивных способностей личности в контексте изучения социального и эмоционального интеллекта.
Ею созданы методики:
- «Оценочно-содержательная интерпретация своего внешнего облика и его соответствия гендерно-возрастным конструктам».
- «Методика свободной семантической оценки невербального поведения».
- «Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения».
- «Методика диагностики психологических трудностей общения».
- «Методика вербальной фиксации признаков выразительного поведения».
- «Методика ассоциативно-графической фиксации признаков экспрессии».