Каплунович Илья Яковлевич

Каплунович Илья Яковлевич

PsyJournalsID: 1438

кандидат психологических наук, Доцент, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (НФ), Великий Новгород, Россия, i-kapl@mail.ru

Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Дата последнего обновления: 08.08.2019

Биография

Каплунович Илья Яковлевич родился 30 ноября 1950 года в г. Самарканде. Свою первую педагогическую практику в качестве вожатого пионерского лагеря прошел в 14 лет. В студенческие годы работал с несовершеннолетними преступниками, отбывающих наказание в исправительно-трудовой колонии. Был учителем средней школы, а с 1971 в ВУЗах занимал должности от ассистента до заведующего кафедрой психологии. Отличник народного образования, Почетный работник высшей школы РФ, неоднократно награждался грамотами ЦК ВЛКСМ, Министерства образования. Член правления Международной ассоциации развивающего обучения.

Автор известной концепции структуры мышления («кластеров»), формирования разумного мышления и технологии адаптивного обучения в зоне ближайшего развития. Разработал методики проведения занятий в зоне ближайшего развития и ее измерения, диагностики и формирования каузально-генетическим методом структуры мышления, ее основных подструктур. Его технология позволяет максимально адаптировать процессы познания и понимания к индивидуальным особенностям учащихся в условиях группового (фронтального) обучения.

Издал более 250 работ по общей и педагогической психологии, дидактике и методике преподавания, опубликованных в центральных и академических изданиях. Среди них книги, выпущенные издательствами «Просвещение», «Педагогика», Министерства образования РФ. С его статьями можно познакомиться в журналах «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Педагогика», «Математика в школе», «Физика в школе», «Химия в школе», «Биология в школе», и др. Разработанные им курс для психолого-педагогической переподготовки специалистов и спецкурс для студентов были рекомендованы Министерством Просвещения СССР для всех специальностей педагогических институтов. Подготовленные под его руководством кандидатские диссертации защищались в МГУ им. М.В.Ломоносова и Психологическом институте Российской Академии Образования.

Выступил инициатором и в 1991 году впервые в своем регионе в содружестве с учениками и коллегами подготовил и выпустил группу дипломированных психологов, организовал центр социально-психологической помощи для населения, школу развивающего обучения детей по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.

Палитра используемых им форм учебных занятий весьма разнообразна. Он с успехом проводит организационно-мыслительные игры, психологические тренинги, экспериментальные практикумы с использованием сконструированных им психологическими приборами и компьютерными программами. Его лекции представляют собою коллективное мышление слушателей под руководством преподавателя. В них он пытается не излагать бесспорные истины, а, наоборот, в бесспорном находить спорное.

Своими идеями он щедро делится с педагогами разных стран и регионов, проводит занятия в Гамбурге (Германия), Мелузе (Франция), Ставангере (Норвегия), Гомеле, Виннице, Самарканде, а в России - от Калининграда и Санкт-Петербурга до Хабаровска и Владивостока.