Дубровина Ирина Владимировна

Дубровина Ирина Владимировна

PsyJournalsID: 1362

доктор психологических наук, действительный член (академик) РАО, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ); главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), главный научный сотрудник, лаборатория научных основ детской практической психологии, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФГБНУ «ФНЦ ПМИ»), Москва, Россия, dubrovinaiv@mgppu.ru

Награды: почетный знак Отличник народного просвещения за вклад в развитие психологической науки (1986) медаль К.Д. Ушинского (1995), лауреат Премии Президента РФ в области образования (1996) лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2006) орден Ломоносова (2007) Золотая медаль Российской академии образования За достижения в науке (2007) Почетное звание Российской академии образования Почетный работник образования (2023)

Дата последнего обновления: 01.08.2024

Биография

Главный редактор журнала «Детский практический психолог», член редсовета «Национального психологического журнала» и редколлегии «Российского психологического журнала».

Член Президиума Федерации психологов образования России. Председатель Большого жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2013).

Окончила в 1958 г. факультет русского языка, литературы и истории МГПИ им. В.П. Потемкина. Профессиональную деятельность начала в качестве учителя русского языка Московской школы (1958—1963). Поступив в 1963 в аспирантуру ИП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), окончила ее в 1966, защитив кандидатскую диссертацию «Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте» (1967). С 1966 г. по настоящее время работает в ПИ РАО. В 1976 г. стала зав. лабораторией Психологии формирования личности, которой до этого руководила Л.И. Божович. С 1978 по 1992 г. была зам. директора ПИ РАО по научной работе. В 1988 г. защитила докторскую диссертацию «Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы». С 1992 по 2008 гг. заведовала лабораторией научных основ детской практической психологии ПИ РАО. 

Специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, консультативной психологии. Основатель детской практической психологии, разработчик и организатор школьной психологической службы.  

Основное направление научных исследований первоначально было связано с проблемами генезиса возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Ею изучался переходный период от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставший предметом систематизированного исследования.  На значительной выборке учащихся изучалась познавательная мотивационно-потребностная сфера, самосознание и др. стороны личности. С конца 1970-х гг. под руководством И.В. Дубровиной проводилось изучение специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В результате многолетних исследований были выявлены причины особого типа психического и личностного развития детей, воспитывающихся в интернатах. В 1980 г. по инициативе вице-президента АПН СССР Ю.К. Бабанского начала работу по организации в стране школьной психологической службы. Под ее руководством было разработано «Положение о психологической службе образования», а также ряд Положений о центрах психологических служб, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. Исследуя теоретические и прикладные проблемы детской практической психологии, И.В. Дубровина разработала основные положения и функциональные обязанности практического психолога в школьных и дошкольных учреждениях, его роль в создании благоприятных условий психического развития детей; предложила подходы к выявлению и развитию потенциальных возможностей детей; проанализировала проблемы диагностики, а также развития способностей и творческой активности детей как одной из форм коррекционной работы практического психолога. Опубликовала серию книг и практических пособий по службе практической психологии образования. Разработала программу подготовки практических психологов образования.

Профили автора