Марцинковская Татьяна Давыдовна

Марцинковская Татьяна Давыдовна

PsyJournalsID: 1050

доктор психологических наук, профессор, директор института, Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, Москва, Россия, tdmartsin@gmail.com

  • Является членом трех советов по защите докторских диссертаций (ПИ РАО, ИП РАН и ф-т психологии МГУ)
  • член редколлегии журнала «Вопросы психологии»,
  • член редколлегии журнала Вестник Санкт-Петербургского университете (серия «Психология»),
  • член редколлегии журнала «Культурно-историческая психология»,
  • главный редактор журнала «Психологические исследования»
  • главный редактор журнала Вестник РГГУ серия «Психология. Педагогика. Образование».
  • Член международного редакционного совета журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология»
  • Член редакционного совета журнала«Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки».

Дата последнего обновления: 11.10.2024

Биография

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023).

В 1977 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Проблема психического развития в работах российских ученых 1910—1930-х годов».

В 1995 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Национальная идентичность и её связь с развитием российской психологии в конце XIX — начале XX веков».

1982-2013 гг. - ассистент, доцент, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии Московского педагогического государственного университета .

В 1996-1999 гг. - заведующая лабораторией исторической психологии Института развития личности РАО.

С 1999 г. работает в Психологическом институте, первоначально возглавляла лабораторию исторической психологии личности, с 2008 года — лабораторию психологии подростка.

С 2013 г. заведовала кафедрой психологии развития личности факультета психологии Московского государственного областного университета.

В 2015-2016 гг. преподавала на кафедре психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 2016-2022 гг. преподавала в Российском государственном гуманитарном университете, возглавляла Институт психологии им. Л.С. Выготского. 

С 2022 г. возглавляет факультет общей и клинической психологии Московского института психоанализа.

Научные интересы:

  • методология психологии
  • психология личности
  • социальная психология личности
  • социальная психология развития
  • история психологии
  • философия и психология культуры
  • историческая психология личности

Научные исследования, проводимые Т.Д. Марцинковской, отличают фундаментальность и целостность в исследовании истории и методологии психологической науки, динамики процесса становления её предмета и методов исследования психики, её связи с философией и естествознанием.

Проведенный анализ истории развития возрастной психологии в России дал возможность выделить этапы её развития в России и основные проблемы, разрабатываемые отечественными учеными в начале ХХ века, а также выявить значимые различия подходов к личности ребенка в отечественной и зарубежной психологии.

Ею проанализированы и описаны основные характеристики российской психологической науки, особенности её развития в различные исторические периоды, идеогенез основных психологических концепций. В последние годы занимается проблемами методологии и философии психологии, а также изучением психологических особенностей самосознания российской интеллигенции. Особое внимание обращается на творчество выдающегося отечественного ученого Г.Г. Шпета и его школы.

Т.Д. Марцинковской обоснованы категориальный строй и принципы исторической психологии личности, на основании которых разрабатывается историко-генетический подход к проблеме социализации и формирования идентичности на разных этапах онтогенеза. Этот подход позволяет объединить теоретико-методологические (в том числе и историко-теоретические) материалы с данными эмпирического и экспериментального изучения становления личности, общения, деятельности современных подростков и молодежи. Полученные Т. Д. Марцинковской и её сотрудниками результаты позволили обосновать ведущую роль переживания как механизма социализации детей, подростков и молодежи, показать значение индивидуальных и социальных переживаний для социального и персонального развития, раскрыли особенности социализации в эпоху неопределенности и социальных изменений, что открыло новый подход к проблеме информационной социализации.

В настоящее время Т.Д. Марцинковской разрабатывается междисциплинарный конструкт социального и персонального пространства-времени, позволяющий связать в единое целое процессы социализации и индивидуализации в транзитивном обществе, выделив два уровня детерминации этих процессов.

Профили автора

Страница в Википедии