В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023).
В 1977 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Проблема психического развития в работах российских ученых 1910—1930-х годов».
В 1995 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Национальная идентичность и её связь с развитием российской психологии в конце XIX — начале XX веков».
1982-2013 гг. - ассистент, доцент, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии Московского педагогического государственного университета .
В 1996-1999 гг. - заведующая лабораторией исторической психологии Института развития личности РАО.
С 1999 г. работает в Психологическом институте, первоначально возглавляла лабораторию исторической психологии личности, с 2008 года — лабораторию психологии подростка.
С 2013 г. заведовала кафедрой психологии развития личности факультета психологии Московского государственного областного университета.
В 2015-2016 гг. преподавала на кафедре психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В 2016-2022 гг. преподавала в Российском государственном гуманитарном университете, возглавляла Институт психологии им. Л.С. Выготского.
С 2022 г. возглавляет факультет общей и клинической психологии Московского института психоанализа.
Научные интересы:
- методология психологии
- психология личности
- социальная психология личности
- социальная психология развития
- история психологии
- философия и психология культуры
- историческая психология личности
Научные исследования, проводимые Т.Д. Марцинковской, отличают фундаментальность и целостность в исследовании истории и методологии психологической науки, динамики процесса становления её предмета и методов исследования психики, её связи с философией и естествознанием.
Проведенный анализ истории развития возрастной психологии в России дал возможность выделить этапы её развития в России и основные проблемы, разрабатываемые отечественными учеными в начале ХХ века, а также выявить значимые различия подходов к личности ребенка в отечественной и зарубежной психологии.
Ею проанализированы и описаны основные характеристики российской психологической науки, особенности её развития в различные исторические периоды, идеогенез основных психологических концепций. В последние годы занимается проблемами методологии и философии психологии, а также изучением психологических особенностей самосознания российской интеллигенции. Особое внимание обращается на творчество выдающегося отечественного ученого Г.Г. Шпета и его школы.
Т.Д. Марцинковской обоснованы категориальный строй и принципы исторической психологии личности, на основании которых разрабатывается историко-генетический подход к проблеме социализации и формирования идентичности на разных этапах онтогенеза. Этот подход позволяет объединить теоретико-методологические (в том числе и историко-теоретические) материалы с данными эмпирического и экспериментального изучения становления личности, общения, деятельности современных подростков и молодежи. Полученные Т. Д. Марцинковской и её сотрудниками результаты позволили обосновать ведущую роль переживания как механизма социализации детей, подростков и молодежи, показать значение индивидуальных и социальных переживаний для социального и персонального развития, раскрыли особенности социализации в эпоху неопределенности и социальных изменений, что открыло новый подход к проблеме информационной социализации.
В настоящее время Т.Д. Марцинковской разрабатывается междисциплинарный конструкт социального и персонального пространства-времени, позволяющий связать в единое целое процессы социализации и индивидуализации в транзитивном обществе, выделив два уровня детерминации этих процессов.