«Новый человек» в советской психологии — взгляд из XXI века

340

Аннотация

В известной книге Реймонда Бауера, вышедшей более полувека назад в разгар «холодной войны», была сделана попытка ответить на вопрос: «Какой социальный заказ со стороны лидеров Октябрьской революции могли получить социальные науки и, в частности, психология для достижения цели по созданию «нового советского человека» не только как важного идеологического ориентира, но и как объекта управления нового режима»? Автору хотелось бы не только оценить успешность решения этой задачи, но и оценить, как состояние психологии в Советском Союзе, особенно в наиболее тяжелый сталинский период, так и цели советского истеблишмента в отношении граждан своей страны, с точки зрения современного понимания истории психологии и советского общества.

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Бреслав Г.М. «Новый человек» в советской психологии — взгляд из XXI века // Научные тексты (Г.Бреслав).

Фрагмент статьи

Если уже в 1930-е годы американские психологи подтвердили превосходство демократического лидерства и подчеркивали возможности уменьшения психологических различий между расами с помощью обучения (Lewin, Lippitt, & White, 1939; Lippitt, 1940), то немецкие психологи в то же самое время подтверждали своими исследованиями доктрины расизма и авторитаризма (Wyatt, & Teuber, 1944). Понятно, что речь идет о двухсторонних влияниях доминирующих социально-политических идей в обществе и психологических теорий, хотя влияние психологических разработок на доминирующие ценности и установки властной элиты явно уступало обратному влиянию и в более демократических странах.

Литература

  1. Allik, J., Mottus, R., Realo, A., Pullmann, H., Trifonova, A., McCrae, R., Meshcheryakov B. (2009). How national character is constructed: personality traits attributed to the typical Russian. Psychological Journal of International University of Nature, Society and Human ―Dubna‖, 2009, 1.
  2. Bauer, R. A. (1952/1959). The New Man in Soviet Psychology. 2nd printing. Cambridge: Harvard University Press.
  3. Lewin, K., Lippitt, R., & White, R. (1939). Patterns of aggressive behavior in experimentally created "social climates." Journal of Social Psychology, 10, 271-299.
  4. Lippitt, Ronald (1940). An experimental study of the effect of democratic and authoritarian group atmospheres. University of Iowa Studies: Studies in Child Welfare, 16 (3), 45-195.
  5. Luria, A. R. (1936). The development of mental functions in twins. Character and Personality, 5, 35-47.
  6. Luria, A. R. (1937). Vues psychologiques sur le developpement des etats oligophrenes. Congres International de Psychiatrie Infantile (Paris), 3, 135-145.
  7. McFarland S.G., Ageev V.S. & Abalakina-Paap M.A. Authoritarianism in the Former Soviet Union // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. V. 63(6). P. 1004-1010.
  8. McFarland S., Ageyev V., Abalakina, M. (1993) The Authoritarian Personality in USA and USSR: Comparative Studies. In W. F.Stone, G. Lederer, R. Christie (Eds.) Strength and Weakness: The authoritarian personality today. — N.Y.: Springer-Verlag.
  9. Overmier, J. B., Seligman, M. E.P. (1967). Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding. Journal of Comparative and Physiological Psychology, 63, 23-33.
  10. Seligman, M. E.P. (1975). Helplessness: On depression development and death.— San Francisko: W.H.Freeman.
  11. Wyatt, Fr., & Teuber, H.-L. (1944). German Psychology under the Nazi System. Psychological Review, 51, 229-247.
  12. Абалакина М.А., Агеев B.C., Мак-Фарланд С.Т. (1990). Авторитарная личность в США и СССР. Человек. № 6. С. 110-118.
  13. Блонский, П.П. (1921). Очерк научной психологии. М.: Госиздат.
  14. Бреслав, Г. (2006). История психологии: Европейский взгляд. (Рукопись).
  15. Бухарин, Н. И. (1990). Избранные произведения. Москва: Экономика.
  16. Гордон, Л. А. (1939). Потребности и интересы. Советская Педагогика, 8-9, с.132-140.
  17. Лурия, А. Р. (1982). Этапы пройденного пути: Научная автобиография. — Москва: Изд. МГУ, с.18.
  18. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. (1995). Работа советских психологов в годы Великой Отечественной войны // Психол. журнал. Т.16. № 3. С. 3-12.
  19. Корнилов К.Н. (1928а). Современное состояние психологии в СССР, в кн.: „Проблемы современной психологии―, под ред. К.Н. Корнилова, Т. 3. — М.–Л., 1928, 5–25.
  20. Корнилов К.Н. (1928б). Психология и марксизм, в кн.:Психология и марксизм. Сборник статей, под ред. К.Н. Корнилова. — Л., 1925, 9–24.
  21. Корнилов, К. Н. (1942). Проблема формирования воли. Советская Педагогика, 5-6,
  22. Лурия, А. Р. (1975). Советские психологи в годы Великой Отечественной войны // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. № 5. С.757-759.
  23. Петровский, А. В. (1984). Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. — Москва: Педагогика.
  24. Рубинштейн, С.Л. (1940). Основы общей психологии.— Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР.
  25. Теплов, Б. М. (1947). Советская психологическая наука за 30 лет. Стенограмма публичной лекции. —Москва: Изд. «Правда».
  26. Умрихин, В. В. «Начало конца» поведенческой психологии в СССР. Сб. Репрессированная наука. — Л.: Наука, 1991, с.136–145.
  27. Челпанов, Г.И. (1914). Психологический Институт при Московском Университете (История, описание устройства, организация занятий). В сб. Г.И.Челпанов (Ред.), Психологические исследования. Т.1, вып.1-2.
  28. Шерешевский, (1991). Загадка смерти В. М. Бехтерева. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. № 2, с. 101-110.
  29. Эткинд, А. М. (1994). Эрос невозможного: История психоанализа в России. — Москва: «Гнозис» - «Прогресс-Комплекс».

Информация об авторах

Бреслав Гершон Моисеевич, доктор психологических наук, Аcсоц. проф. Балтийского института психологии и менеджмента, Рига, Латвия, e-mail: g_bresl@latnet.lv

Метрики

Просмотров

Всего: 1890
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 340
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 4