Классическая адлерианская теория: современный взгляд
Общая информация
Рубрика издания: Общетеоретические проблемы социальной психологии личности
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Тугушев Р.Х., Ставропольский Ю.В. Классическая адлерианская теория: современный взгляд // Проблемы cоциальной психологии личности.
Полный текст
На протяжении более чем полувека после того как Альфред Адлер сформулировал свою психоаналитическую теорию личности и систему психотерапии его идеи постепенно пронизывали всю современную психологию. Сдвиг психоанализа в направлении эго психологии отражает оригинальные мысли Адлера. Кроме того, в отличие от концепции З. Фрейда об управлении человеком врожденными инстинктами, у А. Адлера выдвинута идея об управлении мотивациями человека социальными побуждениями. Утверждение Адлера о том, что люди живут в мире смыслов, соответствует социально-контруктивистскому взгляду на человеческое поведение. В качестве смысла человеческой жизни Адлер называет социальный интерес. Будучи одним из первых феминистов, он утверждал, что и мужчины, и женщины страдают от того, что обществом переоцениваются мужчины и недооцениваются женщины. Он считал, что настоящим равенством между полами может быть только позитивное отношение между мужчинами и женщинами. Его работы, в которых констатируется единство психического и телесного, стали отправной точкой для развития психосоматической медицины. Он сделал важный вклад в теорию личности, введя понятие креативного «Я», что созвучно с современными «Я»-концепциями.
Параллели концепциям Адлера можно найти в работах антропологов, биологов и физиков. Представление Адлера о взаимозависимости всех живых существ и их природной склонности к сотрудничеству нашло отклик в антропологии и в биологии. Его понятие «стиля жизни», подразумевающее, что одна центральная тема выражается в каждом психическом проявлении, созвучно физике голограмм, в которой каждая часть целого есть свернутый образ этого целого. Его понятие финальной цели, концентрирующей все движения в направлении одной точки, аналогично понятию аттрактора в теории хаоса – магнетической конечной точки, фокусирующей и ограничивающей процесс. Он верил в фундаментальную креативную силу индивидов и в их способность выбирать и изменять направление собственной жизни, это очень похоже на тот биологический процесс, который называется аутопоэзис (самовоспроизведение), являющийся автономной, самообновляющейся и самонаправляющей природой всех форм жизни.
Когда социологи, антропологи, биологи, математики, физики и психотерапевты описывают довольно аналогичные динамические структуры, можно подумать о том, что наука находится на грани новой унифицированной теории поля, предложенной в свое время К. Левиным. Идеи Адлера нередко называют «философской антропологией», содержащей потенциальное магнетическое ядро, вокруг которого могут быть сгруппированы многие другие дисциплины. Каждый человек у А. Адлера – уникальная личность. В динамике ее поведения ведущую роль играет не секс, а социальные интересы.
В условиях интеллектуального климата начала XXI века переосмысление идей Адлера позитивно и плодотворно для более полного понимания человека и человеческих отношений в мире. Он создал интегрированную, холистическую теорию природы человека и психопатологии, комплекс психотерапевтических принципов и техник, оригинальное мировоззрение и философию жизни.
Ядром интегрированного комплекса адлерианской философии, теории и практики выступает оптимистический и гуманистический взгляд на жизнь. Он создал ценностно-ориентированную психологию, в которой человек рассматривается в качестве обладателя потенциала для глубокого межличностного сотрудничества и стремления к саморазвитию ради общего блага. Адлер одним из первых психологов утверждал, что если люди не научатся сотрудничать, то все человечество может прийти к самоуничтожению. Если в адлерианской концепции человека выделить одну главную мысль, то это будет мысль о Человеке Социальном, тесно взаимосвязанном с другими людьми и со всей природой. Центральная проблема, стоящая перед людьми – это проблема того, как вместе жить на одной планете, воздавая должное вкладу каждого в прошлом и улучшая жизнь для нынешних и будущих поколений.
В основу созданной им психологии Адлер заложил понятие социального чувства или социального интереса Gemeinschaftsgefuehl. Это многоуровневое понятие. Индивиды могут понимать и реализовывать одни уровни социального чувства и игнорировать другие.
Когда социальный интерес сформирован на аффективно-эмоциональ-ном уровне, человек испытывает глубинную принадлежность к человеческому роду и способен к эмпатии в отношении других людей. Такие люди во всем мире чувствуют себя как дома, принимая и позитивные, и негативные аспекты жизни. На когнитивном уровне человек признает необходимую взаимозависимость между людьми и то, что благополучие каждого, в конечном счете, зависит от благополучия всех. На поведенческом уровне такие мысли и чувства превращаются в поступки, направленные на саморазвитие и на сотрудничество и взаимопомощь с другими людьми. Тем самым, в своей основе понятие социального чувства направляет полное развитие способностей индивида, направляет процесс, в котором каждый человек развивается как личность, и все люди становятся богаче от общения друг с другом. В то же время данное понятие означает признание и принятие взаимозависимости всех людей.
В этих идеях Адлера содержится также определение отношений между «я» и обществом. Адлер, в отличие от многих, не усматривал коренного конфликта между «я» и обществом, между эгоистическим интересом и социальным интересом. Эти дихотомии ложные. Развитие личности и развитие взаимоотношений с другими позитивно влияют друг на друга. Чем больше личностно развит человек, тем сильнее его взаимосвязь с другими людьми, и наоборот, более тесная взаимосвязь человека с людьми создает более благоприятные условия для развития личности. Сейчас эту идею открывают заново.
Адлер усматривал взаимосвязь между живыми существами во многих различных сферах и на многих уровнях, включая животных, растения, неодушевленные предметы и в самом широком смысле – с космосом. Правильное понимание природы этой взаимосвязи позволило бы преодолеть многие антропогенные проблемы. В отличие от З. Фрейда, считавшего социальные конфликты и войны фатально неизбежными, А. Адлер был убежден, что можно преодолеть войны и явления дискриминации в обществе. Кроме того, людям необходимо осознать свою взаимосвязь с прошлым и настоящим.
Адлер назвал созданную им систему «индивидуальной психологией», это название само по себе ничего не говорит о ее социальном фундаменте. Индивидуальная психология Адлера – это не психология индивидуальных различий, это, скорее, социальная психология, в которой индивид понимается исходя из социального контекста. По-немецки термин Individualpsychologie означает психологию уникальной, целостной и неразъединимой личности. Под этим Адлер понимал, во-первых, то, что индивидуальная психология есть наука идеографическая. Развитие каждого человека уникально, креативно и определяется тем, как человек субъективно интерпретирует жизнь. Во-вторых, Адлер стремился выразить то, что человек есть целостность со своими мыслями, чувствами, поступками, мечтами, воспоминаниями, то есть система, в которой целое больше суммы частей. В симфонии человеческого поведения Адлер умел услышать одну ведущую мелодию, темп и тональность которой могли меняться. Благодаря этой сквозной теме человек и является целостностью, а не суммой частей.
Как возникает эта ведущая тема? Благодаря активному и креативному процессу, в котором индивиды атрибутируют смыслы своих жизненных переживаний. Из этого сырого материала они создают ту субъективную реальность, на которую они реагируют. Следовательно, человек есть не объект, не пассивная жертва наследственности и среды, а активно конструирующий и интерпретирующий собственную ситуацию субъект.
Этот процесс начинается в детстве из ощущения неудовлетворенности выполнением повседневных задач, особенно при сравнении самого себя с другими детьми и взрослыми. В результате формируется то, что Адлер называл «комплексом неполноценности» – совершенно нормальная реакция на осознание своей неспособности функционировать так, как человек того желает. Адлер также называл такое переживание «минусовой ситуацией». Из этих чувств складывается мотивация к стремлению в направлении «плюсовой ситуации».
Люди стремятся в этом направлении, поскольку ими движет креативная сила жизни, проявляющаяся в желании развиваться, и при неспособности добиться успеха в чем-то одном, стремление добиться его в другом. Сила эта телеологическая, она проявляется в стремлении к цели, и в этом стремлении каждое телесное и психологическое движение направляется на сотрудничество.
Под влиянием немецкого философа Ганса Вайхингера Адлер утверждал, что люди в своих поступках не всегда исходят из реальности. Людьми также движет то, что они считают истинным, хотя эти представления во многом бессознательны. Заметим, кстати, что их убеждение в правоте этого может быть и ошибочным. В основе идей Адлера – понятие «финальной цели». Финальная цель есть некий вымысел, создаваемый индивидом, воображаемая индивидуальная ситуация совершенства, завершенности или преодоления. Движение в направлении финальной цели мотивируется стремлением к преодолению испытываемой неполноценности. Финальная цель представляет собой субъективный, придуманный взгляд на будущее, но она руководит действиями человека в настоящем.
Для активного человека, обладающего развитым социальным чувством, стремление к финальной цели может представлять собой пожизненное стремление к оптимальному развитию, в котором нет конечной точки. Здесь можно увидеть аналогию со стремлением индивида к самоактуализации в направлении полной реализации своего потенциала, концептуализированным Абрахамом Маслоу.
Решающую роль в отношении переживаемой неполноценности и развития в направлении финальной цели играют влияние семьи (как родителей, так и братьев и сестер) и внешние социальные влияния. Первичным фактором развития социального чувства в раннем возрасте Адлер признавал влияние матери. В условиях позитивных отношений в семье, любви и заботы у ребенка формируется способность к саморазвитию и к социальному сотрудничеству, к выполнению того, что Адлер называл тремя задачами жизни: труд, общество и любовь. Если ребенок не получает поддержки в семье, то переживаемая неполноценность становится преувеличенной, формируя преувеличенную финальную цель, направленную на компенсацию глубоко переживаемой неполноценности. Тогда вместо того чтобы заниматься саморазвитием и преодолением трудностей, человек будет стремиться к цели воображаемого господства и избегать реального представления о самом себе. Финальная цель становится эгоцентрической и деструктивной. Финальная цель – это результат процесса, уникального для каждого человека. У двух людей с аналогичными комплексами неполноценности могут формироваться различные финальные цели. Один человек может стремиться поставить других на службу себе и своей неполноценности, другой будет стремиться преодолеть то, с чем связана неполноценность, и самоутвердиться в таком преодолении.
Индивидуальный подход к жизни, характерный для каждого человека, Адлер называл стилем жизни. Стиль жизни – это тот способ, которым индивид стремится или избегает выполнения трех главных задач жизни и реализации своей финальной цели. Здоровые люди решают все три задачи относительно гибко, находя много способов решения проблем. Когда один путь закрыт, они выбирают другой. Патологические личности упорствуют на каком-либо одном пути или не видят пути вообще.
Подобно другим психологам, Адлер считал первые пять лет жизни человека центральными в развитии личности. В этот период пережитый ребенком опыт позволяет ему сформировать прототипы финальной цели и стиля жизни, которые в последующем детстве и отрочестве претерпевают изменения. Сформировавшиеся в этом возрасте представления о мире и о себе в дальнейшем определяют мировидение человека. Адлер назвал это «схемой апперцепции». Следовательно, индивидуальное восприятие ограниченно, и всегда будет существовать противоречие между реальностью и ее восприятием. У нормальных людей это противоречие относительно мало, у людей, имеющих психологические проблемы, оно существенно больше.
В оптимальной ситуации развития взрослые помогают детям сформировать чувство значимости во взаимодействии с другими людьми, поощряют в них активность, способствуют минимизации переживаемой неполноценности и помогают детям ощутить себя частью целого, увидеть и почувствовать свою взаимозависимость по отношению к другим и научиться преодолевать трудности. В этом, по мнению Адлера, помогают универсальные ценности – справедливость, красота, истина.
Комментируя этот тезис, можно его приветствовать, но нельзя не заметить, что в многомерном человеческом мире эти понятия могут сильно отличаться, т.е. то, что красиво для одного, безобразно для другого, каждый параноик убежден в истине собственных идей, а справедливость может трактоваться таким образом, чтобы не навредить себе и т.п.
Оптимальное развитие, с позиций адлерианской теории, отличается от того, что принято определять как «нормальное» или «среднее» развитие. Многие люди, несмотря на свою способность к сотрудничеству, не реализуют собственный потенциал в максимальной степени. Они испытывают скуку, хроническое напряжение или стресс, не проявляя при этом эмоциональных или физикальных симптомов. Когда они сталкиваются с трудностями, они не в состоянии их преодолеть, и тогда они переживают шок, запускающий психологические симптомы. Такими кризисными ситуациями оказываются болезнь, брак, рождение детей, развод, достижение среднего возраста, взросление детей и их уход из дома в самостоятельную жизнь. Задача профессионального психолога в том, чтобы помочь таким «нормальным» людям максимально развиться – наметить такой идеал психического здоровья, который представляется возможным и мотивирующим, и определить этапы его достижения.
Литература
- Adler A. Understanding Human Nature. Oxford, 1992.
- Adler A. What Life Could Mean to You. London, 1992.
- Maslow A. The Farther Reaches of Human Nature. New York, 1971.
- Vaihinger H. The Philosophy of “As If”: A System of the Theoretical, Practical, and Religious Fictions of Mankind. New York., 1925.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 6116
В прошлом месяце: 218
В текущем месяце: 109