Особенности телесного восприятия студенток Поволжской государственной социально-гуманитарной академии

36

Аннотация

В статье представлены результаты исследования телесного восприятия студенток ПГСГА, занимающихся в спортивно-оздоровительной секции аэробики. Описаны достоверные различия реальных и воображаемых параметров частей тела.

Общая информация

Рубрика издания: Телесность: возрастные особенности восприятия

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Черкашина А.Г., Черкашин В.И. Особенности телесного восприятия студенток Поволжской государственной социально-гуманитарной академии // Психология телесности: теоретические и практические исследования.

Фрагмент статьи

Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое и телесные аспекты в психотерапии приобретают всё большее значение. Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя наши желания и эмоции, мы прячем их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии.

Тело является фундаментальной ценностью человека. Поэтому, развивая способность осознавать свою телесно – чувственную природу, - строя, таким образом, мост между мыслями, действиями и эмоциями, - телесная терапия запускает процесс их осознавания и трансформации, их соединения в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Телесно – чувственное осознавание себя является ключом к обретению себя и полноценной самореализации.

Наше тело – это самый близкий нам объект внешней реальности. Если мы тонко чувствуем свое тело, то, вероятно, можем надеяться, что так же хорошо сможем чувствовать и другие объекты внешнего Мира. И совершенно определенно можно утверждать, что если мы плохо чувствуем своё тело, то так же плохо чувствуем экспрессию внешней жизни. Наши представления о ней будут искажены или даже извращены. И все это начинается внутри нас, внутри нашего тела, с нашего самовосприятия и самосознания.

Полный текст

Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое и телесные аспекты в психотерапии приобретают всё большее значение. Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя наши желания и эмоции, мы прячем их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии.

Тело является фундаментальной ценностью человека. Поэтому, развивая способность осознавать свою телесно – чувственную природу, - строя, таким образом, мост между мыслями, действиями и эмоциями, - телесная терапия запускает процесс их осознавания и трансформации, их соединения в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Телесно – чувственное осознавание себя является ключом к обретению себя и полноценной самореализации.

Наше тело – это самый близкий нам объект внешней реальности. Если мы тонко чувствуем свое тело, то, вероятно, можем надеяться, что так же хорошо сможем чувствовать и другие объекты внешнего Мира. И совершенно определенно можно утверждать, что если мы плохо чувствуем своё тело, то так же плохо чувствуем экспрессию внешней жизни. Наши представления о ней будут искажены или даже извращены. И все это начинается внутри нас, внутри нашего тела, с нашего самовосприятия и самосознания.

С целью изучения телесного восприятия в структуре Я-концепции  в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) было проведено исследование со студентками 1 и 2 курсов (n=33), занимающихся в спортивно-оздоровительной секции аэробики. Для того, чтобы определить каким видят студентки свое тело применялась методика «Человечек Фельденкрайза» [1,2].

Процедура исследования. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе, студентки были разделены по парам (испытуемая и помощница). Помощница предлагала испытуемой с закрытыми глазами показывать ладонями размеры различных частей своего тела (см.приложение), а затем измеряла показываемое сантиметром и записывала полученные данные.

Вторым этапом работы было измерение тех же параметров – но уже в реальности. Таким образом, были получены два вида результатов  восприятия собственного тела: «воображаемые» (с закрытыми глазами) и «реальные» (измерение наличных частей тела). Измерения по методике «Человечек Фельденкрайза» проводилось в начале (воображаемые-1 величины) и в конце учебного года (воображаемые-2 величины).

Третьим этапом исследования последовало расчет среднего арифметического (см. Приложение, Таб. 1,2,3). 

На основании значений среднего арифметического по трем контрольным измерениям (реальные, воображаемые-1, воображаемые-2 величинам) было нарисовано три человека соответствующих реальным размерам и представлениям студенток о физических размерах собственного тела.

Обсуждение результатов. Как видно из рис.1. размеры «реального человека» не совпадают с размерами  «воображаемых человечков». Одно это уже предполагает, что исследуемые девушки имеют неадекватное представление о своем теле. Чтобы определить, насколько эти различия достоверны, полученные реальные и воображаемые величины были обработаны методом математической статистики - по критерию Манна-Уитни (Таблица 4, 5).

Рис. 1. Телесное восприятие студенток ПГСГА.

 

Значимые отличия по телесному восприятию в начале учебного года получены между реальными и «воображаемыми-1» величинами: «длина шеи» (таб.4). Поскольку шея является «мостом» соединяющим разум и чувства [1,3], можно сказать, что у исследуемых студенток присутствуют нарушения связи между головой и телом, то есть между интеллектом с одной стороны и страстями и физическими ощущениями с другой.

Согласно таб.5 значимые различия телесного восприятия студенток в конце учебного года получены между реальными  и «воображаемыми -2» величинами: «длина шеи», «длина туловища», «длина левой ноги». Так как воображаемые размеры «длины шеи», «длины туловища» и «длины левой ноги» значительно больше реальных размеров, можно сказать, что в этих частях тела присутствует мышечное напряжение и студентки тратят на их жизнедеятельность больше энергии, чем нужно. Полученные различия показали, что к неадекватному телесному восприятию «длины шеи» добавились измерения «длины туловища» и «длины левой ноги». В телесной терапии такая часть тела как «туловище» является основой, центром бытия, запасом жизненной энергии. «Ноги» в телесной терапии – это опоры, это уверенность в себе и окружающем мире. «Левая половина тела» – это женская, пассивная, восприимчивая, эмоциональная, духовная сторона тела [1,3].  Нарушения телесного восприятия  в данных частях тела, предполагают, что исследуемые студентки тратят слишком много сил на поддержание жизненного тонуса, не чувствуют своей женской привлекательности.

Значимые различия телесного восприятия («реальные»  и «воображаемые-1» величины)

Таблица 4.

 

Rank Sum

Rank Sum

U

Z

p-level

Z

p-level

Valid N

Valid N

2*1sided

Длина шеи

128,50

196,50

6,50

3,21

0,00

3,25

0,00

6

19

0,00

 

Значимые различия телесного восприятия

(«реальные»  и «воображаемые-2» величины)

 Таблица 5.

 

Rank Sum

Rank Sum

U

Z

p-level

Z

p-level

Valid N

Valid N

2*1sided

Длина шеи

774,00

261,00

71,00

4,04

0,00

4,06

0,00

26

19

0,00

Длина туловища

745,50

289,50

99,50

3,38

0,00

3,39

0,00

26

19

0,00

Длина левой ноги

495,50

539,50

144,50

-2,35

0,01

-2,35

0,01

26

19

0,01

 

Таким образом, телесное восприятие студенток ПГСГА, занимающихся в спортивно-оздоровительной секции аэробики имеет достоверные отличия от реального видения себя. Большие искажения присутствуют в восприятиях «длины шеи», «длины туловища» и «длины левой ноги». Эти показатели превышают истинные размеры. Можно сделать вывод, что у исследуемых студенток нарушен диалог между головой и телом, желания, эмоции и чувства подавляются разумом, много энергии уходит на доказательство своей внешней привлекательности и поддержания чувства уверенности в себе.

 


Приложение

Средние данные по «Человечку Фельденкрайза»  (реальные величины)

Таблица 1.

 

Valid N

Mean

Minimum

Maximum

Std.Dev.

Высота головы

19

22,05

18,00

30,00

2,592

Ширина головы

18

18,36

12,00

28,00

5,738

Длина шеи

19

9,42

5,00

14,00

2,116

Ширина шеи

18

15,16

8,00

39,00

8,631

Ширина плеч

18

37,66

9,00

63,00

10,244

Длина правой руки

19

63,31

9,00

81,00

15,44

Длина левой руки

19

60,39

10,00

88,00

19,58

Ширина правого локтя

19

13,00

7,00

67,00

13,22

Ширина левого локтя

19

13,57

7,00

68,00

13,46

Длина правой кисти

18

17,88

16,00

20,00

1,03

Длина левой кисти

18

18,08

16,00

21,00

1,28

Ширина грудной клетки

18

34,61

25,00

53,00

9,71

Ширина талии

18

31,88

23,00

54,00

8,91

Ширина бедер

17

40,05

31,00

56,00

7,95

Длина туловища

19

57,21

43,00

75,00

8,20

Длина правой ноги

19

93,26

83,00

101,00

4,84

Длина левой ноги

19

92,84

82,00

101,00

5,02

Ширина правого колена

19

14,81

10,00

22,00

4,40

Ширина левого колена

19

15,10

9,50

22,00

4,12

Длина правой ступни

18

25,94

22,00

33,00

2,97

Длина левой ступни

18

25,72

22,00

31,00

2,44

 

Средние данные по «Человечку Фельденкрайза» («воображаемые-1» величины)

Таблица 2.

 

Valid N

Mean

Minimum

Maximum

Std.Dev.

Высота головы

13

26,309

18,00

45,00

7,20

Ширина головы

12

19,91

13,00

28,00

5,59

Длина шеи

13

15,92

10,00

25,00

4,17

Ширина шеи

12

17,66

10,00

42,00

9,61

Ширина плеч

12

43,50

13,00

90,00

17,62

Длина правой руки

13

73,84

16,00

105,00

23,48

Длина левой руки

13

62,53

13,00

90,00

23,24

Ширина правого локтя

13

14,23

4,00

69,00

16,71

Ширина левого локтя

13

15,30

7,00

70,00

16,74

Длина правой кисти

12

17,16

13,00

22,00

3,40

Длина левой кисти

12

16,91

10,00

21,00

3,34

Ширина грудной клетки

12

35,83

23,00

48,00

6,36

Ширина талии

12

35,50

21,00

58,00

11,16

Ширина бедер

11

48,27

25,00

72,00

14,79

Длина туловища

13

67,76

40,00

98,00

15,40

Длина правой ноги

13

95,38

68,00

134,00

20,13

Длина левой ноги

13

89,92

68,00

114,00

14,52

Ширина правого колена

13

13,84

8,00

20,00

3,86

Ширина левого колена

13

14,76

9,00

22,00

3,87

Длина правой ступни

13

28,38

18,00

67,00

12,42

Длина левой ступни

13

27,76

18,00

67,00

12,36

 

Средние данные по «Человечку Фельденкрайза» («воображаемые-2» величины)

Таблица 3

 

Valid N

Mean

Minimum

Maximum

Std.Dev.

Высота головы

26

24,34

17,00

38,00

4,83

Ширина головы

26

21,69

14,00

45,00

6,74

Длина шеи

26

14,53

8,00

24,00

4,30

Ширина шеи

26

14,44

7,00

52,00

8,24

Ширина плеч

25

41,08

29,00

55,00

6,28

Длина правой руки

26

67,40

36,00

105,00

15,45

Длина левой руки

26

63,84

40,00

102,00

15,29

Ширина правого локтя

26

10,05

6,00

17,00

2,92

Ширина левого локтя

26

11,13

5,00

19,00

3,50

Длина правой кисти

26

17,44

10,00

25,00

3,68

Длина левой кисти

26

17,65

10,00

29,00

5,06

Ширина грудной клетки

26

35,53

25,00

50,00

6,54

Ширина талии

26

30,42

20,00

44,00

6,48

Ширина бедер

26

41,09

19,00

72,00

10,12

Длина туловища

26

69,38

44,00

96,00

12,30

Длина правой ноги

26

93,65

70,00

128,00

14,770

Длина левой ноги

26

85,84

56,00

108,00

12,78

Ширина правого колена

26

13,75

8,00

20,00

3,04

Ширина левого колена

26

14,38

8,00

21,00

3,09

Длина правой ступни

26

24,00

16,00

34,00

4,10

Длина левой ступни

26

25,55

16,00

42,00

6,61

 

Список измерений методики «Человечек Фельденкрайза»:

1) высота головы, 2) ширина головы, 3) длина шеи, 4) ширина шеи, 5) ширина плеч, 6) длина правой руки, 7) длина левой руки, 8) ширина правой руки в районе локтя, 9) ширина левой руки в районе локтя, 10) длина правой кисти, 11) длина левой кисти, 12) ширина грудной клетки, 13) ширина талии, 14) ширина бедер, 15) длина туловища от основания шеи до паха, 16) длина правой ноги, 17) длина левой ноги, 18) ширина правой ноги в районе колена, 19) ширина левой ноги в районе колена, 20) длина правой ступни (не входит в длину ноги), 21) длина левой ступни (не входит в длину ноги).

Литература

  1. Тимошенко, Г.В., Леоненко, Е.А. Знакомство с собой. Как чувствует себя ваше тело?. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 144с.
  2. Фельденкрайз, М. Осознавание через движение. Оздоровительные движения для личностного роста. М., 1994.
  3. Тимошенко, Г.В., Леоненко, Е.А. Знакомство с собой. О чем говорит ваше тело?. –  М.: ФОРМУ: ИНФРА-М, 2006. – 150с.

Информация об авторах

Черкашина Анна Георгиевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры физического воспитания Самарского Государственного Педагогического Университета, Россия, e-mail: cherka-anna@yandex.ru

Черкашин Виктор Иванович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Самарского Государственного Педагогического Университета, Россия, e-mail: cherka-anna@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1670
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 36
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0