Психологические аспекты понятия «интересы ребенка»

77

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Терехина С.А. Психологические аспекты понятия «интересы ребенка» // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

С изменением семейного законодательства в нашей стране несовершеннолетние приобрели новый статус, в соответствии с которым они выступают как самостоятельные субъекты семейного права. В качестве приоритетного принципа при решении различных вопросов, связанных с обеспечением прав несовершеннолетних, выступает соблюдение интересов детей. Исходя из этого любые решения, принимаемые по судебным делам, тем или иным образом затрагивающим права и интересы детей, должны оцениваться на предмет того, отвечают ли они интересам ребенка или нет. В настоящее время в правовых дисциплинах ведется активная работа по изучению теоретических и практических аспектов понятия «интересы детей», а также возможных механизмах реализации данного принципа в судебной практике. В то же время психологическим аспектам данной проблемы в рамках юридической психологии не уделяется должного внимания.

Определяя психологическую составляющую семейно-правового понятия «интересы ребенка», необходимо отличать ее от категории «интерес» в психологической науке, поскольку она выступает как «специфическая форма проявления познавательной потребности». Несколько ближе по смыслу к «интересам ребенка» находится категория «потребности», которая фиксирует «состояние недостаточности чего-либо» или «нужду в чем-то». Вместе с тем оба эти понятия отражают некоторые психологические феномены, характеризующие внутренний мир ребенка. В юридическом контексте «интересы ребенка» подразумевают скорее внешние по отношению к самому ребенку обстоятельства его жизни, которые выступают в качестве условий, в которых протекает его психическое и личностное развитие. Таким образом, сами «интересы», не являясь психологическими по своей природе, опосредованно могут оказывать существенное влияние на процесс развития ребенка. Алгоритм принятия судебного решения по гражданским делам в отношении детей должен включать в качестве обязательного звена сравнение различных обстоятельств, связанных с альтернативными вариантами, с точки зрения либо их благоприятствования дальнейшему развитию ребенка, либо минимизации вреда, наносимого ребенку в случае их реализации. В связи с этим суду важно опираться на сравнительную психологическую оценку возможных траекторий психического развития ребенка. В рамках данного подхода особую актуальность приобретает проблема прогнозирования процесса психического развития, которая в современной психологии развития является дискуссионной.

 

<...>

Полный текст

С изменением семейного законодательства в нашей стране несовершеннолетние приобрели новый статус, в соответствии с которым они выступают как самостоятельные субъекты семейного права. В качестве приоритетного принципа при решении различных вопросов, связанных с обеспечением прав несовершеннолетних, выступает соблюдение интересов детей. Исходя из этого любые решения, принимаемые по судебным делам, тем или иным образом затрагивающим права и интересы детей, должны оцениваться на предмет того, отвечают ли они интересам ребенка или нет. В настоящее время в правовых дисциплинах ведется активная работа по изучению теоретических и практических аспектов понятия «интересы детей», а также возможных механизмах реализации данного принципа в судебной практике. В то же время психологическим аспектам данной проблемы в рамках юридической психологии не уделяется должного внимания.

Определяя психологическую составляющую семейно-правового понятия «интересы ребенка», необходимо отличать ее от категории «интерес» в психологической науке, поскольку она выступает как «специфическая форма проявления познавательной потребности». Несколько ближе по смыслу к «интересам ребенка» находится категория «потребности», которая фиксирует «состояние недостаточности чего-либо» или «нужду в чем-то». Вместе с тем оба эти понятия отражают некоторые психологические феномены, характеризующие внутренний мир ребенка. В юридическом контексте «интересы ребенка» подразумевают скорее внешние по отношению к самому ребенку обстоятельства его жизни, которые выступают в качестве условий, в которых протекает его психическое и личностное развитие. Таким образом, сами «интересы», не являясь психологическими по своей природе, опосредованно могут оказывать существенное влияние на процесс развития ребенка. Алгоритм принятия судебного решения по гражданским делам в отношении детей должен включать в качестве обязательного звена сравнение различных обстоятельств, связанных с альтернативными вариантами, с точки зрения либо их благоприятствования дальнейшему развитию ребенка, либо минимизации вреда, наносимого ребенку в случае их реализации. В связи с этим суду важно опираться на сравнительную психологическую оценку возможных траекторий психического развития ребенка. В рамках данного подхода особую актуальность приобретает проблема прогнозирования процесса психического развития, которая в современной психологии развития является дискуссионной.

При рассмотрении интересов ребенка в контексте юридической психологии необходимо учитывать их динамичный характер. Содержательное наполнение интересов ребенка зависит от множества разнообразных факторов, в частности от его возраста. Для каждого возрастного периода в психологии принято выделять так называемые задачи развития, которые ребенку необходимо решить на данном этапе. Помимо возрастных особенностей нужно учитывать и его специфические индивидуальные характеристики, поскольку они также могут предъявлять определенные требования как к социальному окружению ребенка, так и методам его воспитания и обучения. В то же время ситуация осложняется тем, что на современном этапе развития общества и научных знаний меняются сами представления о детском развитии, его периодизации, критериях оценки и соответствующих нормативах. Также необходимо отметить, что разработка общепризнанной типологии форм и вариантов в рамках нормативного развития детей и подростков еще далека от своего завершения. В связи с этим задачи, стоящие перед специалистами в сфере защиты детства, являются весьма сложными и многогранными. Для их успешного решения необходимо объединение усилий специалистов различных специальностей, скорейшее внедрение научных разработок в практику судопроизводства в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних.

 

Информация об авторах

Терехина Светлана Алексеевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского» Минздрава России), доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4612-0521, e-mail: sterekhina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1838
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 77
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1