О состоянии нормативно-правового регулирования вопросов защиты субъектов образовательных отношений от насилия
Общая информация
Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Пимонов В.А. О состоянии нормативно-правового регулирования вопросов защиты субъектов образовательных отношений от насилия // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
Из предпринимаемых шагов в сфере нормативно-правового регулирования вопросов противодействия насилию в отношении субъектов образовательных отношений выделяются два конструктивных: правоприменение и нормотворчество.
Вместе с тем в сфере правоприменения есть существенные недоработки. В частности, не дана качественная и достоверная картина причин насилия в образовательной среде, а потому и не выработан единый государственный подход к решению проблемы противодействия данному явлению. Также остаются нереализованными положения Доктрины информационной безопасности, предусматривающей разработку специальных правовых и организационных механизмов контроля за оборотом информационной продукции, используемой для обучения и воспитания учащихся несовершеннолетних в образовательных учреждениях. Большинство такой продукции, особенно компьютерных программ, не оценивалась специалистами на предмет безопасности ее использования в образовательных учреждениях.
Нормотворческая деятельность в данной сфере часто осуществляется без учета мнения специалистов в области психологии, права и педагогики. При этом на первый план выдвигаются от имени большинства требования усилить репрессии в отношении как учащихся, допустивших насилие в отношении педагогов, так и наоборот – педагогов, совершивших противоправные действия в отношении несовершеннолетних. Репрессивные меры предлагаются как в сфере уголовной политики, так и в части продолжающегося дискурса о ювенальной юстиции. Например, продолжается дискуссия о снижении возрастных порогов уголовной ответственности до 12 лет. Соответствующий законопроект может появиться в Государственной Думе уже в конце 2012 года.
<...>
Полный текст
Из предпринимаемых шагов в сфере нормативно-правового регулирования вопросов противодействия насилию в отношении субъектов образовательных отношений выделяются два конструктивных: правоприменение и нормотворчество.
Вместе с тем в сфере правоприменения есть существенные недоработки. В частности, не дана качественная и достоверная картина причин насилия в образовательной среде, а потому и не выработан единый государственный подход к решению проблемы противодействия данному явлению. Также остаются нереализованными положения Доктрины информационной безопасности, предусматривающей разработку специальных правовых и организационных механизмов контроля за оборотом информационной продукции, используемой для обучения и воспитания учащихся несовершеннолетних в образовательных учреждениях. Большинство такой продукции, особенно компьютерных программ, не оценивалась специалистами на предмет безопасности ее использования в образовательных учреждениях.
Нормотворческая деятельность в данной сфере часто осуществляется без учета мнения специалистов в области психологии, права и педагогики. При этом на первый план выдвигаются от имени большинства требования усилить репрессии в отношении как учащихся, допустивших насилие в отношении педагогов, так и наоборот – педагогов, совершивших противоправные действия в отношении несовершеннолетних. Репрессивные меры предлагаются как в сфере уголовной политики, так и в части продолжающегося дискурса о ювенальной юстиции. Например, продолжается дискуссия о снижении возрастных порогов уголовной ответственности до 12 лет. Соответствующий законопроект может появиться в Государственной Думе уже в конце 2012 года.
Принимаются новые законы, многие из которых порождают бурные дискуссии в обществе, влекут за собой негативные криминологические, психологические и социальные последствия. Так, без учета мнения психологов, юристов, педагогов и медиков были приняты поправки к статьям 134, 135 УК РФ. Согласно этим поправкам установлена ответственность за половые контакты взрослых с детьми по взаимному согласию, что нивелирует степень общественной опасности таких преступлений и окончательно дезориентирует и без того крайне хаотичную следственно-судебную практику.
Явно перестарался законодатель, когда защищая детей от насилия установил в ст. 351.1 Трудового Кодекса РФ пожизненный запрет на занятие трудовой деятельностью в сфере образования для лиц когда-либо привлекавшихся к уголовной ответственности. В итоге применения данного закона фактов насилия над детьми не стало меньше, зато были уволены тысячи работников образовательных учреждений, которые много лет назад привлекались к ответственности за незначительные деяния.
Юридическая психология не только может, но и должна оценивать принимаемые нормативно-правовые акты, призванные обеспечить защиту как учащихся так и педагогов от различных форм насилия.
К сожалению, в настоящее время отсутствуют официальные способы обращения субъектов законодательной инициативы к психологам за получением научной экспертизы того или иного законопроекта. Однако это не исключает добровольного участия в обсуждении проектов нормативно-правовых актов по усмотрению самих психологов.
Кроме того, более или менее реальными остаются следующие организационно-правовые меры, в числе которых:
1. в области образовательной политики правильным видится широкое обсуждение проекта закона «Об образовании», подготовленного Минобрнауки РФ, а также законопроектных альтернатив ему с тем, чтобы определить в данном документе, что основная цель образования – не формирование квалифицированного потребителя работника для работодателя, а многостороннее развитие способностей личности;
2. в области противодействия криминальным формам насилия необходимо продолжать работу над созданием и внедрением в практику программ профилактики преступности среди несовершеннолетних, типовой системы оценки риска повторных правонарушений несовершеннолетних с целью унификации подходов к формированию индивидуальных программ реабилитации;
3. в области обеспечения информационной безопасности образовательной среды необходимо продолжать, с привлечением широкого круга специалистов, работу над законопроектом «Об информационной безопасности».
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1701
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 55
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0