Организация психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов

41

Общая информация

Рубрика издания: Психотехнологии в деятельности правоохранительных органов

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Коноплева И.Н. Организация психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Проблема профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к деятельности интересует значительное количество авторов, которые подходят к ней с различных позиций. Прежде всего, это связано с неодинаковым пониманием значимости различных психических характеристик для профессионально-психологической подготовленности сотрудников. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников подразделений органов внутренних дел традиционно предполагает решение большого круга вопросов, включая диагностику личности и коллектива, коррекцию психологических качеств, регуляцию психических свойств и процессов личности, межличностных взаимоотношений в группах.

Полный текст

Проблема профессионально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к деятельности интересует значительное количество авторов, которые подходят к ней с различных позиций. Прежде всего, это связано с неодинаковым пониманием значимости различных психических характеристик для профессионально-психологической подготовленности сотрудников. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников подразделений органов внутренних дел традиционно предполагает решение большого круга вопросов, включая диагностику личности и коллектива, коррекцию психологических качеств, регуляцию психических свойств и процессов личности, межличностных взаимоотношений в группах.

Структура и цели профессионально-психологической подготовки неоднозначны и зависят от особенностей деятельности специалистов, с которыми она проводится. В соответствии с этим ряд ученых (А.И. Папкин, А.М. Столяренко, А.Н. Тихонов, Н.А. Токарев) рассматривают психологическую подготовку, как состоящую из общей, специальной и подготовки к различным видам служебной деятельности (в том числе, к деятельности в экстремальных условиях). Профессиональную психологическую подготовку, по мнению вышеперечисленных авторов, необходимо рассматривать в двух аспектах – как сознательный процесс формирования мобилизационной готовности к участию в конкретной ситуации (возможно экстремальной), и как сознательный процесс систематического эффективного выполнения конкретных целей и заданий. Различают такие виды (формы) психологической подготовки как – воспитание, формирование соответствующих качеств, обучение, тренировка, а также система хорошо организованного программирования подсознания сотрудника (на успех решения задач в экстремальных для него условиях).

Содержанием всех видов и форм профессионально-психологической подготовки является такая психологическая коррекция личности сотрудника, которая позволила бы ему максимально эффективно и качественно выполнять поставленные задачи служебной деятельности, причем с минимальными затратами психической, нервной энергии и за минимальное время. В качестве форм профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов используются лекции, семинары, конференции, практикумы, тренинги, деловые игры, учения, просмотр учебных фильмов.

Для достижения цели и задач профессионально-психологической подготовки сотрудников желательно приблизить обучение к реальным условиям деятельности. В связи с чем в процессе профессионально-психологической подготовки в большей степени должны применяться формы обучения, позволяющие использовать комплекс различных видов профессиональных подготовок. Ряд авторов считают, что психологическая подготовка сотрудников к деятельности должна быть нацелена на достижение психологической устойчивости и формирование эмоционально-волевых качеств (Вахов, Волков, Колос, Назаренко, Калманов, 1992), другие в качестве цели выбирают формирование профессионально-важных психологических качеств (Горлинский, Постоев, Скобелев, 1986; Столяренко, 2001), третьи – подходят к подготовке комплексно, рассматривая ее как совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование и развитие психологических свойств и состояний сотрудников, обеспечивающих эффективное решение ими профессиональных задач (Смирнов, 2002; Столяренко, Андреев, Котенев, Хохлова, 1997).

Таким образом, профессионально-психологическая подготовка является научно организованным и эффективно осуществляемым процессом формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической подготовленности сотрудников органов внутренних дел к решению оперативно-служебных задач. При этом подготовка должна быть направлена на повышение эффективности выполнения профессиональных задач, на обеспечение личной безопасности и сохранение физического и психического здоровья сотрудников.

Информация об авторах

Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8540-8667, e-mail: konopleva.i.n@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1632
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 41
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4