Исследование психологических особенностей оперативных работников в процессе оперативно-служебной деятельности
Общая информация
Ключевые слова: психология оперативной деятельности
Рубрика издания: Психотехнологии в деятельности правоохранительных органов
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Калягин Ю.С. Исследование психологических особенностей оперативных работников в процессе оперативно-служебной деятельности // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
Реализация служебных задач в профессиональной деятельности оперативного работника нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом и сопряжена с повышенной ответственностью сотрудника за принятые решения, необходимостью общаться с различным контингентом граждан, воздействием различного рода перегрузок, что требует от сотрудника решительных действий, способности идти на риск. Эти особенности деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики оперативных работников. В наиболее общем виде следствием развития данного феномена могут быть такие поведенческие проявления, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой.
Полный текст
Реализация служебных задач в профессиональной деятельности оперативного работника нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом и сопряжена с повышенной ответственностью сотрудника за принятые решения, необходимостью общаться с различным контингентом граждан, воздействием различного рода перегрузок, что требует от сотрудника решительных действий, способности идти на риск. Эти особенности деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики оперативных работников. В наиболее общем виде следствием развития данного феномена могут быть такие поведенческие проявления, которые влекут за собой нежелательные оценки окружающих и не совпадают с профессиональной этикой.
В нашем исследовании были рассмотрены и проанализированы особенности социального восприятия оперативных работников в процессе профессиональной деятельности, особенности восприятия лиц, с которыми оперативные работники взаимодействуют в процессе деятельности, результаты оценки сотрудниками своего реального "Я", а также проведена диагностика показателей и форм агрессии. При проведении эмпирического исследования использовалась методика ДМЛО Т. Лири, методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки, методы математической статистики. В исследовании приняли участие 74 оперативных работника и 179 граждан.
При анализе результатов исследования восприятия гражданами оперативных работников выявлено, что воспринимаемое гражданами высокое доминирование оперативных работников может снижать эффективность общения, так как приводит к блокированию одной из базовых потребностей человека, потребности в безопасности. Между тем, в процессе осуществления профессиональной деятельности оперативный работник нередко достигает результата как раз за счет фрустрированной потребности в безопасности у партнера по общению. Мы полагаем, что является целесообразным предотвращение закрепления данного (доминирующего) стереотипа поведения и его переноса в повседневную жизнь оперативного работника, что достигается через осознание оперативным работником того факта, что способ общения с позиции доминирования может быть эффективен в достаточно узком спектре задач профессионального взаимодействия с другими людьми. Более того, на наш взгляд, стратегия доброжелательности, направленная на удовлетворение потребности в безопасности у партнера по взаимодействию в конечном итоге более выгодна и эффективна. Наблюдая общие тенденции самовосприятия в исследуемых выборках, можно говорить как о механизме проекции (или переноса), так и о развитых механизмах ролевой подстройки под оперативного работника.
Для изучения отдельных негативных особенностей личности нами было проведено исследование оперативных работников с помощью методики диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки. Полученные нами результаты показывают, что проявления агрессии в целом невысокие, наиболее выражена у оперативных работников косвенная агрессия, т.е. использование окольным путем направленных против других лиц злословия, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных вспышек злости. Заслуживает внимания и то, что выражен показатель аутоагрессии, характеризующий отношение и действия по отношению к себе, проистекающие из возможного убеждения оперативного работника в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо – вредно, злобно или бессовестно. Менее всего выражена форма агрессии в виде подозрительности. Показатели проявления вербальной и физической агрессии находятся у оперативных работников в прямой зависимости (r = 0.53). Кроме того, вербальная агрессия также положительно связана с косвенной агрессией (r = 0.45) и негативизмом (r = 0.54). Уровень обиды оперативного работника положительно коррелирует с проявлением подозрительности (r = 0.50).
Результаты по выборке оперативных работников дают определенную характеристику их психологических качеств, за рамками нашего исследования остается вопрос происхождения этих качеств. Предметом отдельного изучения может стать вопрос приобретения данных психологических качеств в процессе оперативной деятельности, а также привлекательности этой деятельности для лиц с выявленными психологическими качествами.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1752
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 27
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0