Соотнесенность уровня тревожности и мотива достижения успеха у подростков с девиантным поведением
Общая информация
Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Поваляева А.С. Соотнесенность уровня тревожности и мотива достижения успеха у подростков с девиантным поведением // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
Фрагмент статьи
Актуальную проблему современного общества можно обозначить как нестабильность общества, неопределенность социальной ситуации. С одной стороны, это дает широкий спектр возможностей для развития каждого конкретного человека, с другой, – многие люди не могут определить, как дальше строить свое будущее в таком многообразии вариантов. Нестабильность и противоречивость, в частности, в юридической сфере влечет за собой напряженность в обществе.
Полный текст
Актуальную проблему современного общества можно обозначить как нестабильность общества, неопределенность социальной ситуации. С одной стороны, это дает широкий спектр возможностей для развития каждого конкретного человека, с другой, – многие люди не могут определить, как дальше строить свое будущее в таком многообразии вариантов. Нестабильность и противоречивость, в частности, в юридической сфере влечет за собой напряженность в обществе.
Психическое напряжение и связанная с ним тревога определенным образом соотносятся с мотивацией достижения успеха и склонностью к риску.
Нам представляется важным вопрос об основных закономерностях взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха у подростков. Именно в этот период, когда личностные установки не до конца сформированы, тревожность может быть особенно высокой. Мы предположили, что тревожность у подростков имеет обратную связь с мотивацией к достижению успеха, причем эта связь имеет особую специфику у подростков с девиантным поведением.
В проведенном нами эмпирическом исследовании приняли участие подростки старшего школьного возраста, из них 49 подростков с девиантным поведением и 56 подростков с нормативным поведением. Возраст испытуемых – 15-17 лет.
Изучение особенностей мотивации достижения успеха подростков проводилось при помощи следующего методического комплекса: методика диагностики мотивации к успеху Т. Элерса, методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса, методика диагностики степени готовности к риску Шуберта, “Мотивация успеха и боязнь неудачи” А.А. Реана. Для изучения и определения уровня тревожности использовалась методика исследования тревожности Спилбергера-Ханина.
В результате проведенного нами исследования были выявлены следующие особенности мотивационной сферы и тревожности, характерные для подростков старшего школьного возраста с девиантным поведением.
У подростков с девиантным поведением преобладает высокий уровень личностной тревожности, характеризующий неустойчивость их нервно-психического состояния. У них выявляется и ситуативная тревожность, что означает подверженность негативным переживаниям при воздействии на них социально-психологических стрессоров. Высокий уровень тревожности имеет негативную связь с результатами деятельности. Отмечается корреляция тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость подростков с девиантным поведением. В ситуациях риска такие подростки проявляют излишнюю осторожность, либо ориентированы на средний уровень готовности к риску. У подростков с девиантным поведением преобладает мотивация избегания неудач, причем между мотивацией избегания неудач и уровнем личностной тревожности выявлена статистически значимая и достоверная взаимосвязь.
Таким образом, выраженность уровня тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач является одной важных составляющих формирования и развития личности подростков с девиантным поведением.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2352
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 134
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3