К вопросу о способности ребенка адекватно воспринимать семейную ситуацию и пользоваться правами, предоставляемыми законодательством России

31

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ошевский Д.С. К вопросу о способности ребенка адекватно воспринимать семейную ситуацию и пользоваться правами, предоставляемыми законодательством России // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Эффективная политика в сфере защиты прав и интересов детей должна основываться на понимании места ребенка в обществе, его потребностей и способов их реализации. С точки зрения законодательной и правоприменительной практики при определении границ социальной и правовой способности ребенка осознавать свои права и реализовывать их необходимо учитывать ряд аспектов. Формальным признаком такой способности является достижение субъектом определенного календарного возраста, который отражает количество прожитых лет. Его границы устанавливаются исходя из определенной конвенциональной договоренности, которая в дальнейшем закрепляется в правовых документах. Предполагается, что начиная с определенной возрастной границы, ребенок может быть субъектом при реализации собственных прав. Так, в 57 статье Семейного Кодекса РФ возрастной рубеж такой возможности определен в 10 лет. Из всех законодательных актов России, где фигурирует понятие «возраст» Семейный Кодекс содержит самую низкую возрастную границу. Начиная с десяти лет, с точки зрения законодателя ребенок приобретает социальную и правовую зрелость, которая позволяет ему выражать свое мнение по целому ряду вопросов (проживание с одним из родителей, находящихся в разводе, восстановление родителя в родительских правах и т.п.). Это мнение должно учитываться судом или органами опеки и попечительства.

Полный текст

Эффективная политика в сфере защиты прав и интересов детей должна основываться на понимании места ребенка в обществе, его потребностей и способов их реализации. С точки зрения законодательной и правоприменительной практики при определении границ социальной и правовой способности ребенка осознавать свои права и реализовывать их необходимо учитывать ряд аспектов. Формальным признаком такой способности является достижение субъектом определенного календарного возраста, который отражает количество прожитых лет. Его границы устанавливаются исходя из определенной конвенциональной договоренности, которая в дальнейшем закрепляется в правовых документах. Предполагается, что начиная с определенной возрастной границы, ребенок может быть субъектом при реализации собственных прав. Так, в 57 статье Семейного Кодекса РФ возрастной рубеж такой возможности определен в 10 лет. Из всех законодательных актов России, где фигурирует понятие «возраст» Семейный Кодекс содержит самую низкую возрастную границу. Начиная с десяти лет, с точки зрения законодателя ребенок приобретает социальную и правовую зрелость, которая позволяет ему выражать свое мнение по целому ряду вопросов (проживание с одним из родителей, находящихся в разводе, восстановление родителя в родительских правах и т.п.). Это мнение должно учитываться судом или органами опеки и попечительства.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в основу конвенционального определения возрастных границ должны быть положены социальные и психологические характеристики зрелости субъекта, которые наполняют ее внутренним содержанием. Способность человека правильно воспринимать свои права и реализовывать их предполагает сформированность соответствующих психологических структур (функций). В связи с этим для определения зрелости следует учитывать социальный и психологический возраст. Однако если уголовное законодательство в отношении несовершеннолетних имеет хорошо разработанную систему комментариев на эту тему (Кудрявцев, Дозорцева, 1988; Ситковская, 1999, 2009), то в семейном и гражданском праве психологических работ по этой проблематике практически нет. Между тем, вопросы, касающиеся интересов ребенка, все чаще ставятся перед органами опеки и попечительства, решаются в гражданском судопроизводстве и требуют привлечения специальных психологических познаний.

Независимо от теоретических и методологических воззрений в психологии под возрастом ребенка понимается определенный период (этап, стадию) развития. Возраст характеризуется специфичными именно для данного периода свойствами психической жизни и развития личности. В отечественной психологии одна из наиболее четких периодизаций была предложена Д.Б. Элькониным (1971) и развита в дальнейших работах Д.И. Фельдштейна (1995) .В ней основанием для выделения возрастных этапов является положение о смене ведущей деятельности в процессе развития. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются и формируются основные психические процессы и происходит изменение психологических особенностей личности на данной стадии её развития, появляются новые психологические образования. Существуют и другие концепции (Божович, 1968; Петровский, 1984), которые используют иные объяснительные принципы, однако, в целом не противоречат периодизации описанной выше.

Десятилетний возраст в соответствии с систематикой Д.Б. Эльконина относится к периоду младшего школьного детства. Учебная деятельность, которая является ведущей на этом этапе развития, стимулирует формирование целого ряда психических функций. К завершению данного возрастного этапа внимание становится относительно устойчивым, появляется возможность удерживать в памяти достаточно большие объемы информации, использовать средства для более эффективного заучивания. Восприятие также становится достаточно устойчивым и избирательным. У ребенка формируется способность осмыслять окружающую действительность на более высоком – понятийном уровне. Необходимость учитывать школьные нормы и правила способствует формированию произвольности, которая позволяет осуществлять контроль над эмоциями. Вместе с тем, указанные процессы на этапе младшего школьного детства находятся еще в стадии развития. Кроме того, у младшего школьника еще не сформировано самосознание, которое позволяет целостно и обобщенно воспринимать явления внешнего мира, своего места в нем, и выступает основой для осознанной произвольной регуляции социально значимого поведения. Следует отметить, что на этой стадии возрастного развития ребенок оценивая собственные интересы, во многом ориентируется на конкретные ситуационные факторы и не до конца способен учитывать ситуацию в целом, а также отдаленные последствия принятых решений.

Резюмируя сказанное выше, можно заключить, что мнение ребенка десяти лет следует учитывать при судопроизводстве, однако, в силу его недостаточной психологической зрелости ребенка оно не должно быть решающим при определении его интересов. Всесторонний анализ с приоритетом интересов ребенка, а также принятие взвешенного решения относится к прерогативе суда. Вопрос относительно нижней возрастной границы, начиная с которой ребенок может целостно воспринимать семейную ситуацию и использовать свои права, требует более глубокой психологической проработки.

Информация об авторах

Ошевский Дмитрий Станиславович, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П.Сербского» МЗ РФ), доцент кафедры юридической психологии и права, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» ведущий научный сотрудник отдела организации психиатрических служб , Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3465-6302, e-mail: oshevsky@serbsky.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1741
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 31
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0