Развитие общечеловеческих ценностей у подростков через изучение права

36

Общая информация

Рубрика издания: Ювенальная юридическая психология

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Камышева А.В. Развитие общечеловеческих ценностей у подростков через изучение права // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В современном обществе знание основ государства и права является необходимым для каждого гражданина вне зависимости от его профессии и рода занятий. Особенно важно, чтобы в правовой сфере ориентировалось подрастающее поколение, т.к. это является важным элементом для воспитания социально ответственных, активных, общественно ориентированных граждан, с высокой правовой культурой и правосознанием. Именно такие люди смогут создать фундамент сильного, свободного и независимого государства. К сожалению, в настоящее время школьники часто не владеют знаниями своих прав и обязанностей, не умеют защищать их правовым путём. С другой стороны, права детей и подростков часто нарушаются, совершается большое количество преступлений, жертвами которых становятся несовершеннолетние. Для успешного преодоления сложившейся ситуации ведётся работа на всех уровнях: в школьных программах нормы права и основные законы обсуждаются в рамках различных дисциплин, таких как обществознание, граждановедение и др.; появляется большое количество тематической социальной рекламы; широко обсуждается необходимость относительно новой для нашей страны области права – ювенальной юстиции.

Полный текст

В современном обществе знание основ государства и права является необходимым для каждого гражданина вне зависимости от его профессии и рода занятий. Особенно важно, чтобы в правовой сфере ориентировалось подрастающее поколение, т.к. это является важным элементом для воспитания социально ответственных, активных, общественно ориентированных граждан, с высокой правовой культурой и правосознанием. Именно такие люди смогут создать фундамент сильного, свободного и независимого государства. К сожалению, в настоящее время школьники часто не владеют знаниями своих прав и обязанностей, не умеют защищать их правовым путём. С другой стороны, права детей и подростков часто нарушаются, совершается большое количество преступлений, жертвами которых становятся несовершеннолетние. Для успешного преодоления сложившейся ситуации ведётся работа на всех уровнях: в школьных программах нормы права и основные законы обсуждаются в рамках различных дисциплин, таких как обществознание, граждановедение и др.; появляется большое количество тематической социальной рекламы; широко обсуждается необходимость относительно новой для нашей страны области права – ювенальной юстиции.

Другим приоритетным направлением молодёжной политики в нашей стране является духовно-нравственное развитие детей. И этой проблеме тоже уделяется значительное внимание. Но, как правило, работа по данным направлениям ведётся параллельно, часто разными специалистами (учителями, воспитателями, психологами).

В таких условиях в районе Капотня ЮВАО была разработана программа для учеников 5-6 классов «Правовая школа подростка» (Камышева, Ревун, Москва, ГУ «Веста Юго-Востока», 2010), которая стала результатом совместной работы педагога-психолога и юрисконсульта данного учреждения. В настоящее время она успешно внедряется в нескольких школах района. Результаты апробации программы в 2009-2010 учебном году показали её эффективность не только для овладения учениками знаниями основ права и отдельных законов, но и в развитии у них общечеловеческих ценностей, таких как закон и правопорядок, долг и ответственность, здоровье и др., а также в качестве профилактики правонарушений и девиантного поведения.

Практика нашей работы показала, что школьники достаточно хорошо знаю свои собственные права и права граждан России в целом. Но при этом свои обязанности перед государством и обществом, а также ответственность, которая может возникать, ученики знаю гораздо хуже. Изучение данных тем позволяет, с одной стороны, развивать чувство патриотизма – как активной позиции, а не только как чувство гордости за свой народ и его историю. С другой стороны, это является профилактикой тех противоправных действий, которые являются результатом незнания законов. И наконец, беседы об ответственности в более широком смысле (за свои поступки, за свой выбор, за свою жизнь) способствуют формированию у школьников более активной личной и гражданской позиции.

Таким образом, уникальностью программы «Правовая школа подростка» и её отличием от школьных программ, является её направленность на личностное духовно-нравственное развитие школьников и развитие у них общечеловеческих ценностей, а не только на освоение знаний о государстве, правах и обязанностях. Возникнув на стыке юриспруденции, психологии и педагогики, она позволяет использовать достижения всех этих наук, как в плане содержания, так и в форме проведения занятий.

Информация об авторах

Камышева Ася Валентиновна, педагог-психолог Государственного учреждения «Веста Юго-Востока», Москва, Россия, e-mail: kamyshevaav@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1534
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 36
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0