Образ мира и Я-образы виктимных подростков

55

Общая информация

Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ситников В.Л., Стреленко А.А. Образ мира и Я-образы виктимных подростков // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

Как известно, проблема человека-жертвы не является абсолютно новой для некоторых отраслей человекознания. Наряду с частью социально-гуманитарных дисциплин психология также не остается безразличной к данной проблеме. Наиболее значимым в плоскости изучения этой темы оказывается вопрос, связанный с изучением причин, вызывающих провокационное поведение жертвы.

В настоящее время определено, что причины, которые могут обуславливать возникновение позиции жертвы, связаны как с объективными факторами, так и с некоторыми субъективными предпосылками превращения человека в реальную жертву неблагоприятных условий социализации.

Полный текст

Как известно, проблема человека-жертвы не является абсолютно новой для некоторых отраслей человекознания. Наряду с частью социально-гуманитарных дисциплин психология также не остается безразличной к данной проблеме. Наиболее значимым в плоскости изучения этой темы оказывается вопрос, связанный с изучением причин, вызывающих провокационное поведение жертвы.

В настоящее время определено, что причины, которые могут обуславливать возникновение позиции жертвы, связаны как с объективными факторами, так и с некоторыми субъективными предпосылками превращения человека в реальную жертву неблагоприятных условий социализации.

Социализируясь в обществе других людей, человек не только видит и воспринимает мир через образы и в образах, но и наяву строит свой мир в образах. В зависимости от формирующейся картины мира человек воспринимает и устанавливает отношения с другими так, как это себе представляет.

Изучая Я-образы подростков (юношей и девушек), переживших сексуальное насилие, мы выявили, что в Я-образах юношей, переживших сексуальное насилие, по сравнению с девушками, достоверно преобладают характеристики интеллектуально-творческого плана, в то же время, в Я-образах девушек, переживших сексуальное насилие, значимо больше внимания уделяется телесным характеристикам.

Как известно, именно тогда, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик и физические данные начинают сильно волновать подростка, соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Вероятно, поэтому для девушек особо важную роль играют телесные характеристики.

Таким образом, в рамках половых различий Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела. И эта зависимость во многом объясняется социально-ролевыми функциями мужчин и женщин.

Однако направленность на свой физический облик у девушек может быть связана не только с возрастными особенностями, но и с ситуативными, в частности с ситуацией насилия. После его воздействия девушки могут осознавать, что собственное тело становится не только их самостью, но и достоянием других. Поэтому могут возникать ощущения отделения своего тела от мыслей. Специалисты такое состояние называют диссоциацией. Суть его заключается в выключенности (безразличии ко всему), как правило, кратковременной. Но если подросток не сможет найти более конструктивных способов адаптации и не выработает другой защитный механизм, это может повлечь к серьезным проблемам личностной сферы.

В сравниваемых группах девушек (группа девушек, переживших сексуальное насилие, и группа девушек – учащихся общеобразовательных средних школ) обнаружились существенные различия по интеллектуальной характеристике Я-образов и социальному интеллекту. Что касается интеллектуальной характеристики и социального интеллекта, в отношении прогнозирования ситуации, предвосхищения тех событий, в которых могут оказываться подростки, по-видимому, будут в выигрыше девочки средних школ. На наш взгляд у учащихся общеобразовательных школ, по сравнению с подростками, подвергавшихся сексуальному насилию, это связано с тем, что в анамнезе отмечаются наиболее благоприятные обстоятельства для развития интеллекта. Это условие, несомненно, является значимым для развития детей и подростков. Можно предположить, что отсутствие соответствующих условий сказывается на том, что у девушек - жертв сексуального насилия существенно слабее проявляются такие способности, как определение успешности оценки и прогнозирования поведения людей. Что и является дополнительным виктимогенным фактором, провоцирующим посягательства на их половую неприкосновенность (Стреленко, 2009).

Таким образом, Я-образ виктимного подростка имеет свои отличительные особенности, связанные с формированием его образа мира до/после воздействия сексуального насилия. Скорее всего, недостаточная степень дифференциации Я-образа виктимного подростка будет значительно затруднять формирование в его сознании дифференцированного образа мира, т.е. предметного обобщения текущих взаимоотношеий человека и мира, частью которого он является.

Информация об авторах

Ситников Валерий Леонидович, доктор психологических наук, заведующий кафедрой прикладной психологии и социологии Петербургского государственного университета путей сообщения, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Стреленко Анна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии, УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» (УО ВГУ), докторант, УО «Белорусский государственный университет» (УО БГУ), Витебск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9765-5430, e-mail: strelenko@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1771
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 55
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

!
Портрет читателя
Пройти опрос