Психологический анализ текстовых материалов в аспекте статей 280 и 282 УК РФ

42

Общая информация

Рубрика издания: Психология девиантного и криминального поведения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Лисовцева В.М., Петрова Л.Г. Психологический анализ текстовых материалов в аспекте статей 280 и 282 УК РФ // Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

Фрагмент статьи

В связи с применением Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» Федеральный закон от 27 июля 2006 года №153 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был дополнен ст.205 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма».

Общественная опасность преступлений, относящихся к террористической деятельности, предопределена их способностью существенно дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране, нарушать общественное спокойствие, вызывать неуверенность граждан в возможности государства обеспечить безопасные условия их жизни.

Полный текст

В связи с применением Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» Федеральный закон от 27 июля 2006 года №153 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был дополнен ст.205 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма».

Общественная опасность преступлений, относящихся к террористической деятельности, предопределена их способностью существенно дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране, нарушать общественное спокойствие, вызывать неуверенность граждан в возможности государства обеспечить безопасные условия их жизни.

Объективную сторону преступлений, анализируемых в указанных статьях УК РФ, образуют действия, направленные на публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма. Поэтому заслуживает внимания такой признак объективной стороны рассматриваемого преступления как призыв. Для правоохранительных органов в этом контексте особое значение имеет не столько наличие призыва, сколько определение степени его действенности.

Этимологически, призыв – это политический лозунг, заключенный в лаконичную форму и выражающий руководящую политическую идею, требование.

Когда информация такого рода появляется в листовках, надписях на стенах, на Интернет-сайтах и форумах, то возникает необходимость в анализе текста на предмет наличия в нём призыва к экстремизму, оценки реальной угрозы влияния призыва на психическую активность людей с целью побуждения их к осуществлению террористической деятельности.

Специфика СПЭ текста выражается в выделении разнообразных смыслов его содержания и определения меры влияния на психическую деятельность человека.

Любое побуждение (актуализация существующих смыслов и ценностей, подталкивание к смысловой дестабилизации и переоценке ценностей, имитация процессов поиска смысла) является отражением работы конкретного психологического механизма воздействия (влияния), тех внутрипсихических процессов, которые обеспечивают эффективность психологического воздействия.

В рамках СПЭ призыв анализируется как побудитель психической деятельности в аспекте ст. 280 и 282 УК РФ, где оценивается уровень действенности побуждения, его способности «повести» за собой. Специфика таких экспертиз заключается в исследовании побуждений, используемых чаще всего в скрытой форме.

Так, например, текст на заборе «Чурки вон» включает в себя обращение, имитацию попытки решения проблемы, приведение в действие подходящих сценариев, подталкивание адресата к включению автоматизма и так далее.

Уровень психической действенности призыва определяется индивидуальностью смыслового поля адресата: его ценностными системами, наличием или отсутствием внутриличностных конфликтов и так далее. В приведенном выше примере центральное место занимает слово «чурки», которое ассоциируется в сознании масс со всеми нерусскими. А когда объектом внимания становится множество, оно теряет индивидуальность, адресность и действенность.

Таким образом, чтобы побудить собеседника к активности необходимо воздействовать на его подсознание, сознание, эмоции, включить его в соответствующую деятельность.

Текст может описывать как реальность, так и предположительную реальность, может выражать отношение автора к этой реальности. Рассмотрим другой пример – текст, размещенный на Интернет-форуме:

«Гнать надо поганую путинскую кремлядь, а чекистов вешать на столбах! Предлагаю разгромить ………и штурмовать КГБ на …».

 Текст побуждает совершить некое действие, описывает то, как его совершать («гнать, вешать, разгромить, штурмовать») и намерение автора побудить адресата совершить это действие («призываю, надо»). Текст «призыва» носит конкретный характер: объекты, в отношении которых «надо» совершить действия, желаемые автором, – «кремлядь, чекисты, КГБ, приемная», найти которых можно «на Советской, на Дзержинского».

Высказывание содержит в себе призывы к осуществлению противоправных действий в отношении конкретных социальных групп и законной деятельности государственных органов, своим содержанием и формой изложения направлен на возбуждение социальной розни (по принципу «мы – они»).

Информация об авторах

Лисовцева Вера Михайловна, старший преподаватель Саратовской государственной академии права, Саратов, Российская Федерация

Петрова Любовь Георгиевна, кандидат психологических наук, доцент Саратовской государственной академии права, Саратов, Российская Федерация

Метрики

Просмотров

Всего: 1730
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 42
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

!
Портрет читателя
Пройти опрос