Мотивация профессиональной деятельности психолога

1129

Аннотация

Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Коноплева И.Н.

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Демина И.С. Мотивация профессиональной деятельности психолога [Электронный ресурс] // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/icjp_2011/contents/41796 (дата обращения: 22.11.2024)

Фрагмент статьи

Общество постоянно развивается и с его развитием увеличивается количество проблем, которые встают перед человеком. В связи с этим возрастает роль психолога в обществе. Однако материалов, изучающих личность психолога на сегодняшний момент недостаточно. Не изучены также и мотивы, по которым психологи занимаются своей работой. Поэтому данная тема представляется актуальной и интересной.

Результаты нашего исследования будут полезны прежде всего психологам, которые будут знать на что следует обратить внимание в своей работе и смогут более полно рефлексировать свою деятельность, что в свою очередь может послужить дальнейшему развитию профессионализма.

Полный текст

Общество постоянно развивается и с его развитием увеличивается количество проблем, которые встают перед человеком. В связи с этим возрастает роль психолога в обществе. Однако материалов, изучающих личность психолога на сегодняшний момент недостаточно. Не изучены также и мотивы, по которым психологи занимаются своей работой. Поэтому данная тема представляется актуальной и интересной.

Результаты нашего исследования будут полезны прежде всего психологам, которые будут знать на что следует обратить внимание в своей работе и смогут более полно рефлексировать свою деятельность, что в свою очередь может послужить дальнейшему развитию профессионализма.

Цель: определение основных мотивов, влияющих на профессиональную деятельность психологов.

Объект исследования: личность психолога.

Предмет исследования: мотивационная и эмоциональная структура личности.

Задача: определение связи личностных характеристик с профессиональным выбором, связи личностных характеристик с мотивационной структурой, доминирующего мотива при осуществлении профессиональной деятельности.

Методики: самооценка мотивации одобрения (русский вариант разработан Ю.Л. Ханиным), диагностика эмоциональной направленности личности, диагностика мотивационной структуры личности (разработчик методики В.Э. Мильман), тест профессиональной мотивации (разработчик методики Л.А. Верещагина).

Выборка. В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 20 до 23 лет, которые заканчивают профессиональное обучение по специальности психология. Вторая группа испытуемых представлена молодыми людьми от 20 до 23 лет, заканчивающими профессиональное обучение по другим специальностям (специальности также предполагают работу с людьми). Общее количество испытуемых – 50. Каждая группа состоит из 25 человек.

При обработке данные заносились в Microsoft Office Excel, корреляции были посчитаны с помощью программы SPSS 16.

При анализе литературы по теме нами были выявлены следующие основные мотивы деятельности (Маслоу А., 2010; Батаршев А.В., 2009; Нирмайер Райнер, 2010):

  1. Самоактуализация – желание людей реализовать себя, а именно, склонность проявить в себе то, что в них заложено потенциально.
  2. Интерес, успех, новые знания. Человек может заниматься психологией просто потому, что это интересно или потому, что ему нравится ощущение успешности при преодолении какой-либо ситуации.
  3. Социальная полезность. Еще одним фактором, который стимулирует работу психолога, является желание приносить людям пользу.
  4. Стремление к превосходству, самоутверждению, компенсации.
  5. Денежный заработок.

Не исключено присутствие всех мотивов одновременно, но для нас важно выявить лидирующий мотив и установить, существует ли его взаимосвязь с какими-либо чертами личности психолога.

Выводы по результатам исследования.

Среднее значение по шкале социального одобрения у группы «психологи» – 6,8, что является низким уровнем. Это может свидетельствовать о том, что психолог больше ориентируется на собственное мнение и собственный анализ информации. У «непсихологической группы» среднее значение – 8,7, что также является низким показателем. Но стоит учесть, что он все-таки выше, чем у «психологической группы». Таким образом, психологи более склонны ориентироваться на свои убеждения и представления, чем люди, работающие по другим специальностям.

При анализе средних значений по шкалам эмоциональной структуры личности были получены следующие результаты. В группе психологов выражены следующие личностные черты – коммуникативность – 6,6 (max 10), радость от процесса работы – 6,2, романтическая направленность – 6,7, эстетическая направленность – 6,2. Это может свидетельствовать о том, в ценностных ориентациях у психологов превалируют не материальные, а духовные ценности. Значение по другим шкалам: самоутверждение – 4, альтруизм – 4,7, радость от преодоления опасности – 4, гностическая направленность – 4,6, направленность на удовольствие – 5, накопление -0,6.

Однако в непсихологической группе превалирующие личностные черты являются аналогичными, значимые различия обнаружены только  по шкале «альтруизм» – 5,2. Это может свидетельствовать о том, что психологи более склонны не к «порывам» помогать людям, а к более обдуманной и проанализированной помощи.

Анализируя мотивационную структуру личности обнаружено, что у психологической группы лидируют показатели по «шкале общение + статус» – 21, и по шкале «творческая активность» – 20.6. При этом нельзя выделить тенденцию по направленности на общежитейские ценности или на «рабочие». При сравнении со второй группой получается следующее: показатель по шкале «общение + статус» равен показателю у первой группы, показатель по творческой активности выше, чем у первой группы и составляет 22 балла. Также выше показатели по шкале комфорт и по шкале социальной полезности, т.е. как и в предыдущих результатах, психологи больше ориентированы не на материальные ценности. Но вопрос о преобладании в мотивации психологов потребности приносить пользу, остается открытым. Социальная полезность присутствует, но не является лидирующей.

Мотивы профессионального труда распределены достаточно равномерно: мотив собственного труда – 25, мотив социальной полезности – 28, мотив самоутверждения – 29, мотив профессионального мастерства – 16. Во второй группе также равномерное распределение. Разница наблюдается лишь в мотиве профессионального мастерства, что может свидетельствовать о том, что психологи все же больше, чем работники других специальностей ориентированы на развитие своих способностей.

Теперь рассмотрим, как связаны личностные черты с превалирующими мотивами. Во-первых, между шкалами «самоутверждение» и «мотивация социального одобрения» была получена отрицательная значимая корреляции. Она показывает, что чем выше мотивация социального одобрения, тем ниже показатели по самоутверждению.

Невысокая отрицательная корреляция была обнаружена между альтруизмом и социальной полезностью. Можно говорить о том, что альтруистическая направленность не способствует формированию мотива «профессиональной помощи окружающим».

Также была обнаружена положительная значимая корреляция между коммуникацией и мотивом собственного труда. Возможно это связано с тем, что у психолога в достаточной мере удовлетворены потребности в общении, принадлежности и уважении, которые напрямую связанны с коммуникацией, и ему проще в своей деятельности ориентироваться именно на свою деятельность, т.е. не пытаться повысить в своей работе уровень неудовлетворенных потребностей.

Литература

  1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи: учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений /А.В. Батаршев. М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ Пер. с англ. СПб.: Питер, 2010.
  3. Нирмайер Райнер. Мотивация / Райнер Нирмайер, Мануэль Зайфферт; [пер. с нем. Е.А. Зись]. М.: СмартБук, 2010.

Информация об авторах

Демина Ирина Сергеевна, студентка факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: demina_i@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2362
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 30

Скачиваний

Всего: 1129
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 8